Особенности рабты концертмейстера в классе хореографии театральной школы.
учебно-методический материал на тему

Сергачева Светлана Юрьевна

Специфика и особенности работы концертмейстера в театральной школе, в классе хореографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsertmeyster_v_teatralnoy_shkole.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности профессиональной деятельности концертмейстера в классе хореографии театральной школы.

      Хореография в детских учебных заведениях – специализированный предмет, музыкально-двигательная дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь им выявить их музыкальные и творческие способности. Детям любого возраста свойственно движение – как решение, или как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии.

       Занимаясь хореографией, как облегчённой формой балета, дети получают достаточно профессиональные навыки хореографической подготовки и активно участвуют в передаче характера музыки, её темпа, динамики, ритма с помощью целого ряда движений. Учащиеся подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке и многие средства музыкальной выразительности усваивают через движения.

      Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и концертмейстер. Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.  

       Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

       Главной целью развития учащегося на занятии по хореографии является: скоординировать взаимодействие групп мышц, мозговых команд движений с музыкой. Это одно из официальных объяснений необходимости занятий ритмикой и основам хореографии.

       На  предмете хореографии в театральной школе занятия проходят в типичной форме для данного предмета. Так же, как и в других заведениях, изучается «станок», отрабатываются движения на середине, исключением является работа над музыкально-хореографическими номерами (подключение режиссёров, вокалистов), используемых в спектаклях или вокально-хореографических сценах-номерах для театрализованных концертных выступлений, репертуаре театральных постановок. С этой целью педагогом-хореографом составляется программа для обучения, которая включает в себя помимо основ хореографии элементы пластики, акробатики, джаза. Концертмейстеру отводится задача в оснащении музыкальным материалом занятий, подбор музыкальных произведений, работа с репертуаром театра (музыкальное владение всех номеров каждого спектакля, идущих в учебном репертуаре), пианистическое владение основных музыкальных произведений, вошедших в мировую классику, джазовых, рок, поп и др. стилистических произведений.

     На занятиях по хореографии концертмейстер ведёт оформление музыкой занятия и должен выполнять основные обязанности концертмейстера, быть помощником педагога. Он должен владеть всеми приемами игры на музыкальном инструменте – фортепиано.

Основная часть

       Научиться аккомпанировать не менее трудно, чем научиться хорошо играть на рояле. Для концертмейстера следует отлично владеть инструментом, в данном случае – фортепиано. Следует особо подчеркнуть: плохой пианист никогда не сможет стать хорошим аккомпаниатором, впрочем, и не всякий пианист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений. Пока не разовьёт в себе чуткость к партнёру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией исполняемого (в данном случае танцора, или педагога) с партией аккомпанемента.

       Итак, чему должен научиться пианист-концертмейстер?

       Концертмейстеру приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнителям, группе и цели выполняемых движений. Еще при этом сложно сохранить свой индивидуальный облик – ведь насилие не может привести к творческим результатам. А результат необходим! Слушатель, зритель ждет от исполнителей воплощения единого замысла: содержательного и убедительного. Следовательно, нужно выработать особую чуткость, уважение, такт по отношению к намерениям партнера, но при этом быть «музыкальным лоцманом» - уметь провести «исполнительский корабль» сквозь всевозможные рифы и донести до слушателя единую концепцию произведения. В работе концертмейстера часто бывают случаи, когда ему приходиться играть незнакомые произведения с листа.

       Исполнительское искусство держится на 3 основах: - музыкальная одарённость, воображение, умение охватить образную сущность и форму произведения, - автоматизм, выработанный в ходе работы над технической стороной музыкального текста, фактурой сочинения, - артистизм, умение образно, вдохновенно воплотить замысел автора на концертной эстраде. К сожалению, чтение с листа сопряжено с состоянием неуверенности, и поэтому в деятельности аккомпаниатора могут присутствовать лишь первое и третье условия. Каким же надо обладать хладнокровием, мастерством и мобильностью реакции, чтобы выйти из трудного положения. Специфика работы концертмейстера в дополнительном образовании почти такая же, как и в других категориях, где для работы требуется человек для оформления, помощи и творчества в исполнении. Ансамбль между танцорами и концертмейстером не может состояться, если концертмейстер не знает специфики инструмента своего «партнера». Остановимся подробнее на хореографии, ее особенностях и специфики для работы концертмейстера.

       Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поклоны, переход от одних упражнений к другим должны быть музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои движения согласно музыке. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и таким образом формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Концертмейстер должен сделать достоянием танцоров ту музыку, которую создали великие композиторы: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, И.Штраус, Р.М. Глиэр, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, К. Караев, Р.К. Щедрин и другие.
    Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является  развитие «музыкальности» танцевальных движений.

     В работе концертмейстера всегда есть объективные  сложности.  Ему приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих  школьников до выпускников), с педагогами разных танцевальных направлений – народной хореографии, классического и современного танца. Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной категории и танцевальным направлением, не просто. Путь один – постоянное совершенствование, серьезный творческий подход к работе.
    В обязанности концертмейстера хореографических классов входит:

  • репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей;
  • изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических коллективах, в частности, по музыкальному развитию;
  • знакомство с новыми методиками «движения под музыку»;
  • систематическая работа по музыкальному развитию танцоров, потому что музыкально образованные дети намного выразительнее в танцах.

        Хореографическое занятие делится на 2 части по образовательному значению: разучивание элементов танца и обработка сформированного поставленного номера. Остановимся на так называемом тренинге – изучении и отработке элементов танца. Эти движения, которые дети изучают на ковриках, у станка (а далее на середине) используются как в отдельных упражнениях, так и при составлении танца, номера. Основные движения должен знать любой концертмейстер, чтобы при необходимости мог заменить педагога и проследить их выполнение.

      В упражнениях, играх дети свободно танцуют выбранные педагогом элементы. Педагогу важно обогатить детей запасом технически-грамотно оттренированных движений, па, достичь их свободного, естественного и выразительного исполнения. Овладев танцевальными элементами, учащиеся смогут составлять комбинации, придумывать несложные «зарисовки» и быть непосредственными коллегами педагогу при составлении номера.

     Для детей дошкольного и школьного возраста данные упражнения являются основными, базовыми при овладении двигательной культурой, так как они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности, координации движений и формированию навыков в выполнении танцевальных упражнений с музыкальным сопровождением. Задача взрослого – объединить последовательность этих движений в несложную по строению композицию, придать им изящество и выразительность.

     

 Примерный план построения хореографического занятия:

1.Вступительная часть

  • Вход учащихся в зал, расстановка, приветствие, поклон.

2.Основная часть у станка

  • Plie
  • Bаttement tendu
  • Bаttement tendu jete
  • Passe
  • Rond de jamb par terre
  • Grand bettement
  • Растяжка

3.Основная часть на середине

  • Port de bras 1
  • Coute по 1 позиции
  • Coute по 6 позиции
  • Ра (вальса и др.)
  • Подскоки
  • Галоп

4.Новая тема

  • Новые па

5.Заключительная часть, подведение итогов, поклон.

       Для музыкального оформления занятия концертмейстером подбираются разнообразные произведения, отрывки из крупных произведений композиторов или небольшие законченные произведения (мелодии в младшей группе). В основном, требования к подбираемому материалу составляют «квадратичность» - 2периода, с небольшими вариациями во 2 периоде или 2-х частные простые формы, насыщенные гармонией с чётким, ярко выраженным ритмическим рисунком. В подборках музыкального материала должны присутствовать зарисовки из 2/4, 4/4, вальсы, медленные ¾, марши, польки, народные песни. В нотном приложении у любого концертмейстера должно быть большое количество перечисленных произведений.

       Педагог показывает учащимся какое-либо движение, подробно разъясняет технику выполнения движения, обращая внимание на детали. В такие минуты концертмейстер должен быть наиболее внимателен и 2чуток2, уметь поймать метроритм нового движения и игрой отражать все характеристики разучиваемого материала. Движения разучиваются в медленном темпе, а при отработке темп ускоряется, для чего требуется техническая отработка музыки пианистом. Специфика балетных аккомпанементов отражена в том, что бывают моменты, когда нет времени на розыск нужного музыкального произведения, где необходимо сходу сыграть любой период в характере и метроритме требуемого движения, аккомпаниатор обязан владеть и сочинительско-гармонической способностью. Появляются ритмические оттяжки, связанные с тем или иным количеством хореографических движений, темп зависит от размера сцены и т.д. Буквально, не перечесть того, с чем связана работа в оснащении и к чему надо быть готовым в работе концертмейстеру.

