Главные вкладки

    КИМы к рабочей программе по курсу «История Древнего мира» 5 класс
    тест по истории (5 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    Варианты контрольно-измерительных материалов по темам разделов курса "История Древнего мира": ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ, ДРЕВНИЙ ВОСТОК,  ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕВНИЙ ВОСТОК», ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ, ПОЛИСЫ ГРЕЦИИ И ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ, АФИНЫ В 5-м веке до н.э. И РАСЦВЕТ ДЕМОКРАТИИ, ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ», ДРЕВНИЙ РИМ, ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл istoriya_kimy_5_klass_prilozhenie.docx123.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приложение

    Варианты контрольно-измерительных материалов по темам

    Раздел I

     ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

    ВАРИАНТ 1

    1. Древнейшие люди жили в Восточной Африке более:

    а)  2 миллионов лет назад;

    б)  3 миллионов лет назад;

    в)  1 миллиона лет назад;

    г)  5 миллионов лет назад;

    д)  4 миллионов лет назад.

    2.  В Западной Азии люди научились обрабатывать металлы около:

    а)  7 тысяч лет назад;

    б)  8 тысяч лет назад;

    в)  9 тысяч лет назад;

    г)  10 тысяч лет назад;

    д)  6 тысяч лет назад.

    3. Ученые считают, что раньше, чем в других районах, земледелие возникло в:

    а)  Южной Африке;

    б)  Западной Азии;

    в)  Передней Азии;

    г)  Северной Америке;

    д)  Южной Америке;

    е)  Австралии.

    4. Главное отличие древнейших людей от животных:

    а)  прямохождение;

    б)  речь;

    в)  умение изготовлять орудия труда;

    г)  объем мозга;

    д)  надбровный валик.

    5. К орудиям труда и предметам быта, используемым первобытными людьми до перехода к занятию земледелием и скотоводством, относятся:

    а)  деревянная мотыга;

    б)  деревянное копье;

    в)  ткацкий станок;

    г)  гарпун;

    д)  лодка-долбленка;

    е)  рубило;

    ж)  одежда из льняных тканей.

    6. Первые земледельцы вскапывали землю при помощи:

    а)  копья с каменным наконечником;

    б)  рубила;

    в)  палки-копалки;

    г)  мотыги;

    д)  гарпуна;

    е)  серпа.

    7. Первым домашним животным стала:

    а)  свинья;

    б)  корова;

    в) собака;

    г)  кошка;

    д)  коза;

    е)  курица.

    3. В период 40—14 тысяч лет назад основными занятиями людей были:

    а)  охота;

    б)  собирательство;

    в)  рыболовство;

    г)  ткачество;

    д)  земледелие;

    е)  ремесло;

    ж) скотоводство.

    9. Жилищами первобытным людям служили:

    а) глиняные дома; .

    б) пещеры;

    в)  деревянные постройки;

    г)  землянки;

    д)  шалаши из жердей;

    е)  дома из ивовых прутьев.

    10.  Выберите признаки, характеризующие племя:

    а)  коллектив древнейших людей;

    б)  Совет старейшин;

    в)  единая территория проживания;

    г)  небольшой коллектив людей (5—10 человек);

    д)  объединение нескольких родовых общин;

    е)  совместный труд;

    ж)  коллектив соседей.

    11.  Самые мудрые и опытные старики, управлявшие жизнью родовой общины, назывались:

    а)  старейшинами;

    б)  вождями;

    в)  сородичами;

    г)  знатными воинами;

    д)  царями;

    е)  мужчинами-воинами.

    12.  Овладение огнем дало древнейшему человеку возможность:

    а)  отпугивать диких зверей;

    б)  заниматься земледелием и скотоводством;

    в)  готовить вкуснее и питательнее мясо;

    г)  согреваться холодной ночью;

    д)  строить жилища;

    е)  устраивать празднества в честь богов;

    ж)  охотиться удачнее.

    13.  Впервые настенные рисунки были найдены археологом Сауту-олой в:

    а)  Майкопском кургане на юге России;

    б)  Каповой пещере на Урале;

    в)  пещере Альтамира в Северной Испании;

    г)  среди вариантов а), б), в) нет правильного ответа.

    14. Сверхъестественное существо, которое обитает в каждом человеке, покидает его тело и возвращается в него:

    а)  оборотень;.

    б)  душа;

    в)  жертва;

    г)  идол;

    д)  НЛО;

    е)  молитва.

    15.  Религиозные верования у первобытных людей возникли в связи с тем, что они:

    а)  не могли объяснить естественные причины природных явлений;

    б)  боялись встретить в пещерах оборотней;

    в)  думали, что вера в сверхъестественные силы будет способствовать удачной охоте;

    г)  среди вариантов а), б), в) нет правильного ответа.

    16.  В 1997 году археологи нашли остатки древнего поселения, которое было сожжено 5533 года назад. Пожар произошел в:

    а)  3000 году до н.э.;

    б)  3536 году до н.э.;

    в)  7530 году;

    г)  7530 году до н.э.;

    д)  8436 году до н.э.;

    е)  8486 году до н.э.

    ВАРИАНТ 2

    1.  Человек стал таким же, как люди нашего времени:

    а)  2 миллиона лет назад;

    б)  1 миллион лет назад;

    в)  40 тысяч лет назад;

    г)  10 тысяч лет назад;

    д)  30 тысяч лет назад.

    2. Земледелие возникло в Западной Азии более:

    а)  20 тысяч лет назад;

    б)  10 тысяч лет назад;

    в)  5 тысяч лет назад;

    г)  3 тысяч лет назад;

    д)  2 тысяч лет назад.

    3.  Предполагаемой областью прародины человека является:

    а)  Северная Европа;

    б)  Южная Австралия;

    в)  Восточная Африка;

    г)  Южная Америка;

    д)  Северная Америка;

    е)  Гренландия.

    4.  «Человек разумный» отличался от древнейшего человека:

    а)  объемом мозга;

    б)  владением речью;

    в)  владением мастерством художника;

    г)  умением изготавливать орудия труда;

    д) способностью общаться с помощью разных звуков.

    5. К орудиям труда и предметам быта, используемым первобытными людьми после перехода к занятию земледелием и скотоводством, относятся:

    а)  серп;

    б)  одежда из шкур;

    в)  деревянная мотыга;

    г)  гарпун;

    д)  ткацкий станок;

    е)  глиняная посуда;

    ж)  деревянное копье.

    6. Первобытные люди охотились на крупную рыбу при помощи:

    а) рубила;

    б) дубины;

    в) лука;

    г) гарпуна.

    7. Первый металл, из которого люди научились изготавливать орудия труда:

    а)  олово;

    б)  бронза;

    в)  железо;

    г)  медь;

    д)  серебро;

    е)  золото.

    8. Древнейшие люди, жившие около 2 миллионов лет назад, добывали себе пищу, занимаясь:

    а)  охотой;

    б)  скотоводством;

    в)  ремеслом;

    г)  земледелием;

    д)  собирательством;

    е)  ткачеством;

    ж)  рыболовством.

    9. Первобытные люди шили себе первую одежду из:

    а)  хлопка;

    б)  льна;

    в)  звериных шкур;

    г)  шелка;

    д)  шерсти.

    10.  Выберите признаки, характеризующие родовую общину:

    а)  действие обычая «один за всех и все за одно го»;

    б)  коллектив древнейших людей;

    в)  коллектив родственников;

    г)  объединение нескольких родов;

    д)  непостоянный коллектив людей;

    е)  руководили общиной старейшины;

    ж)  общее хозяйство.

    11.  Глава племени, избиравшийся для ведения военных действий:

    а)  старейшина;

    б)  соплеменник;

    в)  знатный воин;

    г)  вождь;

    д)  сородичи;

    е)  воины.

    12.  Важнейшими изобретениями первобытных людей являются:

    а)  лук и стрелы;

    б)  стекло;

    в)  пурпурная краска;

    г)  глиняная посуда;

    д)  лодка и плот;

    е)  ткацкий станок;

    ж)  письменность.

    13.  Первобытные художники на стенах пещер изображали:

    а)  сородичей-охотников;

    б)  разбогатевших знатных вождей;

    в)  мудрых старейшин;

    г)  животных и птиц.

    14.  Вера в существование в природе сверхъестественных сил называется:

    а)  колдовством;

    б)  религией;

    в)  магией;

    г)  искусством;

    д)  молитвой;

    е)  жертвой.

    15.  В могилу умершего первобытные люди клали все необходимое для загробной жизни, потому что:

    а)  верили в продолжение жизни в «стране мертвых »;

    б)  считали, что каждый должен пользоваться своими вещами;

    в)  боялись вещей умершего;

    г)  среди вариантов а), б), в) нет правильного ответа.

    16. В 1900 году археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано 7240 лет назад. Вождь был захоронен в:

    а)  9140 году до н.э.;

    б)  5340 году до н.э.;

    в)  7240 году до н.э.;

    г)  6540 году до н.э.;

    д)  5840 году до н.э.

    Раздел II

     ДРЕВНИЙ ВОСТОК

    ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

    ВАРИАНТ 1

    1.  Первые государства образовались в долинах рек:

    а)  5 тысяч лет назад;    в) 3 тысячи лет назад;

    б)  6 тысяч лет назад;    г) 2 тысячи лет назад.

    2. Завоевательные походы фараона Тутмоса Третьего были с вершены около:

    а)  5500 года до н.э.;     в) 1500 года до н.э.;

    б)  2600 года до н.э.;     г) 1100 года до н.э.

