Рабочая программа элективного курса «Культурное наследие величайших городов мира»
рабочая программа по мхк (9 класс) на тему

Данная программа рассчитана на учащихся 9 классов и представляет собой разработку элективного курса, основной целью которого является приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям, воспитание их художественного вкуса, уважения к культуре как своей страны, так и других народов через знакомство с достопримечательностями и культурно-историческим наследием различных городов мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samusenko_e.i._programma_elektivnogo_kursa_9_klass.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное

автономное образовательное учреждение –

общеобразовательная школа-интернат

«Мичуринский лицей-интернат»

         

                                     

                                             

                                                                     «УТВЕРЖДАЮ»

                                             

                                                                                         Директор___________В.Н. Самусенко

                                                                                          приказ № - 309  от    08. 2015 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Культурное наследие величайших городов мира»

ДЛЯ 9 КЛАССА

                                                                 

                                                                                 Программу разработала

                                                                                 Е.И. Самусенко,

                                                                                 учитель МХК

 ТОГАОУ «Мичуринский лицей».                                                              

 Программа рассмотрена на заседании

 Кафедры гуманитарных дисциплин

 ТОГАОУ «Мичуринский лицей».

 Протокол № 1 от «26» августа 2015 г.

 Руководитель кафедры

 _______________И.П. Калинина

Программа рассмотрена на методическом          совете ТОГАОУ «Мичуринский лицей».

Протокол №  1  от «27» августа 2015 г.

Председатель

_______________С. А. Мантрова

Мичуринск 2015


Пояснительная записка

        Данная программа рассчитана на учащихся 9 классов и представляет собой разработку элективного курса, основной целью которого является приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям, воспитание их художественного вкуса, уважения к культуре как своей страны, так и других народов через знакомство с достопримечательностями и культурно-историческим наследием различных городов мира.

        В условиях всеобщего падения нравственности в обществе, постоянно возникающих в различных регионах планеты конфликтов на межнациональной и религиозной почве, особенно важно сформировать у подрастающего поколения правильные ценностные ориентиры и гуманистические установки. В связи с этим возникают следующие задачи:

  1. Сформировать у учащихся представление о неповторимом культурном облике величайших городов мира через знакомство с их архитектурой, творчеством выдающихся художников, писателей, музыкантов.
  2. Развить у школьников интерес и вызвать уважение к культурно-эстетическим достижениям народов разных стран путем привлечения учащихся к разнообразной творческой деятельности.
  3. Воспитать художественный вкус учащихся посредством формирования умения понимать и давать эстетическую оценку произведениям искусства.

Курс «Культурное наследие величайших городов мира» рассчитан на 17 часов, на его изучение отводится 1 час в неделю в течение I полугодия.

При проведении занятий рекомендуется использовать иллюстративный материал, слайды, видеоматериалы, мультимедийные средства обучения – в зависимости от материальных ресурсов, имеющихся в распоряжении учителя.

Программа курса предполагает изучение культуры и искусства 5 крупнейших столичных городов мира: Афин, Рима, Пекина, Парижа и Москвы, - на примере которых учащиеся смогут составить представление о духовном развитии каждого конкретного государства.

Выбор данного перечня городов не случаен: Афины и Рим являются колыбелью античной цивилизации; Пекин – столица одного из древнейших государств Азии, Париж – общепризнанный центр западноевропейской культуры, а Москва – сердце России.

В процессе изучения элективного курса предполагается проведение уроков-путешествий, уроков-презентаций, семинаров, литературно-музыкальных композиций и т.д. При этом детям предоставляются большие возможности для проявления своих творческих способностей.  Обучение осуществляется в тесном сотрудничестве учащихся и учителя.

Целесообразно на занятиях использовать такие методы, как проектное обучение, взаимообучение, составление рефератов по материалам Интернет-источников и печатных изданий, ролевая игра.

Итогом изучения данного курса является выполнение каждым учащимся самостоятельной творческой работы по выбору (из перечня заданий, предложенных учителем):

  • Составление вопросов для викторины;
  • Разработка индивидуального проекта;
  • Написание реферата;
  • Создание макета городской постройки, диорамы, художественной композиции и т.д.;
  • Оформление художественного альбома;
  • Написание исследовательской работы по определенной прблеме;
  • Подготовка и проведение внеклассного мероприятия и т.д.

Программа ориентирована в первую очередь на учителей предметов гуманитарного цикла, однако предпочтительно, чтобы занятия проводил педагог, имеющий опыт преподавания мировой художественной культуры, поскольку в основу элективного курса положен принцип интегративного подхода в изучении различных видов искусства.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате изучения курса «Культурное наследие величайших городов мира» учащиеся должны:

1. Знать:

- основные особенности художественного развития и достопримечательности рассматриваемых городов мира;

- выдающихся деятелей культуры и искусства, чьи судьбы связаны с жизнью данных городов;

- основные художественные музеи городов.

