Методическая разработка занятия "Льдинки тают - птицы прилетают"
методическая разработка на тему

Баранникова Любовь Иннокентьевна

Занятие посвященное перелётным птицам, расчитано на детей 6 - 7  лет, рекомендуется для воспитателей дошкольного образования и педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ldinki_tayut_-_ptitsy_priletayut.docx785.07 КБ

Предварительный просмотр:

F:\ллл.jpeg

СОДЕРЖАНИЕ

1 Введение…………………………………………………………………..…….3

2Методический материал и оборудование……………………………………..4

3 Основная часть…………………………………………………………………. 5

4Заключение ……………………………………………………………..….......10

5 Список литературы…………………………………………………...………..11

6 Приложение  1 «Картинки перелетных птиц»…………………...………......12

7 Приложение 2 «Картинки  виды гнёзд перелетных птиц»….………..……..13

8 Приложение 3 «Картинки –шапочки для  птиц: воробей,скворец»………..14

9 Приложение 4 «Дидактические картинки  правил поведение в лесу»……..15

Введение

Как вызвать улыбку на лицах детей, удивление, азарт, любопытство, как заставить светиться их глаза, от сознания того, что это ты такой умный, сообразительный, ответ прост – организовать им занятие с игровыми приёмами. Все мы родом из детства, но часто детей не понимаем, требуем от них взрослого поведения. Но давайте вспомним как нам хотелось отдохнуть, расслабиться, пошалить, наконец, поиграть. А умело  организованное занятие не только развеселит детей, но и переведёт их в другое русло.

Вашему вниманию предлагается занятие,посвящённое перелётным птицам,  занятие рассчитано для детей 6-7лет,  рекомендуется для воспитателей дошкольного образования и педагогов дополнительного образования.

Цель:Расширить и закрепить у детей представление о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.

Задачи:

Образовательные: Сформировать умение  различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение. Дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении.

Развивающиеся: Развивать наблюдательность, зрительное восприятие, память, умение делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное  отношение к птицам, бережного отношения к природе

Методический материал и оборудование

Мультимедийная презентация, раздаточный дидактический материал (картинки с изображениемптиц Приложение№1, виды гнёзд и их размещение Приложение№2, шапочки птиц Приложение№3,картинки с экологическими ситуациями Приложение №4, макет скворечника,  запись голосов птиц, для игры драматизации зерно, вода).

Ход занятия:

1.Организационный момент(приветствие детей) Игра «Здравствуйте». Дети встают в круг. Поворачиваются друг другу и хлопают в ладошки, и говорят «Здравствуйте».

 2.Вводная часть

-Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы с вами в лесу. А в каком, открывайте глазки,  в весеннем лесу (звучит музыка, показ презентации)

-Я открою вам один секрет. С приходом весны к нам возвращаются наши друзья- птицы.

-Как вы думаете, как их называют? (перелётными)

И тема нашего занятия «Весенние прилёты птиц», сегодня на занятии мы с вами поговорим о перелётных птицах, таких как ласточка, кукушка, грач, скворец, жаворонок, узнаете, из чего строят себе гнёзда, услышите их голоса.

 3.Основная часть.

Раз у нас  с вами наступила весна, значит, к нам летят перелётные птицы, а чтобы узнать какие именно, давайте отгадаем загадки:

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад- вперёд по пашне скачет,

А зовётся птица -грач.

-Правильно, это- грач.

-Ребята, есть такое выражение: грачи прилетели, на крыльях весну принесли.  Как вы это понимаете?(грачи первыми  к нам прилетают весной, считается, что с ихпоявлением наступает весна). Посмотрите на изображение грача(показ иллюстрации, рассказ о птице)

-Грач- большая птица, скажите какого он цвета?(чёрного)

- На какую зимующую птицу он похож? (ворону)
Обратите внимание, какой большой у него клюв.
- Как вы думаете, чем он питается? (питается червяками, жуками, личинками). Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева (показ слайда)

А эту птицу всякий знает: 
На шесте её дворец,
Червяков птенцам таскает,
Да трещит весь день- …. скворец

(рассказ о скворце, показ иллюстрации)


Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный – у самочки, ярко-желтый – у самца. Ест червей и насекомых. Хорошо поет, подражает голосам других птиц (показ слайда)

- Предлагаю угадать следующую птицу:
Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины. 
Для птенчиков стелю на дно 
Пуховую перину (ласточка)

- Ласточка – самая последняя из перелётных птиц прилетает в наши края, в мае месяце. 
- Одна из птиц, которая пьёт и питается на лету? (рассказ о птице, показ иллюстрации)


Кто на ёлке, на суку,
Счёт ведёт: «Ку-ку. Ку-ку?» (кукушка)(рассказ о птице, показ иллюстрации)

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей.
Какую она имеет окраску?
(пеструю окраску), длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому другие птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки(показ слайда).