    3. Египет расположен:

    а)  вдоль побережья Красного моря;

    б)  на берегах полноводной реки Нил от перво1 до четвертого порога;

    в)  в дельте реки Нил между вторым и седьмьи рукавами;

    г)  на берегах реки Нил от первого порога до Средиземного моря.

    4. Ближайшими помощниками фараона в управлении государств были:

    а)  жрецы;

    б)  вельможи;

    в)  писцы;

    г)  воины.

    5. Приспособление, при помощи которого в Египте поливали и огороды, на которые не доходила вода во время разливов

    а)  насыпь;                       в) канал;

    б)  рельеф;                       г) шадуф.

    6. Служителями бога в египетском храме были:

    а)  жрецы;                            в) фараоны;

    б)  писцы;                            г) вожди.

    7. На обеденном столе у египтянина-земледельца можно было увидеть:

    а)  ячменные лепешки;      д) грецкие орехи;

    б)  горячий чай;                 е) пироги с финиками;

    в)  вяленую рыбу;               ж) виноград.

    г)  печеный картофель;

    8. Отметьте профессии древнеегипетских ремесленников:

    а)  ювелир;                           г) кораблестроитель;

    б)  сапожник;                      д) столяр;

    в)  ткач;                               е) сталевар.

    9. Древние египтяне почитали священных животных. Это были:

    а)  бык;                  в) кенгуру;           д) кошка;

    б)  медведь;            г) верблюд;           е) крокодил.

    10.  Во времена правления фараона Тутмоса Третьего египетское войско имело на вооружении:

    а)  кольчуги;

    б)  боевые колесницы;

    в)  лук и стрелы;

    г)  стенобитные снаряды (тараны);

    д)  длинные копья и кинжалы;

    е)  шарообразные булавы;

    ж)  короткие копья — дротики.

    11.  Жители Египта использовали для письма:

    а)  пальмовые листья;     в) папирус;

    б)  глиняные таблички;    г) бамбуковые дощечки.

    12. Древнеегипетская школа готовила:

    а)  земледельцев;              в) жрецов;

    б)  писцов;                         г) вельмож.

    ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕВНИЙ ВОСТОК»

    ВАРИАНТ 1                                          

    1. Сходными природно-климатическими условиями для Египта и Индии являются:

    а)  мягкие и плодородные почвы;

    б)  пустыни;

    в)  высокие горы;

    г)  труднопроходимые джунгли;

    д)  полноводные реки.

    2. Жители Двуречья строили дома из:

    а)  обожженных глиняных кирпичей;

    б)  высокого тростника-папируса;

    в)  высушенных глиняных кирпичей;

    г)  ливанского кедра;

    д)  ивовых прутьев, обмазанных глиной.

    3. В древнем мире появление неравенства и знати связано с:

    а)  изобретением лука и стрел;

    б)  развитием ремесла;

    в)  возникновением родовой общины;

    г)  ведением военных действий.

    4. Вавилонские купцы привозили в Двуречье из разных стран мира:

    а)  строительный лес;

    б)  рогатый скот;

    в)  финики;

    г)  глиняные кирпичи;

    д)  пурпурные ткани;

    е)  зерно;

    ж)  металлы.                                                                                                  

    5. Вводя в Вавилонии законы, царь Хаммурапи хотел:

    а)  защитить своих подданных от обращения в

    рабство;

    б)  защитить рабов от чрезмерного произвола хозяина;

    в) узаконить разделение людей на богатых и бедных;

    г)  ограничить произвол властей и установить

    правопорядок.

    6. Около 600 года до н.э. египетский фараон, решив узнать, вся ли Африка омывается морем, дал поручение мореплавателям:

    а)  египтянам;                г) грекам;

    б)  финикийцам;            д) ассирийцам;

    в)  вавилонянам;            е) персам.

    7. Великая китайская стена строилась для того, чтобы:

    а)  удержать отвоеванные у гуннов земли;

    б)  защитить торговые пути от набегов разбойников;

    в)  помешать побегам рабов;

    г)  поддержать правопорядок в стране.

    8. По верованиям древних индийцев, из стоп бога Брахмы появились:

    а)  брахманы;

    б)  знатные воины;

    в)  земледельцы;

    г)  ремесленники;

    д)  слуги.

    9. Культурно-историческими достижениями древних индийцев являются:

    а)  шахматы;                                                          

    б)  компас;                                                              

    в)  ткани из хлопка

    г)  свод законов Хаммурапи;

    д)  поэма «Рамаяна»;

    е)  цифры;

    ж)  бумага.

    10.  Система письма, используемая жителями Финикии, называется:

    а)  клинопись;

    б)  алфавит;

    в)  рисунчатое письмо;

    г)  иероглифическое письмо.

    11. Укажите мифы и сказания, созданные в странах Древнего Востока:

    а)  о Гильгамеше;

    б)  о Прометее;

    в)  о всемирном потопе;

     г)«Рамаяна»;

    д)  об Осирисе;

    е)  о Геракле;

    ж)  о троянском коне.

    12.  В разные периоды истории столицами древневосточных стран были:

    а)  Вавилон;

    б)  Мегиддо;

    в)  Асуан;

    г)  Ниневия;

    д)  Фивы;

    е)  Иерусалим; ,  

     ж) Мемфис.

    13.  Отметьте имя правителя, не являвшегося царем Палестины в 10-м веке до н.э.:

    а)  Соломон;

    б)  Саул;

    в)  Ашшурбанапал;

    г)  Давид.

    14 Соотнесите исторические факты с именами исторических деятелей:

    а)  Тутмос Третий;       1) создание древнейших за-

    конов;

    б)  Дарий Первый;      2) завоевание Палестины и

    Сирии;

    в)  Цинь Шихуан.        3) строительство Великой

    китайской стены;

    4)  создание в Персии почтовой службы;

    5)  строительство    храма богу Яхве.

    15. Соотнесите события с датами:

    а)  3000 год до н.э.;     1) объединение Южного и

    Северного царств Египта;

    б)  6-й век до н.э.;       2) объединение индийских

    царств под властью Ашо-ки;

    в)  3-й век до н.э.        3) образование Ассирий-

    ской державы;

    4)  строительство пирамиды Хеопса;

    5)  образование персидской державы «царя царей».

    16. Установите последовательность событий, происшедших в истории Египетского государства:

    а)  завоевательные походы Тутмоса Третьего;

    б)  существование 42 небольших царств;

    в)  строительство пирамиды Хеопса;

    г)  завоевание Египта персами;

    д)  объединение Южного и Северного царств.

    ВАРИАНТ 2

    1. Сходными природно-климатическими условиями для Египта и Двуречья являются:

    а)  опасность наводнений;

    б)  плодородные почвы;

    в)  разливы рек;

    г)  заросли тростника;

    д)  жаркий климат.

    2.  Население древнего мира научилось делать первые металлические орудия труда из:

    а)  бронзы;

    б)  железа;

    в)  меди;

    г)  олова;

    д)  золота.

    3.  Военные успехи ассирийского войска во многом можно объяснить применением в сражениях:

    а)  конницы;

    б)  пращи;

    в)  боевых колесниц;

    г)  таранов.

    4. Финикийские купцы привозили в разные страны мира:

    а)  оливковое масло;

    б)  пшеницу;

    в)  шерсть;

    г)  пурпурные ткани;

    д)  живой товар — рабов;

    е)  финики;

    ж)  строительный лес.

    5.  По законам царя Хаммурапи:

    а) любого человека могли пожизненно обращать в рабство за долги;

    б)  людей строго наказывали за преступления по обычаю «око за око, зуб за зуб»;

    в)  было невозможно купить или продать рабов на рынках Вавилона;

    г)  свободные люди освобождались от уплаты налогов в царскую казну.

    6. Древние индийцы поклонялись богу:

    а)  Ганешу с головой слона;

    б)  Гебу с головой змеи;

    в)  Тоту с головой птицы;

    г)  Амону-Ра в облике кота;

    д)  Апопу в облике змеи;

    е)  Сету в облике осла.

    7. Финикийцы основывали свои поселения-колонии для:

    а)  ведения военных действий с местным населением;

    б)  оживления торговли с другими странами;

    в)  подготовки к новым, более далеким путешествиям;

    г)  распространения своего образа жизни среди местного населения.

    8. По верованиям древних индийцев, цари происходили из касты:

    а)  брахманов;

    б)  знатных воинов;

    в)  земледельцев;

    г)  ремесленников;

    д) слуг.

    9. Культурно-историческими достижениями древних китайцев являются:

    а)  иероглифическое письмо;

    б)  шахматы;

    в)  ткани из хлопка;

    г)  бумага;

    д)  ткани из шелка;

    е)  компас;

    ж)  чай.

    10. Древнекитайская книга представляла собой связку:

    а)  пальмовых листьев;

    б)  расщепленного бамбука;

    в)  глиняных табличек;

    г)  листов папируса.

    11. Древневосточными мудрецами были:

    а)  Конфуций;

    б)  Кир Великий;

    в)  Гаутама Будда;

    г)  Хаммурапи;

    д)  Цинь Шихуан;

    е)  Соломон;

    ж)  Тутанхамон.

    12.  По территории стран Древнего Востока протекали реки:

    а)  Нил;

    б)  Волга;

    в)  Хуанхэ;

    г)  Евфрат;

    д)  Ока;

    е)  Инд;

    ж)  Днепр.

    13. Отметьте растение, которое не выращивали древние индийцы:

    а)  рис;

    б)  хлопчатник;

    в)  оливковые деревья;

    г)  сахарный тростник.

    14. Соотнесите исторические факты с именами исторических деятелей:

    а) Хаммурапи;

    в) Соломон.

