Использование возможностей синтезатора в классе баяна и аккордеона
методическая разработка на тему

Работа с синтезатором в классе аккордеона и баяна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota._sintezator.docx28.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МО Тосненский район Ленинградской области

МКОУ ДО «Тельмановская  школа искусств»

                        МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

 « Использование возможностей  синтезатора  в классе баяна и аккордеона»

        Составитель:

                                                                           Ковалевская Светлана Юрьевна

                                                                           Преподаватель класса баяна и

                                                                        аккордеона

                        

п. Тельмана 2016г.

        

        Изобретение электронно-музыкальных инструментов, ставшее одним из результатов научно-технической революции, привлекло большое внимание музыкантов. Бурное развитие информационных технологий в последние десятилетия обусловило процесс компьютеризации электронного инструментария.

 На всех образовательных уровнях сейчас наблюдается обновление учебных планов, программ.  Новые  условия жизни диктуют другие требования к  методикам и к  процессу  обучения.

Как следствие возникает необходимость в соответствующей времени и учебным запросам методической  литературе, новых формах обучения.

Клавишный синтезатор чрезвычайно ценное средство музыкального обучения. Расширение тембровой палитры, увеличение динамического диапазона звучания, возможность свободного управления его пространственными характеристиками, способствуют расширению фронта музыкально-творческой деятельности учащегося. Позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ученика и развитию в более полной мере его музыкальных способностей.

В настоящее время аккордеон всё чаще популяризируется в средствах массовой информации, как эстрадный инструмент. В сознании массового слушателя аккордеон ассоциируется с инструментальной музыкой в стиле: «мюзетт», «эстрадный вальс», «концертное танго», «фокстрот», «джаз», «латино». В средствах массовой информации произведения в этих стилях звучат, как правило, в сопровождении ансамблей разных составов. Как минимум это: бас-гитара, ритм-гитара, ударные инструменты.) Поступая в ДШИ в класс аккордеона,  ребёнок  и его родители уже имеют определённое представление об аккордеонном репертуаре, которое основывается на слуховом опыте, полученном из средств массовой информации.

 Все вышесказанное ставит  перед преподавателями  задачу  познакомить учащихся с качественными образцами эстрадной музыки, развивать музыкальный вкус, раскрывать творческий потенциал. Такой репертуар, несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса, а также показывает, что баян и аккордеон не отжившие свой век инструменты, они способны занять свое место в современном звучании музыки и сочетаться с современными стилями и направлениями. Играя под фонограмму ( - 1)  юный музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте. Организовать детский ансамбль с использованием электроинструментов в рамках ДШИ довольно проблематично. Здесь необходима определённая материальная оснащённость: специально оборудованный класс, с подключенным оборудованием (микшерный пульт, микрофоны, колонки, усилитель, гитарные усилители, барабанная установка, электрогитары и др).        Синтезатор, как инструмент имитирующий разные тембры музыкальных инструментов, даёт возможность преподавателю класса аккордеона удовлетворить в какой-то степени возрастающий интерес учеников  к игре на аккордеоне в сопровождении электроинструментов. Возможности синтезатора в этом смысле довольно обширны. Многое зависит от  моделей и функций представленных в ней.

        Синтезатор это клавишный электронный музыкальный инструмент. Само название инструмента говорит об основной его функции – синтезировании (моделировании) различных звуков (тембров). Правда, если говорить о современных синтезаторах, то их работа основана не столько на синтезировании, сколько на воспроизведении. К примеру, нужно запрограммировать  в синтезатор тембр акустической гитары. В студии звукозаписи записывают реальный звук гитары со всеми второстепенными призвуками (палец по струне, струна по порожку и т.д.). На компьютере весь звуковой материал чистится и доводится, а затем программируется в синтезатор. Тем самым, нажимая на клавишу инструмента, мы акустически получаем реальный звук гитары.

        В связи с этим нужно сказать несколько слов о структуре звука.

