Главные вкладки

    Использование ИКТ-технологий в становлении нового культурного и профессионального типа личности педагога
    статья на тему

    Голенкова Наталья Алексеевна

    Создание единой информационной среды организации и формирование ИКТ-компетенций педагогов развивает информационную культуру педагогов и повышает их профессиональный уровень.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УДК 374.71

    Н.А. Голенкова

    N.A. Golenkova

    Голенкова, Наталья Алексеевна, методист, МБУ ДО «Дом творчества «Вектор», г. Новокузнецк, Российская Федерация, телефон: (3843)310-459, E-mail: ddt3-nkz@yandex.ru

    Golenkova, Natalia Alekseevna, Methodist, MBI AE «HC «Vector», Novokuznetsk, Russian Federation, telephone: (3843)310-459, E-mail: ddt3-nkz@yandex.ru

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В СТАНОВЛЕНИИ НОВОГО КУЛЬТУРНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

    THE USE OF ICT TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF NEW CULTURAL AND PROFESSIONAL PERSONALITY TYPE OF TEACHER

    Аннотация: Создание единой информационной среды организации и формирование ИКТ-компетенций педагогов развивает информационную культуру педагогов и повышает их профессиональный уровень.

    Abstract: The creation of a unified information environment of the organization and the formation of ICT competences of teachers developing information culture of teachers and increases their professional level.

    Ключевые слова: медиатека, информационные технологии, ИКТ-компетенции, инновационная деятельность, профессиональное развитие.

    Keywords: media library, information technology, ICT-competence, innovation, professional development.

    Активное информационное погружение – визитная карточка современного периода развития образования. Это подтверждают труды ученых и педагогов, считающих, что «…сегодня активно формируется информационное единство всей цивилизации…» [3, с.9].

    В настоящее время традиционными способами передачи и обмена информации все чаще применяются компьютерные средства обучения, и все активнее используются телекоммуникационные сети. Работать с новыми информационными источниками и средствами без специальных знаний и навыков невозможно. Именно в связи с этим в образовательных учреждениях особое значение приобретает повышение квалификации по вопросам применения информационных технологий, которые являются «…специально организованным, целенаправленным процессом, предполагающим проведение обучения различных категорий пользователей специальным информационным знаниям и умениям». [1, с.29]

    Современные процессы профессионального роста неотделимы от освоения информационно-педагогических технологий, поскольку профессионал должен быть компетентным не только в своей предметной области, он должен осваивать все то новое, что предлагает современное образование.

    Интерес к этому направлению у педагогов дома творчества «Вектор» связан с многолетней инновационной деятельностью и существующей системой внутрифирменного обучения и повышения квалификации педагогов, как эффективный способ профессионального развития педагогов в межкурсовой период. В настоящее время разработаны и реализуются несколько программ по обучению педагогов компьютерным технологиям: использование сети Интернет, создания электронных журналов и библиотек, электронной почты, порталов, сайтов и т.д.

    Педагоги дома творчества «Вектор» активно осваивают интерактивные формы и методы обучения; стремятся к пониманию сущности современных педагогических технологий; овладевают технологиями проектирования и диагностики; анализа собственной педагогической деятельности.

    Благодаря формированию ИКТ-компетенций, развивается информационная культура педагогов: участие в профессиональных конкурсах, подготовка публикаций, проведение мероприятий различного уровня.

    Мы пришли к выводу, что нам нужна единая информационная «…среда, где циркулируют различные информационные потоки между всеми участниками образовательного процесса, … где хранение и доступ к информации был организован наиболее эффективно [4, с.1]. Речь идет о подготовленной информационной среде. Такую среду исследователи называют медиатекой (от английского Media – «носитель» и греческого - «место хранения. Она не только многокомпонентна, но обеспечивает свободный и оперативный доступ к информационным ресурсам, тем самым предоставляет педагогам возможность самостоятельной работы с ними.

    Медиатека в нашем учреждении – это важная часть информационной инфраструктуры. Она является не только структурным подразделением УДО, но и центром, где «специальным образом организованы условия, которые способствуют … повышению профессиональной квалификации педагогов с помощью средств информационных технологий» [2, с 2], формированию информационной культуры и самостоятельной активности всех участников образовательного процесса.