    1) создание древнейших

    законов;

    б) Ашшурбанапал;      2) завоевание Египта и Китая;

    3)организация    первой библиотеки глиняных

    книг;

    4)  строительство    храма богу Яхве в Иерусалиме;

    5)  строительство Великой китайской стены.

    15. Соотнесите события с датами:

    а) 3-е тысячелетие до н.э.; 1) образование первых го-

    сударств в Двуречье;

    б)  8—7-й века до н.э.;     2) образование персидской

    державы «царя царей»;

    в)  221 год до н.э.            3) завоевание Египта пер-

    сами;

    4)  объединение Китая под властью Цинь Шихуан;

    5)  образование ассирийской державы.

    16. Установите последовательность событий, происшедших в период становления персидской державы «царя царей»:

    а)  завоевание Египта;

    б)  покорение Вавилонии;

    в)  правление Дария Первого;

    г)  объединение персидских племен;

    д)  смерть Кира Великого.

    Раздел III

     ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

    ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ

    ВАРИАНТ 1

    1.  Во 2-м тысячелетии до н.э. греческие племена жили:

    а)  на островах Эгейского моря;

    б)  на восточном побережье Средиземного моря;

    в)  в южной части Балканского полуострова;

    г)  в западной части полуострова Малая Азия.

    2.  Большую часть территории Греции покрывают:

    а)  крутые и обрывистые горы;

    б)  плодородные равнины;

    в)  труднопроходимые джунгли;

    г)  огромные пустыни.

    3. Могущественный древнейший греческий город Микены расположен на скалистом холме:

    а)  в Северной Греции; в) в Средней Греции;

    б)  на острове Крит;       г) в Южной Греции.

    4. Причиной Троянской войны было стремление греков:

    а)  укрепиться по берегам Черного моря;

    б)  завоевать побережье Малой Азии;

    в)  господствовать на Средиземном море;

    г)  получить яблоко раздора богини ссор Эриды.

    5. Дочь царя Миноса, давшую Тесею меч и клубок ниток, звали:

    а)  Иштар;.                      в) Ариадной;

    б)  Семирамидой;           г) Еленой Прекрасной.

    6.  Бесстрашный Тесей, сын Эгея, прославился тем, что:

    а)  помог бежать Дедалу и Икару с острова Крит;

    б)  убил минотавра в лабиринте острова;

    в)  возглавил оборону крепости Иерихон;

    г)  хитростью захватил богатый город Вавилон.

    7. Поэма Гомера о троянской войне названа «Илиадой» по:

    а)  имени греческого царя;

    б)  второму названию города Трои;

    в)  имени троянского царя;

    г)  названию греческого города.

    8. Осада греками Трои закончилась тем, что:

    а)  троянцы разбили войско греков;

    б)  греки разрушили и сожгли Трою;

    в)  греки заключили перемирие с троянцами;

    г)  троянцы запросили мира у греков.

    9. Установите последовательность событий, описанных в поэме «Илиада»:

    а)  гибель и похороны царевича Трои Гектора;

    б)  Гектор возглавляет атаку на греческий лагерь;

    в)  поединок Ахиллеса с Гектором;

    г)  прощание Гектора с Андромахой;

    д)  смерть Патрокла от руки Гектора;

    е)  ссора Ахиллеса с Агамемноном из-за рабыни.

    10.  Успешного плавания кораблю греки просили у бога:

    а)  Зевса;                        в) Аида;

    б)  Посейдона;                г) Гермеса.

    11.  Греки верили, что главные боги живут во дворцах:

    а)  острова Крит;           в) на дне Эгейского моря;

    б)  на вершине Олимпа; г) высоко в небе.

    12.  Каким занятиям людей покровительствовали боги:

    а)  Гефест;         1) кузнечное дело;

    б)  Афина;         2) ткачество и ремесло;

    в)  Дионис.        3) виноградарство;

                               4) военное дело.

                                                                                   ВАРИАНТ 2

    1. Территорию Греции омывают моря:

    а) Эгейское;                  

     в) Черное;

    б) Средиземное;

    г) Ионическое.

    2.  Природные условия позволяли грекам:

    а)  выращивать пшеницу и ячмень;

    б)  разводить виноградники;

    в) пасти рогатый скот;

    г) сажать оливковые деревья.

    3.  Город Троя расположен:

    а)  в южной части Балканского полуострова;

    б)  на острове Крит;

    в)  в западной части полуострова Малая Азия;

    г)  в северной части Балканского полуострова.

    4. Причиной гибели Критского царства в 15-м веке до н.э. стало:

    а)  наводнение, полностью затопившее остров;

    б)  извержение вулкана и землетрясение на острове Фера;

    в)  завоевание Крита афинскими войсками;

    г)  пожар, уничтоживший все постройки острова.

    5. Три греческие богини обратились за разрешением спора о золотом яблоке с надписью «Прекраснейшей» к царевичу:

    а)  Тесею;

    б)  Миносу;

    в)  Парису;

    г)  Эгею.

    б. Царевич Тесей забыл выполнить просьбу старого отца. Он:

    а)  не палил из пушек по прибытии в порт Афин;

    б)  не сменил черный парус на белый;

    в)  не привез отцу рог побежденного Минотавра;

    г)  не высадил Дедала и Икара в Афинах.

    7. По преданию, происхождение названия «Эгейское море» связано с именем царя:

    а)  Афин;

    б)  Микен;

    в)  Крита;

    г)  Пилоса.

    8. Грекам удалось одолеть троянцев при помощи:

    а)  золотого яблока;

    б)  свирепого минотавра;

    в)  деревянного коня;

    г)  золотого руна.

    9. Установите последовательность эпизодов морского пути, который после падения Трои преодолели Одиссей и его спутники:

    а)  Одиссей попадает на остров циклопов;

    б)  отплытие корабля Одиссея из-под поверженной Трои;

    в)  Одиссей во дворце у царя феаков Алкиноя;

    г)  кораблекрушение и гибель спутников Одиссея;

    д)  соревнование Одиссея и женихов Пенелопы в стрельбе из лука;

    е)  встреча Одиссея с поющими сиренами.

    10.  Громовержец Зевс отдал красавицу Персефону в жены богу:

    а)  Аиду;                        в) Аресу;

    б)  Аполлону;                 г) Гермесу.

    11.  В честь богов греки:

    а)  приносили жертвы; в) строили пирамиды;

    б)  возводили храмы;     г) сочиняли сказания.

    12.  Каким занятиям людей покровительствовали боги:

    а)  Деметра;                   1) земледелие;

    б)  Арес;                         2) мореплавание;

    в)  Артемида.                 3) военное дело;

    4) охота.

    ПОЛИСЫ ГРЕЦИИ И ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ

    ВАРИАНТ 1

    1. Полис — это:

    а)  область в Южной Греции;

    б)  небольшой самостоятельный город-государство в Греции;

    в)  страна Греция;

    г)  небольшой самостоятельный город на острове Крит.

    2.  В Афинском полисе Совет знати назывался:

    а) архонтом; б) демосом; в) ареопагом; г) кастой.

    3. Они «писаны не чернилами, а кровью». Так греки говорили о законах:

    а) Дракона; б) Хаммурапи; в) Миноса; г) Ману.

    4. По законам Солона, архонтом мог быть избран грек:

    а)  знатный и богатый;

    б)  незнатный, но богатый;

    в)  незнатный и бедный;

    г)  знатный, но разорившийся.

    5.  В древней Спарте за соблюдением всех законов следил:

    а)  демос;                       в) Совет старейшин;

    б)  архонт;                      г) Совет знати.

    6.  Главным занятием спартанцев было:

    а)  ремесло;                   в) военное дело;

    б)  земледелие;               г) рыболовство.

    7.  Греки покидали Родину и основывали колонии из-за:

    а)  набегов кочевых племен скифов;

    б)  угрозы голода и долгового рабства;

    в)  вторжения северных племен дорийцев;

    г)  ожесточенной борьбы демоса и знати;

    д)  надежды завязать торговлю с новыми поселениями;

    е)  увеличения притока рабов в Афины.

    8. Бог Зевс повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии в память о победе над богом: а) Гермесом; б) Посейдоном; в) Кроном; г) Аидом.

    9. На Олимпийских играх знаменитым бегуном и кулачным борцом считался:

    а) Милон; б) Феаген; в) Полидам; г) Скил.

    10.  Царь персов Ксеркс покинул Грецию после:

    а)  Марафонской битвы;

    б)  боев в Фермопильском ущелье;

    в)  Саламинского сражения;

    г)  битвы при Платеях.

    11. Соотнесите события с именами исторических деятелей:

    а)  Ксеркс;         1) Марафонская битва;

    б)  Мильтиад;   2) Троянская война;

    в)  Солон.          3) бои в Фермопильском .ущелье;

    4)  отмена долгового рабства;

    5)  Олимпийские игры;

    6)  создание трагедии «Персы».

    12. Соотнесите события с датами:

    а) 776 год до н.э.;        1) реформы Солона;

                                          2)  Олимпийские игры;

                                          3)  бои в Фермопильском ущелье;

                                          4)  битва при Платеях;

                                          5)  Марафонская битва;

                                          6)  законы Дракона.

    б)  480 год до н.э.;

    в)  479 год до н.э.

    ВАРИАНТ 2

    1. Территорию греческого полиса составляли:

    а)  город и близлежащие поселения;

    б)  острова Эгейского моря;

    в)  усадьбы богатых землевладельцев;

    г)  поля, пастбища, оливковые рощи.

    2.  В Афинском полисе правителей называли:

    а)  властителями;          в) архонтами;

    б)  брахманами;             г) фараонами.

