Главные вкладки

    Статья на тему:
    Использование ИКТ-технологий в становлении нового культурного и профессионального типа личности педагога

    Голенкова Наталья Алексеевна

    Создание единой информационной среды организации и формирование ИКТ-компетенций педагогов развивает информационную культуру педагогов и повышает их профессиональный уровень.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УДК 374.71

    Н.А. Голенкова

    N.A. Golenkova

    Голенкова, Наталья Алексеевна, методист, МБУ ДО «Дом творчества «Вектор», г. Новокузнецк, Российская Федерация, телефон: (3843)310-459, E-mail: ddt3-nkz@yandex.ru

    Golenkova, Natalia Alekseevna, Methodist, MBI AE «HC «Vector», Novokuznetsk, Russian Federation, telephone: (3843)310-459, E-mail: ddt3-nkz@yandex.ru

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В СТАНОВЛЕНИИ НОВОГО КУЛЬТУРНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

    THE USE OF ICT TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF NEW CULTURAL AND PROFESSIONAL PERSONALITY TYPE OF TEACHER

    Аннотация: Создание единой информационной среды организации и формирование ИКТ-компетенций педагогов развивает информационную культуру педагогов и повышает их профессиональный уровень.

    Abstract: The creation of a unified information environment of the organization and the formation of ICT competences of teachers developing information culture of teachers and increases their professional level.

    Ключевые слова: медиатека, информационные технологии, ИКТ-компетенции, инновационная деятельность, профессиональное развитие.

    Keywords: media library, information technology, ICT-competence, innovation, professional development.

    Активное информационное погружение – визитная карточка современного периода развития образования. Это подтверждают труды ученых и педагогов, считающих, что «…сегодня активно формируется информационное единство всей цивилизации…» [3, с.9].

    В настоящее время традиционными способами передачи и обмена информации все чаще применяются компьютерные средства обучения, и все активнее используются телекоммуникационные сети. Работать с новыми информационными источниками и средствами без специальных знаний и навыков невозможно. Именно в связи с этим в образовательных учреждениях особое значение приобретает повышение квалификации по вопросам применения информационных технологий, которые являются «…специально организованным, целенаправленным процессом, предполагающим проведение обучения различных категорий пользователей специальным информационным знаниям и умениям». [1, с.29]

    Современные процессы профессионального роста неотделимы от освоения информационно-педагогических технологий, поскольку профессионал должен быть компетентным не только в своей предметной области, он должен осваивать все то новое, что предлагает современное образование.

    Интерес к этому направлению у педагогов дома творчества «Вектор» связан с многолетней инновационной деятельностью и существующей системой внутрифирменного обучения и повышения квалификации педагогов, как эффективный способ профессионального развития педагогов в межкурсовой период. В настоящее время разработаны и реализуются несколько программ по обучению педагогов компьютерным технологиям: использование сети Интернет, создания электронных журналов и библиотек, электронной почты, порталов, сайтов и т.д.

    Педагоги дома творчества «Вектор» активно осваивают интерактивные формы и методы обучения; стремятся к пониманию сущности современных педагогических технологий; овладевают технологиями проектирования и диагностики; анализа собственной педагогической деятельности.

    Благодаря формированию ИКТ-компетенций, развивается информационная культура педагогов: участие в профессиональных конкурсах, подготовка публикаций, проведение мероприятий различного уровня.

    Мы пришли к выводу, что нам нужна единая информационная «…среда, где циркулируют различные информационные потоки между всеми участниками образовательного процесса, … где хранение и доступ к информации был организован наиболее эффективно [4, с.1]. Речь идет о подготовленной информационной среде. Такую среду исследователи называют медиатекой (от английского Media – «носитель» и греческого - «место хранения. Она не только многокомпонентна, но обеспечивает свободный и оперативный доступ к информационным ресурсам, тем самым предоставляет педагогам возможность самостоятельной работы с ними.

    Медиатека в нашем учреждении – это важная часть информационной инфраструктуры. Она является не только структурным подразделением УДО, но и центром, где «специальным образом организованы условия, которые способствуют … повышению профессиональной квалификации педагогов с помощью средств информационных технологий» [2, с 2], формированию информационной культуры и самостоятельной активности всех участников образовательного процесса.