Отгадайте, кто же к нам ещё летит в гости:

Над весенним привольем,
Над широким полем

Раздаются его трели,

Словно нежный звук свирели (жаворонок)

Жаворонок, маленькая птичка,какое она имеет оперение по цвету?
(коричневое оперение), маленький клюв, хвост и лапки?

4.Закрепление:
А теперь я предлагаю вам проверить, как вы знаете перелётных и зимующих птиц для этого нужно выполнить следующее задание.

Игра «Назови птицу» (Педагог называет птицу, если перелётная – дети размахивают руками, зимующая – над головой делают из рук домик)
Хорошо справились с заданием, молодцы, вижу, что вы умеете различать перелётных птиц, от зимующих.
- Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых). 
- Ребята, вот птицы прилетели, но некоторые из них никак не могут определиться с гнёздами. Давайте немного им поможем, наша задача правильно расселить птиц по своим домикам.

Подвижная игра «Займи домик»
(Скворечник, гнездо на дереве, гнездо под крышей, гнездо на верхушке дерева)
- Ребята, вот теперь у птиц есть дома - гнёзда, скворечники, а зачем они птицам? (в гнёздах, скворечниках птицы выводят птенцов)
- А можно гнездо с яйцами или птенцами трогать? Почему? (если мы потрогаем гнездо, птица на него не сядет, и птенцы не вылупятся)
- Ребята, а если кричать, громко включать музыку в лесу, то птица испугается и улетит с гнезда, а птенцы без мамы погибнут.
- Ребята, а зачем нам нужны птицы? (ответы детей).
- Птицы уничтожают-съедают вредных насекомых, которые растения губят - жуков, гусениц(Разбор экологических ситуаций по картинке)

Вот и расселили наших птичек, совсем скоро у них появятся птенцы, как же будут называться птенцы у этих птиц? Давайте подумаем.
У грача  - (грачата)
У скворца - (скворчата)
У ласточки-(ласточата)
У кукушки-(кукушата)
У жаворонка(жаворонята)

- С наступлением весны оживает вся природа, мы всё чаще слышим пение птиц, которое нас радует, вдохновляет.
Давайте послушаем, как же красиво поют наши сегодняшние гости и постараемся угадать их голоса(прослушивание голосов птиц и дети называют, какая птица поёт).

5.Практическая часть: Игра драматизация «Как воробей скворца не пускал»

Персонажи: ведущий, мальчик Серёжа, воробей, скворец.

Ведущий: Мы ребята - столяра, за работу нам пора. Строить скворушкам дома. С юга скворушки летят. В новом доме жить хотят. Строим скворушкам дома, не дома,а терема. Это дело наших рук –тук – тук, тук – тук.

Под музыку появляется воробей

Воробей:  Новый домик

Кому? Скворцам?

Нет, его займу я сам.

Я скворцам, я скворцам

Этот домик не отдам!

Чик – чирик! Чик – чирик!

В новый домик прыг – прыг!

Залетают скворцы

Скворцы: Мы домой вернулись снова

Всё ли здесь для нас готово?

Где бы нам сейчас присесть?

Где попить и где поесть?

Нам построили дома

Не дома, а терема.

Мальчик Серёжа прибегает

Серёжа:  Прилетели! Прилетели!

Прилетели к нам скворцы!

Побежим -ка за едой

За зерном и за водой (убегают)

Вот вам, скворушки, еда (насыпают зерно и ставят воду)

Вот зерно, а вот вода! (уходят)

Скворцы: Нам построили дома

Не дома, а терема.

Воробей: Вы чего кричите тут?

Здесь жильцы уже живут(передразнивают скворцов)

До чего же дом хорош.

Лучше дома не найдёшь!

Скворцы: Уходи воробей,

Воробей: Не уйду, хоть убей.

Скворцы: Убирайся сейчас, дом построили для нас

Воробей: К дому я уже привык

Чик – чирик, чик – чирик!

Скворцы: Что нам делать? Как нам быть?