    3.  «Мать черная, земля многострадальная,

    С которой сбросил я позорные столбы...» — так говорил о своих законах:

    а)  Дракон;

    б)  Хаммурапи;

    в)  Ликург;

    г)  Солон.

    4.  По законам Солона, судей должны были выбирать из числа граждан независимо от их:

    а)  места проживания;

    б)  знатности и богатства;

    в)  пола и возраста;

    г)  знатности и богатства, не моложе 30 лет.

    5. В Народном собрании древней Спарты выступать имели право:

    а)  члены собрания;       в) старейшины;

    б)  жители Спарты;        г) предводители войска.

    6. Спартанцы считались хорошими:

    а)  строителями;            в) воинами;

    б)  мореплавателями;    г) купцами.

    7. В 7-м веке до н.э. недовольство афинского демоса было связано с:

    а)  плохими урожаями зерновых культур;

    б)  несправедливым делением земли;

    в)  существованием долгового рабства;

    г)  нехваткой полей для разведения олив;

    д)  плохим качеством строящихся кораблей;

    е)  невозможностью участвовать в управлении государством.

    8. Олимпийские игры греки посвящали богу:

    а)  Посейдону;                в) Зевсу;

    б)  Крону;                       г) Гермесу.

    9. Многократным победителем Олимпийских игр среди борцов был:

    а)  По ли дам;                  в) Феаген;

    б)  Ми л он;                      г) Скил.

    10.  Персы перестали считаться непобедимыми после:

    а)  Марафонской битвы;

    б)  боев в Фермопильском ущелье;

    в)  Саламинского сражения;

    г)  битвы при Платеях.

    11. Соотнесите события с именами исторических деятелей:

    а)  Леонид;                1) бои в Фермопильском ущелье;

    б)  Дарий Первый;   2) Марафонская битва;

    в)  Фемистокл.         3) Олимпийские игры;

                                      4)  создание трагедии «Персы»;

                                      5)  Троянская война;

                                      6)  Саламинское сражение.

    12. Соотнесите события с датами:

    а)  594 год до н.э.;    1) Троянская война;

    б)  490 год до н.э.;    2) битва при Платеях;

    в)  480 год до н.э.     3) Саламинское сражение;

                                       4)  реформы Солона;

                                       5)  Олимпийские игры;

                                       6)  Марафонское сражение.

    АФИНЫ В 5-м веке до н.э.

     И РАСЦВЕТ ДЕМОКРАТИИ

    ВАРИАНТ 1

    1. Главная площадь Афин, где располагался рынок и правительственные здания, называлась:

    а)  Керамик;

    б)  Агора;

    в)  Акрополь;

    г)  Пникс.

    2. Греческая монета, чеканившаяся из серебра, называлась:

    а)  рублем;                     в) копейкой;

    б)  сиклем;                     г) драхмой.

    3. Купцы из разных стран мира привозили в Афины:

    а)  зерно;                        г) виноградное вино;

    б)  папирус;                   д) мраморные статуи;

    в)  оливковое масло;      е) слоновую кость.

    4.  Гражданами Афин по закону считались:

    а)  все люди, родившиеся в городе;

    б)  жители Афин, чья мать родилась в Афинах;

    в)  жители города, чьи родители были коренными афинянами;

    г) жители, приехавшие в город и оставшиеся там навсегда.

    5. Соотнесите права и возможности граждан и переселенцев в Афинах:

    1)  граждане;        -а) участие в управлении государством;

    2)  переселенцы,  б) право на владение землей;

    в) служба на военных кораблях;

    г) уплата налога за право жить в городе.

    б. Перикл ввел плату за исполнение выборных должностей, чтобы:

    а)  уменьшить доходы богатых граждан Афин;

    б)  привлечь беднейших граждан к управлению государством;

    в)  уравнять имущественное положение граждан

    Афин;

    г)  не допустить к управлению государством незнатных граждан.

    7. Современниками Перикла были:

    а)  Хеопс и Геродот;                 в) Солон и Софокл;

    б)  Анаксагор и Фидий;            г) Ксеркс и Леонид.

    8. Посещение театральных представлений было:

    а)  бесплатным для всех желающих;

    б)  бесплатным для почетных гостей;

    в)  бесплатным для беднейших граждан;

    г)  платным для всех желающих.

    9. Рождение греческого театра связано с празднествами в честь бога: а) Зевса; б) Крона; в) Посейдона; г) Диониса.

    10.  Металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики выдавливали буквы, называлась:

    а)  тростниковым пером;         в) стилем;

    б)  кисточкой;                         г) писалом.

    11.  С 12 лет мальчики посещали школу для занятий гимнастикой — борьбой, бегом, метанием копья и диска, прыжками, называемую:

    а)  Академией;               в) лицеем;

    б)  палестрой;                г) Музеем.

    12.  В Афинских школах обучались:

    а)  все дети жителей города;

    б)  сыновья афинских граждан;

    в)  дочери афинских граждан;

    г)  сыновья и дочери афинских граждан.

    ВАРИАНТ 2

    1. Холм с крутыми и обрывистыми склонами в Афинах, где находились главные храмы города:

    а)  Агора;                       в) Академия;

    б)  Акрополь;                 г) Керамик.

    2. Денежный сбор за право торговать в Афинах назывался:

    а) ценой; б) налогом; в) монетой; г) драхмой.

    3.  Купцы из разных стран мира вывозили из Афин:

    а)  амфоры и пифосы;   г) изделия из шерсти;

    б)  виноградное вино;    д) оливковое масло;

    в)  зерно;                        е) изделия из серебра.

    4.  В Народном собрании Афин могли участвовать:

    а)  граждане-мужчины с 20-летнего возраста;

    б)  граждане Афин с 30-летнего возраста;

    в) граждане и переселенцы, достигшие 25-летнего возраста;

    г)  все жители Афин, достигшие 18 лет.

    5.  Соотнесите права и возможности переселенцев и рабов в Афинах:

    1)  переселенцы; а) лишены права свободно распоряжаться собой и своим трудом;

    2)  рабы.              б) уплата налога за право жить в городе;

                                 в) лишены возможности менять место жительства;

                                 г)  лишены возможности создавать семью.

    6.  В период деятельности Перикла как первого стратега:

    а)  уничтожено долговое рабство;

    б)  принят закон об оплате за исполнение выборных должностей;

    в)  возведен храм богини Афины на Акрополе;

    г)  разрешено всем жителям участвовать в заседаниях Народного собрания.

    7. Современниками Перикла были:

    а)  Софокл и Геродот;

    б)  Анаксагор и Ксеркс;

    в)  Хаммурапи и Цинь Шйхуан;

    г)  Фидий и Хеопс.

    8. Казна Афинского государства пополнялась за счет:

    а)  платы за право жить в Афинах;

    б)  денег, вырученных от продажи рабов;

    в)  налога на ввозимые в Афины товары;

    г)  переплавки привозимых египетских монет.

    9. Театральные представления устраивались:

    а)  по праздникам Диониса;

    б)  во время Олимпийских игр;

    в)  каждый день;

    г)  каждый месяц.

    10.  В 5-м веке до н.э. для письма школьники Афин использовали:

    а)  бумагу;                     в) папирус;

    б)  пергамент;                г) дощечки с воском.

    11.  Места в Афинах, где взрослые греки проводили свободное время и обучались красноречию, назывались:

    а)  лицеями;                   в) Музеями;

    б)  гимнасиями;             г) палестрами.

    12.  Афиняне ставили своей целью воспитать из школьника:

    а)  бесстрашного воина;

    б)  всесторонне развитого гражданина;

    в)  хитроумного купца;

    г)  отважного мореплавателя.

    ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»

    ВАРИАНТ 1

    1. Не строили крепостных стен и великолепных храмов, запрещали ездить за границу и обедать дома в:

    а)  Афинах;

    б)  Спарте;

    в)  Трое;

    г)  Коринфе.

    2. Один из самых знаменитых поэтов Древней Греции Гомер создал произведения:

    а)  «Илиада»;

    б)  «Антигона»;

    в)  «Персы»;

    г)  «Одиссея».

    3.  «Я называюсь Никто, мне такое название дали Мать и отец, и товарищи так все меня величают». Эти слова произнес:

    а)  Телемак;

    б)  Ахиллес;

    в)  Одиссей;

    г)  Алкиной.

    4. Впервые в истории греки стали обозначать буквами:

    а)  согласные звуки;

    б)  короткие односложные слова;

    в)  гласные звуки;

    г)  гласные и согласные звуки.

    5.  По законам архонта Дракона:

    а)  запрещалось долговое рабство;

    б)  назначалась смертная казнь за тяжкое и мелкое преступление;                                                                                                              

    в)  государственные дела решались Советом старейшин;

    г)  выкупались рабы-греки, находящиеся за границей;

    д)  одинаково наказывались убийство человека и

    кража вещи;

    е)  разрешалось продавать хлеб за границу;

    ж)  судей выбирали из числа незнатных жителей полиса.

    6. Для системы государственного управления Афинами при Солоне характерно:

    а)  тайное голосование с помощью черных и белых камешков;

    б)  командование войском двух царей;

    в)  выбор судей из числа граждан независимо от знатности и богатства;

    г)  осуществление высшей власти в полисе стратегом;

    д)  вхождение в состав Народного собрания всех свободных мужчин-афинян;

    е)  обсуждение важнейших вопросов Советом старейшин;

    ж)  избрание архонтом только знатного и богатого жителя Афин.

    7. Афиняне называли управление в своем полисе:

    а)  диктатурой;

    б)  демократией;

    в)  тиранией;

    г)  республикой.

