задачи и специфика работы концертмейстера в классе хореографии
статья на тему

Данилушкина Клавдия Валерьевна

Какими же качествами и навыками должен обладать музыкант, чтобы быть хорошим концертмейстером?

     Прежде всего, он должен хорошо владеть инструментом – как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой исполнитель никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, не всякий хороший исполнитель достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнерам, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен уметь бегло читать с листа, транспонировать, а также быстро осваивать музыкальный текст и сразу отличать существенное от менее важного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_i_spetsifika_raboty_kontsertmeystera.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи и специфика работы концертмейстера

     Термины «концертмейстер»  и  «аккомпаниатор»  не тождественны, хотя   на   практике  и  в  литературе  часто  применяются  как  синонимы.

     Аккомпаниатор (от   франц.  -  сопровождать)  –  музыкант, играющий   партию  сопровождения  солисту, либо коллективу на  эстраде. 

     Деятельность аккомпаниатора подразумевает обычно лишь концертную   работу,  тогда  как понятие концертмейстер включает в себя нечто большее:  разучивание с солистами их партий,  умение контролировать качество их  исполнения, знание их исполнительской специфики и причин   возникновения трудностей  в исполнении,  умение  подсказать правильный   путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в   деятельности  концертмейстера объединяются  творческие, педагогические   и  психологические  функции,  и их трудно  отделить  друг  от  друга в   учебных, концертных  и  конкурсных ситуациях.

     Если  обратиться   к  истории  данного  вопроса,  то  можно  отметить,  что многие   десятилетия   понятие  «концертмейстер»  обозначало   музыканта, руководившего   оркестром,  затем   группой   инструментов   в   оркестре. Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появился во второй половине   Х1Х   века,  когда   большое количество романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой   лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества концертных  залов,  оперных  театров,  музыкальных учебных заведений.  В   то   время   концертмейстеры,  как   правило, были  «широкого профиля»  и  умели   делать   многое:  играли   с   листа   хоровые  и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали   фортепианные партии на любые интервалы и т. д. Со временем эта  универсальность была утрачена. Это было связано с все большей   дифференциацией всех музыкальных специальностей, усложнением и увеличением количества произведений, написанных в каждой из  них.  Концертмейстеры также стали специализироваться для работы с определеннымиисполнителями. Интересно,  что   в   настоящее   время   термин «концертмейстер» чаще используется  вконтексте   фортепианной   методической   литературы. 

Терминже «аккомпаниатор»в   методической   литературе   адресованной   музыкантам-народникам, баянистам и аккордеонистам. А музыкальная энциклопедия вообще не дает   понятия  «аккомпаниатор».  В  ней  лишь есть отдельные статьи  «аккомпанемент»  и «концертмейстер». 

Какими же качествами и навыками должен обладать музыкант, чтобы быть хорошим концертмейстером?

     Прежде всего, он должен хорошо владеть инструментом – как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой исполнитель никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, не всякий хороший исполнитель достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнерам, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен уметь бегло читать с листа, транспонировать, а также быстро осваивать музыкальный текст и сразу отличать существенное от менее важного.

     Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса определённых психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.

     Специфика   работы   концертмейстера   в   детской   школе   искусств состоит   в   том,  что ему   приходится   сотрудничать   с   представителями   разных специальностей,  и   в   этом   смысле   он   должен   быть  «универсальным» музыкантом. При этом в зависимости от того, на каком отделении работает концертмейстер, его знания и навыки могут иметь различные специфические особенности.   

Специфика работы концертмейстера в классе хореографии

     Хореографическая концертмейстерская специализация музыканта  – особая сфера музыкального творчества, требующая обширных знаний, исполнительных навыков, мастерства и опыта, а также преданности искусству хореографии и тем труженикам и творцам, кто его представляет – танцовщикам, педагогам и репетиторам.

     К сожалению концертмейстеров  хореографии не готовят ни в одном учебном заведении. А  ведь у хореографического искусства свои специфическиеособенности.Музыканты,  впервые   сталкивающиеся   с   работой   на   уроках хореографии,  вынуждены   осваивать   специфику   данной   профессии самостоятельно, поэтому успешность работы концертмейстера напрямую зависит от его творческого потенциала и интереса к работе. Освоение музыкальной специфики хореографического искусства возможно только при параллельном изучении  самого хореографического искусства, его направлений и отдельных дисциплин, понимания их родственных связей и отличий.

