Рабочая программа элективного курса «Культурное наследие величайших городов мира»
рабочая программа по мхк (9 класс) на тему
Данная программа рассчитана на учащихся 9 классов и представляет собой разработку элективного курса, основной целью которого является приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям, воспитание их художественного вкуса, уважения к культуре как своей страны, так и других народов через знакомство с достопримечательностями и культурно-историческим наследием различных городов мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samusenko_e.i._programma_elektivnogo_kursa_9_klass.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное
автономное образовательное учреждение –
общеобразовательная школа-интернат
«Мичуринский лицей-интернат»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор___________В.Н. Самусенко
приказ № - 309 от 08. 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Культурное наследие величайших городов мира»
ДЛЯ 9 КЛАССА
Программу разработала
Е.И. Самусенко,
учитель МХК
ТОГАОУ «Мичуринский лицей».
Программа рассмотрена на заседании
Кафедры гуманитарных дисциплин
ТОГАОУ «Мичуринский лицей».
Протокол № 1 от «26» августа 2015 г.
Руководитель кафедры
_______________И.П. Калинина
Программа рассмотрена на методическом совете ТОГАОУ «Мичуринский лицей».
Протокол № 1 от «27» августа 2015 г.
Председатель
_______________С. А. Мантрова
Мичуринск 2015
Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на учащихся 9 классов и представляет собой разработку элективного курса, основной целью которого является приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям, воспитание их художественного вкуса, уважения к культуре как своей страны, так и других народов через знакомство с достопримечательностями и культурно-историческим наследием различных городов мира.
В условиях всеобщего падения нравственности в обществе, постоянно возникающих в различных регионах планеты конфликтов на межнациональной и религиозной почве, особенно важно сформировать у подрастающего поколения правильные ценностные ориентиры и гуманистические установки. В связи с этим возникают следующие задачи:
- Сформировать у учащихся представление о неповторимом культурном облике величайших городов мира через знакомство с их архитектурой, творчеством выдающихся художников, писателей, музыкантов.
- Развить у школьников интерес и вызвать уважение к культурно-эстетическим достижениям народов разных стран путем привлечения учащихся к разнообразной творческой деятельности.
- Воспитать художественный вкус учащихся посредством формирования умения понимать и давать эстетическую оценку произведениям искусства.
Курс «Культурное наследие величайших городов мира» рассчитан на 17 часов, на его изучение отводится 1 час в неделю в течение I полугодия.
При проведении занятий рекомендуется использовать иллюстративный материал, слайды, видеоматериалы, мультимедийные средства обучения – в зависимости от материальных ресурсов, имеющихся в распоряжении учителя.
Программа курса предполагает изучение культуры и искусства 5 крупнейших столичных городов мира: Афин, Рима, Пекина, Парижа и Москвы, - на примере которых учащиеся смогут составить представление о духовном развитии каждого конкретного государства.
Выбор данного перечня городов не случаен: Афины и Рим являются колыбелью античной цивилизации; Пекин – столица одного из древнейших государств Азии, Париж – общепризнанный центр западноевропейской культуры, а Москва – сердце России.
В процессе изучения элективного курса предполагается проведение уроков-путешествий, уроков-презентаций, семинаров, литературно-музыкальных композиций и т.д. При этом детям предоставляются большие возможности для проявления своих творческих способностей. Обучение осуществляется в тесном сотрудничестве учащихся и учителя.
Целесообразно на занятиях использовать такие методы, как проектное обучение, взаимообучение, составление рефератов по материалам Интернет-источников и печатных изданий, ролевая игра.
Итогом изучения данного курса является выполнение каждым учащимся самостоятельной творческой работы по выбору (из перечня заданий, предложенных учителем):
- Составление вопросов для викторины;
- Разработка индивидуального проекта;
- Написание реферата;
- Создание макета городской постройки, диорамы, художественной композиции и т.д.;
- Оформление художественного альбома;
- Написание исследовательской работы по определенной прблеме;
- Подготовка и проведение внеклассного мероприятия и т.д.
Программа ориентирована в первую очередь на учителей предметов гуманитарного цикла, однако предпочтительно, чтобы занятия проводил педагог, имеющий опыт преподавания мировой художественной культуры, поскольку в основу элективного курса положен принцип интегративного подхода в изучении различных видов искусства.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате изучения курса «Культурное наследие величайших городов мира» учащиеся должны:
1. Знать:
- основные особенности художественного развития и достопримечательности рассматриваемых городов мира;
- выдающихся деятелей культуры и искусства, чьи судьбы связаны с жизнью данных городов;
- основные художественные музеи городов.
2. Уметь:
- анализировать и самостоятельно оценивать произведения искусства;
- объяснять культурно-историческое значение каждого города для духовного развития современного человека;
- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, Интернет-источниками, анализировать их в ходе выполнения самостоятельной работы; отбирать и систематизировать материал для создания собственного творческого проекта
Содержание программы
Тема 1. Афины – прошлое и настоящее.