    8. Орхестра — это:

    а)  место, где размещали оркестр театра;

    б)  круглая площадка для выступлений актеров и хора;

    в)  вид веселого представления, где действующими лицами были современники зрителей;

    г)  постройка, к стене которой прикреплялись декорации.

    9. По-гречески «комедия» означает:

    а)  «песнь козлов»;

    б)  «божественная песня»;

    в)  «веселое шествие»;

    г)  «песня неба».

    10.  Фронтоны Парфенона заполняли статуи, изображавшие:

    а)  спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой;

    б)  вручение золотого яблока Афродите;

    в)  рождение дочери Зевса богини Афины;

    г)  борьбу Крона и Зевса за власть над миром.

    11.  Соотнесите имена выдающихся людей, живших во времена Перикла, с их деятельностью:

    а) Анаксагор;      1) автор трагедии «Антигона»;

    2)  создатель статуи «Дискобол»;

    3)  ученый, изучавший явления природы и считавший, что Солнце и Луна это не боги, а раскаленные камни;

    4)  автор комедии «Птицы»;

    5)  создатель скульптуры  «Копьеносец»;

    6)  ученый, считавший, что даже самая высокая цель не может оправдать дурных деяний.

    12.  Человек, умеющий произносить речи и убеждать слушателей:

    а)  стратег;                     в) академик;

    б)  оратор;                      г) поэт.

    13. Местом проведения конных состязаний на Олимпийских играх был:

    а)  Акрополь;

    б)  Эрехтейон;

    в)  ипподром;

    г)  стадион.

    14. Установите последовательность событий, происходивших в ходе греко-персидских войн:

    а)  поражение персов в Марафонской битве;

    б)  победа греческого флота в Саламинском сражении;

    в)  окончательное поражение персидской армии

    в битве при Платеях;

    г)  вторжение персов в Элладу под предводительством Ксеркса;

    д)  подвиг 300 спартанцев в Фермопильском

    ущелье.

    15. Слова Диогена: «Отступи чуть в сторону и не заслоняй мне солнца» — были обращены к:

    а)  Фемистоклу;

    б)  Мильтиаду;

    в)  Демосфену;

    г)  Александру Македонскому.

    16. В результате завоевательных походов Александра Македонского произошло:

    а)  уничтожение Персидского царства;

    б)  разделение Греции на Северную, Среднюю и Южную;

    в)  образование огромной державы;

    г)  объединение греческих полисов в единое государство.

    ВАРИАНТ 2

    1.  «Если ты был в ... и не восторгался ими, то ты осёл!» — так говорили о городе:

    а)  Спарта;

    б)  Афины;

    в)  Троя;

    г)  Тиринф.

    2. Автором «Илиады» и «Одиссеи» ученые считают величайшего поэта:

    а)  Эсхила;

    б)  Тиртея;

    в)  Гомера;

    г)  Аристофана.

    3. «Друга не мог защитить я! Далёко от родины милой Пал он, — ив этой беде я на помощь ему не явился!» Эти слова произнес:

    а)  Патрокл;

    б)  Ахиллес;

    в)  Гектор;

    г)  Приам.

    4. Греческая письменность была составлена на основе:

    а)  китайской иероглифики;

    б)  финикийского алфавита;

    в)  клинописи Междуречья;

    г)  египетской иероглифики.

    5.  В новых законах архонт Солон повелел:

    а)  отменить рабство за долги;

    б)  разрешить продавать хлеб за границу;

    в)  выкупить греков-рабов за деньги государства;

    г)  всем гражданам обязательно служить в войске;

    д)  выбирать судей только из знатных жителей Афин;

    е)  обращать должников в рабство в случае нехватки рабов;

    ж)  для решения государственных дел созывать Народное собрание.

    6. В 6-м веке до н.э. для системы государственного управления Спарты характерно:

    а)  голосование криком «за» или «против» предложений старейшин;

    б)   введение платы за исполнение выборных должностей;

    в)  тайное голосование с помощью черных и белых шаров;

    г)  вхождение в состав Народного собрания мужчин-спартанцев;

    д)  обсуждение важнейших вопросов Советом старейшин;

    е)  командование спартанским войском двух царей;

    ж)  бесконтрольное управление полисом первым

    архонтом.

    7. Самым справедливым в древности было государственное устройство:

    а)  Египта;

    б)  Спарты;

    в)  Афин;

    г)  Персидской державы.

    8. Скене — это:

    а)  круглая площадка для выступлений актеров

    и хора;

    б)  постройка, к стене которой прикреплялись

    декорации;

    в)  полукруглая площадка для размещения зрителей;

    г)  проходы, разделяющие места для зрителей на секции.

    9. По-гречески «трагедия» означает:

    а)  «божественная песня»;

    б)  «веселое шествие»;

    в)  «песнь козлов»;

    г)  «песня солнца».

    10.  На вершине Акрополя находилось самое прекрасное творение греческих архитекторов:

    а)  храм Ники Бескрылой;

    б)  Парфенон;

    в)  Эрехтейон;

    г)  храм Артемиды.

    11. Соотнесите имена выдающихся людей, живших во времена Перикла, с их деятельностью:

    а)  Геродот;          1) создатель статуи «Копьеносец»;

    б)  Фидий;           2) «отец истории», описавший

    события греко-персидских войн;

    в)  Аристофан.     3) автор комедии «Птицы»;

    4)  ученый, считавший что Земля вращается вокруг Солнца;

    5)  знаменитый скульптор, создатель статуи богини Афины;

    6)  создатель трагедии  «Антигона».

    12 Военачальник, командующий греческим войском в 5-м веке до н.э.:

    а)  царь;

    б)  вождь;

    в)  вельможа;

    г)  стратег.

    13.  На Олимпийских играх состязались в силе и ловкости:

    а)  пловцы;

    б)  бегуны;

    в)  атлеты;

    г)  фигуристы.

    14.  Установите последовательность завоевательных походов Александра Македонского:

    а)  битва при Гавгамелах и гибель Персидского царства;

    б)  осада Тира и завоевание Финикии;

    в)  поход в Индию и возвращение в Вавилон;

    г)  поражение персов в битве на реке Граник;

    д)  вступление в Египет и основание Александрии Египетской.

    15.  «Стыдно нам, перешедшим морской пролив, бояться ручейка. Трубите к наступлению», — так обратился к своим воинам:

    а)  Дарий Первый;

    б)  Ксеркс;

    в)  Дарий Третий;

    г)  Александр Македонский.

    16.  В результате греко-персидских войн:

    а)  Греция отстояла свою независимость;

    б)  персидским военным кораблям разрешалось плавать по Эгейскому морю;

    в)  Греция признала власть персидских царей;

    г)  усилился Афинский полис, имевший сильнейший военный флот.

    Раздел IV

     

    ДРЕВНИЙ РИМ

                                                                                            ВАРИАНТ 1

    1. Римская империя была разделена на 2 государства — Восточную империю и Западную империю в:

    а) 300 году;

    б) 395 году;

    в) 410 году;

    г) 476 году.

    2.  Город Рим был назван в честь первого царя:

    а)  Рема;

    б)  Ромула;

    в)  Рамзеса;

    г)  Рамы.

    3. В походе, даже останавливаясь на одну ночь, римляне разбивали укрепленный лагерь:

    а)  по строго установленному плану в форме треугольника;

    б)  по строго установленному плану в форме четырехугольника;

    в)  каждый раз по новому плану в зависимости от места расположения;

    г)  без строго установленного плана, по желанию римского главнокомандующего.

    4. Государство римлян после изгнания последнего царя Тарквиния Гордого вместе с семьей стало называться:

    а)  империей;

    б)  царством;

    в)  республикой;

    г)  диктатурой;

    д)  монархией.

    5. Отметьте черты, отличающие управление Римской республикой от управления Афинами во времена Перикла:

    а)  с предложением закона мог выступать гражданин, занимающий государственную должность;

    б)  с предложением закона мог выступать любой

    гражданин города;

    в)  за исполнение государственных должностей платили деньги;

    г) исполнение государственных должностей было бесплатным;

    д)  огромной властью обладал сенат;

    е)  огромной властью обладало Народное собрание;

    ж)  судьями могли стать только сенаторы.

    6. К концу 2-го века до н.э. римляне установили свою власть:

    а)  в Западном Средиземноморье;

    б)  во всем Средиземноморье;

    в)  в Египте;

    г)  на территории Персидской державы.

    7. «Наше море» — так назвал Средиземное море:

    а)  Помпеи;

    б)  Красе;

    в)  Пирр;

    г)  Цезарь;

    д)  Юстиниан.

    8. Октавиан Август был пожизненным:

    а)  народным трибуном;

    б)  консулом;

    в)  диктатором;

    г)  сенатором;

    д)  царем.

    9. В 1-м веке до н.э. появилась монета с портретом здравствующего героя, основателя империи:

    а)  Гая Юлия Цезаря;

    б)  Октавиана Августа;

    в)  Нерона;

    г)  Траяна.

    10.  Падение Западной Римской империи было вызвано:

    а) делением империи на Восточную и Западную;

    б)  непрочностью императорской власти;

    в)  упадком хозяйства римских землевладельцев;

    г)  ослаблением римского войска;

    д)  развитием торговли и мореплавания;

    е)  ростом территории империи.

    11.  При императоре Траяне:

    а)  прекратились казни по ложным доносам;

    б)   увеличились налоги и злоупотребления наместников провинций;

    в)  знатные провинциалы получили права римского гражданина;

    г)  поощрялись доносчики, которым доставалась часть имущества казненного.

    12.  Укажите имя человека, не являвшегося римским историком и философом:

    а)  Тацит;

    б)  Аристотель;

    в)  Сенека;

    г)  Тит Ливии.

