«Раскрытие творческой личности ребенка средствами хореографического искусства»
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Петрова Лариса Николаевна
Настоящий танец это больше чем танец, это целое мировоззрение. Оттачивая свое танцевальное искусство, мы находим свой стиль не только в танце, но и вообще в жизни. Само собой совершается маленькое чудо, ребенок через танец начинает смотреть на мир другими глазами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Раскрытие творческой личности ребенка средствами хореографического искусства»

Петрова Лариса Николаевна,

учитель ритмики и хореографии  

Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Пройдет совсем немного времени занятий танцем, и вы заметите, как ваш ребенок заметно преобразится: появится гордая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика. Кроме того, он начнет чувствовать ритм ,понимать характер музыки, у него разовьется художественный вкус, творческая фантазия. Все это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других.

Настоящий танец это истинный праздник и для души, и для тела. И таких праздников существует огромное множество. Это балет, и бальные танцы, рок-н-ролл и самба, вальс и танго. Всего не перечислить. Но любой танец начинается с некоторого набора элементарных знаний о положении корпуса, о позициях рук и ног, разминки, разогревающей мышцы. Без этих знаний не возможен ни романтический вальс, ни зажигательный рок-н-ролл.

Что и говорить, танцевать любят все — взрослые и дети. Неважно, по правилам человек танцует или двигается как умет. В любом случае танец удовольствие. Причем ощущение радости приобретает новые нюансы в зависимости от того, какой танец человек исполняет  веселый или романтичный, нежный или страстный.

Танец нельзя свести просто к движениям под музыку или без нее, это и проявление нашей индивидуальности и неповторимости, история, рассказанная с помощью чувств через движения. Окунувшись в удивительный мир танца и музыки, мы становимся способными открыто выражать свои эмоции, что не всегда позволительно делать в повседневной жизни.

Таким образом, я считаю, что танцевальное искусство несет в себе, помимо красоты, и психотерапевтический эффект: выражая себя, открыто и ярко, не боясь внутренних противоречий и страстей, мы тем самым освобождаемся от зажимов и комплексов. Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Настоящий танец это больше чем танец, это целое мировоззрение. Оттачивая свое танцевальное искусство, мы находим свой стиль не только в танце, но и вообще в жизни. Само собой совершается маленькое чудо,  ребенок через танец начинает смотреть на мир другими глазами. Его проблемы не исчезают, но воспринимать их он начинает по-другому, гораздо более позитивно.

Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через

гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в то, что способен чего-то добиться, что-то сделать здорово и красиво. Видя довольное лицо учителя, радующейся, когда его ученик преодолевает очередную трудность в осваивании танца, ребенок понимает ему нравится! Значит, он нужен, его ценят! Он любим!

Одним из условий на наших занятиях является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности, создание ситуации успеха. Пусть ребенок никогда не станет артистом и хореографом, но он на протяжении всей своей жизни будет вспоминать эти уроки, его первое постижение музыки и грациозных движений под руководством любящих учителей.

Беседуя с родителями, я говорю о том, что если ваша доченька наряжается в мамино вечернее платье и танцует перед зеркалом, представляя себя принцессой на балу, не спешите назвать ее кривлякой. Если ваш сын, вооружившись спицей и дуршлагом, играет в пирата, не стоит смеяться над ним и недооценивать его тягу к творческому процессу. К подобным проявлениям нужно относиться с пониманием.

Артистизм присущ человеческой природе, особенно детской. Многие из нас с годами теряют это качество. Многие взрослые даже в компании близких друзей стесняются что-то спеть, а уж тем более сплясать. Неужели наши дети должны расти закомплексованными?

Такого ни в коем случае нельзя допустить! Лучше присоединяйтесь к выступлениям своего ребенка хотя бы в качестве зрителя. От этого выиграют все. Ведь поощряя в ребенке артистизм, мы меняемся сами. Но самое главное у маленьких артистов возрастает уверенность в себе, повышается самооценка, на полную мощность начинает работать абстрактное мышление и образное восприятие мира. А мама и папа смогут гордиться творчески развитым ребенком.