    Медиатека позволяет систематизировать весь объем конкурсных материалов и методической продукции педагогов (выступлений, открытых занятий, презентаций, видео- и аудио- роликов), информационной базы данных учреждения, является хранилищем информации каждого педагога, что облегчает ему возможность использовать банк данных при написании аттестационного заявления, составлении отчета о своей работе и т.д.

    Ценность медиатеки в том, что хранение и доступ к информации организованы таким образом, что каждый педагог может самостоятельно пользоваться этим информационным ресурсом. Работа в медиатеке дает уникальную возможность познакомиться с педагогическим опытом коллег, научиться комментировать и анализировать как чужие, так и собственные занятия.

    Цель деятельности медиатеки МБУ ДО ДТ «Вектор» – создание условий для информационно- и научно-методического обеспечения образовательного процесса учреждения, накопление и систематизация информационных ресурсов.

    Основные задачи медиатеки: создать банк научно-методической деятельности и достижений педагогов учреждения; обеспечить педагогическим работникам доступ к информации посредством использования информационных ресурсов учреждения на различных носителях; обеспечить непрерывность повышения профессионального мастерства педагогических работников на основе использования разнообразных форм работы.

    Сотрудник медиатеки организует самообразовательную деятельность всех групп потребителей и помогает работать с техническими и информационными средствами, создавать собственные информационные продукты; находить информационные источники по проблеме или тематике для подготовки к занятиям, совершенствовать свое профессиональное мастерство, обеспечивая их методическими материалами посредством баз данных, создавая новые средства творческой деятельности (на основе имеющихся в фонде нашего учреждения).

    Пройдя внутрифирменное обучение, педагоги создали персональные сайты, в которых они разместили свои методические материалы. Это дало возможность коллективу ДТ «Вектор» принять участие во Всероссийской выставке-форуме образовательных организаций, разместив на электронных стендах выставки визитную карточку нашей образовательной организации, её историю, достижения, новаторские идеи и передовые технологии и стать победителем.

    Итак, благодаря медиатеке, мы можем оперативно и качественно подготавливать запрашиваемую образовательную информацию, разрабатывать конкурсную методическую продукцию, используя архивы, применять методический материал медиатеки в работе с детьми и в период подготовки к личной аттестации, оперативно выделять и поощрять одаренных детей, широко использовать накопленный материал в организации дистанционных форм взаимодействия с педагогами страны, области, города.

    И все же мы в начале пути, перед нами стоят важные задачи, существуют проблемы и намечены перспективы: модернизация локальной сети учреждения (увеличение точек доступа к медиатеке); оборудование дополнительных рабочих мест с возможностью выхода в интернет; принятие идеи информатизации всем педагогическим коллективом; оптимизация использования медиатеки и ее дальнейшее пополнение.

    Список использованной литературы

    1. Гендина, Н. И. Повышение информационной культуры потребителей [Текст] / Н. И. Гендина // Информационные ресурсы России. – 2001. – № 2. – С. 29. – ISBN 0204-3653.
    2. Использование медиатеки для профессионального роста учителя [Электронный ресурс] / Л. Н. Ильина - Режим доступа: http://vio.uchim.info/...
    3. Козлов, В. О. Информационная революция и становление информационного общества. [Текст] / В. О. Козлов. – Набережные челны: Полиграф, 2000. – С. 9.
    4. Медиатека - основа информационно-образовательного пространства в школе [Электронный ресурс] / Учебно-методический отдел РЦОКОиИТ. – 2008. – Режим доступа: http://umrold.rcokoit.ru …

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»

    В материале презентации «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания» представлено выступление педагога-психолога на педагогическом совете ...

    Презентация к педагогическому совету по теме: "Факторы риска профессиональной деформации личности педагога"

    Работая  продолжительное время в образовании , имея в течение дня колоссальный  объем времени для общения с детьми и их родителями, с учетом современных педагогических требований со стороны ...

    "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников" (консультация для педагогов)

    Применение  психогимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, кинезиологии, биоэнергопластики, физминуток, глазодвигательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики ...

    Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

    Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...

    Тест Дж. Голланда на определение профессионального типа личности

    Тест Дж. Голланда для определения профессионального типа личности с заданиями и примерами....

    Краткая характеристика профессиональной деформации личности педагога и ее профилактика

    Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педаг...

    Краткая характеристика профессиональной деформации личности педагога и ее профилактика

    В статье даны трактовки и характеристики деформации педагогических работников а также описываются некоторые способы психопрофилактических мер по устранению педагогической деформации....