Программа "Исследователь"
элективный курс (7 класс) по теме

Мокрова Ирина Михайловна

Программа ориентирована на учеников 7 - х классов. Реализация программы позволит повысить у обучающихся познавательный интерес к предмету химия, а в 8 классе, когда химия вводится в учебный план, более свободно осваивать ими трудный учебный материал. Поэтому снижение возраста начала изучения предмета и ориентация на поддержку развивающегося самостоятельного предметного мышления ребенка может существенно помочь в устранении проблем, создаваемых необходимостью усвоения в сжатые сроки учебного материала и тенденции к сокращению времени изучения предмета химии.

Программа рассчитана на 34 часа, из расчета – 1 час в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_issledovatel.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                

Рабочая программа внеурочной деятельности для 7 класса составлена на основании требований следующих нормативно-правовых документов:

1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г № 1897).

2.Примерной программы основного общего образования по химии.

3. Программа по учебному предмету «Химия» 8 класс (Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /Н.Н. Гара –М.: Просвещение 2015 г. 

Общая характеристика курса

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Главной проблемой в преподавании химии в настоящее время является перегруженность курса химии основной школы и нехваткой времени на изучение объемного учебного материала. Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в повседневной жизни, хотя школьники часто не осознают этого и из-за своей химической безграмотности совершают ошибки при обращении с веществами в быту. Актуальность введения предлагаемого курса определяется несколькими причинами:

- сложность учебного материала по химии;

-сокращение количества учебных часов на изучение химии;

- уменьшение времени, отводимого на химический эксперимент на уроках;

- неверная химическая информация, почерпнутая школьниками из СМИ              до начала изучения предмета.

Перспективность курса.

Данная рабочая программа ориентирована на учеников 7 - х классов. Реализация программы позволит повысить у учащихся познавательный интерес к предмету химия, а в 8 классе, когда химия вводится в учебный план, более свободно осваивать ими трудный учебный материал. Поэтому снижение возраста начала изучения предмета и ориентация на поддержку развивающегося самостоятельного предметного мышления ребенка может существенно помочь в устранении проблем, создаваемых необходимостью усвоения в сжатые сроки учебного материала и тенденции к сокращению времени изучения предмета химии.

Программа рассчитана на 34 часа, из расчета – 1 час в неделю. Длительность одного занятия 45 минут.

Цели и задачи

Главная цель курса – развить мышление, формируя и поддерживая интерес к химии.

Задачи:

образовательные:

  • формирование первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;
  • ознакомление с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;
  • отработка тех предметных знаний и умений (в первую очередь экспериментальные умения, а также умения решать расчетные задачи), на формирование которых не хватает времени при изучении химии в 8-м и 9-м классах;
  • формирование практических умений и навыков, например умения разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
  • расширение представлений учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;
  • формирование устойчивого познавательного интереса к химии, коммуникативной компетенции;

развивающие:

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельности приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативных умений; навыков самостоятельной работы;
  • расширение кругозора учащихся с привлечением дополнительных источников информации;
  • развитие умений анализировать информацию, выделять главное, интересное.
  • интеграция знаний по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».

воспитательные:

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • воспитание экологической культуры.

 Формы и методы работы

Программа предусматривает применение различных методов и приёмов: сенсорное восприятие (лекции, просмотр фильмов); практические (лабораторные работы, эксперименты); коммуникативные (дискуссии, беседы, игры); комбинированные (самостоятельная работа учеников, экскурсии).

Формы организации познавательной деятельности учащихся подбираются в соответствии с целями, содержанием, методами обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. Предпочтение отдается следующим формам работы: 

-самостоятельная работа над теоретическим материалом по обобщенным планам деятельности;

- работа в группах при выполнении лабораторных и практических работ, выполнению экспериментальных заданий;

-публичное представление результатов исследований, их аргументированное обоснование;

- защита исследовательских работ;

Структура курса.

Тема 1.

