Методические рекомендации «Развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы»
учебно-методический материал по русскому языку (6, 7, 8, 9 класс)

Габриелян Гаяне Вячеславовна
В представленных методических рекомендациях рассмотрена актуальная проблема развития коммуникативных компетенций учащихся с точки зрения современного подхода к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения обновленных ФГОС, поэтому логично, что центральное место в работе занимает коммуникативная направленность обучения, цель которой – создание условий на уроках русского языка и литературы для воспитания интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве, готовой к самореализации в обществе. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии у школьников коммуникативной компетенции, которая создает положительную мотивацию учения, а значит, способствует повышению качества обучения. Методические рекомендации представляют собой структурированную учебно-научную информацию, которая достаточно полно, научно, содержательно раскрывает данную тему. Теоретические положения подкреплены примерами из практической деятельности учителя. В представленной работе приводятся и анализируются разные виды творческих работ, образцы заданий, которые дают возможность учащимся развивать коммуникативные способности. Описаны разнообразные формы работы с учащимися, позволяющие использовать коммуникативно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы. Все виды компетенций, сформированные у обучающихся в результате работы, реализуются при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Содержание методических рекомендаций соответствует требованиям обновленных ФГОС ООО и СОО. Использование данных методических материалов поможет учителям русского языка и литературы рационально организовать образовательную деятельность при изучении той или иной темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

Методические рекомендации

«Развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроках

русского языка и литературы»

Автор: Габриелян Гаяне Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

Армавир 2023 г.

Содержание

  1. Аннотация………………………..……………………………………...……3
  2. Пояснительная записка …………………………………………………...…4
  3. Основная часть. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы…………………………………………….…6                                                                                        
  4. Заключение …………………….………………………...............................12
  5. Список использованной литературы………………..…………………..…..13
  6. Приложение …………………………………………….………………..…...14

  1. Аннотация

В представленных методических рекомендациях рассмотрена актуальная проблема развития коммуникативных компетенций учащихся с точки зрения современного подхода к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения обновленных ФГОС, поэтому логично, что центральное место в работе занимает коммуникативная направленность обучения, цель которой – создание условий на уроках русского языка и литературы для воспитания интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве, готовой к самореализации в обществе.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии у школьников коммуникативной компетенции, которая создает положительную мотивацию учения, а значит, способствует повышению качества обучения.

Методические рекомендации представляют собой структурированную учебно-научную информацию, которая достаточно полно, научно, содержательно раскрывает данную тему. Теоретические положения подкреплены примерами из практической деятельности учителя.

        В представленной работе приводятся и анализируются разные виды творческих работ, образцы заданий, которые дают возможность учащимся развивать коммуникативные способности. Описаны разнообразные формы работы с учащимися, позволяющие использовать коммуникативно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы. Все виды компетенций, сформированные у обучающихся в результате работы, реализуются при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Содержание методических рекомендаций соответствует требованиям обновленных ФГОС ООО и СОО. Использование данных методических материалов поможет учителям русского языка и литературы рационально организовать образовательную деятельность  при изучении той или иной темы.

        

  1. Пояснительная записка

Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи.  Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной речи. К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?

  •  снижение уровня читательской культуры;
  • снижение уровня индивидуального словарного запаса;
  • низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.


            Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации.
Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность играет основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. Выполняя на ОГЭ задания 9.1, 9.2 и 9.3, участвуя в итоговом собеседовании (9 класс), а на ЕГЭ задание части 2, при написании итогового сочинения (11 класс) выпускники применяют те виды компетенций, которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста — это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка владения русским языком, его грамматическим строем. Это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания, поэтому обучение на уроках русского языка и литературы должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков.

В обновленном федеральном государственном стандарте основного общего образования на всех ступенях обучения предлагается изучение русского языка и литературы в качестве процесса достижения следующих коммуникативных целей:

  • формирование представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе и профессионально ориентированной сфере общения;
  • развитие культуры читательского восприятия художественного текста; литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.

Главной целью обучения является создание условий на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативных компетенций учащихся и активного развития их как творческой личности, способной к самореализации в обществе.

Для реализации данных целей необходимо выполнять следующие задачи:

  1. отрабатывать умения рационального чтения учебных, публицистических, художественных текстов;
  2. обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
  3. учить интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.

  1. Основная часть. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

На современном этапе развития образования преподавание русского языка и литературы требует новых подходов к определению целей обучения. Поэтому сегодня в педагогическом тезаурусе широко используется понятие «компетенция».

