«Творческая импровизация танца на заданную хореографическую тему в мини-группах».
план-конспект

Создание оптимальных условий для творческого развития ребенка и его образного мышления. Развитие творческое мышление, воображения и фантазии; развитие способности "видеть" и ясно представлять музыкальный образ, способы его пластической интерпретации;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Творческая импровизация  танца на заданную хореографическую тему                                    

                                                 в  мини-группах».

Цель: Создание оптимальных условий для творческого развития ребенка и его образного мышления .

Задачи:

- сформировать атмосферу творчества и положительных эмоций на занятии.

- развивать творческое мышление, воображения и фантазии; развитие способности "видеть" и ясно представлять музыкальный образ, способы его пластической интерпретации;

-развить творческий опыт в области импровизации;

- воспитать толерантность по отношению к соперникам;

- сформировать социальную и коммуникативную компетентность для адаптации в современном мире;

Предварительная работа:

-Изучение истории возникновения современной хореографии, как тенденции развития культуры общества, об основоположниках этого стиля в хореографии.

-Знания по композиции и средствам танца.

-Изучение хореографических приёмов

Время проведения: данная разработка  рассчитана на 3 занятия.  

    Ход занятия.

Информация.

Что такое образ? Это то, что каждый из нас представляет в мыслях: писатель фантазирует ручкой на бумаге – получается сказка или стихотворение, художник рисует на холсте – превращая свои фантазии в картину. Композитор пытается донести до нас свой образ через музыкальное произведение, танцор – через танец.

Хореография является видом искусства, материалом которого служат движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие единую художественную систему. Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные процессы, взаимоотношения людей, обогащает духовный мир человека, помогает раскрыться личности. Специфика ее состоит в том, что чувства, переживания человека она передает в пластической образно-художественной форме. Также ее особенностью является непосредственная связь с музыкой, которая помогает раскрыть хореографический образ во всей яркости и полноте, влияет на его темпо- ритмичное построение.

 Отразить основную идею композиции или образ героя в танце помогают выразительные средства хореографии: движения, пантомима, музыкальное сопровождение, актерское мастерство, рисунок и т.д.

Практическими шагами на пути реализации проекта по созданию хореографической композиции лежит несколько звеньев.

1.Первое звено- создание идеи будущей постановки.

Прослушиваем музыкальное произведение.  Педагог излагает свой замысел

на ассоциативном, образном уровне, передавая настроение, характер, видение будущей композиции- то есть «стимулы танца», дающие толчок для творчества.

-  О чем мы с вами сегодня будем говорить и танцевать?

(Дети формулируют тему занятия.  Танец чертят «Шабаш»)

-Какой характер у чертят?

-А как вы думаете, бывает ли музыкальный образ?

(Звучит музыкальный фрагмент Э.Григ «В пещера горного короля» )

-Какие чувства, эмоции, переживания вас посетили?

-Образ кого или чего у вас возник? (эмоциональная окраска –  озорной, весёлый,  лукавый чертёнок или  хмурый, недовольная, даже колючий).

-Сможем ли мы все это передать в движении?

-Что для этого нужно сделать? Какие решить проблемы?

(Обучающиеся формируют стоящие перед ними задачи)

1. передать в движении контрастные образы.

2. Создать композиционную постановку.

- Ребята, здесь у нас опять возникает проблема! 

- Каким способом, с помощью чего мы это сможем передать?  ( Музыка, мысленное изображение сюжета, движения «звёздочка обдумывания»)

Педагог направляет, ориентирует деятельность обучающихся:

  На этом этапе группа делится на две команды, каждая из которых выбирает свой образ чертят:

- каждая команда продумывает возможные варианты идеи и видения композиции;

- обосновывает свой выбор;

     Дети делают вывод, что образы характеризуются как разными характерами, так и  разными движениями.

Второе звено – создание композиционного плана.

- О чем  спорят, или что замышляют чертята, например в рождественскую ночь?

 Т.е. вы сейчас придумаете не просто движения для ваших образов, а попробуете составить сюжетный танец, где между персонажами будут взаимоотношения?"

- Что же такое сюжетный танец?

(Это рассказ, в основе которого  есть мысль, идея и отношения между персонажами!)

