Главные вкладки

    Краткая характеристика профессиональной деформации личности педагога и ее профилактика
    статья по теме

    Эпова Светлана

    Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). В статье даны виды психологических деформаций педагогов, перечислены психолого-педагогические технологии создающие условия, останавливающие и предотвращающие психологическое напряжение, стрессы, травмы. Все эти технологии способствуют созданию определенной невосприимчивости к жизненному негативу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon deformatsiya_lichnosti_pedagoga.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эпова С.А.

    педагог дополнительного образования

    МАУ ДО г. Хабаровска, ДДТ «Маленький принц»

    Краткая характеристика профессиональной деформации личности педагога

    и ее профилактика

           Согласно психологическому словарю Р.С.Немова под деформацией личности понимается  изменение личностных качеств (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности.

          Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи).

    Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб. Частными случаями профессиональной деформации являются административный восторг, управленческая эрозия и синдром эмоционального профессионального выгорания (сгорания).

          В работе Н.Е. Водопьяновой «Синдром выгорания: диагностика и профилактика» (2005) сопоставлены показатели деформации, адаптационных способностей и моделей преодолевающего поведения. Средний возраст лиц выборки составлял 43 года, стаж педагогической работы – от 10 до 50 лет. В результате были обнаружены достоверные различия у педагогов с высокой и низкой степенями деформации по показателям адаптационного потенциала.

          Педагоги, отличавшиеся высокой степенью деформации, имели более низкие показатели личностного адаптационного потенциала, поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости, по сравнению со своими коллегами, обладающими низкой степенью деформации.

    Обзор работ, проведенный В.Е.Орел, показывает, что высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу, и наоборот, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания.

          Отечественные специалисты также подтверждают, что многие проблемы педагогов коррелируют с характеристиками профессиональной деформации и профессионального выгорания. Как показали исследования Форманюк Т.В., Р. А. Макаревич, у 68% педагогов, учителей, преподавателей отмечалось ухудшение результатов деятельности, у 35% - понижение работоспособности, у 20% появление нехарактерных ошибок, у 60% наблюдались изменения в мимике, позе, речи.

    У тех же учителей было обнаружено значительное снижение по показателям психических процессов: в памяти- воспроизведения, во внимании – объема, концентрации, устойчивости, в мышлении – быстроты, гибкости, логичности. После переживаний, конфликтных ситуаций, напряженностей в общении значительная часть опрошенных учителей чувствовала подавленность,  разбитость, опустошенность, острое желание лечь и уснуть.

          У педагогических работников, согласно выводам психологов, профессиональная деформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления на них как внешних, так и внутренних факторов. Она выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Все это порождает еще одну большую проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и развитию.

    Личностная профессиональная деформация может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике.

          В статье «Профессиональная деформация и профессиональная компетентность педагога В.В. Гафнер кратко характеризует педагогические деформации следующим образом:

    - Дидактичность изложения материала, педагогической издержкой является главенствование объяснительно-иллюстративных методов обучения, когда педагог все объясняет сам на занятиях. Воспитательная работа  ограничивается выговором, чтением назидания, нравоучениями. Причём, дидактичность педагога распространяется дальше учебного процесса, она проявляется в семье, в общении с окружающими людьми. Иногда дидактичность приобретает характер профессионального занудства. Согласно исследованиям психологов, наиболее подвержены подобной дидактичности педагоги, преподаватели, учителя технических, естественнонаучных дисциплин, имеющие стаж работы более 15 лет.

    - Авторитарность, которая проявляется в единоличном осуществлении управления всем учебно-воспитательным процессом. Распоряжения, рекомендации, указания с авторитарными нотками в голосе, назидательные высказывания, обвинения и безапелляционные суждения превалируют в речи педагога, при этом рефлексия, самоанализ педагога снижены.

    - Демонстративность как качество личности педагога выражается в эмоциональности, желании нравиться, показать себя, быть лидером, вести за собой людей, проявить свои качества и таланты  в глазах людей. Несомненно, доля демонстративности, как представителю общественной  профессии, педагогу необходима. Но как только она начинает главенствовать над другими личностными характеристиками, определяя стиль поведения, становясь средством самоутверждения, качество и результативность педагогической работы значительно снижается.

    - Консерватизм педагога как вид профессиональной деформации возникает на фоне постоянно репродуцирования одного итого же учебного материала, форм и методов обучения и воспитания, стереотипов и шаблонов в излагаемом содержании текстов. Последнее позволяет не развивать интеллектуальные силы педагога, нередко на фоне недостаточно критичного отношения к прошлому у педагога возникает нежелание применять инновации в своей деятельности.

    - Доминантность педагогических работников связана  с выполнением лидерских обязанностей на работе. Действительно, педагогу даны права оценки, контроля, наказания своих подопечных. Подобная доминантность присуща педагогам с педагогическим стажем больше 10 лет, преимущественно холерикам и флегматикам по темпераменту.

    - Педагогический догматизм и педагогическая индифферентность. Догматизм возникает у педагога благодаря повтору одних и тех же ситуаций, что побуждает его упрощать проблемы, применять одни и те же приемы, игнорируя конкретную сложившуюся ситуацию. Вследствие чего догматизм приводит к завышенной самооценке с одновременным  снижением развития общего интеллекта. Наблюдается пренебрежение к научным разработкам, инновациям,  психолого-педагогическими теориями. Что касается педагогической индифферентности, то она характеризуется эмоциональной черствостью, игнорированием индивидуальности детей. Индифферентность это- проявление развивающейся с годами усталости и преобладания отрицательного индивидуального взаимодействия с учащимися. Её ещё обозначают термином «авторитарная центрация».

    - Ролевой экспансионизм возникает на фоне полного погружения в свои профессиональные функции, застревании на собственных профессиональных проблемах, трудностях, и нежелании понять другого человека. Жесткое ролевое поведение распространяется далеко  за рамки преподавания учебного предмета.

    - Информационная пассивность относится к деформации педагога в силу его нежелания повышать собственную информационную культуру, узнавать что-то новое, важное, совершенствовать свои профессиональные навыки. Педагог прекращает профессиональное самообразование, самовоспитание после накопления определенного количества необходимых ему знаний, методической базы преподаваемого предмета.

    - Обученная беспомощность может быть в ситуациях, когда педагог не в состоянии решать собственные проблемы самостоятельно, так как решение дел перестало зависеть от прилагаем им усилий. В данном случае он перекладывает решение своих проблем на ближайших окружающих его людей, открыто демонстрируя собственную беспомощность.

          Как видно из перечисленного выше списка деформаций, если педагог будет располагать хотя бы тремя качествами, то он рискует попасть в разряд «тяжёлых и неуживчивых» людей.

    Однако, не каждый педагог обладает подобными деформационными качествами. Психологи склонны полагать, что для зарождения и развития деформации у педагога должна быть предрасположенность к ней: малая адаптация, заниженная самооценка, мотивация избегания неудачи, недостаточный уровень самопринятия.

          Предупреждать возможные деформации, кризисы, деструктивные личностные конфликты, содействовать полноценному социальному, профессиональному развитию личности способствует психологическая профилактика.

    Основная задача психопрофилактики- создание условий, адекватно реагирующих на проявления кризисов у личности.

    Психолого-педагогические технологии во многом создают условия, останавливающие и предотвращающие психологическое напряжение, стрессы, травмы, они создают определенную невосприимчивость к ним.

          К подобным технологиям можно отнести аутогенную тренировку, осуществляющую саморегуляцию психического и физического состояния человека с целью его релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменять настроение, самочувствие и повысить его работоспособность.

          Большое значение для сохранения здоровья и положительного настроя в жизнедеятельности педагога имеют модели преодолевающего поведения. Конструктивными следует считать поиск педагогом социальной поддержки и вступление его в социальный контакт, а также ассертивность (уверенность) в действиях. К неконструктивным моделям поведения можно отнести: асоциальные действия и агрессию, манипуляцию, избегание проблем. Данные модели ведут к профессиональной дезадаптации, профессиональной деформации педагога.

          Таким образом, предупреждение профессиональной деформации педагогических работников возможно через освоение приёмов саморегуляции.

    Процессы саморегуляции включают управление познавательными функциями, руководят личностью в целом, ее поведением, эмоциями, действиями.

    В качестве технологий, которые позволяют контролировать эмоциональное состояние возможно использовать аутотренинг, модели преодолевающего поведения.

          Предупреждению эмоционального выгорания педагога способствует выполнение ряда рекомендаций: отдых от работы и других нагрузок, определение краткосрочных и долгосрочных целей, саморегуляция, профессиональное развитие и самосовершенствование, избегание ненужной конкуренции, увлечения, эмоциональное общение, физическая культура, здоровый образ жизни, полноценный сон.

          Факторы, во многом повышающие значимость педагогического труда и препятствующие выгоранию – творческий рост, повышение уровня заработной платы педагогов, интерес к работе, отношение к труду как к творческому процессу, использование технических средств обучения, осознание полезности труда, стабильность положения педагога в учреждении, дружественный коллектив, хорошие взаимоотношения в семье и высокий уровень ответственности за труд.

    Источники информации

    1.https://psyfactor.org/personal/personal5-05.htm 

    2. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя  // Вопросы психологии, 2007 № 6.

    3. Основы безопасности жизни: ежемесячный информационный и научно-методический журнал 2004. № 10. 

    4.В. Хлюпин. Одинокие учительницы //Народное образование, 2009 № 7, С.110-115.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»

    В материале презентации «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания» представлено выступление педагога-психолога на педагогическом совете ...

    Презентация к педагогическому совету по теме: "Факторы риска профессиональной деформации личности педагога"

    Работая  продолжительное время в образовании , имея в течение дня колоссальный  объем времени для общения с детьми и их родителями, с учетом современных педагогических требований со стороны ...

    Методическая разработка «Эмоциональное выгорание, как одно из проявлений деформаций личности педагога»

    Работники сферы образования являются наиболее уязвимой категорией, подверженной профессиональной деформации. Возникновение и развитие профессиональной деформации снижает продуктивность выполнения...

    Пути преодоления профессиональной деформации социального педагога

    Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в ее структуре, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осущес...

    Использование ИКТ-технологий в становлении нового культурного и профессионального типа личности педагога

    Создание единой информационной среды организации и формирование ИКТ-компетенций педагогов развивает информационную культуру педагогов и повышает их профессиональный уровень....

    Краткая характеристика профессиональной деформации личности педагога и ее профилактика

    В статье даны трактовки и характеристики деформации педагогических работников а также описываются некоторые способы психопрофилактических мер по устранению педагогической деформации....