Звук имеет три фазы:

  • Начало звука или атака
  •  Середина - момент наибольшего звучания
  •  Окончание звучания - спад

Первая и частично вторая фаза в воспроизведении синтезатором наиболее приближены к реальному звучанию. Третья фаза имеет явные отличия, тем самым пассаж из шестнадцатых нот, сыгранный на синтезаторе, к примеру, тембром акустической гитары, будет звучать реалистичнее кантилены. Возможно именно поэтому в современной музыке, использующей очень широко электронные инструменты, основное воздействие на слушателя происходит через частую смену ритма и тембра.

Ещё одна основополагающая функция синтезатора это, так называемый, секвенсор – работающий по принципу записывающего магнитофона. Секвенсор даёт возможность записать сыгранные на клавиатуре ноты, а также наложить одну партию на другую. Таким образом, с помощью секвенсора можно создать и озвучить разные партитуры, а также технически облегчить исполнение сольной партии, или обогатить её подголосками и пассажами.

Функция автоаккомпанемент облегчает гармоническою работу. Для сочиняемых пьес можно использовать автоаккомпанемент разных стилей, изменять при этом тональности, темпы, регистры, тембры. Их можно выбирать и обновлять в процессе игры,

В синтезаторе есть и другие функции, но они не основные. Их главная задача – облегчить реальное исполнение на инструменте. К примеру, кнопка быстрого вызова тембра рояля, или так называемый арпеджиатор (исполнитель играет одну ноту и от неё звучит арпеджио по заданному автоаккомпанементом аккорду, или автоматически строится терция в заданной тональности и т.д.).

Рассматривая возможности синтезатора, нужно сказать, что это в первую очередь компьютер и так же как и любой компьютер он состоит из различных частей – блоков.

Рассмотрим такие блоки, как процессор эффектов и голосовой процессор. Процессор эффектов позволяет обработать звук, каким-либо эффектом. К примеру, эффект « ревербератор» (эхо). Звук практически любого инструмента, обработанный данным эффектом становится интереснее, «объёмнее». Голосовой процессор позволяет наложить необходимый эффект на сигнал подаваемый с микрофона.

В ДШИ синтезатор можно использовать, в первую очередь, как обогащение палитры тембров школьных оркестров и ансамблей. Это и ансамбль аккордеонистов – баянистов, и народный оркестр, и ансамбль гитаристов. Конечно, можно имитировать ударные инструменты, хлопая ладонью по раскрытому меху аккордеона или корпусу гитары, а можно использовать вполне реалистичные тембры ударных инструментов синтезатора.

        Можно использовать возможности синтезатора и в сольном исполнении. Это игра под фонограмму, созданную на синтезаторе ( - 1).  Игра с фонограммой ( - 1) является ещё и очень действенным средством в развитии чувства метро - ритма у учащихся. «Чувство ровности движения приобретается всякой совместной игрой» - писал Н.А. Римский – Корсаков в работе  «О музыкальном образовании». Играя под фонограмму ( - 1), ученик вынужден держать себя в определённых метро – ритмических рамках, он намного быстрее начинает ощущать целостность ритмического рисунка  на протяжении всей пьесы. Музыкальный ритм в прямом и всеобъемлющем смысле этого понятия учащийся начинает осязать лишь тогда, когда соприкасается с эмоционально-содержательным музыкальным материалом. Ритм, отражённый в нотной записи, графически запечатлённый в ней – не более, чем схема, дающая лишь приближенное представление о том живом, художественно содержательном, эмоционально насыщенном метроритме, которым, согласно намерениям автора должна быть проникнута звуковая ткань произведения.

 Опыт игры под фонограмму позволяет ребёнку в значительной степени развить чувство музыкального вкуса, путём знакомства с лучшими образцами эстрадной музыки. Воспитать в себе чувство ответственности , исполнительской дисциплины и самостоятельности.  Известно, что игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид музицирования вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, ребенок приобщается к творческому процессу.  Играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе.

  Играя в сопровождении синтезатора, ребёнок получает огромное удовольствие, ведь он чувствует себя маленьким артистом. Это особенно актуально в настоящее время, когда в образовании делается акцент на раскрытие личности и самореализации обучающихся.