Что же такое компетенция? Существует несколько трактовок данного понятия:

1.Компетенция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает авторитетностью (толковый словарь под редакцией Д.Н. Ушакова).

2.Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен («Словарь русского языка» С.И. Ожегов).

        Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения окружающего мира, поэтому в период обучения нам, педагогам, необходимо формировать те или иные компетенции, особенно такие, как языковая, лингвистическая, коммуникативная и социокультурная.

Хочу остановиться на формировании коммуникативной компетенции, так как она является одной из приоритетных, ведь язык – это средство общения, социализации и адаптации, учащихся в современном мире. Обучение на основе общения является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения. Коммуникативное обучение – это такой способ образовательного процесса, при котором отношения между учащимся и учителем основаны на сотрудничестве.

Существует несколько формулировок определения коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих.

Коммуникативная компетенция объединяет:

1)  Лингвистическую компетенцию – оформление речи. При изучении лексики и грамматики у учащихся формируются лексико-грамматические навыки;

2) Социолингвистическую компетенцию – учащиеся учатся применять языковой материал в соответствии с контекстом;

3)  Дискурсивную компетенцию – построение текстов. При помощи диалога и монолога ученики овладевают коммуникативной деятельностью;

4) Прагматическую компетенцию – достижение цели. Перед учащимися ставится вопрос (намерение), они учатся находить на него ответ (результат). Происходит передача и восприятие смысла.

5)  Социальную компетенцию – дети обучаются умению ставить себя на место другого и способности справиться со сложившейся ситуацией;

6)  Социокультурную компетенцию – учащиеся применяют знания истории, культуры, традиций и обычаев стран изучаемого языка.

Таким образом, в основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельность, творческую активность каждого ученика, способствует овладению культурой речевого общения и поведения.   

Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, обеспечивает базовое владение современным русским литературным языком, на фоне которого целенаправленно формируются специальные знания и умения, составляющие профессиональную компетенцию личности.

Коммуникативная компетенция представляет собой структурное образование, включающее в себя следующие уровни:

  • языковая компетенция – знания об изученном языке по его уровням, умение пользоваться всеми единицами и средствами языка в соответствии с его нормами;
  • речевая компетенция – знания о способах формирования и формулирования мыслей и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи;
  • дискурсивная компетенция – знание об особенностях протекания речевого события и умение управлять им;
  • культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, знание о взаимосвязи языка и литературы с историей народа; владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения; умение учитывать эти сведения в процессе общения и корректировать свое речевое поведение.

Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения.

Деятельность ребёнка при изучении родной речи должна выстраиваться как деятельность по преобразованию собственного языка, так и деятельность, направленная на собственное языковое развитие.

На уроках русского языка и литературы большое внимание уделяю   работе с текстом. Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: различные виды диктантов, составление синквейнов к тексту, разноплановая работа с текстом, сочинение-рассуждение, редактирование текста, работа с картинками (приложение).

Интересными являются творческие диктанты с заменами. Некоторые части диктуемого текста в процессе его записи заменяются. Возможны, например, замена отдельных слов однокоренными словами с приставками или суффиксами на определенную орфограмму, замена слов (словосочетаний, предложений) лексическими синонимами или замена одной грамматической формы, категории или конструкции другой. Также можно предложить учащимся толкование (лексическое значение) слова, а задача обучающихся – угадать слово с определенной орфограммой (приложение)

Творческие диктанты с заменами вызывают у школьников большой интерес. Их можно использовать при изучении всех разделов школьного курса. Этот вид диктанта, несовместимый с механической работой, дает возможность овладеть разнообразными языковыми средствами и закрепить навыки правописания.

Пример использования творческого диктанта на вставку слов при изучении темы «Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных» в 6-м классе.
Урок начинается с объяснения его задачи: научиться правильно писать имена прилагательные с данной орфограммой, объяснять выбор того или иного написания и уметь пользоваться именами прилагательными в речи. Затем я сообщаю, что сегодня ученикам предстоит написать творческий диктант, вставляя в текст диктанта имена прилагательные с изученной орфограммой. Перед началом творческой работы класс повторяет теоретический материал. Учащимся предложено ответить на ряд вопросов:

1. Что вы знаете о правописании н–нн в суффиксах имен прилагательных?

2. Есть ли какие-нибудь исключения из данного правила?
3. Для чего служат имена прилагательные в нашей речи?

После этого читаю текст без прилагательных, данных в скобках, о чем учащиеся предупреждаются заранее, и предлагаю учащимся определить тип и стиль текста и придумать свое заглавие (актуальные задания для ВПР по русскому языку).

(ОСЕННЕЕ) УТРО

Все вокруг застыло в крепком (осеннем) сне.
Сквозь (туманную) мглу виднеются в (серебряной) дали широкие луга. (Румяное) солнце греет (пустынную) землю. Солнечный луч упал на (сонную) воду сквозь заросли (зеленых) трав. Надо мною звенит (лиственный) лес, отряхивает с (зеленых) лап (стеклянные) капли росы. На узорчатых (бархатных) листьях папоротника тоже сверкает (утренняя) роса. (Сонная) трава немного примята вчерашним (ночным) дождем. Просыпаются (лесные) птицы. (Чинные) синицы перескакивают с ветки на ветку. (Огненные) клесты крошат крепкими носами (длинные) еловые шишки. Скоро весь лес огласится (неугомонными) криками и песнями.

(87 слов) (По А. Соколову)

Учащиеся легко определяют, что это – описание состояния природы в художественном стиле. Затем (при помощи наводящих вопросов учителя) называют этот отрывок «Осеннее утро». После вторичного прослушивания отрывка учащиеся выполняют следующую работу:

1) называют подобранные прилагательные, которые необходимо будет вставить в диктуемый текст;
2) указывают, к какому слову (имени существительному) относится каждое прилагательное;
3) выясняют, какой признак выражает прилагательное;
4) проводят орфографический разбор имен прилагательных.

        Опыт работы показал, при изучении «Фразеологии» учащимся можно предложить картинки, по которым они составляют фразеологизмы. Это увлекательное задание, которое очень нравится обучающимся. В игровой форме на предложенную картинку составляют 10 и более фразеологизмов. Затем задание усложняется: подобрать антонимы к фразеологизмам. Задание на толкование того или иного фразеологизма, а затем сочинение ситуации с включением данного фразеологизма в контекст есть в ВПР 6 класса. Применяя такие увлекательные минутки с фразеологизмами на различных этапах урока, дети с легкостью справляются с данным заданием на ВПР (приложение).

Эффективными являются диктанты с использованием связных текстов.

Данный вид диктанта является продуктивной подготовкой к прохождению итогового собеседования в 9 классе.

Положительным моментом является использование разноаспектного анализа текста на уроках русского языка (как на уроках закрепления, так и на этапе обобщения и систематизации материала).

Важным и не менее интересным  является развитие творческого воображения (РТВ) на уроках литературы, позволяющие создать нестандартную ситуацию, вовлекать учащихся в творческий поиск, помогать им самораскрыться, принять участие, как в устной, так и в письменной речевой деятельности.

На таких уроках важно поставить проблему, которая предполагает развитие логического мышления, формирование собственной точки зрения. При этом на уроке у каждого ученика должен прослеживаться успех. Ведь именно при успешном решении той или иной проблемы появляется вдохновение и интерес к учению.

«Ромашка вопросов» / «Ромашка Блума» - интересный прием использования на уроках литературы

      Шесть лепестков ромашки – шесть типов вопросов.  

1.  Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2.  Уточняющие вопросы – вопросы, которые обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3.  Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4.  Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5.  Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6.  Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?" (приложение).

Умение анализировать литературное произведение – одно из важнейших условий написания сочинения на литературную тему.

        Приемами вхождения в литературные произведения могут стать различные виды творческого пересказа, то есть такого пересказа, который требует “включения” ученика в творчество писателя, в художественную канву произведения и создания некоего нового текста на основе прочитанного литературного произведения, например: пересказ с изменением лица или продолжение произведения.

        Описание природы в литературном тексте больше привлекает внимание ребят, если попросить их вообразить, что они оказались на Кавказе, прогуливаются по берегу, печет горячее солнце (И.А. Бунин «Кавказ»). Или, чтобы они представили себе, что долго находились на Кавказе, в плену, и удалось освободиться. Как они представляют себе первое утро на воле? (М. Ю. Лермонтов «Мцыри»). В процессе пересказа попросить ребят использовать предложения текста с описанием природы, но при этом, для большей правдивости и убедительности, обязательны речевые формулы: “Я увидел...”, “Я почувствовал...”, “Меня восхитила...”.  

        Что же дает ученику подобная работа? Нужна ли она ему? Ответ однозначный. Нужна.

        Во-первых, когда ребенок пересказывает текст, употребляя слова “Я увидел...”, “Я услышал...”, “Я почувствовал...”, “Я восхитился...” и т.д., он невольно соотносит поведение героев со своим собственным опытом. В это время происходит развитие его отношения к миру, и, конечно же, развиваются специальные творческие способности ребенка, системное мышление. Ученик “включает свое воображение”, воссоздавая содержание текста и одновременно творя нечто новое.