    Медиатека позволяет систематизировать весь объем конкурсных материалов и методической продукции педагогов (выступлений, открытых занятий, презентаций, видео- и аудио- роликов), информационной базы данных учреждения, является хранилищем информации каждого педагога, что облегчает ему возможность использовать банк данных при написании аттестационного заявления, составлении отчета о своей работе и т.д.

    Ценность медиатеки в том, что хранение и доступ к информации организованы таким образом, что каждый педагог может самостоятельно пользоваться этим информационным ресурсом. Работа в медиатеке дает уникальную возможность познакомиться с педагогическим опытом коллег, научиться комментировать и анализировать как чужие, так и собственные занятия.

    Цель деятельности медиатеки МБУ ДО ДТ «Вектор» – создание условий для информационно- и научно-методического обеспечения образовательного процесса учреждения, накопление и систематизация информационных ресурсов.

    Основные задачи медиатеки: создать банк научно-методической деятельности и достижений педагогов учреждения; обеспечить педагогическим работникам доступ к информации посредством использования информационных ресурсов учреждения на различных носителях; обеспечить непрерывность повышения профессионального мастерства педагогических работников на основе использования разнообразных форм работы.

    Сотрудник медиатеки организует самообразовательную деятельность всех групп потребителей и помогает работать с техническими и информационными средствами, создавать собственные информационные продукты; находить информационные источники по проблеме или тематике для подготовки к занятиям, совершенствовать свое профессиональное мастерство, обеспечивая их методическими материалами посредством баз данных, создавая новые средства творческой деятельности (на основе имеющихся в фонде нашего учреждения).

    Пройдя внутрифирменное обучение, педагоги создали персональные сайты, в которых они разместили свои методические материалы. Это дало возможность коллективу ДТ «Вектор» принять участие во Всероссийской выставке-форуме образовательных организаций, разместив на электронных стендах выставки визитную карточку нашей образовательной организации, её историю, достижения, новаторские идеи и передовые технологии и стать победителем.

    Итак, благодаря медиатеке, мы можем оперативно и качественно подготавливать запрашиваемую образовательную информацию, разрабатывать конкурсную методическую продукцию, используя архивы, применять методический материал медиатеки в работе с детьми и в период подготовки к личной аттестации, оперативно выделять и поощрять одаренных детей, широко использовать накопленный материал в организации дистанционных форм взаимодействия с педагогами страны, области, города.

    И все же мы в начале пути, перед нами стоят важные задачи, существуют проблемы и намечены перспективы: модернизация локальной сети учреждения (увеличение точек доступа к медиатеке); оборудование дополнительных рабочих мест с возможностью выхода в интернет; принятие идеи информатизации всем педагогическим коллективом; оптимизация использования медиатеки и ее дальнейшее пополнение.

    Список использованной литературы

    1. Гендина, Н. И. Повышение информационной культуры потребителей [Текст] / Н. И. Гендина // Информационные ресурсы России. – 2001. – № 2. – С. 29. – ISBN 0204-3653.
    2. Использование медиатеки для профессионального роста учителя [Электронный ресурс] / Л. Н. Ильина - Режим доступа: http://vio.uchim.info/...
    3. Козлов, В. О. Информационная революция и становление информационного общества. [Текст] / В. О. Козлов. – Набережные челны: Полиграф, 2000. – С. 9.
    4. Медиатека - основа информационно-образовательного пространства в школе [Электронный ресурс] / Учебно-методический отдел РЦОКОиИТ. – 2008. – Режим доступа: http://umrold.rcokoit.ru …

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»

    В материале презентации «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания» представлено выступление педагога-психолога на педагогическом совете ...

    Урок обобщающего повторения по химии "Типы химических реакций" с использованием ИКТ технологии

    Данный урок проводится в 8 классе с целью повторения и закрепления материала по теме "Типы химических реакций". Урок лучше проводить в кабинете информатики, т.к предстоит работа с виртуальной лаборато...

    Педсовет профессиональный и психологический аспект личности педагога

    Взгляд  на личность педагога  с разных сторон...

    Рекомендации по использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе. Практикум по анализу урока с использованием ИКТ-технологий

    Выступление на районном семинаре "Управление процессом информатизации в образовательном учреждении" с практическим занятием по анализу урока с применением ИКТ-технологий...

    Использование ИКТ технологий в профессиональной деятельности педагога.

    Использование ИКТ технологий в профессиональной деятельности педагога....