Культура компьютерной вёрстки
статья на тему

Квашенникова Лариса Васильевна

Возможности применения компьютера в подготовке печатных изданий на занятиях кружка по информатике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvashennikova-kultura_kompyuternoy_verstki.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Квашенникова Лариса Васильевна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Дворец детского творчества», г. Курск

КУЛЬТУРА КОМПЬЮТЕРНОЙ ВЁРСТКИ

Возможности внеурочного использования компьютерной техники очень широки. Остановимся на возможностях применения компьютера в подготовке печатных изданий на занятиях кружка по информатике.       

Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения обучающихся в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование и др.

Как и любая область деятельности, компьютерная подготовка печатных материалов имеет свои правила, знание которых  наряду со знанием прикладных программ является залогом хороших результатов работы. Эти правила формировались веками, в них учтены культурные традиции, а также особенности зрительного восприятия печатного текста человеком. Поэтому отступление от правил оправдано только в том случае, если это придает работе новизну и оригинальность. Вместе с тем, если бы все создатели печатной продукции пользовались одинаковыми приемами, то их работа выглядела бы скучной и неинтересной.

Для того, чтобы успешно создавать печатные материалы мало изучить все возможности программ, необходимо умело пользоваться ими, знать меру, подходить к работе творчески и, конечно, опираться на выработанные правила. Перечислим основные принципы компоновки.

Уместность. Документы различных типов должны быть оформлены по-разному. Например, страница с официальной информацией должна выглядеть иначе, чем рекламный проспект. В финансовом отчете вряд ли целесообразно использовать все многообразие шрифтов. А вот если небольшой рекламный блок не оформить заметным графическим элементом, то, скорее всего, его не заметят. Основным критерием качества является то, насколько четко, ясно и удобно печатная продукция доносит до читателя смысл заключенной в ней информации.

Соблюдение пропорций. Правильный выбор соотношения между размерами шрифтов заголовков и основного текста во многом определяет внешний вид работы. Маленький заголовок на большом свободном пространстве теряется, а крупный заголовок, находящийся близко к тексту, вызывает ощущение скученности. Обычно для шрифта выбирают кегль в полтора раза больший, чем для основного текста, и на один уровень большей насыщенности. Например, если основной текст набран обычным шрифтом 9-кегля,  то для заголовка вполне подойдет шрифт 14-кегля с полужирным начертанием.

Очень удобным оформлением абзацев являются линейки. Расстояние между линейками и текстом должно быть не меньше половины кегля применяемого шрифта, иначе они будут малозаметны.

Что касается иллюстраций, то необходимо позаботиться об их соразмерности. Если речь идет, например, об изображениях людей, то следует обеспечить одинаковый масштаб и размеры. А вот при выборе размеров для схем необходимо в первую очередь руководствоваться их сложностью.

Контрастность. Если печатная страница изобилует однообразно оформленным материалом, то это существенно затрудняет его восприятие. Яркие, запоминающиеся публикации, как правило, всегда строятся на контрастах. Слабоконтрастное оформление обычно используется в официальных документах, где строгое оформление подчеркивает серьезность документа.

 Баланс черного, серого и белого. Глаз читателя выделяет три различные по тону области: черную, серую и белую. Сначала взгляд обращается к чёрному. Это фотографии, рисунки и т.п. Далее  взгляд перемещается на белое. Белые области не содержат ни текста, ни иллюстраций (поля, пространство между строками и т.д.) – на них взгляд отдыхает. На серое человек смотрит в последнюю очередь. Серые области – это текст.

Сдержанность. Это относится прежде всего к разного рода декоративным элементам и шрифтам. Наличие большого количества гарнитур и шрифтовых выделений, большого количества иллюстраций делает публикацию крикливой, нарушает ее целостность и затрудняет восприятие информации.

Текстовый материал важно оформить и представить таким образом, чтобы сделать его максимально удобным для восприятия. Перечислим основные принципы оформления текстового материала.

Выбор размера шрифта. На выбор размера шрифта влияют такие факторы, как читательская аудитория, вид и формат издания, тип элемента издания.

Шрифтовое оформление различных видов текста. Основной текст может быть набран как рубленым шрифтом, так и шрифтом с засечками. Шрифт должен иметь умеренную контрастность. На протяжении всего документа основной текст должен иметь одинаковые гарнитуру, кегль и размер. Для заголовков можно задать гарнитуру, отличную от основного текста. Довольно распространена следующая комбинация: основной текст набирается шрифтом с засечками, а заголовки - рубленным шрифтом. Заголовки имеют более крупный кегль, чем основной текст, и выделяются курсивом или полужирным шрифтом.

 Шрифтовые выделения. Принято выделять те фрагменты текста, на которые следует обратить внимание читателя. В основном это курсивное начертание, полужирное начертание, подчеркивание.

Организация текста. Продемонстрировать соподчиненность заголовков можно с помощью шрифтовых средств и путем их различного расположения. Традиционные средства – повышенный кегль, различное начертание и гарнитура, отличная от той, которая задана для основного текста. Если же заголовки и основной текст набраны одним шрифтом, основным средством выделения рубрик наряду с повышенным кеглем является начертание - курсивное или полужирное. Заголовки небольшого объема и низкого уровня эффектно выглядят при наборе прописными буквами.

Заголовки самого низкого уровня (подзаголовки) набирают в одну строку с последующим текстом (в подбор) или врезают в текст (так называемые форточки). Подзаголовки могут быть вынесены в отдельную колонку. Заголовки самых верхних уровней могут быть размещены вверху страницы на значительном расстоянии от последующего текста (такие заголовки называются шапками). Тематический заголовок можно отчеркнуть декоративной линейкой.

Длинные заголовки не должны занимать более трех строк. Переносы слов в заголовках недопустимы. Следует учитывать, что центрирование заголовка, занимающего несколько строк, усложняет его восприятие.

 Подрисуночные подписи  располагают в отдельной строке под рисунком или оформляют в виде оборки - набирают на относительно узкой полосе с тем, чтобы рядом разместить иллюстрацию или таблицу. Подрисуночным подписям принято назначать пониженный кегль и светлое начертание.

Первоначальный уровень знаний по подготовке печатных изданий, полученный на кружке, вполне достаточен, чтобы начать работать на персональном компьютере более профессионально. В дальнейшем подростки смогут углублять свои знания в области издательского дизайна, читая книги и информационные ресурсы сети Интернет по данной тематике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме "Текстовый редактор. Вёрстка страницы."

Обобщающий урок по теме "Обработка текстовой информации". Ученики заранее готовят материал, касающийся символики России, Забайкальского края и родного поселка; стихотворения наших местных поэтов...