    13.  К любимым зрелищам римлян относились:

    а)  гладиаторские бои;

    б)  театральные представления;

    в)  Олимпийские игры;

    г)  конные состязания.

    14 В честь военных побед полководцев в Риме возводились:

    а)  акведуки;                  г) триумфальные арки;

    б)  термы;                      д) храмы;

    в)  колонны;                   е) пирамиды.

    15.  Зажиточные римляне надевали:

    а)  шерстяную рубаху с короткими рукавами — тунику;

    б)  тогу белого цвета;

    в)  тогу с пурпурной полосой по краю;

    г)  рубаху из льняной ткани — хитон.

    16. Соотнесите имена исторических личностей с их деятельностью:

    а)  Ганнибал;              1) полководец, победивший

    римлян в битве при Каннах;

    б)  Тиберий Гракх;    2) полководец, разбивший

    римлян в битве близ города Зама;

    3)  предводитель восставших рабов в Италии;'

    4)  император, разрешивший деятельность христиан на территории империи;

    5)  народный трибун, добившийся продажи зерна из государственных амбаров;

    6)  полководец, подавивший восстание рабов в Италии;

    7)  народный трибун, добившийся принятия закона о переделе земли;

    8)  предводитель готов, разграбивших Рим.

    в)  Спартак;

    г)  Константин.

                                                                               

                                                                                    ВАРИАНТ 2

    1.  Варвары лишили власти императора Западной империи Ромула в:

    а)  330 году;

    б)  395 году;

    в)  410 году;

    г)  476 году.

    2. Город Александрия был назван в честь:

    а)  самой крупной библиотеки города;

    б)  римского императора Августа;

    в)  выдающегося ученого Анаксагора;

    г)  великого полководца Александра Македонского.

    3.  В знак того, что Риму не грозит ничье вторжение, на высоком берегу Тибра:

    а)  взвивался белый флаг;

    б)  взвивался красный флаг;

    в)  каждый час били в колокол;

    г)  помещали венок с изображением зубчатой стены.

    4. Долговое рабство в Риме было запрещено во времена:

    а)  республики;

    б)  семи царей;

    в)  императоров;

    г)  Пунических войн;

    д)  гражданских войн.

    5. Отметьте черты сходства в управлении Римской республикой и Афинами во времена Перикла:

    а)  высшая власть принадлежит Собранию граждан;

    б)  неограниченная власть сенаторов;

    в)  выбор судей из числа граждан независимо от их знатности и богатства;

    г)  ежегодные выборы правителей города;

    д)  предложение нового закона любым гражданином города;

    е)  ежегодное избрание народных трибунов;

    ж)  командование армией первым стратегом.

    6. Римское государство называлось империей во времена правления:

    а)  Цезаря;

    б)  Октавиана Августа;

    в)  Траяна;

    г)  Нерона.

    7. «И ты, дитя мое!» — падая под ударами кинжалов заговорщиков, произнес:

    а)  Антоний;

    б)  Нерон;

    в)  Цезарь;

    г)  Октавиана Август;

    д)  Траян.

    8. Сенат даровал пожизненно звание диктатора:

    а)  Тиберию Гракху;

    б)  Крассу;

    в)  Цезарю;

    г)  Помпею;

    д)  Сципиону.

    9. «Римлянин! Ты научись народами править державно — милость покорным являть и смирять войною надменных!» — утверждал:

    а)  Вергилий;

    б)  Октавиан Август;

    в)  Цезарь;

    г)  Меценат.

    10.  Падение республики в Риме было вызвано:

    а)  двухсотлетней борьбой патрициев и плебеев;

    б)  вторжением с севера Италии варварских племен;

    в)  созданием наемной армии;

    г)  ростом территории республики;

    д)  принятием земельного закона Тиберия Гракха;

    е)  усилением власти полководцев.

    11.  Во времена правления императора Нерона:

    а)  начались гонения на христиан;

    б)  прекратились казни по ложным доносам;

    в)  был осужден писатель Петроний по ложному доносу;

    г)  уменьшилось количество злоупотреблений наместников в провинциях.

    12. Укажите имя человека, не являющегося римским поэтом:

    а)  Лукреций Кар;

    б)  Вергилий;

    в)  Гомер;

    г)  Гораций.

    13.  К легендам и преданиям римлян относятся:

    а)  сказания о Гильгамеше;

    б)  легенда о капитолийской волчице;

    в)  легенда о подвиге Муция;

    г)  миф о Прометее.

    14.  Культурно-историческими достижениями римлян являются:

    а)  мосты;

    б)  бетон;

    в)  водопровод;

    г)  компас;

    д)  цифры;

    е)  алфавит.

    15.  Граждане, занимающие важные государственные должности, носили:

    а)  шерстяную рубаху с коротким рукавом — тунику;

    б)  тогу, выкрашенную пурпуром и расшитую золотом;

    в)  тогу с широкой пурпурной полосой по краю;

    г)  овальный кусок материи — гиматий.

    16.  Соотнесите имена исторических личностей с их деятельностью:

    а)  Сципион;        1) предводитель римлян, разгро-

    мивший готов;

    б)  Гай Гракх;    2) римский полководец, получив-

    ший прозвище Африканский за победу  над Карфагеном;

    в)  Стилихон;      3) народный трибун, добивший-

    ся принятия закона о переделе земли;

    г)  Аларих.         4) предводитель восставших ра-

    бов в Италии;

    5)  вождь готов, разграбивших Рим в течение 3 дней;

    6)  народный трибун, добившийся продажи зерна из государственного амбара по низким ценам;

    7)  богач, помогавший поэтам, артистам и художникам;

    8)  римский император, увеличивший владения римлян в Галлии.

    ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

    ВАРИАНТ 1

    1. Первые государства в истории человечества возникли в долинах рек:

     а) Нила;                                                  

    б)  Луаны и Сены;   в) Инда и Ганга;

    г) Волги и Оки; -д) Янцзы и Хуанхэ; е) Тигра и Евфрата; . ж) Тибра и По

    2.Родиной демократии является:

    а)  Римская республика; б) Греция;

    в)  Египет;

    г)  Вавилония;

    д)  Персия.

    3. Всесильным владыкой Египта был:

    - а) фараон;

    б)  император;

    в)  стратег;

    г)  архонт;

    д)  консул.

    4. В 1-м веке до н.э. в Риме устанавливается империя, что означает:

    а)  правление аристократии;

    б)  власть сенаторов;

    в)  единоличное правление;

    г)  власть народа;

    д)  власть консулов.

    5. Соотнесите имена выдающихся полководцев древности и битвы, в которых они участвовали:

    а)  Ганнибал;

    б)  Тутмос Третий;

    в)  Мильтиад;

    г)  Кир Великий;

    д)  Филипп Македонский.

    1)  битва при Херонее;

    2)  Марафонское сражение;

    3)  бои в Фермопильском ущелье;

    4)  битва при Мегиддо;

    5)  завоевание Вавилона;

    6)  битва при Гавгамелах;

    7)  покорение Заальпийской Галлии;

    8)  битва при Каннах.

    6. Укажите имя человека, никогда не занимавшего должность стратега:

    а)  Мильтиад;

    б)  Бренн;

    в)  Фемистокл;

    г)  Перикл.

    7. Римскими императорами, прославившими свое имя и как выдающиеся полководцы, были:

    а)  Цезарь;

    б)  Нерон;

    в)  Юстиниан;

    г)  Октавиан Август;

    д)  Траян;

    е)  Марк Аврелий;

    ж)  Гонорий.

    8. «Если человек украл осла, овцу или раба, он — вор и должен быть казнен», — записано в законах:

    а)  Ману;

    б)  Хаммурапи;

    в)  12 таблиц;

    г)  Юстиниана.

    9. Укажите архитектурные сооружения, принадлежащие Египту, Риму, Константинополю:

    1)  Рим;                         а) храм Святой Софии;

    2)  Египет;                    б) куполообразный Пантеон;

    3)  Константинополь,    в) гробница фараона Тутанхамона;

    г)  Большой сфинкс;

    д)  Колизей;

    е)  колонна Траяна; ж)пирамида Хеопса.

    10. До сегодняшнего дня мы пользуемся изобретениями первобытных людей:

    а) цифрами;

     б) глиняной посудой;

     в) охотничьим луком со стрелами;

    г)  шахматами;

    д)  компасом;

     е) лодкой и плотом;

    ж), ткацким станком.

    11. Особенностью древнеегипетского письма не является.

    а)  рисунчатый облик египетских знаков;

    б)  передача гласных и согласных звуков отдельными буквами;

    в)  передача рисунками значений отдельных слов;

    г)  существование знаков — определителей понятий.

    12. Отметьте зрелище, нелюбимое древними греками:

    а)  театральные представления;

    б)  гонки колесниц на ипподроме;

    в)  гладиаторские бои;

    г)  посещение гимнасиев.

    13. Соотнесите имена выдающихся поэтов, писателей и их произ-

    ведения:

    а)  Вергилий;

    б)  Аристофан;

    в)  Гомер;

    г)  Цезарь.

    1)  «Записки   о   Галльской войне»;

    2)  «Энеида»;

    3)  «Антигона»;

    4)  «История»;

    5)  «Птицы»;

    6)  «Илиада»;

    7)  «О природе вещей»;

    8)  «Рамаяна».

    14 Великий римский историк, живший во времена Августа, описавший правление царей, установление республики, Пунические войны в «Римской истории от основания города»:

    а)  Тацит;

    б)  Сенека;

    в)  Лукреций Кар;

    г)  Тит Ливии;

    д)  Геродот;

    е)  Аристотель;

    ж)  Плутарх.