     Концертмейстер хореографического отделения должен знать:

        школы и направления танцевального искусства;

        традиционные формы, методы и этапы обучения детей хореографии;

        структуру урока;

        хореографическую терминологию (в музыке используется итальянский, а в хореографии французский язык);

        методику обучения и технику исполнения элементов преподаваемой хореографической дисциплины.

Знания и навыки, необходимые для работы концертмейстера   в классе хореографии

     Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло «читать с листа». В учебной  практике часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет достаточного времени для  выучивания произведения наизусть.  К  тому  же  обилие репертуара,  находящегося  в  работе,  не  создает условий для заучивания текстов и их приходится играть по нотам. В этом случае концертмейстер должен уметь быстро ориентироваться в нотном тексте, на ходу подстраивая произведение по требования хореографа, отделяя главное от менее существенного.   

     Случается, что в своей работе концертмейстер имеет дело не только с исполнением готового аккомпанемента, но и с исполнением музыкального сопровождения, не имеющего нотного материала. Особенно часто это встречается на уроках ритмики и гимнастики, на которых активно используются различные детские песенки и произведения простой танцевальной формы. В  этом  случае,  концертмейстер подбирает знакомые мелодии на слух, создавая собственные варианты гармонизации, опираясь на гармонический слух и исполнительский опыт.

     Кроме того, концертмейстер класса хореографии должен обладать определёнными композиторскими и вокальными способностями, которые пригодятся ему для работы с начинающими танцорами, так как на начальном этапе обучения дети проще постигают танцевальные  движения через музыкальные игры и разминки, сопровождающиеся пением. Как известно, любое детское стихотворение можно иллюстрировать танцевальными движениями. Существует даже специальная литература, предлагающая такие поэтическо-хореографические композиции.  А вот музыкальное оформление к ним не прилагается, поэтому каждый концертмейстер по-своему выходит из положения, сочиняя мелодию и аккомпанемент самостоятельно.

     Очень   важным   в   аккомпаниаторской   работе   является   навык одновременного  восприятия   музыкального   и   хореографического   материала, который воспитывается исключительно в процессе практики. Концертмейстер музыкальных классов,  воспитанный   в   лучших   традициях отечественной   академической   подготовки,  привык   играть по  нотам,  аккуратно  следуя   оригинальному   тексту,  следя   не  только   за  своейпартией,  но   и   за   партией   солиста.  В   нотах,  находящихся   перед   глазами концертмейстера хореографии такой партии танцовщиков нет. С ней можно ознакомиться лишь с помощью бокового зрения.  Неопытный   концертмейстер   бывает   в   состоянии   запомнить  лишь начальные или ключевые моменты хореографической   партии, основные   движения.  Подобное знание  совершенно  необходимо в ходе репетиционной работы,  поскольку   при   любой   остановке,  связанной   с повторением   определённой   части,  возникает   проблема  «с какого места начать музыкальное сопровождение». Поэтому  одной  из  главных  особенностей работы музыканта в хореографическом классе является исполнение музыкального сопровождения хореографической комбинации с одновременным осознанным восприятием  хореографического материала, а также умение запоминать его большие фрагменты.

     У концертмейстеров, работающих на отделении хореографии, с годами вырабатывается обостренное темповое и метрическое чутье, умение предугадать логику соотношений музыки и будущих движений в процессе совместного исполнения. Верными ориентирами становятся здесь не только интуиция, но и накопленные знания, опыт, «мышечная память», а также понимание основных принципов взаимосвязи хореографии и музыки.

Основные принципы подбора музыкального материала   в хореографическом классе

      С первых уроков с начинающими до выпускного класса преподаватель  -хореограф,  совместно   с   концертмейстером   стремятся   к   тому,  чтобы музыкальное сопровождение  было высокохудожественным, включающим в себя произведения классической и современной отечественной и зарубежной нотной литературы, а  также произведения, написанные для детей, и произведения эстрадного характера. Правильно подобранное   сопровождение обогащает духовный мир учащихся, способствует   выработке  культуры и  красоты  движений,  а также развитию у учеников чувства коллективного ритма.

     В практике подбора  музыкального материала принципиально утвердились два метода оформления танцевальных занятий:

• импровизационный;

• приспособление музыкальных миниатюр или их фрагментов.