2. Уметь:

  - анализировать и самостоятельно оценивать произведения искусства;

 - объяснять культурно-историческое значение каждого города для духовного развития современного человека;

- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, Интернет-источниками, анализировать их в ходе выполнения самостоятельной работы; отбирать и систематизировать материал для создания собственного творческого проекта

Содержание программы

Тема 1. Афины – прошлое и настоящее.

Занятие №1. Легенда о возникновении Афин. Перикл и строительство афинского Акрополя. Значение Акрополя. Фидий – величайший афинский архитектор и скульптор. Архитектурный ансамбль Акрополя: храм Ники Бескрылой, Пропилеи, Парфенон, Эрехтейон. Знакомство с понятием архитектурного ордера.

Занятие №2. Фронтоны и фриз Парфенона. Значение Парфенона в мировой художественной культуре. Статуи Фидия  на Акрополе. Судьба Акрополя. Проблема сохранения архитектурного ансамбля Акрополя в наши дни. Афины сегодня.  

Самостоятельная работа учащихся:

1. Создание плана-схемы расположения построек на Акрополе.

2. Письменная работа на тему «Как сохранить афинский Акрополь для потомков?»

Тема 2. Рим – «вечный город».

Занятие №3. Легенда об основании Рима. Капитолийская волчица. Римские дороги, гробницы, акведуки. Рим периода Республики. Образование Римской империи. Римские форумы. Пантеон – храм всех богов. Колизей. Триумфальные арки. Римская скульптура, ее официальный характер. Римский портрет. Причины падения Римской империи.

Занятие №4. Возвращение былого величия Рима в эпоху Возрождения. Рим – религиозный центр католицизма. Творческая деятельность Микеланджело в Ватикане: гробница Юлия II, Сикстинская капелла, ансамбль площади Капитолия, Пьета. Станцы и лоджии Рафаэля в Ватикане. Возведение собора святого Петра. Архитектура Браманте.

Занятие №5. Архитектура и скульптура периода барокко: церковь Джезу Джакомо дела Порта, творчество Бернини. Живопись Караваджо. Скульптура Антонио Канова. Культурный облик Рима в XX веке.

Самостоятельная работа учащихся: 

1. Описание особенностей внутреннего мира человека по римскому портрету.

2. Анализ стихотворения Микеланджело.

3. Составление путеводителя по Риму.

Тема 3. Пекин – столица Поднебесной.

Занятие №6. Религиозные представления, обычаи и верования в Древнем Китае, их отражение в художественной культуре и быте. Объявление Пекина столицей Китая в XV веке во время правления династии Мин. Планировка города. Запретный город. Императорский дворец.

Занятие №7. Храм Неба. Дорога духов. Царские погребения. Садово-парковая архитектура Пекина. Стена Девяти драконов. Современный Пекин.

Самостоятельная работа учащихся:

1. Создание проекта китайского сада.

Тема 4. Прогулка по Парижу.

Занятие №8. Возникновение Парижа. Собор Парижской богоматери. Лувр и его сокровища.

Занятие №9. Версаль. Корлевская площадь Клода Шантийона. Вандомская площадь Жюля Ардуэна Мансара. Триумфальная арка на площади Шарля де Голля.

Занятие №10. Эйфелева башня. Скульптура Родена. Знаменитые парижане (писатели, художники, композиторы – по выбору учителя). Париж XX века.

Самостоятельная работа учащихся:

1. Эскиз (аппликация, имитация на стекле) витража для готического собора.

2. Подборка репродукций картин на тему «Париж глазами художников».

Тема 5. Москва!.. Как много в этом звуке…

Занятие №11. Первое упоминание о Москве в летописи. Возникновение Московского княжества, формирование идеи «Москва – третий Рим». Московский Кремль. Монастыри. Московская школа живописи: Андрей Рублев, Дионисий.

Занятие №12. Музеи Москвы: Оружейная палата, Исторический музей, Третьяковская галерея, музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Занятие №13. Дворцы Москвы (по выбору учителя). Столичные театры: Малый драматический, Большой оперы и балета. Парки Москвы. Скульптурные памятники Москвы (по выбору учителя).

Самостоятельная работа учащихся:

1. Москва в произведениях русских композиторов и поэтов (сообщения или подготовка литературно-музыкальной композиции).

2. Подготовка тематической «экскурсии» по Москве (тема – по выбору учащихся).

Занятие №14. Консультация по подготовке творческих проектов.

Занятия №№15,16,17. Презентация творческих работ учащихся.

Тематический план курса

№ п/п

Тема

Количество часов

  1. 1

Афины – прошлое и настоящее.

2

  1. 2

Рим – «вечный город».

3

  1. 3

Пекин – столица Поднебесной.

2

  1. 4

Прогулка по Парижу.

3

  1. 5

Москва!.. Как много в этом звуке…

3

  1. 6

Консультация по подготовке творческих работ учащихся.

1

  1. 7

Презентация творческих работ учащихся.