        Во-вторых, в процессе творческого пересказа, который воспринимается учащимися как игра, происходит формирование ценностной ориентации ребенка.

        В-третьих, воображаемая ситуация, в которой оказался ребенок, стимулирует процессы мышления, в том числе и творческую интуицию. Наличие творческого мышления - один из основных признаков настоящего читателя. Ведь писатель и его произведение будут понятны и доступны читателю, когда читатель способен к сотворчеству.

        В-четвертых, воображаемая ситуация ставит ребенка перед необходимостью выбора действий, поступков, оценки состояний. Ребенок не только пересказывает текст, но и выражает свое отношение к тому, о чем или о ком он говорит.        Наконец, опираясь на художественный текст и упражняясь в формировании и построении того или иного высказывания, ребенок усваивает и речевую культуру.

        Так, в процессе творческого пересказа происходит развитие личности учащихся, его способностей, формирование и становление его внутреннего мира через системное постижение искусства слова и использование элементов ТРИЗ.

Таким образом, освоение коммуникативной компетенции обучающимися требует от педагога мастерства в построении уроков, что обеспечивает хорошее владение современным русским литературным языком.

4.Заключение

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции является неотъемлемой частью языкового и речевого образования в школе. Именно коммуникативная компетенция способствуют формированию умений речевого общения, а для этого необходимо создавать на каждом уроке условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, личности, способной к общению в культурном пространстве. Все виды коммуникативной компетенции, сформированные у обучающихся, проявляются при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Применение подобных заданий на уроках русского языка и литературы помогает развивать коммуникативные способности обучающихся.

Главным в обучении школьников должно стать не просто накопление суммы знаний, а владение ими в жизненных ситуациях, что и отвечает потребностям современного человека.

Как видим, коммуникативная культура – важнейшее проявление общей культуры человека, поэтому формирование коммуникативной компетенции – одна из важных задач изучения всего школьного курса русского языка и литературы. 

  1. Список использованной литературы

1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2021.

2. И.Г. Добротина Современные модели уроков русского языка в 5–9 классах: пособие для учителей общ.  Организаций – М.: Просвещение, 2014.

3. Русский язык 5-9 классы: современные диктанты/ авт.-сост. О. А. Дюжева. – Волгоград: Учитель, 2013.

  1. Приложение

Угадай слово (орфограмма «Буквы Ы и И после Ц»)

  1. Совокупность явлений через промежуток времени (цикл).
  2. Одноглазый великан (циклоп).
  3. Представление клоунов (цирк).
  4. Растение (цикорий) и т.д.

Затем можно дать ряд слов и предложить учащимся вставить пропущенные буквы и прокомментировать лексическое значение слова.

Подбери фразеологизмы по картинкам

C:\Users\user\Desktop\scanlite1.jpg

C:\Users\user\Desktop\scanlite1.jpg

Подбери фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных.

Подбери фразеологизмы, в которых упоминаются имена числительные.

Разноаспектный анализ текста

_____________________

Капля дождя отвесно упала в воду, и от нее пошли круги. Потом сразу вокруг нас зашевелилась, зашептала трава, вся вода покрылась кругами, и звон поплыл над омутом.

        Шел дождь.

        Далеко в разрывы туч светило лучами солнце, и степь дымилась и блестела. Запахли травы, хлеба, земля.

  1. Прочитай текст.
  2. Озаглавь его.
  3. Спиши текст, дополнив его именами прилагательными.
  4. Составь устно (8-10) предложений о красоте родного края.

     Вот пример использования ромашки Блума на уроке литературы в 6 классе при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский»:

 

Вот пример использования ромашки Блума на уроке литературы в 8 классе при изучении рассказа Н.С. Лескова «Старый гений»:

Вопросы для эвристической беседы по рассказу А. А. Платонова «Возвращение» (“Ромашка Блума”).

1) Простые вопросы

- Где происходят события, описанные в рассказе?

- Когда происходят описанные события?

- Назовите действующих лиц.

- В какой момент жизни они описаны?

- Что притягивало Иванова к Маше?

2) Уточняющие вопросы

- Какое значение имеет описание природы?

- Почему капитан Иванов не торопился домой?

- Какую роль в рассказе играют детали?

3) Интерпретационные вопросы

- Почему они оба чувствовали себя осиротевшими?

- Почему автор говорит только о чувствах Маши?

