Главные вкладки

    Методическая работа на тему «Особенности работы концертмейстера в классе хореографии»
    методическая разработка на тему

    Сопко Людмила Васильевна

    Данная работа будет полезна начинающим концертмейстерам музыкальных школ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_rabota_2017_moya.doc164.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Муниципальное бюджетное учреждение

    дополнительного образования

    детская школа искусств станицы Крыловской

    муниципального образования Крыловский район

    Методическая работа на тему

    «Особенности работы концертмейстера в классе хореографии»

          Составитель:

                                                             преподаватель фортепиано, концертмейстер

                                     Сопко Людмила Васильевна.

    ст. Крыловская 2017г.

    Оглавление.

    1.Вступление.

    2.Основная часть.

    2.1.Специфика работы концертмейстера;

    2.2. Комплекс навыков и умений, необходимых концертмейстеру в работе.

    3.Заключение.

         

    1.Вступление.

    Концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов. Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества и дома культуры.

              Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, его роль в учебном процессе детских школ искусств неоспоримо велика, а владение в совершенстве “комплексом концертмейстера” повышает востребованность пианиста в разных сферах музыкальной деятельности от домашнего музицирования до музыкального исполнительства.

               Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появился во второй половине Х1Х века, когда большое количество романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры,  как правило,  были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы и т. д.

               Со временем эта универсальность была утрачена. Это было связано с все большей дифференциацией всех музыкальных специальностей, усложнением и увеличением количества произведений, написанных в каждой из них. Концертмейстеры также стали специализироваться для работы с определенными исполнителями.

    Рассмотрим деятельность концертмейстера-пианиста, работающего с детьми разных возрастных групп на занятиях хореографии.

    Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.

    Поэтому очень важно, чтобы концертмейстер не только художественно исполнял музыку, но и доносил ее содержание.

            Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Концертмейстер должен так продумать   музыкальное оформление урока, чтобы научить детей слышать музыкальную фразу, разбираться в характере произведения, динамике, ритмическом рисунке. У детей формируются первичные эстетические оценки. Для занятий в классе хореографии нужно подбирать такой музыкальный материал, на котором будет формироваться музыкальная культура, развивается музыкальный слух и музыкальная культура.   Концертмейстер должен представлять на занятиях ту музыку, которую создали великие композиторы–хореографы: Глинка, Чайковский, Глазунов, Штраус, Глиэр, Прокофьев, Хачатурян и другие.

    2. Основная часть

    2.1 Специфика работы концертмейстера

    Работа концертмейстера имеет ряд объективных трудностей. Например то, что  ему приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих  школьников до выпускников), с педагогами разных танцевальных направлений – народной хореографии, классического и современного танца. Нужно обладать большим багажом музыкальных произведений, овладеть репертуаром разных возрастных категорий. Для этого необходимо постоянно совершенствоваться в работе, изучать новые примеры для оформления занятий.

        В обязанности концертмейстера хореографических классов входит:

    • Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий
    • Знакомство с новыми методиками «движения под музыку»;
    • Систематическая работа по музыкальному развитию танцоров. 

    Программирует и планирует работу в хореографических классах педагог-хореограф.

     Концертмейстер обязан знать и программу, и план каждого года обучения, и план каждого занятия. Сотворчество педагога-хореографа и концертмейстера необходимо во всех сферах (планирование, реализация программ учебной и постановочной работы). Но именно от концертмейстера зависит эмоциональный фон урока, от того, какую музыку он предложит.

    В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи музыкального воспитания:

    • Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;
    • Развитие музыкальности танцевальных движений;    
    • Развитие воображения, художественно-творческих способностей;
    • Развитие умения эмоционально воспринимать музыку, повышения интереса к ней;
    • Развитие музыкального кругозора учащихся.

    2.2. Комплекс навыков и умений, необходимых концертмейстеру в работе.

              Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента.

                  Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст и сразу отличать существенное от менее важного.

           Перечислю, какие же знания и навыки необходимы концертмейстеру для начала профессиональной деятельности в школе искусств.

    1. В первую очередь умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого, играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению;
    2. Владение навыками игры в ансамбле; умение транспонировать в пределах терции текст средней      трудности.

         Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту – главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом (которое представляет основу основ ансамблевого музицирования), звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.

                 Мобильность,  быстрота и активность реакции также очень важны  для профессиональной деятельности концертмейстера. Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое  волнение и нервное напряжение ребят перед эстрадным выступлением.

         Воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.

           Стремление разобраться в специфике хореографического аккомпанемента, побудило  меня обобщить и поделиться мыслями о профессии концертмейстера хореографии, о той роли и задачах, какие  приходиться осуществлять в танцевальном коллективе.

            Концертмейстеров именно хореографии  в нашем регионе не готовят ни в одном учебном заведении. А  ведь у хореографического искусства свои специфические требования, которые приходиться постигать на практике.

    Играть сопровождение к занятиям классического танца труднее вдвойне, концертмейстеру приходится быть постоянно на виду. Необходимо показать владение инструментом, владение звуком, в зависимости от характера движения, также максимально точно переложить музыку на исполняемое движение, создать единый чуткий ансамбль. Еще сложнее, когда танцуют дети. Надо научить их слушать сильные и слабые доли, где-то подождать исполнителей, дать им возможность «вздохнуть» перед броском ноги или прыжком. Сделать это нужно умело, чтобы не пострадал темп и ритм мелодии.

    Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнений, с ясно прослушиваемой фразировкой. Все заданные преподавателем-хореографом комбинации урока должны подчиняться музыкальной фразировке.

    Так, музыкальные построения, особенно в младших классах, могут соответствовать 4т, 8т, 16т, 32т и т.д.