Занятие №1. Легенда о возникновении Афин. Перикл и строительство афинского Акрополя. Значение Акрополя. Фидий – величайший афинский архитектор и скульптор. Архитектурный ансамбль Акрополя: храм Ники Бескрылой, Пропилеи, Парфенон, Эрехтейон. Знакомство с понятием архитектурного ордера.
Занятие №2. Фронтоны и фриз Парфенона. Значение Парфенона в мировой художественной культуре. Статуи Фидия на Акрополе. Судьба Акрополя. Проблема сохранения архитектурного ансамбля Акрополя в наши дни. Афины сегодня.
Самостоятельная работа учащихся:
1. Создание плана-схемы расположения построек на Акрополе.
2. Письменная работа на тему «Как сохранить афинский Акрополь для потомков?»
Тема 2. Рим – «вечный город».
Занятие №3. Легенда об основании Рима. Капитолийская волчица. Римские дороги, гробницы, акведуки. Рим периода Республики. Образование Римской империи. Римские форумы. Пантеон – храм всех богов. Колизей. Триумфальные арки. Римская скульптура, ее официальный характер. Римский портрет. Причины падения Римской империи.
Занятие №4. Возвращение былого величия Рима в эпоху Возрождения. Рим – религиозный центр католицизма. Творческая деятельность Микеланджело в Ватикане: гробница Юлия II, Сикстинская капелла, ансамбль площади Капитолия, Пьета. Станцы и лоджии Рафаэля в Ватикане. Возведение собора святого Петра. Архитектура Браманте.
Занятие №5. Архитектура и скульптура периода барокко: церковь Джезу Джакомо дела Порта, творчество Бернини. Живопись Караваджо. Скульптура Антонио Канова. Культурный облик Рима в XX веке.
Самостоятельная работа учащихся:
1. Описание особенностей внутреннего мира человека по римскому портрету.
2. Анализ стихотворения Микеланджело.
3. Составление путеводителя по Риму.
Тема 3. Пекин – столица Поднебесной.
Занятие №6. Религиозные представления, обычаи и верования в Древнем Китае, их отражение в художественной культуре и быте. Объявление Пекина столицей Китая в XV веке во время правления династии Мин. Планировка города. Запретный город. Императорский дворец.
Занятие №7. Храм Неба. Дорога духов. Царские погребения. Садово-парковая архитектура Пекина. Стена Девяти драконов. Современный Пекин.
Самостоятельная работа учащихся:
1. Создание проекта китайского сада.
Тема 4. Прогулка по Парижу.
Занятие №8. Возникновение Парижа. Собор Парижской богоматери. Лувр и его сокровища.
Занятие №9. Версаль. Корлевская площадь Клода Шантийона. Вандомская площадь Жюля Ардуэна Мансара. Триумфальная арка на площади Шарля де Голля.
Занятие №10. Эйфелева башня. Скульптура Родена. Знаменитые парижане (писатели, художники, композиторы – по выбору учителя). Париж XX века.
Самостоятельная работа учащихся:
1. Эскиз (аппликация, имитация на стекле) витража для готического собора.
2. Подборка репродукций картин на тему «Париж глазами художников».
Тема 5. Москва!.. Как много в этом звуке…
Занятие №11. Первое упоминание о Москве в летописи. Возникновение Московского княжества, формирование идеи «Москва – третий Рим». Московский Кремль. Монастыри. Московская школа живописи: Андрей Рублев, Дионисий.
Занятие №12. Музеи Москвы: Оружейная палата, Исторический музей, Третьяковская галерея, музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Занятие №13. Дворцы Москвы (по выбору учителя). Столичные театры: Малый драматический, Большой оперы и балета. Парки Москвы. Скульптурные памятники Москвы (по выбору учителя).
Самостоятельная работа учащихся:
1. Москва в произведениях русских композиторов и поэтов (сообщения или подготовка литературно-музыкальной композиции).
2. Подготовка тематической «экскурсии» по Москве (тема – по выбору учащихся).
Занятие №14. Консультация по подготовке творческих проектов.
Занятия №№15,16,17. Презентация творческих работ учащихся.