 Первоначальные химические понятия (24 часа)

Предмет химии. Что изучает химия. Понятие вещество и тело. Физические свойства веществ. Вещества в окружающем мире. Характеристики тел и веществ. Краткая история химии. Алхимия.

Общие правила техники безопасности в химической лаборатории. Знакомство с простейшим лабораторным оборудованием (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок). Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества. Измерительные приборы: весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

Состав вещества. Понятия «атом», «молекула», «ион». Простые и сложные вещества. Химический элемент.

Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Аморфные вещества. Агрегатные состояния вещества.

Знаки химических элементов. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества. Относительная атомная и молекулярная масса. Расчет относительных молекулярных масс веществ. Расчеты по химическим формулам.

Чистые вещества и смеси. Массовая доля вещества в смеси. Расчет массовой доли вещества в смеси.

Растворы. Значение растворов в природе и жизни человека. Концентрация. Расчет массовой доли вещества в растворе. Типы среды растворов: нейтральная, кислотная, щелочная. Понятие об индикаторах. История открытия индикаторов. Природные индикаторы: заваренный чай, сок красной капусты, сок свеклы, лук, чеснок. Синтетические индикаторы: лакмус, фенолфталеин. Изменение цвета индикатора в кислотной и щелочной среде.

Практические работы: 1.Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Ознакомление с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Описание химического элемента по его положению в ПСХЭ. 3. Выращивание кристаллов соли (домашняя).

Лабораторные опыты. 1. Описание физических свойств веществ.2.Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. 3. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом. 4. Диффузия перманганата калия в желатине. 5. Ознакомление с веществами разного строения. 6. Исследование кислотности различных объектов

Домашние опыты. 1. Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина. 2. Диффузия сахара в воде. 3. Опыты с закрытой пластиковой бутылкой. 4. Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих примеси. 5. Исследование кислотности различных объектов при помощи природных индикаторов.

Тема 2.

Химия вокруг нас (9 часов)

2.1.Химия на кухне (3 часа)

Состав пищи: органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества, витамины.

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.

Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.

Лабораторные опыты. 1. Прокаливание семян пшеницы и обнаружение минеральных солей. 2. Исследование свойств поваренной соли.

Домашние опыты. 1. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке. 2. Исследование свойств поваренной соли, сахара, пищевой соды.

2.2. Аптека- химический рай (2 часа)

Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке.

Перекись водорода и гидропирит.  Свойства перекиси водорода.

Лабораторные опыты. 1. Возгонка йода (из аптечной настойки). 2. Отбеливающие свойства перекиси водорода. 3. Получение кислорода из перекиси водорода, его собирание и определение.

2.3. Ванная комната (4 часа)

Вода. Свойства воды. Аномальные свойства воды. Понятие о жесткости воды.

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного.

Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло».

Практические работы: 1. Исследование свойств водопроводной воды. 2.Изучение и сравнение состава различных сортов мыла. (Требуется предварительная подготовка – фотографирование этикеток вышеперечисленных объектов)

Лабораторные опыты: 1. Определение среды растворов различных сортов мыла.

Тема 3.

Рассказы по химии (1 час)

Ученическая конференция

«Выдающиеся русские ученые-химики». О жизни и деятельности М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова, других отечественных и зарубежных ученых (по выбору учащихся).

Конкурс сообщений учащихся

«Мое любимое химическое вещество». Об открытии, получении и значении выбранного химического вещества.

Календарно – тематическое планирование

Тема раздела, урока

Количество часов

Дата

Тема 1. Первоначальные химические понятия

24

1.

Методы познания природы

1

2.

Предмет химии. Вещества. Общие правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

1

3.

Роль химии в жизни человека.

1

4.

Краткая история развития химии. Алхимия.

1

5-6

П.Р № 1. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Ознакомление с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

2

7.

Физические свойства вещества. ЛО: описание физических свойств веществ.

1

8-10.

Состав вещества. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества.

3

11-12

Изготовление молекул веществ из пластилина. Распространение запаха духов, одеколона или дезодоранта, как процесс диффузии.

