Рабочая программа по модулю "Культурное наследие Древнего мира"
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Рабочая программа составлена по модулю "Культурное наследие Древнего мира" и рассчитана на 9 часов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass_9_chasov.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Рабочая программа по модулю «Культурное наследие Древнего мира» составлена на основе  Федерального государственного стандарта основного  общего образования по истории,  примерной  программы основного общего образования по истории, авторской  программы «История Древнего мира» (авт. Вигасин, Годер, Свенцицкая).  Модуль рассчитан на 9 часов  и  направлен на формирование универсальных умений проектно-исследовательской деятельности.   Универсальные умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной деятельностью, но это необходимо каждому человеку. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой группы научных работников, а как неотъемлемая  характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин «исследовательское обучение».  Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой  деятельности. Ребенок – исследователь по своей природе. И можно выделить основные качества, характерные для исследователя:

  • любознательность, способность видеть проблему, оригинальность мышления, гибкость и продуктивность мышления, легкость ассоциирования, высокая концентрация внимания, отличная память, способность к оценке свих действий.

Проектно – исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности.  Развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция школьника.

Цель и задачи  проектно-исследовательской деятельности:

Цель: Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности школьника путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи:

  1. Содействовать развитию творческой исследовательской активности детей.
  2. Формировать у  учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни.
  3. Стимулировать у  школьников интерес к исследовательской деятельности.
  4. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
  5. Развивать организационно – коммуникационные навыки, познавательные способности, творческое мышление.

Формы и методы исследовательской деятельности

  • общеисследовательские методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).
  • Методы (наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия

Универсальные учебные действия, которые формируются в процессе работы:

  1. Регулятивные УУД:
  • выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи
  • выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы)
  • обоснованный выбор способа или метода пути в деятельности
  • планирование своей деятельности, самоанализа и рефлексии
  1. Познавательные УУД:
  • находить информацию по каталогам, контекстный поиск в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов
  • структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление различных формах, упорядочение, хранение и поиск
  • построение устного сообщения о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе.
  1. Личностные УУД:
  • организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление необходимых материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметром, осмысление полученных результатов.

4. коммуникативные УУД:

  • умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.

                                                              Задачи, формы и способы действия в осуществлении  проектно – исследовательской деятельности по модулю «Культурное наследие Древнего мира»

 

Задачи

Формы и способы действия

Обогащение исследовательского опыта пятиклассников – поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

-развивать общеисследовательские умения (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)

  – коллективный учебный диалог, создание проблемных ситуаций, чтение, рассматривание, сравнивание, классификация, обобщение, коллективное моделирование

-  игры-занятия

-  виртуальные экскурсии

- выставки  детских работ

- мини-исследования

Характер проектно-исследовательской деятельности: теоретический

Темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации результатов работы. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – презентации, защита работ, выступление перед зрителями, среди которых родители, бабушки, дедушки ребят.

Календарно-тематическое планирование

 учебного модуля «культурное наследие древнего мира»

  Планируемые результаты освоения модуля

Название темы урока

Количество часов

Практический результат деятельности учащихся на уроке

Личностные результаты освоения модуля:

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, ценностям народов мира;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения модуля:

Познавательные УУД:

- находить (в учебниках и других источниках) информацию,  необходимую для решения учебных задач;

- анализировать  (в том  числе выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

- строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне;

- устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне;

- классифицировать (группировать)  по заданным или самостоятельно выбранным параметрам;

- сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;

- представлять информацию в различных формах (рисунок, таблица, текст, план, схема, медиа-презентация)

Регулятивные УУД:

- выдвигать идеи (мозговой штурм), проблематизация;  ставить цели  и формулировать  задачи

- ставить  вопросы (поиск гипотезы), формулировать предположения (гипотезы)

- обосновывать  выбор способа или метода пути в деятельности

- планировать  свою деятельность,  проводить самоанализ и рефлексии

Коммуникативные УУД:

- излагать свое мнение (в диалоге, монологе, полилоге), аргументируя его и подтверждая фактами;

-корректировать свое мнение под влиянием контраргументов;

- организовывать работу в паре, группе;

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, теории;

- создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно.

  1. Мир  первобытного человека.

  1. Культура Древнего Египта

  1. Путешествие в Древнюю Месопотамию

  1. Что дали миру Древняя Индия и Древний Китай?

  1. Культурный мир греческого полиса.  

     7-8.   Культура

              Рима

    9. Семь чудес света Древнего мира

1

1

1

1

2

2

1

«Пишем историю сами» (создание страницы для учебника)

Виртуальная экскурсия

Виртуальная экскурсия

Устный журнал

Игра – инсценировка «Один день в греческой школе»

«Поездка в Древний Рим»

Виртуальная экскурсия

Ожидаемые результаты:

 понимать значение ключевых слов модуля: культура, материальная культура, духовная культура, наследие,  культурные   достижения, общечеловеческие ценности.

 приводить примеры исторических и культурных  достижений Древнего мира;

  анализировать источники различного вида и типа  для   получения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

 на основе анализа источников делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

представлять результаты своей деятельности

Учебно-методическое обеспечение программы:

1.Культура и искусство древнего Египта.М.-Л.,1952(Гос. Эрмитаж. Путеводители по выставкам. Под общ. ред. М.И. Артамонова).

 2.Персы:властители Империи. под. ред. А. Клюева.М., 2003 (Энциклопедия "Исчезнувшие Цивилизации").

 3.Погребённые царства Китая (пер.с.англ А.Чекмарёва. М.,1998. (Энциклопедия"Исчезнувшие Цивилизации").

 4.Шумер:города Эдема(Пер.с англ. В. Хренова.М., 1997".

 (Энциклопедия"Исчезнувшие цивилизации").

5 Лапис И.А., Матье М.Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Гос. Эрмитажа. М., 1969.

6.Лауэр Ж.Ф. Загадки египетских пирамид. М., 1966.    

7. Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня: Легенда и история. М., 1991.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу: "История древнего мира" 5 класс

Рабочая программа по курсу история древнего мира 5 класс создана на основе программ:  А.А. Вигасина, Г. И. Годера И.С. Свеницкой и Примерной программы основного общего образования по истории, ...

Рабочая программа "Всеобщая история. История древнего мира" 5 класс

Данная рабочая программа разработана на основе:БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.; Федерального компонента государственного образовательного стандарта, ...

Рабочая программа. по курсу история Древнего мира.

Статус учебной программы.Учебная программа по предмету определяет инвариантивную (обязательную) часть учебного курса и наряду с требованиями стандарта, относящимися к результатам образования, является...

Рабочая программа по курсу истории Древнего мира 5 класс ФГОС

Данная рабочая программа разработана с учетом Примерной программы основного общего образования по истории и Федерального образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 г. За осн...

Рабочая программа по курсу «История Древнего мира» 5 класс

Рабочая программа составлена  на основе  требований  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения  и авторской программы ...

КИМы к рабочей программе по курсу «История Древнего мира» 5 класс

Варианты контрольно-измерительных материалов по темам разделов курса "История Древнего мира": ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ, ДРЕВНИЙ ВОСТОК,  ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕ...