РАЗВИТИЕ АВТОДОРОЖНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ
статья (5 класс) на тему

Демченко Виктор Викторович

В статье автор рассматривает проблемы воспитания культуры дорожного движения и профилактики дорожно-транспортного травматизма как составляющей социализации подрастающего поколения, анализирует опыт работы в данном направлении, приходит к выводу, что воспитание культуры поведения в социуме, в том числе и ситуациях дорожного движения - важный фактор развития и становления системы ценностей подростков, а следовательно и будущего общества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dorozhaya_kultura.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

 РАЗВИТИЕ АВТОДОРОЖНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ

Автомобильная отрасль уделяет значительное внимание разработке систем безопасности автотранспортных средств. Вместе с этим, анализ дорожно-транспортных происшествий свидетельствует о недостаточности у большинства населения знаний, необходимых для обеспечения безопасности автодорожного движения. В преобладающем числе случаев пешеходы уверены, что перед тем, как перейти улицу, достаточно посмотреть налево, а дойдя до середины дороги — направо.

Поэтому, сегодня стоит говорить об автодорожной культуре и возможностях её развития у населения с детства. Слишком много непредвиденных ситуаций поджидает на дороге, требующих от человека навыков уверенного ориентирования в них и быстрой реакции. Профилактика безопасности автодорожного травматизма является одним из приоритетных направлений социализации человека.

Вопросы социализации личности привлекает и активно разрабатывается учеными - социологами, психологами и педагогами. Большинство авторов определяют социализацию как процесс усвоения индивидом накопленных обществом знаний, умений и норм с целью формирования собственного опыта и регулирования отношений с социумом.

Особенности социализации детей и подростков, воспитывающихся в ин-тернатных учреждениях, отражены в работах Кривых С.В., Кузиной Н.Н., Лактио-новой С.В., Мухиной В.С., Прихожан А.М., Простак Г.Д., Сапрыкиной Т.Н., Слуцкого В.И., Шипицыной Л.М. и др.  По мнению большинства исследователей, успешная социализация выпускников интернатных учреждений может быть достигнута путем формирования личности воспитанника, обладающего определенной социальной компетентностью.

Анализ психолого-педагогической литературы среди прочих позволил выделить такие факторы, затрудняющие социализацию воспитанников, как ограничение социальной активности, недостаточное включение в разные виды полезной для детей практической деятельности, жесткая регламентация организации жизни детей и подростков, ограничение личностного выбора, подавление самостоятельности и инициативности, невозможность проявлять саморегуляцию и внутренний самоконтроль, ограниченность контактов детей, их изолированность, отстраненность от реальной жизни [1].

Сегодня согласно требованиям ФГОС в общеобразовательных учреждениях организована внеурочная образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочной формах и направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы (ООП) ФГОС по общекультурному, общеинтеллектуальному, социальному, духовно-нравственному и спортивно – оздоровительному направлениям развития личности. Вместе с этим, виды и типы программ внеурочной деятельности в достаточной мере не разработаны и нормативно не закреплены. Таким образом, перед педагогами остро стоит задача создания программ, отвечающим перечисленным требованиям и способствующих социализации личности обучающихся. Педагогическое сообщество активно занимается решением этой задачи.

Нам представляется, что наиболее удачными являются программы, которые позволяют ожидать достижение результатов освоения основной образовательной программы по нескольким направлениям развития личности. Примером подобной программы служит «Городское пешеходное ралли», созданная педагогами Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса и апробированная в ряде образовательных учреждений России и ближнего зарубежья.

Программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей обучающихся, способствует успешному овладению практическими навыками, позволяющими жить и ориентироваться в большом городе, а главное – успешную социализацию подростков.

Основой для создания программы послужил уникальный проект издательства «Самокат», представляющий собой игру-путеводитель по городам России для школьников и взрослых. Педагоги предложили преобразовать прогулку в интеллектуально-спортивное соревнование, требующее интеллектуально-поисковой деятельности и знания информационно-коммуникационных технологий. Пешеходная прогулка по городу сочетает активный отдых, познание и освоение окружающего социокультурного пространства. Пешеходная прогулка в составе команды позволяет развивать коммуникативную компетентность. Пешеходная прогулка в форме соревнования открывает дополнительные возможности для сплочения кадетского коллектива и развития лидерских качеств. Поэтому, городское пешеходное ралли можно считать одной из наиболее эффективных форм развития автодорожной культуры и становления ценностных отношений подростков.

Предлагаемый вариант позволяет обучающимся интегрироваться в социокультурное и образовательное пространство города, который является квинтэссенцией человеческой цивилизации. Это особенно актуально в условиях учебных заведений интернатного типа, где обучаются подростки из разных регионов Российской Федерации. Основной целью подобной внеурочной деятельности является создание условий для развития и воспитания личности подростков, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности, освоения основных социальных ролей, норм и правил.

Критериями результативности реализации программы служат: внедрение в практику образовательного процесса эффективных форм организации отдыха; приобретение подростками новых социальных знаний; их оздоровления и занятости; уровень адаптации воспитанников в учебном заведении; развитие творческой активности каждого подростка; развитие их ценностных отношений; приобретение подростками опыта самостоятельного общественного действия. Показателями служат уровни развития коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности подростков.

Библиографический список:

1. Кривых С.В., Кузина Н.Н., Панова Н.В., Лактионова С.В. Социальное закаливание детей-сирот: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кривых. – М., 2007. –  120 с.

2. Патаки Х. Городское ралли. Санкт-Петербург № 1. [игра по краеведению для всей семьи]. – М.: Самокат, 2012. – 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексические нормы как фактор развития коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы// Эффективный педагогический опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково- Ростов- на- Дону.- 2014.- С 257- 261

Данная статья предлагает   методы,приемы,  игровые ситуации,  формы работы, используя  которые учитель - словесник сможет совершенствовать речь ребенка,обогощать словарный запас , ...

Неполная семья как фактор развития девиантного поведения подростков

В  работе "Неполная семья как фактор развития девиантного поведения подростков" исследуется проблема подростковой девиации, возникшей в результате влияния неполной семьи.Главное внимание обр...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ИМЕДЖЕВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО СТАНОВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Аннотация. В статье представлены и рассмотрены основные факторы, имиджевой культуры, оказывая влияние на которые можно повысить конкурентоспособность учреждения. Ключевые слова: имиджевая культура, ко...

Информационная культура. Факторы развития информационной культуры

Презентация к уроку "Информационная культура. Факторы развития информационной культуры"....

вебинар Дружественное социокультурное сетевое пространство «Экосистема успеха» как фактор развития этноэкологической культуры

Одним из основных результатов реализации комплексной этно-экологической образовательной программы «Цветок Байкала» является создание дружественного социокультурного сетевого пространства ...

Дружественное социокультурное сетевое пространство «Экосистема успеха» как фактор развития этноэкологической культуры

Социокультурное  сетевое пространство «Экосистема успеха»,  являясь «местом встречи» ребенка с возможностями для реализации своих ожиданий от школьного образования, д...