     Многие думают что, работая с одним хореографом, исполнителем они гарантированны от случайностей. Это не так, мобильность, активная реакция имеют большое значение в профессиональной деятельности концертмейстера.  Именно в силу этих задач, стоящих перед концертмейстером, он обязательно должен быть широко эрудированным человеком, музыкантом, знающим большое количество стилей, умеющим моментально сориентироваться в нотном тексте, читать с листа, транспонировать, если этого  требует театральная специфика хореографического номера.

       Специфика работы концертмейстера в классе хореографии предполагает желательность, а в некоторых случаях и необходимость обладания такими умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии,  элементарная импровизация вступления, отыгрышей, заключения.
      Концертмейстеру хореографического класса умение играть по слуху  дает возможность освободить внимание (оторвать глаза от нот) для того, чтобы держать в поле зрения танцоров. При наличии противоречия между игрой по нотам и необходимостью постоянного зрительного контроля за двигающимся коллективом концертмейстер облегчает себе задачу, аккомпанируя по слуху, частично импровизируя авторский и собственный вариант сопровождения, что освобождает его от сковывающей привязанности к нотному тексту. Умение импровизировать музыкальные вставки, вступления и заключения (для моментов выхода, перестройки танцевальной группы, смены позиций и т.д.) в характере и жанре исполняемого  сопровождения  совершенно необходимо для успешного проведения занятий хореографии.

       Результативная работа в хореографических классах возможна только в содружестве педагога-хореографа и музыканта. И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что немалую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для настоящего творчества нужна  атмосфера дружелюбия, непринужденности, взаимопонимания. Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнером. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов.

       Перед началом хореографической разминки или же просто занятия всегда концертмейстер играет вступление, которое необходимо для настройки в работе. Вступление бывает медленным, как правило, оно подготавливает учащихся, сосредотачивает внимание и способствует плавному началу работы групп мышц, плавному и грамотному разогреву. Но наравне с приветственным вступлением необходимо концертмейстеру играть вступления к каждому хореографическому упражнению, играть гармонически правильно, четко и в характер будущего движения. Это настройка по ритму, темпу, характеру для отработки определённых навыков у учащихся. Концертмейстерское исполнение будет считаться профессионально грамотным, если он сможет передать характер и гармонической поддержкой предопределит стимул выполнения.

     Необходимо оговорить музыкальные закономерности при игре упражнений концертмейстером. Вступление к каждому упражнению должно быть сыграно в 2 или 4 такта. Само упражнение или его музыкальное оформление играется по принципу простой 2-х частной формы, либо по периоду с чёткой каденцией, по 8 тактам. Квадратичность построения игры целиком зависит от выполнения танцорами движений у станка и сформировавшимся квадратичным мышлением, так как это предусмотрено гомофонно-гармоническим складом игры. Все танцы подчиняются четному принципу, который и в игре аккомпаниатора необходимо сохранить. Неизменным остается и правило – каждое музыкальное произведение, не важно короткое оно или длинное, простое или сложное, всегда должно играться концертмейстером на высоко художественном уровне, так как формирование у детей музыкальности происходит автоматически при восприятии музыки на слух. Никогда концертмейстер не должен себе позволять играть плохо, без выражения эмоций. Он должен быть мобилен, отзывчив. Музыкант не должен забывать об элементарных требованиях к музыкальной профессии, либо нет музыки без отзыва в душах к ней прикоснувшихся.

       Для того чтобы понять художественную сущность произведения, нужно научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая его комплексно. Зрительно охватывать музыкальных текст, не разбирая его подробно ноту за нотой, - вот каково одно из главных условий работы аккомпаниатора при чтении с листа. Умение сразу понять, как строится произведение, какова его структура, художественная идея и, соответственно его темп, характер, направленность образного развития, темброво-динамическое решение, - в этом есть цель данного навыка. Все это – залог полноценного профессионального формирования музыканта. Итак, при работе над произведением в домашних условиях музыкант должен уметь расчленять фактуру сочинения, гармонические, мелодические комплексы, ощутить характерность, присущую различным композиторским стилям. По мере выучивания концертмейстер все больше и больше отрывается от нотного текста, все больше и больше сосредотачивает внимание на двигательных процессах, на том, как его руки на клавиатуре воплощают эту музыку в реальном звучании. Постепенно вырабатывается автоматизм.

        В силу специфики работы концертмейстера разучивание им музыки происходит сложнее. Ему приходиться сталкиваться с необъятным репертуаром. Он не может не развивать свой репертуар, оставив определённые сочинения, он обязан искать все новые краски своей деятельности.

Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Как уже говорилось, временное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же.  

     При восприятии музыкального искусства через движение мир музыки раскрывает свою высочайшую художественно-эстетическую ценность. Необходимо помнить, что в союзе танца и музыки формируются творческие способности и благодаря тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечной координацией значительно ярче и эмоциональней воспринимается музыка.

     Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую ростом организма, многие педагоги-музыканты стремились к формированию его моторики и координации, а главное к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием. Таким образом, в процессе музыкально-хореографического занятия осуществляются общие задачи развития.

       Наши хореографы в своей педагогической деятельности опираются на данные физиологии и психологии, где четко прослеживается связь слухового восприятия с мышечное координацией. Этому взаимодействию способствует ритм, далее звуковысотность, тембр и другие средства музыкальной выразительности, из чего следует, что развитие ребёнка целесообразно осуществлять с помощью разнообразных видов движений постепенного усложнения музыкального материала, и, следовательно, музыкального сопровождения.

       Профессия концертмейстера имеет одну характерную особенность: рамки охвата музыкального текста у него должно быть более высокими, широкими, чем у пианиста, играющего лишь сольные произведения.

       Подводя итоги вышеизложенного, хочется еще раз отметить специфичность работы концертмейстера в классе хореографии. Он должен уметь применить свои знания, продемонстрировать владение техникой, при этом проявить артистизм и разносторонние музыкально-исполнительские дарования.

     Хочется отметить, что в моем понимании профессия концертмейстера представляет собой самостоятельный вид искусства аккомпанемента.
Концертмейстер – это более широкое понятие, нежели рядовой аккомпаниатор. Если обязанности аккомпаниатора не выходят за рамки аккомпанирования, музыкального озвучивания занятия с помощью инструмента, то задачи концертмейстера включают в себя участие в решении образовательных и воспитательных задач, содействие развитию эмоционально-творческого потенциала воспитанников и формирование их эстетического вкуса.

Список используемой литературы:

1. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой» Учебное пособие. Издание 6. – М.: «Советский композитор», 1992.
2. Ярмолович Л.И. Принципы музыкального оформления урока классического танца. Л. «Музыка» 1968г.

3. Ваганова А.Я. «Основы классического танца». Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2001.
4. Виноградов О., Боярчиков Н., Мессерер А., Сергеев К., Кондратьева М., Семенов В., Комлева Г. Концертмейстер в балете – профессия или место работы. //Советский балет. М., «Известия», 1988. № 2.
5. Гурьянова Л.Е. Основы ритмики, хореографии и современного бального танца. Программа для преподавателей дошкольных учреждений дополнительного образования и школ эстетического и физического воспитания. – Пермь, 2001.
6. Звездочкин В.А Классический танец. Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений искусств и культуры. – Ростов н/Д: «Феникс». Серия «Учебники и учебные пособия», 2003.
7. Ваганова А.Я. основы классического танца.  М. «Искусство» 1980г.
8. Безуглая Г. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение уроков классического танца. Работа с репертуаром. Санкт-Петербург 2005г.
9. Мироедова М.И. Перспектива профессионального роста концертмейстера хореографии. //Дополнительное образование, 2000. № 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему:"Умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера в классе хореографии"

Концертмейстер - самая распространенная профессия  среди пианистов.  Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе...

Специфика работы концертмейстера-пианиста в классе хореографии Детской школы искусств.

      Работа концертмейстера в школе искусств заключает в себе чисто творческую (художественную) и педагогическую деятельность. Музыкально-творческие аспекты проявляются в работе...

Специфика работы концертмейстера-пианиста в классе хореографии Детской школы искусств.

      Работа концертмейстера в школе искусств заключает в себе чисто творческую (художественную) и педагогическую деятельность. Музыкально-творческие аспекты проявляются в работе...

особенности концертмейстера в классе хореографии

      В процессе обучения классическому танцу огромную роль играет музыкальная основа урока. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и ...

Методическая работа на тему «Особенности работы концертмейстера в классе хореографии»

Данная работа будет полезна начинающим концертмейстерам музыкальных школ....

Роль концертмейстера-пианиста в классе хореографии Детской школы искусств

Эта методическая разработка поможет концертмейстерам-пианистам разобраться в специфике музыкального оформления урока классического танца....

Особенности работы концертмейстера в классе хореографии народного танца

Доклад "Особенности работы концертмейстера в классе хореографии народного танца"...