4) Оценочные вопросы

- Как вы считаете, почему рассказ назван «Возвращение»?

5) Творческие вопросы:

Что имел в виду автор: возвращение с войны, возвращение к детям, возвращение к человечности, состраданию? Подготовьте ответ-рассуждение.

6) Практические вопросы:

- В каких произведениях поднимаются проблемы, сходные с проблемами, затронутыми А. П. Платоновым?

Из опыта работы могу сказать, что составление подобного задания можно поручить сильным ученикам.

«Лови ошибку»

Это универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.

Предлагаю учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Такой прием использую и на уроках русского языка: предлагаю учащимся текст с ошибками, которые нужно исправить. Работая над данным заданием, ребята комментируют исправленную ошибку. Текстовая деятельность является основой организации образовательного процесса на уроках русского языка. В ФГОС общего образования отводится значительное место формированию и совершенствованию умений осуществлять текстовую деятельность, развитию текстовой компетенции обучающихся. Через текстовую деятельность (посредством текстов) происходит взаимодействие учителя-ученика в образовательном процессе, направленное на освоение метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку и литературе, а также развитию коммуникативных компетенций.

"Верные и неверные утверждения" (истина / ложь)

Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

И. С. Тургенев

№ п/п

Суждение

И

Л

1

И. С. Тургенев родился 28 октября 1818 года в старинной дворянской семье, в имении его матери – Спасском-Лутовиново, расположенном недалеко от города Орла.

2

Под влиянием Пушкина, который прекрасно знал русскую литературу, любил и умел читать стихи, в мальчике проснулся поэт.

3

Начальное образование Иван Тургенев получил в частном немецком пансионе в Москве.

4

В совершенстве владел немецким, французским и английским языками.

5

В 1857 году появились первые рассказы Тургенева из будущих «Записок охотника», принесших ему славу.

6

Свою первую книгу Тургенев назвал «Стихотворения в прозе».

7

Тургенев глубоко любил свою родину, свой народ, его культуру, его язык.

8

Тургеневу хотелось, чтобы его похоронили у ног Пушкина, но считал, что не заслуживает такой чести, и завещал похоронить его рядом с Белинским.

9

Умер И. С. Тургенев 22 августа 1883 года в Буживале, близ Парижа.

10

Похоронен на Волковом кладбище в Москве, рядом с любимым учителем – В. Г. Белинским.

Н. А. Некрасов

№ п/п

Суждение

И

Л

1

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря по н. ст.)1821г.в местечке Немирове Подольской губернии.

2

Имении Некрасовых Грешнево находилось недалеко от Оки.

3

Именно в Гришневе поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию.

4

В Грешнёве завязалась сердечная привязанность Некрасова к русскому                крестьянину.

5

Крепостнический произвол отца укрепил дух правдоискательства, несогласие с отцовским образом жизни.

6

Отец Некрасова был человеком добрым.

7

Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание.

8

Любовь к матери описана во многих стихах поэта: "Родина", "Мать", "Баюшки-баю".

9

В 1845 году поэт встречается с В.Г.Белинским.

10

ДЕКАБРИСТЫ - деятели русского освободительного движения первой четверти 18 в.

11

В 1835 г. Некрасов вместе со старшим братом Андреем поступил в Ярославскую гимназию.

«Тонкие» и «толстые» вопросы

Научить учащихся думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём “толстых” и “тонких” вопросов. “Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. Таблица “толстых” и “тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

“Тонкие” вопросы

“Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Кто? (Кто автор рассказа …..?)

Что?

Когда?

Как звать ...?

Было ли ...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний обучающихся, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. Следовательно, учащиеся должны научиться верно составлять вопросы.

Таким образом, умение пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст формируется в начальной школе, но развивается и совершенствуется в среднем и старшем звене. Не случайно на письменном экзамене по русскому языку в 9 классе наряду с умением создавать собственный текст по прослушанному тексту (задание 1) проверяется сформированность и данного умения. Это представляет собой сочетание двух типов речевой деятельности – восприятия чужого высказывания и его воспроизведения.

Сочинение по литературе как тематическое, так и итоговое, в свою очередь, тоже предполагает владение умением анализировать текст, делать выводы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Данный материал предназначен как для учителей общеобразовательных школ, так и коррекционных школ и классов. В нем представлен опыт работы по развитию речи в классах разного уровня....

Формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы

Является важным то, что знания, полученные на уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе помогут учащимся в их дальнейшей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Считаю, что...

Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы

Данный материал является обобщением опыта по вышеуказанной теме...