Лексические нормы как фактор развития коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы// Эффективный педагогический опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково- Ростов- на- Дону.- 2014.- С 257- 261
статья по литературе по теме

Винник Эрика Анатольевна

Данная статья предлагает   методы,приемы,  игровые ситуации,  формы работы, используя  которые учитель - словесник сможет совершенствовать речь ребенка,обогощать словарный запас , развивать и повышать культуру речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskie_normy_vinnik.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Винник Э.А.

учитель русского языка и литературы

Лексические нормы как фактор развития коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы.

…умение владеть словом

достигается вдумчивым

 упражнением.

А.Ф. Кони

Русский язык - один из богатейших языков мира. Высказывания поэтов, писателей - классиков, философов и мыслителей утверждают, что русский язык богат, велик и могуч. Однако может ли современный человек в достаточной мере пользоваться этим богатством и величием языка, владеть словом, правильно применять, учитывая его оттенки значения? К сожалению, расшатывание традиционных литературных норм, вульгаризация бытовой сферы общения, стилистическое снижение устной и письменной речи порождает скудность знаний  большинства людей особенностей русского языка, что приводит к безграмотной речи.  Речь малопонятная, наполненная словами – паразитами, повторами, содержащая в себе неверное и нечеткое произношение, не только утомляет, но и раздражает.

Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.

Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на школьный периоды. Учитель обязан совершенствовать речь ребенка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех ее выразительных возможностей.        Именно поэтому одной из важнейших задач современного образования является формирование коммуникативной культуры учащегося. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок при употреблении слов, например, используют слова в несвойственном им значении, часто наблюдаются  тавтология, речевые штампы. Избежать этого возможно только при систематической работе над культурой речи учеников, обучая их использовать слова в соответствии с лексическими нормами. Так, планируя урок, я стараюсь включить в него упражнения, предполагающие работу с толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, паронимов. При изучении морфологии включаю в каждый урок работу над правильными формами различных частей речи, их отличением от неправильных (разговорных, диалектных) форм. За основу я взяла книгу Д.Э.Розенталя «Культура речи» как основополагающий, фундаментальный труд в данной области. При проведении творческих работ (сочинений, изложений, эссе и пр.) я обязательно планирую урок анализа такой работы, на котором  мы вместе с учениками разбираем допущенные ими речевые и грамматические ошибки, классифицируем и исправляем их. Кроме того, на своих уроках использую деловые игры красноречия на различную тематику. Приведу пример сводной таблицы видов деловых игр для красноречия:

Портрет

«звезда» политики, экрана, спорта..

Комментатор

Комментирование статьи, ответы на вопросы

Гид/ экскурсовод

Экскурсия по музею, описание экспоната

Автобиография

Творческий рассказ о собственной биографии

Критик

На последний к/ф, спектакль, передачу

Мною проводится работа по анализу цитонов, текстов, ребята сочиняют эпифоры и монофоны.

Одним их эффективных методов формирования речевой культуры учащихся считаю применение игровых, ролевых  ситуаций. Обращение на уроке к игре объясняется тем, что её эмоциональность, спонтанность позволяет: во-первых, включить учащихся в занятие неформально, стимулирует его к активному участию в уроке; во-вторых, в любом случае игры - грамматические, лексические, литературные, ролевые способствуют совершенствованию словарного запаса школьников, развитию грамматических, речевых умений и навыков, повышает интерес к предмету. Вот некоторые примеры игровых ситуаций:

              Игра «Кто лучший редактор?» (исправь речевые ошибки)

Мальчику очень понравился рыбий суп.

Он так мало знает! Какой он невежа!

(Надеть) одеть пальто  на мальчика

Гордиться братом или гордиться за брата

Вернувшись с  работы, мы  сыто пообедали

Написать свою автобиографию

Мое геологическое дерево

Исследовательский метод работы особенно уместен по данному вопросу потому, что дает простор творческим способностям ребенка, развивает в нем самостоятельность. Использую в работе метод группировки слов по семантическим признакам (составление тематически объединенных групп слов) Данная группа упражнений предшествует заданиям, направленным на создание высказывания.

Словарные упражнения этого типа предполагают подбор слов на определенную тему – составление тематических и лексико-семантических групп слов, как правило составление этих групп слов связано с чтением художественного текста или с подготовкой устного высказывания. Например: При чтении описания «хозяйства» Плюшкина выпишите в тетрадь слова – архаизмы, объясните их значение при помощи словаря («сушилы», « пересеки», «лагуны» и т.д.) Из первого абзаца 1 главы поэмы «Мертвые души» выпишите в тетрадь все слова, имеющие отношение к общественно-политической лексике; дайте им определения, пользуясь толковым словарем. Анализ подобных материалов ценен для организации индивидуальной словарной работы, направленной на обогащение словаря учащихся. Постепенно в связи с расширением конкретных знаний по теме, осмыслением основной мысли и главных микротем  соответствующей творческой работы ученики пополняют сделанные записи, осмысляют особенности употребления слов в соответствии с определенной речевой ситуацией.

Нередко на уроке обращаемся к упражнениям, в задание которых входит работа с   сочетаемостью слов. Пример таких упражнений:

Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.

5. Успехами мы не блестим.

6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.

7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.

8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.

9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.

Наиболее широко я использую такие формы исследовательских и творческих работ, как реферат и эссе.

Предлагаю ученикам следующие темы рефератов:

Изобразительно-выразительные средства языка.

Типы фразеологических единиц и их употребление в речи

 Средства фонетической выразительности в поэтическом произведении.

Речевые ошибки и способы их устранения.

На уроках литературы регулярно провожу работу с устойчивыми сочетаниями слов: предлагаю подобрать к фразеологизмам синонимы или синонимичные устойчивые сочетания (попасть впросак – опростоволоситься – сесть в лужу – ударить в грязь лицом). Мы придумываем предложения с этими выражениями и даже составляем рассказы с использованием фразеологизмов. Работа эта не отнимает времени (на нее уходит 3 -5  минут урока), но, если ведется регулярно, дает хорошие результаты, пробуждает интерес к народной мудрости, побуждает школьников разыскивать новые выражения и использовать их в речи.

Кроме того, на уроках  литературы и русского языка  можно использовать   прием анализа и лексико- стилистической правки  негативного текста. Эта работа предполагает оценку употребленных в тексте лексических средств, развивает умение пользоваться соотносительными языковыми средствами с целью устранения обнаруженного недочета. Операция замены одной лексической единицы другой приводит к целесообразному конструированию фрагмента речи. /Методика развития речи, 1977, с.136/

Материалом для этих упражнений служат главным образом изложения и сочинения учащихся.

В данном случае ученикам могут быть даны следующие задания:

- найти (указать) слово, употребленное в несвойственном ему значении;

- заменить выделенные слова синонимами, добавить точности словоупотребления и т.д.;

- заменить слово иноязычного происхождения русским синонимом;

- устранить повторы в тексте, используя близкие по значению слова;

- оценить сочинение, высказать свое мнение о нем.

В результате такой работы создается отзыв о высказывании ученика.

Таким образом, чтобы повысить коммуникативную культуру учащихся необходимо систематически на каждом уроке уделять время изучению лексических норм русского языка, что в дальнейшем поможет успешно выполнить задания ЕГЭ части А, которые непосредственно направлены на проверку знаний лексических норм.