    15, Первобытные люди верили в то, что:

    а)  существует сверхъестественная связь между животным и его изображением, созданным художником;

    б)  стихийные явления природы (гром, дождь) зависят от воли духов соседнего стада;

    в)  урожай дикорастущих плодов и ягод не за-<       висит от количества выпавших осадков;

    д) в каждом человеке обитает сверхъестественное существо — душа.

    16. Первобытные художники изображали на стенах пещер раненых животных, так как считали, что они помогают:

    а)  привлечь зверей в пещеру;

     б)  добиться успеха на охоте;

    в)  умилостивить силы природы;

    г)  защититься от хищников.

    17. По представлениям древних египтян, «страна мертвых»:

    а)  не существует;

    б)  похожа на земной мир;

    в)  является страшным подземельем;

    г)  наполнена чудовищами.

    18. Философ Конфуций учил, что высшей добродетелью является:

    а)  личная свобода человека;

    б)  стремление к богатству;

    в)  покаяние и милосердие;

     г)  уважение к старшим.

    19.Соотнесите мифы и сказания Двуречья и сказания библейские:

    а)  сказание о первых людях;

    б)  миф о сотворении мира;

    1)  Двуречье;

    2)  библейские сказания.

    в)  сказания о Гильгамеше;

    г)  миф о вавилонском столпотворении;

    д)  миф об Утнапишти;

    е)  миф о Ноевом ковчеге.

    20. Вера в одного бога появилась у:

    а)  египтян;

    б)  римлян;

     в)  евреев;

    г)  греков;

    д)  ассирийцев;

    е)  вавилонян.

    21. В 3-м веке до н.э. царь Ашока заявил о своей преданности учению:

    а)  Рамы;

    б)  Конфуция;

    в)  Будды;

    г)  Яхве;

    д)  Иисуса Христа.

    22.'Финикийские купцы привозили в разные страны мира:

    а) строительный лес;

    б)  пшеницу;

    в)  шерсть;

    г)  мраморные статуи;

     д) оливковое масло;

     е) пурпурные ткани;

    ж)  слоновую кость.

    21.Во 2—1-м веках до н.э. самым большим по территории было:

     а) Римское государство;

    б)  Персидское царство;

    в)  Сирийское царство;

    г)  Македонское царство;

    д)  Ассирийское государство.

    24. Установите последовательность событий мировой истории:

    а)  взятие Египта персами;

    б)  битва при Херонее;

    в)  разграбление Рима вандалами;

    г)  строительство пирамиды фараона Хеопса;

    д)  образование государства в Южном Двуречье;

    е)  реформы архонта Солона в Афинах;

    ж)  начало правления Перикла в Афинах.

    ВАРИАНТ 2

    1. Первые государства появлялись там, где главным занятием людей становилось:

    а)  собирательство;

    б)  скотоводство; - в) земледелие;

    г)  ткачество;

    д)  ремесло;

    е)  строительство;

    ж)  ведение военных действий.

    2. С 1-го века до н.э. империей называют:

    а)  Египетское государство;

    б)  Ассирийское государство;

    в)  Римское государство;

    г)  Греческое государство;

    д)  Персидское государство.

    3. В 5-м веке до н.э. высшая власть в Афинском государстве принадлежала:

    а)  стратегу;

    б)  архонту;

    в)  демосу;

    г)  Совету старейшин;

    д)  ареопагу.

    4. Законы Солона заложили в Афинах основы демократии, что по-гречески означает:

    а)  «власть тирана»;

    б)  «власть знати»;

    в)  «власть народа»;

    г)  «власть архонта»;

    д)  «власть сенаторов».

    б)  Фемистокл;

    в)  Цезарь;

    г)  Александр Македонский;

    д)  Сципион.

    5. Соотнесите имена выдающихся полководцев древности и битвы, в которых они участвовали:

    а) Камбиз;            1) Саламинское сражение;

    2)  завоевание Египта персами;

    3)  битва близ города Зама;

    4)  покорение Заальпийской Галлии;

    5)  битва при Гавгамелах;

    6)  битва у мыса Акций;

    7)  битва на Марафонской равнине;

    8)  битва при Херонее.

    6. Укажите имя человека, не являвшегося царем:

    а)  Хаммурапи;

    б) Тарквиний Гордый;

    в) Солон;

    г)  Филипп Македонский.

    7. В 1-м веке до н.э. в Риме правили императоры:

    а)  Цезарь;

    б)  Нерон;

    в)  Константин;

    г)  Гонорий;

    д)  Траян;

    е)  Октавиан Август;

    ж)  Марк Аврелий.

    8. «Наше государство является школой всей Эллады, и каждый из нас может с легкостью проявить свою личность в самых различных жизненных условиях», — сказал:

    а)  Солон;

    б)  Мильтиад;

    в)  Фемистокл;

    г)  Перикл.

    9. Укажите архитектурные сооружения, принадлежащие Двуречью, Китаю и Греции:

    1)  Двуречье;

    2)  Китай;

    3)  Греция.

    а)  Великая китайская стена;

    б)  ворота богини Иштар;

    в)  Вавилонская храмовая башня;

    г)  храм Артемиды в Эфесе;

    д)  висячие сады Семирамиды;

    е)  Парфенон;

    ж)  храм Ники Бескрылой.

    10. Основными изобретениями китайцев, используемыми и сейчас, являются:

    а)  календарь;

    б)  цифры;

    в)  компас;

    г)  бумага;

    д)  монеты;

    е)  чай;

    ж)  шелковые ткани.

    11. Особенностью древнегреческого письма не является.

    а)  передача гласных звуков отдельными буквами;

    б)  точная передача при письме звуковой речи;

    в)  передача согласных звуков буквами;

    г)  рисунчатый облик греческих букв.

    12.  Отметьте зрелище, которое не любили древние римляне:

    а)  гладиаторские бои;

    б)  конные состязания;

    в)  театральные представления;

    г)  морские бои.

    в)  Гомер;

    г)  Геродот.

    13. Соотнесите имена выдающихся поэтов, писателей и их произведения:

    а)  Лукреций Кар;         в) «Антигона»;

    б) Софокл;         г) «Записки о Галльскойвойне»;

    3) «О природе вещей»;

    4) «Одиссея»;

    5) «Птицы»;

    6) «История»;

    7) «Махабхарата»;

    8) «Энеида».

    14 Писателем, прозванным «отцом истории», был друг Перикла:

    а)  Тацит;

    б)  Софокл;

    в)  Геродот;

    г)  Тит Ливии;

    д)  Аристотель;

    е)  Платон;

    ж)  Сократ.

    15.  Первобытные люди верили в то, что:

    а)  рост численности зверей зависит от количества солнечных дней в году;

    б)  души предков переселяются в далекую «страну мертвых»;

    в)  во время сна душа покидает тело и встречается с душами других людей;

    г)  люди и животные никогда не могут превращаться друг в друга.

    16.  По представлениям первобытных людей, «страна мертвых»:

    а)  не существует;

    б)  похожа на земной мир;

    в)  является страшным подземельем;

    г) наполнена страшными чудовищами.

    17.  Египтяне верили, что после смерти судьбу человека вершит:

     а) Осирис;

    б)  фараон;

    в)  жрец;

    г)  чудовище Амамат.

    18.  Будда учил, что главное для человека — это его:

    а)  происхождение;

    б)  личные достоинства;

    в)  принадлежность к касте;

    г)  вера в переселение душ.

    19.  Соотнесите мифы и сказания Египта и Греции:

    1)  Египет;            а) миф о Прометее;

    2)  Греция.            б) миф об Осирисе и Исиде;

    в)  миф о Тесее и Минотавре;

    г)  миф о троянском коне;

    д)  Песнь Нилу и солнцу;

    е)  миф о Дедале и Икаре.

    20.  Вера в Пантеон (множество) богов сохранилась у:

    а)  греков;

    б)  римлян;

    в)  египтян;

    г)  евреев;

    д)  вавилонян;

    е)  индийцев.

    21.  В 4-м веке император Константин заявил о приверженности учению:

    а)  Конфуция;

    б)  Будды;

    в)  Иисуса Христа;

    г)  Демокрита;

    д) Аристотеля.

    22.  Греческие купцы привозили в колонии:

    а)  льняные ткани;

    б)  папирус;

    в)  оливковое масло;

    г)  мраморные статуи;

    д)  слоновую кость;

    е)  виноградное вино;

    ж)  зерно.

    23.  В 6-м веке до н.э. самой большой по территории была:

    а)  Персидская держава;

    б)  Греция;

    в)  Ассирийская держава;

    г)  Римская империя;

    д)  Индия.

    24.  Установите хронологическую последовательность событий мировой истории:

    а)  Троянская война;

    б)  взятие Рима готами;

    в)  морское сражение при Саламине;

    г)  взятие Вавилона персами;

    д)  образование единого государства в Египте;

    е)  правление Хаммурапи в Вавилонии;

    ж)  установление республики в Риме.ответы

     Раздел I

    ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

    Первобытные собиратели и охотники

    J в.: 1 б; 2 в; 3 а, в, г; 4 б; 5 в; 6 а, б; 7 а, г; 8 а, б; 9 б; 10 б; 11 б; 12 а.

    / в.: 1 а, б, в; 2 б; 3 а, б, г; 4 а; 5 б, г; 6 в; 7 б, г; 8 г; 9 а, в;

    10 6; 116; 12 6, в.

    Первобытные земледельцы и скотоводы

    J в.; 1 в; 2 б; 3 а, в; 4 а, г; 5 а, в; 6 б; 7 а; 8 в; 9 а, г, е; 10 в;

    11 6; 12 а-2, 6-1, в-3.