    В практике подбора музыкального материала принципиально утвердились два метода для оформления танцевальных занятий:

    - импровизационный;

    - приспособление музыкальных миниатюр или их фрагментов.

    Подобрать готовое произведение под заданную преподавателем -хореографом комбинацию, ничего в нём не видоизменяя, на практике довольно сложно. Поэтому большинство концертмейстеров танцевальных классов предпочитают работать по импровизационному методу. В этом случае пианист демонстрирует свои композиторские навыки:

    - умеет сочинять несложные мелодии;

    - умеет выразительно гармонизовать сочинённую мелодию;

    - умеет сделать фактурные преобразования;

    - умеет сделать удачную модуляцию, соответствующую смене движения;

    - провести смену размера ( а может и темпа), не нарушая законов стиля и т. п.

    Работа начинающего концертмейстера хореографии делится на две части: освоение музыкального материала, связанного с преподаванием той или иной дисциплины и ее хореографической специфики.

              Освоение музыкальной специфики основы предмета возможно только при параллельном изучении специфики хореографического искусства.

    Во-первых, я овладела танцевальной терминологией, чтобы знать о каком упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические – французского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Например, Plie, Demiplie, Grandsplie (фр.) - это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Или Battementstendus (Battementstendusjetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит отведение и приведение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким. Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4.

    Во-вторых, необходимо знать, как то или иное упражнение исполняется. Чтобы четко представлять себе структуру упражнения, накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом –  уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в  том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно. И для этого нужно знать, с какого места нотного материала проигрывать отрывок для отработки того или иного движения.

    Следует обратить внимание на исполнение воспитанниками «preparations» - обязательные в каждом музыкальном отрывке. Вот здесь  и будут востребованы импровизационные навыки концертмейстера хореографии. Вступление составляет два-четыре такта, в зависимости от размера и темпа произведения. Подобно дирижёру хора, который показывает хору ауфтакт, пианист также «должен каждое движение экзерсиса предварить вступительными аккордами, при которых вся фигура танцовщика готовится к исполнению заданного упражнения.  Чтобы дети не делали его «промахивая», как нередко случается, концертмейстер должен исполнить вступление в  темпе и ритме всего дальнейшего упражнения. Вступление можно взять из окончания музыкального произведения (2 или 4 такта с конца, в зависимости от размера) или сочинить самому. То же самое касается и окончания – завершения упражнения. Обычно берется два последних аккорда произведения, или «домината» и «тоника» относительно тональности произведения. Во время исполнения учитываются разные физические способности воспитанников. Здесь выступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального сопровождения, ведь в каждом классе дети по-разному усваивают материал, необходимо брать темп исполнения соответствующее четкому исполнению движений.

    Деятельность концертмейстера требует от пианиста применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях.

             Что  формирует хорошего аккомпаниатора:

    1. Аккомпанировать все и при любой возможности; 

    2. Развивать себя неустанно умственно, эстетически, морально

    3. Развивать интерес к чтению, искусству, размышлению;

    4. Быть дисциплинированным, обязательным и пунктуальным.

    Работа концертмейстера школы искусств отнюдь не замыкается на непосредственной его обязанности - помощи учащимся довести работу над произведением до концертного исполнения. Он наряду с другими педагогами выполняет свои обязанности посредством основных направлений деятельности образовательного учреждения.

    В учебной деятельности он удовлетворяет потребности детей в занятиях музыкой, при получении необходимых знаний и навыков создаёт необходимые для учебного процесса условия.

    Во внеклассной работе помогает в организации содержательного досуга, где совместно с детьми принимает участие в различных общешкольных и внешкольных мероприятиях.

    В воспитательной работе создаёт среду для личностного и творческого развития детей, их профессионального самоопределения. И, наконец в методической работе принимает участие в мастер - классах, в написании и     реализации проектов, программ, методических разработок и т.д..

            Несмотря на незвучное определение “учебно-вспомогательного персонала”, концертмейстеры активно участвуют в учебной, воспитательной и музыкально-просветительской работе, а в отсутствие преподавателя самостоятельно проводят занятия и репетиции.

    3.Заключение

    Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей. Главным из всех составляющих качеств концертмейстера и основным условием совместной с ним работы является удобство, которое обеспечивает солисту чуткий партнер-аккомпаниатор.

            Любовь к своей профессии, трудолюбие, требовательное отношение к себе, как к участнику ансамбля и  музыканту, все это будет способствовать творческому росту концертмейстера и росту его профессиональных качеств.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реферат на тему:"Умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера в классе хореографии"

    Концертмейстер - самая распространенная профессия  среди пианистов.  Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе...

    Методический доклад на тему: «Особенности работы над кантиленными произведениями в старших классах ДМШ и ДШИ»

    В работе над кантиленой важно уделить особое внимание работе над мелодией,уяснить её развитие,членение на построения большего или меньшего масштаба.Необходимо настойчиво добиваться,чтобы каждая фраза ...

    Особенности рабты концертмейстера в классе хореографии театральной школы.

    Специфика и особенности работы концертмейстера в театральной школе, в классе хореографии....

    Методическая работа "ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ"

    ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГА -  КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ...

    Методические рекомендации по теме "Самостоятельная работа учащихся на уроках математики в 5 классе".

    Самостостоятельная работа учащихся на уроках математики. Методические рекомендации...

    особенности концертмейстера в классе хореографии

          В процессе обучения классическому танцу огромную роль играет музыкальная основа урока. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и ...

    задачи и специфика работы концертмейстера в классе хореографии

    Какими же качествами и навыками должен обладать музыкант, чтобы быть хорошим концертмейстером?     Прежде всего, он должен хорошо владеть инструментом – как в техническом, та...