     Подобрать   готовое   произведение   под   заданную   преподавателем-хореографом   комбинацию,  ничего   в   нём   не   видоизменяя,  на   практике довольно сложно. Поэтому  большинство концертмейстеров хореографии   предпочитает работать по импровизационному методу. В этом случае музыканту необходимы определённые композиторские навыки:

        умение сделать фактурные преобразования;

        умение сделать   удачную   модуляцию,  соответствующую   смене движения;

        умение провести смену размера, либо темпа, не нарушая законов стиля  и т. п.

     Удачная импровизация, как показывает поурочная работа, в значительной мере повышает эффективность занятия, поскольку мелодия с разнообразной гармонизацией воспринимается учениками с большим интересом: ведь в таком исполнении она выявляет эмоциональную окраску самого движения,  подчиняя его музыке, обеспечивает эмоциональную и музыкальную насыщенность урока.

     Для музыкального сопровождения урока танца обычно широко используется балетная, танцевальная, оперная и симфоническая музыка. Чем больше, разнообразнее исполнительский репертуар концертмейстера, тем плодотворнее его деятельность. Урок хореографии представляет собой своего рода калейдоскоп, мозаику хореографических комбинаций, разных по характеру, технике исполнения и видам. По традиции урок начинается  с  экзерсиса. Экзерсис – это   ряд  разнообразных   движений, которые развивают мускулатуру ног, их выворотность, постановку   корпуса,  рук   и   головы, координацию   движений.  Эти   упражнения   располагаются   в   порядке возрастающей  трудности  и повторяются по одному разу с  каждой ноги  для развития  техники учащихся.  В повседневной практике  занятий  утвердился следующий порядок упражнений у станка:

1. Поклон

2. Port de bras

3. Demi-grand plié

4. Battement tendu

5. Battement tendu jeté

6.Rond dejamb parterre
7. 
Battement fondu

8. Battement frappé

9.  Rond de jamb en l'air

10.Grandbattement

11.Аdajio

     Вторая часть урока – Allegro –  посвящена работе на середине зала, а также прыжкам и различным турам (круткам).

     Концертмейстеру   необходимо   знать   не только названия основных движений, но методику их исполнения. Знание методики необходимо ещё и для того, чтобы провести полноценное занятие в отсутствие педагога, так как на концертмейстера возложены также и педагогические функции. Поэтому во время урока очень полезно наблюдать за упражнениями в стадии их разучивания их с учащимися,– мысленно «протанцовывая»,  «примеряя» их на себя,  при этом запоминая ритмическую основу движений, синкопы, акценты и прочее–всё, что поможет правильно подобрать необходимое для каждого конкретного движения музыкальное сопровождение.

     В течение урока концертмейстер исполняет до 40-50 музыкальных построений простой двух-трехчастной формы. Результатом работы должна стать выстроенная и единая по стилю сюитно-дивертисментная музыкальная композиция.  

Взаимодействие концертмейстера с педагогом-хореографом.

      Искусство танца  без музыки  существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать  музыку и отразить ее в танцевальных движениях.

     Гармоничное единение музыки и танца – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. На занятиях учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, вследствие чего формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление.

     Результативная работа в хореографических классах возможна только в содружестве педагога-хореографа и музыканта. Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену ему приходит фонограмма. Но это не значит, что роль концертмейстера на данном этапе закончилась. Концертмейстер помогает преподавателю-хореографу в подготовке хореографического коллектива к концертным выступлениям, выполняя таким образом функции репетитора. И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что не малую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия и взаимопонимания. Важно чтобы концертмейстер был другом, партнером, соратником. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы концертмейстера в классе деревянных духовых инструментов Детской школы искусств

В моей работе рассматриваются основные принципы и задачи деятельности концертмейстера в классе деревянных духовых инструментов....

Методическая работа на тему «Особенности работы концертмейстера в классе хореографии»

Данная работа будет полезна начинающим концертмейстерам музыкальных школ....

«Работа концертмейстера в классе хореографии. Творческий портрет Эммы Липпы»

Работа концертмейстера хореографии представляет собой весьма ответственную сферу деятельности музыкантов, призванных участвовать в повседневной творческой работе балетмейстеров-постановщиков, педагого...

Особенности работы концертмейстера в классе хореографии народного танца

Доклад "Особенности работы концертмейстера в классе хореографии народного танца"...

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ БАЛАЛАЙКИ ДШИ

Специфика работы концертмейстера в школе искусств состоит в том, что ему приходится сотрудничать с представителями разных художественных специальностей, и в этом смысле он должен бы...