- Сможем ли мы сегодня станцевать свое настроение или настроение музыки? Сможем ли мы создать сюжетный танец со сценическими образами?

 (Сможем).

Проблема: Дети с педагогом чётко проговаривают проблему:

2. Создание  образа в  сюжетной композиции танца,  через  воображение, музыку и хореографию.

На этом этапе мы используем один из приёмов проектной деятельности-

«звёздочку обдумывания».

В центре – объект, который мы решили реализовать. В нашем случае  это хореографическая  композиция «Шабаш» .

Затем вокруг объекта располагаются возможные решения других вопросов, без которых невозможно создать хореографическую композицию. Внешне это напоминает звезду с расходящимися во все стороны лучами. Около расходящихся лучей указывается:

  1. Техника безопасности.
  2. Средства хореографии: идея, рисунок, формы, хореографические приёмы («пристройка», «автограф»).
  3. Организация сценического времени танца, пространства и энергии движений.
  4. Хореографические приёмы («пристройка», «автограф»).
  5. Сочетание реального и ирреального.
  6. Использование импровизации.
  7. Использование принципа «тотального» театра, соединения хореографии с текстом,          светом и др.средствами художественной выразительности.
  8. Имидж и эскиз костюма

 Третье звено - постановочная работа.

Задача педагога – спровоцировать и организовать творческий процесс,

а создание непосредственно хореографии – творческое выражение всех

участников «проекта».

Покажите, как вы это представляете (чувствовать и выражать свои эмоции через музыкальный образ, хореографию и танец.)

Задание: 

  Создать мини- композиции с разнохарактерными образами, используя изученный материал по литературе,  музыки, хореографии и импровизируя.

 В процессе совместной импровизации, в совместных поисках рождается некий мотив, выраженный в движении, которое служит материалом для дальнейшей работы

4.Заключительный этап проектной деятельности – презентация творческого процесса каждой команды. Презентация проходит в форме мини-соревнований.

(Педагог предлагает показать созданные композиции. Проводит мини-обсуждение)

  1. «Получилось ли при помощи движений передать заданные образы?»
  2.  «Соответствует ли постановка музыке?»
  3.  « Чтобы  хотели еще добавить?»

-У кого получилось лучше, интереснее?

Задание: 

            А теперь постарайтесь создать единую постановку из выбранной вами хореографической композиции.                                      

(Педагог предлагает исполнить совместную композицию)

Оценка деятельности

Обучающиеся оценивают свою работу над заданием.

Итог:

-Какая у нас стояла проблема в начале занятия? (создать сценический образ, через средства хореографии в  сюжетной композиции танца),

-Решили мы проблему? через что?

-Получилось ли у вас, при помощи движений передать заданные образы?»

-Какую оценку вы можете поставить себе? (удовлетворительно, хорошо, отлично)

-Как думаете, показать этот номер на выступлении можно? А на конкурсе?

Вывод:

 -Сегодня, при помощи литературы, музыки, хореогрвфии и танца  определили и выразили одни  и те - же образы.

-Ну вот, потрудились мы на славу!». Итогом проекта стал танец в стиле современной хореографии «Шабаш».

Занятие закончилось! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие и системные задания для подготовки к ЕГЭ естественно-научного цикла со способами решений и ответами. Познавательные задания по зоологии позвоночных

Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения  помогает нам  организовать так работу детей, чтобы интерес,  как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на...

«Современный урок музыки, творческие приемы и задания»

В статье представлены творческие приемы и задания на уроках музыки с целью формирования творческих способностей учащихся...

Педагогический проект "Развитие творческой активности личности в хореографическом коллективе"

В помощь для аттестации преподавателям хореографических дисциплин Детских школ искусств.В отечественной педагогике имеется богатый опыт развития творческой активности личности, показано значение участ...

"Творческие работы и задания в процессе обучения математике"

·        Творческая работа позволяет раскрыться и самореализоваться каждому ребёнку в классе.·        Способствует более прочному ...

«Раскрытие творческой личности ребенка средствами хореографического искусства»

Настоящий танец это больше чем танец, это целое мировоззрение. Оттачивая свое танцевальное искусство, мы находим свой стиль не только в танце, но и вообще в жизни. Само собой совершается маленькое чуд...