Статья "Значение мотивации учащихся в отделениях дополнительного образования"
статья на тему

Турова Марина Геннадьевна

В статье рассматривается значение мотивации учащихся при выборе деятельности. Именно характер мотивов, лежащих в основе деятельности ученика, определяет направление и содержание его активности процесса обучения, вовлеченность в деятельность, инициативность, активность, удовлетворённость происходящим, пониманием того, что учебная информация и вся учебная деятельность дополнительного образования личностно значимы для него. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение мотивации учащихся в отделениях дополнительного образования

Турова М.Г.,

педагог дополнительного образования

Мотивация - процесс побуждения себя и других к достижению личных целей или целей организации. Мотив – это повод, причина, необходимость действовать, побуждение к чему-либо.

Автор психологической концепции деятельности А. Н. Леонтьев считает, что  в качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности. Отсюда вытекает центральная закономерность: развитие мотивации происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную деятельность. Это означает, что мотивация может быть реализована в самых разнообразных видах деятельности: учебной, трудовой, коммуникативной, игровой  и др.

Применительно к среде дополнительного образования это предполагает готовность и способность учащегося к выполнению различных социально значимых видов деятельности, которые обеспечивают ему социальную адаптацию в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Каждый человек вынужден прилагать усилия, чтобы найти условия и формы становления своей деятельности  как деятельности социально и профессионально значимой.

В объединениях дополнительного образования детей на первый план выходит не просто обучение учащихся в образовательном процессе, а передача им предметных знаний, умений и творческих навыков, объем которых постоянно и неуклонно растёт. Именно характер мотивов, лежащих в основе деятельности ученика, определяет направление и содержание его активности процесса обучения, вовлеченность в деятельность, инициативность, активность, удовлетворённость происходящим, пониманием того, что учебная информация и вся учебная деятельность дополнительного образования личностно значимы для него. Необходимо знать мотивы учения для того, чтобы стремиться к успешности в обучении.

Можно предположить, что каждый человек стремиться сделать свою жизнь счастливой. Конечно, у каждого человека свое понятие счастья. Но как следует из одного социологического опроса, счастье – это «любимая работа, которая захватывает так, что забываешь обо всем на свете», именно таким образом ответило 47 % опрошенных, при этом для 46 % счастье – это «время, проведенное с моей семьей». Только 17 % и 3 %  респондентов соответственно ответило, что понятие счастье для них – это «много денег» и «когда не нужно работать». Таким образом, одним из мотивов приобретения фундаментальных и разнообразных знаний становится возможность приобретения интересной и высокооплачиваемой работы.  

В современных условиях именно объединения дополнительного образования детей играют уникальную роль в системе образования, и служит задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития и роста, укрепления здоровья и профессионального самоопределения,  позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг. Именно объединения дополнительного образования позволяют детям в возрасте от 6 до 18 лет значительно расширить свой кругозор, найти свое призвание в жизни, что, в конечном счете, положительно сказывается на правильном выборе профессии.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От того, насколько верно человек определится в том, кто он, какой он, кем он хочет и может быть, зависит его жизненный успех. Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям.

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. Причины этих проблем заключаются не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных людей, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.

Зачастую это происходит из-за незнания выпускниками того мира профессий, которые его окружают и невозможности определить – какая же профессия для них самая подходящая. Не секрет, что не во всех школах профориентация выделена в отдельный предмет, а разовые акции не всегда могут дать полную информацию о профессиях.

Конечно, в нашем городе много делается для профессионального самоопределения школьников: это и ежегодный городской фестиваль технических профессий, и мероприятия в рамках Дня профессий судостроения, и городской фестиваль «Мы медики», и замечательный конкурс для учащихся средней школы «Профессии от А до Я», и Дни открытых дверей средних и высших профессиональных учебных заведений, и еще множество других интересных и полезных мероприятий, во время которых ребята не только узнают о профессиях, но и  могут попробовать что-то изготовить своими руками, провести интересные опыты, собрать схемы. И все-таки это разовые мероприятия, во время которых интерес школьников к определенной профессии зачастую определяется не склонностью именно к этой профессии, а умением интересно преподнести информацию представителем того или иного учебного заведения. И здесь, с моей точки зрения на помощь ребятам приходит дополнительное образование, где представлено много интересных направлений деятельности.

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения подрастающего поколения. Одной из главных составляющих современного этапа модернизации образования является практическая направленность обучения, формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности, реализацию принципа связи обучения с жизнью.

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому перед педагогами стоит задача разнопланового развития ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Именно в ОДОД и Домах детского творчества школьники могут не только познакомиться с новыми для себя профессиями, но и попробовать что-то изготовить своими руками. При этом именно в дополнительном образовании ребята знакомятся с  такими перспективными на сегодняшний день направлениями как электроника, робототехника, нанотехнологии, компьютерное программирование,  работа с 3D принтерами и др. В отличие от общего, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, его можно начать  в любом возрасте. Результатом дополнительного образования может стать не только получение определенных навыков, но и определение будущей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Патриотическое воспитание учащихся в отделении дополнительного образования школы»

В статье приводятся примеры мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию учащихся....

«Повышение познавательной активности и раскрытие творческих способностей у учащихся на занятиях биологии и экологии Отделений Дополнительного Образования Детей»

•         Формально работа в ОДОД  не является  большой нагрузкой , да и  по документам ее не приравнивают к учительской работе, хотя педагоги ОД...

Проектная деятельность учащихся с разными образовательными возможностями в практике работы отделения дополнительного образования

В объединениях отделения дополнительного образования занимаются как дети с нормальным развитием, так и обучающиеся с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Для включения в совместну...

Роль отделения дополнительного образования детей в формировании культуры безопасного поведения учащихся на дорогах

В статье рассматривается роль ОДОД в формировании культуры безопасного поведения школьников на дорогах....

Патриотическое воспитание учащихся через отделение дополнительного образования в школе

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших воспитательных задач школы и соответственно отделения дополнительного образования.Работа по воспитанию чувства патриотизма...

Методические рекомендации для руководителей отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающих участие в городском смотре-фестивале отделений допол

Методические рекомендации для руководителей отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающи...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...