Где теперь мы будем жить? (плачут)

Серёжа: Не ругайтесь вы друзья

Новый дом построил вам я!

Заселяйтесь вы скворцы!

Занимайте дом жильцы!

6.Рефлексия: О чём мы сегодня говорили на занятии?

- О каких птицах?

-Какая птица прилетает первая к нам весной?

- Что интересного узнали о кукушке?

-Где строит себе гнездо ласточка?

- Где выводит своих птенцов скворец?

-Ребята, мне понравилось, как вы занимались на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали. Молодцы!

Заключение

 Методическая разработка рекомендуется  для воспитателей дошкольного образования и педагогов дополнительного образования. Цель была достигнута  и задачи  раскрыты. На занятии успешно были реализованы различные формы организационной деятельности, что способствовало проявлению инициативы и творческого самовыражения детей.Занятие  способствовало активизации познавательного интереса к работоспособности детей.Сотрудничество между детьми, дружелюбный настрой, музыкальное сопровождение, игры способствовали созданию комфортной психологической атмосферы, что положительно повлияло на эмоциональное состояние детей во время проведения занятий.

Список литературы:

  1.  Борзова, З.В. Дидактические материалы по экологии: методическое пособие [Текст] /– М.: ТЦ Сфера, 2005. – 400с.
  2. Шорыгина, Т.А. «Птицы. Какие они?» - М.: Гном и Д 2008. -200с.
  3. В.Д.Ибрагимова. Правила поведения в природе  [Электронный ресурс]. - http:// festival. September. Ru/ articles/560372
  4. [Электронный ресурс]. www.topguns.ru/birds/20430
  5. [Электронный ресурс]. Detkam.e-papa.ru/mp/90/
  6. [Электронный ресурс]. www.birdsparks. ru/gallery/birds
  7. [Электронный ресурс]. festival.1september.ru/articles/532772
  8. [Электронный ресурс]. www.meshared. ru/there/prezentatsiya-ptitsyi/2/

Приложение №1

Дидактические картинки перелетных птиц

http://otvetkak.ru/image/zimujushhie-i-pereljotnye-pticy-nazvanija-ptic-interesnye-fakty-2.jpgграч

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c1ef6dbea36aa7a1b1643beee1e36808&n=33&h=190&w=285ласточка

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=ccb44cef38c438a2077633073f08c5b6&n=33&h=190&w=262кукушка

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=ac9ec283c27f43a984f5996fcbd3e25b&n=33&h=190&w=305жаворонок

Приложение№2

Виды гнёзд перелетных птиц

http://photoflowery.ru/photo/4d/4d0c43f5e47fd3c57e6c64f48abc6f93.jpgгнездо жаворонка

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=06bac5bcd18f0995fc464dd567b000db&n=33&h=190&w=233гнездо ласточки

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=e1d3057aa8548ce7863076e93c6c2b0c&n=33&h=190&w=313гнездо грачаhttp://gazony.ru/highslide/images/large/skvo1.jpg

              скворечник

Приложение№3

Картинки –шапочки для  птиц: воробей,скворец

http://www.musical-sad.ru/_ld/20/88410267.jpg

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=28f3b92a3bd778e2f20a4fda88269d24&n=33&h=190&w=190

Приложение№4

Дидактические картинки  правил поведение в лесу

C:\Users\class009\Desktop\РАБОЧИЙ СТОЛ\img12.jpgC:\Users\class009\Desktop\РАБОЧИЙ СТОЛ\tmpIJeAmZ.jpegC:\Users\class009\Desktop\РАБОЧИЙ СТОЛ\2131.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Птицы - наши друзья».

Мероприятие "Птицы - наши друзья"расчитано для учащихся 5-6 классов.Цель:  расширить знания учащихся об экологических группах птиц Задачи: - рассмотреть черты приспособленности их к условиям...

Методическая разработка "Акция покормите птиц зимой"

Разработка "Акция покормите птиц зимой" проведена в  творческом объединении дополнительного образования для детей. Цель акции привлечь внимание к проблеме зимующих птиц....

Методическая разработка по теме: "ПТИЦЫ ЗАНЕСЕННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ."

Данная презентация предназначена для использования на уроках  "речевая практика" и" мир природы и человека"...

Методическая разработка мероприятия «Покормите птиц зимой» для детей младшей группы. (возраст 3-4 года)

Цель занятия: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать ...

Методическая разработка занятия "Перелетные птицы"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....