Тематический план курса
№ п/п | Тема | Количество часов |
| Афины – прошлое и настоящее. | 2 |
| Рим – «вечный город». | 3 |
| Пекин – столица Поднебесной. | 2 |
| Прогулка по Парижу. | 3 |
| Москва!.. Как много в этом звуке… | 3 |
| Консультация по подготовке творческих работ учащихся. | 1 |
| Презентация творческих работ учащихся. | 3 |
Итого | 17 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | Дата | |
План. | Факт. | |||||
Афины – прошлое и настоящее - 2 ч. | ||||||
1. | Легенды о возникновении Афин | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий | ||
2. | Афины сегодня. | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий | ||
Рим – «вечный город» - 3 ч. | ||||||
3. | Легенда об основании Рима. Колизей. Триумфальные арки. Римская скульптура, ее официальный характер | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий | ||
4. | Возвращение былого величия Рима в эпоху Возрождения. | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий | ||
5. | Архитектура и скульптура периода барокко. Живопись Караваджо. Скульптура Антонио Канова. Культурный облик Рима в XX веке. | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий | ||
Пекин – столица Поднебесной – 2 ч. | ||||||
6. | Религиозные представления, обычаи и верования в Древнем Китае, их отражение в художественной культуре и быте. | 1 | Комбинированный | Текущий | ||
7. | Храм Неба. Дорога духов. Царские погребения. Садово-парковая архитектура Пекина. Стена Девяти драконов. Современный Пекин. | 1 | Комбинированный | Текущий | ||
Прогулка по Парижу – 3 ч. | ||||||
8. | Возникновение Парижа. Собор Парижской богоматери. Лувр и его сокровища. | 1 | Комбинированный | Текущий | ||
9. | Версаль. Корлевская площадь Клода Шантийона. Вандомская площадь Жюля Ардуэна Мансара. Триумфальная арка на площади Шарля де Голля. | 1 | Комбинированный | Текущий | ||
10. | Эйфелева башня. Скульптура Родена. Знаменитые парижане. Париж XX века. | 1 | Комбинированный | Текущий | ||
Москва!.. Как много в этом звуке… 3 ч. | ||||||
11. | «Москва – третий Рим». Московский Кремль. Монастыри. Московская школа живописи: Андрей Рублев, Дионисий. | 1 | Комбинированный | Текущий | ||
12. | Музеи Москвы | 1 | Комбинированный | Текущий | ||
13. | Дворцы Москвы. Столичные театры: Малый драматический, Большой оперы и балета. Парки Москвы. Скульптурные памятники Москвы | 1 | Комбинированный | Текущий контроль: диктант | ||
Консультация по подготовке творческих работ учащихся – 1 ч. | ||||||
14. | Консультации | 1 | Комбинированный | Текущий | ||
Презентация творческих работ учащихся – 3 ч. | ||||||
15-17 | Защита презентаций | 3 | Комбинированный | Текущий |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
- Алпатов М.В. Андрей Рублев. – М., 1972.
- Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. – М., 1973.
- Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М., 1970.
- Государственная Третьяковская галерея. Материалы и исследования. – М., 1983.
- Древний Рим / Под ред. Д.П. Каллистова. – М., 1955.
- Евангулова О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII в. – М., 1969.
- Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999.
- Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. – М., 1966.
- Ильин М.А. Москва. Памятники архитектуры XVIII – первой трети XIX в. В 2 кн. – М., 1975.
- Искусство Китая. – М., 1988.
- Китай – традиции и современность. – М., 1976.
- Лазарев В.Н. Микеланджело: жизнь и творчество. – М., 1964.
- Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. – М., 1971.
- Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. – М., 1996.
- Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1996.
- Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М., 1996.
- Лясковская О.А. Французская готика XII-XIV веков. – М., 1973.
- Федорова Е.В. Люди императорского Рима. – МГУ, 1990.
- Энциклопедия для детей: Искусство. Ч.1,2,3. – М., 1999.
Электронные образовательные ресурсы:
- Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Библиотеки:
Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.
Библиотека Гумер-гуманитарные науки (например, литературоведение).
Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.
Библиотека Максима Мошкова.
Электронные наглядные пособия:
Библиотекарь. РУ
Большая художественная галерея
Музеи:
Государственный Бородинский военно-исторический музей.
Музей-заповедник «Московский Кремль».
Государственный Эрмитаж.
Портал «Музеи России».
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
Всероссийский музей А.С.Пушкина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса в 8 классе «Мой дом, родная школа, мой город в прошлом, настоящем и будущем »
рабочая программа элективного курса по истории...
Рабочая программа по модулю "Культурное наследие Древнего мира"
Рабочая программа составлена по модулю "Культурное наследие Древнего мира" и рассчитана на 9 часов....
Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"
Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"...
Рабочая программа элективного курса "Город математики" для 7 класса
Данная программа призвана помочь учащимся развить умения и навыки в решении задач, научить грамотному подходу к решению текстовых задач....
Рабочая программа элективного курса "Город математики" для 8 класса
Практическая значимость программы заключается в определении основных сложностей формирования ключевых и предметных компетенций в средней школе при обучении математике, подготовке к ОГЭ в среднем звене...
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «В мире английской грамматики», 10- 11 класс
Рабочая программа элективного курса по английскому языку...
Рабочая программа элективного курса по биологии " Экология растительного мира" для 6 класса
Рабочая программа элективного курса «Экология растительного мира» по биологии для 6 класса, составлена на основе следующих документов:- Федерального государственного образовате...