3

Итого

17

Календарно-тематическое планирование

                                                     №

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Вид контроля

           Дата

План.

Факт.

Афины – прошлое и настоящее

- 2 ч.

1.

Легенды о возникновении Афин

1

Урок изучения нового материала

Текущий

2.

Афины сегодня.  

1

Урок изучения нового материала

Текущий

Рим – «вечный город» - 3 ч.

3.

Легенда об основании Рима. Колизей. Триумфальные арки. Римская скульптура, ее официальный характер

1

Урок изучения нового материала

Текущий

4.

Возвращение былого величия Рима в эпоху Возрождения.

1

Урок изучения нового материала

Текущий

5.

Архитектура и скульптура периода барокко. Живопись Караваджо. Скульптура Антонио Канова. Культурный облик Рима в XX веке.

1

Урок изучения нового материала

Текущий

Пекин – столица Поднебесной – 2 ч.

6.

Религиозные представления, обычаи и верования в Древнем Китае, их отражение в художественной культуре и быте.

1

Комбинированный

Текущий

7.

Храм Неба. Дорога духов. Царские погребения. Садово-парковая архитектура Пекина. Стена Девяти драконов. Современный Пекин.

1

Комбинированный

Текущий

Прогулка по Парижу – 3 ч.

8.

Возникновение Парижа. Собор Парижской богоматери. Лувр и его сокровища.

1

Комбинированный

Текущий

9.

Версаль. Корлевская площадь Клода Шантийона. Вандомская площадь Жюля Ардуэна Мансара. Триумфальная арка на площади Шарля де Голля.

1

Комбинированный

Текущий

10.

Эйфелева башня. Скульптура Родена. Знаменитые парижане. Париж XX века.

1

Комбинированный

Текущий

Москва!.. Как много в этом звуке…

3 ч.

11.

 «Москва – третий Рим». Московский Кремль. Монастыри. Московская школа живописи: Андрей Рублев, Дионисий.

1

Комбинированный

Текущий

12.

Музеи Москвы

1

Комбинированный

Текущий

13.

Дворцы Москвы. Столичные театры: Малый драматический, Большой оперы и балета. Парки Москвы. Скульптурные памятники Москвы

1

Комбинированный

Текущий контроль: диктант

Консультация по подготовке творческих работ учащихся – 1 ч.

14.

Консультации

1

Комбинированный

Текущий

Презентация творческих работ учащихся – 3 ч.

15-17

Защита презентаций

3

Комбинированный

Текущий

Учебно-методическое и  материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

  1. Алпатов М.В. Андрей Рублев. – М., 1972.
  2. Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. – М., 1973.
  3. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М., 1970.
  4. Государственная Третьяковская галерея. Материалы и исследования. – М., 1983.
  5. Древний Рим / Под ред. Д.П. Каллистова. – М., 1955.
  6. Евангулова О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII в. – М., 1969.
  7. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999.
  8. Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. – М., 1966.
  9. Ильин М.А. Москва. Памятники архитектуры XVIII – первой трети XIX в. В 2 кн. – М., 1975.
  10. Искусство Китая. – М., 1988.
  11. Китай – традиции и современность. – М., 1976.
  12. Лазарев В.Н. Микеланджело: жизнь и творчество. – М., 1964.
  13.  Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. – М., 1971.
  14.  Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. – М., 1996.
  15. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1996.
  16. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М., 1996.
  17. Лясковская О.А. Французская готика XII-XIV веков. – М.,   1973.
  18. Федорова Е.В. Люди императорского Рима. – МГУ, 1990.
  19. Энциклопедия для детей: Искусство. Ч.1,2,3. – М., 1999.

Электронные образовательные ресурсы:

  • Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Библиотеки:

Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.

Библиотека Гумер-гуманитарные науки (например, литературоведение).

Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.

Библиотека Максима Мошкова.

Электронные наглядные пособия:

Библиотекарь. РУ

Большая художественная галерея

Музеи:

Государственный Бородинский военно-исторический музей.

Музей-заповедник «Московский Кремль».

Государственный Эрмитаж.

Портал «Музеи России».

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Всероссийский музей А.С.Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Архитектурное наследие Татарстана»

Программа элективных курсов «Архитектурное наследие Татарстана» предназначается  для учащихся 9-х классов, в рамках предпрофильной подготовки и ориентации  на дальнейшее обучение в к...

Рабочая программа по модулю "Культурное наследие Древнего мира"

Рабочая программа составлена по модулю "Культурное наследие Древнего мира" и рассчитана на 9 часов....

Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"

Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"...

Рабочая программа элективного курса "Город математики" для 7 класса

Данная программа призвана помочь учащимся развить умения и навыки в решении задач, научить грамотному подходу к решению текстовых задач....

Рабочая программа элективного курса "Город математики" для 8 класса

Практическая значимость программы заключается в определении основных сложностей формирования ключевых и предметных компетенций в средней школе при обучении математике, подготовке к ОГЭ в среднем звене...