2

13-14

Строение вещества. Кристаллические решетки. Аморфные вещества.

2

15

Агрегатные состояния вещества

1

16

Знаки химических элементов. Периодическая система.

1

17

Химические формулы

1

18.

Относительная атомная и молекулярная масса вещества.

1

19.

Расчеты по химическим формулам.

1

20.

Чистые вещества и смеси. Растворы. Значение растворов в природе и жизни человека.

1

21

Массовая доля вещества

1

22

Расчеты на массовую долю вещества в смеси.

1

23

Массовая доля примесей.

1

24

Понятие об индикаторах. История открытия индикаторов. Природные индикаторы.

1

Тема 2. Химия в быту

2.1. Химия на кухне

9

3

25

Состав пищи

1

26

Поваренная соль, ее свойства и применение

1

27

Душистые вещества и приправы. Пищевые добавки.

1

2.2. Аптека – химический рай

2

28

Йод, его свойства и применение

1

29

Перекись водорода, её свойства и применение

1

2.3. Ванная комната

4

30

Вода, её необычные свойства

1

31

Понятие о жесткости воды

1

32

ПР «Исследование свойств водопроводной воды»

1

33

Мыло

1

Тема 3. Рассказы по химии

1

34

Ученическая конференция

1

4. Список литературы

  1. Алексинский В.Н. “Занимательные опыты по химии”: Книга для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Аликберова Л.Ю. “Занимательная химия”: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  3. Высоцкая Е.В. Программа пропедевтического курса как «погружение» в предмет МАРО г. Москва.
  4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., А.К.Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс.7 класс: учебное пособие М.: Дрофа, 2007.
  5. Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Сорокин В.В. Химия: 8-й класс: Учебник для общеобразовательных заведений, – М.: Дрофа, 1997
  6. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. “Физика и химия”: Проб. Учеб. Для 5–6 кл., общеобразовательных учреждений, – М.: Просвещение, 1994.
  7. Гроссе Э., Вайсмантель Х. «Химия для любознательных». -3-е изд.- Ленинград: «Химия», 1987.
  8. Дерябина Н.Е. Введение в химию (учебник-тетрадь): М , 2004.
  9. Дмитриева А.И., Ильина Л.В. «Наш дом – наш быт» - М.: «Знание», 1992.
  10. Зуева М.В., Гара Н.Н. “Школьный практикум. Химия. 8–9-е классы”, – М: Дрофа, 1999.
  11. Юдин А.М., Сучков В.М. «Химия в быту». – М.: «Химия», 1995.
  12. Ткаченко Л.Е. Мир химии : 7-й класс : книга для учителя : рабочая программа, календарное, тематическое и поурочное планирование : пропедевтический курс : учебно-методическое пособие (соответствует ФГОС). –Ярославль: «Легион», 2014

5.Планируемые результаты

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровне.        

Личностные результаты

учащиеся 7 класса должы:

  • знать основные принципы отношения к живой и неживой природе;
  • иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту.
  • - критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ;
  • расценивать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Метапредметные результаты

учащиеся 7 класса должны:

  • овладеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.
  • уметь работать с различными источниками химической информации (научно-популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих;
  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать и понимать:

  • химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ; классификацию веществ по агрегатному состоянию и составу;
  • важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; жиры, углеводы, белки, минеральные вещества; качественные реакции;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества;
  • важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, СМС;

уметь:

  • называть отдельные химические элементы, их соединения; изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению относительной молекулярной массы, доли вещества в растворе, элемента в веществе;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет - ресурсов);

Материально – техническое обеспечение:

  • Натуральные объекты (коллекции минералов, металлов и сплавов, минеральных удобрений, каучуков, волокон и т.д.)
  • Химические материалы; видеоопыты;
  • Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы;
  • Модели;
  • Учебные пособия на печатной основе;

Данная программа нацелена на достижение социального эффекта:

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Участие в научно-практической конференции
  • Портфолио и презентации исследовательской деятельности
  • Публикация статей в школьной газете
  • Похвальные листы.