    II в.: 1 в; 2 а; 3 а, б, г; 4 а; 5 а, 6; 6 б; 7 а, б; 8 6; 9 а, в, г; 10 а, в;11в;12а-3, 6-1, в-2.

    Повторение раздела «Жизнь первобытных людей»

     в.: 1 а; 2 в; 3 6; 4 в; 5 б, г, д, е; 6 г; 7 в; 8 а, б, в; 9 б, г, д; 10 б, в, д, е; 11 а; 12 а, в, г, ж; 13 в; 14 б; 15 а, в; 16 б.

    IJ в.: 1 в; 2 6; 3 в; 4 а, б, в; 5 а, в, д, е; 6 г; 7 г; 8 а, д; 9 в; 10 а, в, е, ж; 11 г; 12 а, г, д, е; 13 а, г; 14 б; 15 а; 16 6.

    Раздел II

     ДРЕВНИЙ ВОСТОК

    Древний Египет

    J в.; 1 а; 2 в; 3 г; 4 б; 5 г; 6 а; 7 а, в, е, ж; 8 а, в, г, д; 9 а, д, е; 10 б, в, д, ж; 11 в; 12 б, в.

    II в.: 1 в; 2 б; 3 г; 4 а; 5 6; 6 в; 7 а, в, г, д; 8 а, в; 9 а, г, е; 10 а, в, г, ж; 11 6; 12 б.

    Западная Азия в древности

    /в.: 1 в; 2 в; 3 а; 4 б; 5 а, в, д, ж; 6 в; 7 б, д, е, ж; 8 а, в, г; 9 в; 10 6; 11 а, в, г, д; 12 а-1, 6-2, в-2, г-1.

    /J в.: 1 в; 2 б; 3 а; 4 г; 5 а, б, г; 6 в; 7 б, д, е, ж; 8 а, г; 9 в; 10 б; 11 а, в, г, е; 12 а-1, 6-1, в-2, г-1.

    f I

    Индия и Китай в древности

    J в.: 1 б; 2 а; 3 в; 4 г; 5 а; 6 а, в; 7 в; 8 а, в; 9 в; 10 б; 11 в; 12 6.

    II в.: 1 в; 2 6; 3 в; 4 в; 5 б, в; 6 а, г; 7 г; 8 б, г; 9 а, в; 10 б; 11 б; 12 6.

    Повторение раздела «Древний Восток»

    /в.: 1 а, д; 2 в; 3 б, г; 4 а, д, ж; 5 а, в, г; 6 6; 7 а, 6; 8 д; 9 а,

    в, д, е; 10 6; 11 а, в, г, д; 12 а, г, д, е, ж; 13 в; 14 а-2, 6-4, в-3; 15 а-1, 6-5, в-2; 16 а-4, 6-1, в-3, г-5, д-2.

    IJ в.: 1 а, в, д; 2 в; 3 а, г; 4 а, г, д, ж; 5 б; 6 а; 7 б, в; 8 6; 9 а,

    г,  д, е, ж; 10 б; 11 а, в, е; 12 а, в, г, е; 13 в; 14 а-1, б-З, в-4; 15 а-1, 6-5, в-4; 16 а-4, 6-2, в-5, г-1, д-3.

    Раздел III

     ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

    Древнейшая Греция

    J в.: 1 а, в, г; 2 а; 3 г; 4 б; 5 в; 6 б; 7 6; 8 6; 9 а-6, 6-2, в-5, г-4, д-3, е-1; 10 6; 11 б; 12 а-1, 6-2, в-3.

    II в.: 1 а, б, г; 2 б, г; 3 в; 4 б; 5 в; 6 6; 7 а; 8 в; 9 а-3, 6-1, в-5, г-4, д-6, е-2; 10 а; 11 а, б, г; 12 а-1, б-З, в-4.

    Полисы Греции и греко-персидские войны

    I  в.: 1 б; 2 в; 3 а; 4 а, б; 5 в; 6 в; 7 б, г, д; 8 в; 9 6; 10 в; 11 а-3, 6-1, в-4; 12 а-2, б-З, в-4.

    II в.: 1 а, в, г; 2 в; 3 г; 4 б; 5 в; 6 в; 7 б, в, е; 8 в; 9 6; 10 а; 11 а-1, 6-2, в-6; 12 а-4, 6-6, в-3.

    Афины в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии

    J в.: 1 6; 2 г; 3 а, б, е; 4 в; 5 а-1, 6-1, в-1, г-2; 6 б; 7 6; 8 б; 9 г; 10 в; 11 б; 12 6. ' II в.: 1 6; 2 6; 3 а, б, д, е; 4 а; 5 а-2, 6-1, в-2, г-2; 6 б, в; 7 а;

    8 а, в; 9 а; 10 в, г; 116; 12 6.

    Македонские завоевания в 4-м веке до н.э.

    / в.: 1 г; 2 а; 3 б; 4 а-1, 6-5, в-3, г-4, д-2; 5 в; 6 б; 7 а; 8 а, в;

    9 в; 10 а; 11 а; 12 в.

    II в.: 1 в; 2 г; 4 в; 4 а-3, 6-1, в-2, г-5, д-4; 5 а, в; 6 б; 7 а; 8 а, в, г; 9 а; 10 6; 11 г; 12 а.

    Повторение раздела «Древняя Греция»

    I в.: 1 б; 2 а, г; 3 в; 4 в; 5 б, д; 6 а, в, д; 7 б; 8 б; 9 в; 10 а, в; 11 а-3, 6-5, в-1; 12 б; 13 в; 14 а-1, 6-4, в-5, г-2, д-3; 15 г; 16 а, в.

    II в.: 1 б; 2 в; 3 б; 4 б; 5 а, в, ж; 6 а, г, д, е; 7 в; 8 б; 9 в; 10 б; 11 а-2, 6-5, в-3; 12 г; 13 б, в; 14 а-4, 6-2, в-5, г-1, д-3; 15 г; 16 а, г.

    Раздел IV

     ДРЕВНИЙ РИМ

    Возникновение Рима и установление господства над Италией

    J в.: 1 в; 2 б, г; 3 б; 4 б; 5 6; 6 б; 7 в; 8 а; 9 б; 10 б; 11 б; 12 а, б, в, д.

    II в.: 1 а; 2 б, в; 3 б; 4 а; 5 г; 6 г; 7 а, г; 8 а, в; 9 6; 10 а; 11 6; 12 б, г, ж.

    Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

    J в.: 1 в; 2 в; 3 б; 4 в; 5 в; 6 б; 7 а, в; 8 а-4, 6-2, в-1, г-5, д-3; 9 а; 10 в; 11 в; 12 г.

    II в.: 1 а; 2 в; 3 а; 4 а, в; 5 в; 6 а; 7 в; 8 а-1, 6-4, в-2, г-3, д-5; 9 б; 10 а; 11 в; 12 6.

    Гражданские войны в Риме

    J в.: 1 б; 2 а, в, г; 3 б, в; 4 а-5, 6-4, в-1, г-3, д-6, е-2; 5 г; 6 в; 7 в; 8 в; 9 а; 10 а, в; 11 а, б; 12 б.

    II в.: 1 б; 2 а, д; 3 а, в; 4 а-1, 6-5, в-4, г-6, д-2, е-3; 5 а; 6 а; 7 а; 8 а; 9 6; 10 а; 11 в; 12 б.

    Расцвет и могущество Римской империи

    / в.: 1 в; 2 а; 3 в; 4 а, в; 5 в; 6 в; 7 а; 8 б, в; 9 в; 10 а, в; 11 б, г; 12 в.

    27 в.: 1 в; 2 а; 3 г; 4 а, в; 5 б; 6 г; 7 а; 8 г; 9 б; 10 б, г; 11 б, г; 12 а, в.

    Рим в 4-5-м веках и падение империи на Западе

    J в.: 1 б; 2 а; 3 б; 4 г; 5 б; 6 а, в, г; 7 а, б; 8 а, г; 9 6; 10 а-5, 6-2, в-1, г-6, д-4, е-3; 11 6; 12 б.

    II в.: 1 г; 2 б, г; 3 6; 4 г; 5 а, в; 6 а, в; 7 б, в; 8 б; 9 а; 10 а-1, б-З, в-5, г-2, д-4, е-6; 11 а; 12 в.

    Повторение раздела «Древний Рим»

    J в.: 1 6; 2 6; 3 б; 4 в; 5 а, г, д, ж; 6 б; 7 д; 8 б, г; 9 а; 10 б, в, г; 11 а, в; 12 б; 13 а, 6; 14 в, г; 15 а, б; 16 а-1, 6-7, в-3, г-4.

    II в.: 1 г; 2 г; 3 б; 4 а; 5 а, г; 6 в, г; 7 в; 8 в; 9 а; 10 в, г, е; 11 а, в; 12 в; 13 б, в; 14 б, в; 15 в; 16 а-2, 6-6, в-1, г-5.

    Итоговое повторение

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа курса "История Древнего мира"

    Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы курса и...

    Рабочая программа курса История Древнего мира. 5 класс

    Образовательная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. История /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. А...

    Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений Михайловс

    Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древне...

    Рабочая программа курса "История Древнего мира" 5 класс

    Рабочая программа по курсу "История Древнего мира" для 5 класса составлена на основе ФГОС...

    Рабочая программа по курсу «история Древнего мира»5 класс (УМК А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая) Учитель истории Косырева О.А.

    Рабочая программа по истории Древнего мира разработана с учетом требований ФГОС и Методическим письмом Министерства образования Челябинской области...