Сейчас существует достаточное количество фонограмм ( - 1) к детским пьесам из репертуара ДШИ. Их можно найти в сети Интернета. К примеру, альбом пьес для начальных классов ДМШ Р. Бажилина «Учимся играть на аккордеоне», А. Новосёлов «Играем с удовольствием».  Конечно, можно пользоваться уже существующими фонограммами (- 1), однако умение создавать фонограммы даёт преподавателю класса баяна и аккордеона определённую свободу в выборе репертуара для учеников.

 Индивидуальный подход в выборе репертуара одна из важнейших проблем в обучении игре на аккордеоне и баяне. Это и решение индивидуальных проблем в постановке игрового аппарата, и,  конечно же индивидуальный подход к эмоциональному раскрепощению, раскрытию личностных качеств ребёнка.

Приступая к работе над произведением нужно определить характер его музыкального содержания, форму, прослушать (при наличии) полностью звучание произведения, затем фонограмму, следя по нотам, отмечая все вступления.

При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения. Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст, играть в нужном темпе, с динамическими оттенками, штрихами и т.д. Опыт показывает, что на начальном этапе работы возможно исполнение партии аккомпанемента педагогом.

Одним из важных компонентов является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.

В исполнении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять, в каком темпе он будет играть, попасть в нужный темп, контролировать свою игру, не допуская расхождения с фонограммой.

Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре  под фонограмму, считается синхронность звучания, т.е. точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участниками ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедления, снятия аккорда, окончание произведения. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, т.к. нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.  Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, т.к. есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом. А также является хорошей формой для домашнего музицирования, ведь всегда можно удивить «живым» исполнением аккордеона или баяна под аккомпанемент целого оркестра, звучащим наиболее ярко, полно, красочно.

Игра под фонограмму доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений. Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.

Такой вид работы, как игра под фонограмму, расширяет творческие возможности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.

Литература:

Бажилин Р. Учимся играть на аккордеоне. Тетрадь 2. – М., 2006.

Новоселов А. Играем с удовольствием. – Омск, 2010.

Будкина  Е. М. «Электронные музыкальные инструменты, синтезатор».

Красильников  И. «Проблема построения методики игры на синтезаторе».

Пешняк  В. «Самоучитель игры на синтезаторе».

Курузов С. «Школа игры на синтезаторе: учебно - методическое пособие».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МУЗЫКАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БАЯНА И АККОРДЕОНА, ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ И ШТРИХИ»

Чтобы в полной мере овладеть исполнительскими приемами игры на баяне и аккордеоне, каждому обучающемуся необходимо знать и использовать на практике выразительные возможности своего инструмента, ...

Учебная программа по чтению с листа в классе баяна и аккордеона.

Программа "Чтение с листа" в классе баяна и аккордеона для ДШИ и ДМШ....

Методическая работа «Организация работы в классе баяна и аккордеона с учетом реализации инновационных методов музыкального образования»

Обучение игре на баяне и аккордеоне рекомендуется начинать по слуховому методу – с подбора знакомых мелодий, песенок по слуху, с голоса, с «рук» преподавателя, постепенно переходя к ...

Методический доклад «Урок – как основное звено педагогического процесса в классе баяна и аккордеона в детской музыкальной школе»

Методический доклад «Урок – как основное звено педагогического процесса в классе баяна и аккордеона в детской музыкальной школе» был прочитан на заседании преподавателей отделения № ...

2020 Открытый урок «Развитие чувства ритма на уроке ансамбль в классе баяна и аккордеона»

Цель урока: формирование и применение навыков связывания музыкальных терминов: темп - размер - метр - ритм в единый метроритмический комплекс....

Методическая разработка по классу баяна и аккордеона игра по слуху, транспонирование

Одной из фундаментальных задач детского музыкального воспитания является развитие у учащихся слуха и эмоционального и осознанного восприятия музыкального творчества. В её решении основная роль принадл...