Главное отличие детского танца от взрослого – в сюжетно-игровом решении. Игра присутствует в жизни детей и всегда им сопутствует. В игровых и сюжетных танцах есть возможность развивать фантазию. Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей начальных

классах.

Сюжетные танцы – это танцы, которые всегда хорошо воспринимаются учащимися, но с точки зрения постановки – наиболее сложные. Все части драматургии четко просматриваются: экспозиция; завязка; развитие действия; кульминация; развязка. Костюм четко соответствует персонажу. Сюжетные танцы предполагают и атрибутику в детском танце – это морковки, ведра и т. д.

Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям я создаю своеобразные игровые ситуации, побуждающие детей к творчеству и, следовательно, способствующие его развитию. Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу (ведь хищный волк не может двигаться, как грациозная лиса). Это побуждает каждого участника самостоятельно следить за исполнением своих движений.  

   Сюжетное развитие помогает ребенку видеть в танце особую форму рассказа и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание, т.е. выступающие в качестве своеобразного языка. Музыкальные произведения, которые я использую для сюжетных танцев, содержат яркие и узнаваемые образы, доступные детям по содержанию, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми ясными средствами, побуждающие к движению, подсказывающие его.  

Работа над сюжетным танцем я начинаю с рассказа сюжета будущей постановки детям, с восприятия музыкального материала. Игрушки, атрибуты, декорации побуждают детей к более выразительному исполнению.

Это помогает детям представить ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях. Работа над выразительностью исполнения начинается сразу же

после первого знакомства ребенка с движением и продолжается на протяжении всех этапов эго освоения

В организации музыкально-ритмического воспитания с младшими школьниками я обязательно учитываю физические особенности детей Помню, что процесс окостенения не завершен, требуя правильной осанки. Сердечнососудистая система не достаточно развита – поэтому не допускаю переутомления. Утомление – показатель того, что организм не может работать в полную силу. Стараюсь равномерно чередовать на уроке ритмики

физической нагрузки и отдыха. И.П. Павлов указывал, что ритм является самым властным фактором в жизни человеческого организма. Учитель не должен допускать перегрузок, переутомления учащихся, так как это может отрицательно сказаться на состоянии здоровья.

При первых признаках переутомления (бледность, вялость, апатия ребенка, резкое снижение его работоспособности и т.д.) я переключаю внимание детей на другую, легкую и занимательную деятельность или предоставляю им отдых. Считаю, что учитель ритмики должен иметь представление о состоянии здоровья своих учеников, получая информацию

от классных руководителей или школьного медработника.

Планируя свой урок, обязательно учитываю состояние нервной системы ребенка. Возбуждение преобладает над торможением, поэтому ребенку трудно управлять своими чувствами и вниманием. Дети испытывают большую потребность в движениях, которая удовлетворяется на уроках ритмики. Понимаю, что учащиеся не могут длительно осуществлять однообразную деятельность. Планирую смену деятельности на протяжении

всего урока.

В своей работе я учитываю исследования работоспособности учеников младших классов, которое показало наличие своеобразных фазовых состояний. Сначала имеет место фаза врабатывания, разминки, вхождение в деятельность, потом работоспособность повышается за счет постепенной мобилизации нервно-психических сил, (она продолжается весь первый урок). Затем возникает фаза устойчивой, оптимальной работоспособности (второй-третий уроки). И, наконец, в результате нарастающего утомления, наступает фаза постепенного спада работоспособности, которая характеризуется снижением темпа и качества работы, возрастание ошибок, частыми отвлечениями внимания (четвертый урок).

Возникает необходимость активного отдыха. При планировании своих уроков учитываю все особенности младшего школьного возраста, чтобы урок был продуктивным и интересным для учащихся, чтобы осуществлять индивидуальный подход к детям в процессе обучения и воспитания. При достаточном интересе младший школьник может быть сдержанным, дисциплинированным, усидчивым. Но его энергии надо давать разумный выход.

В итоге можно сделать вывод о том, что уровень физиологического развития младшего школьника вполне допускает систематические занятия ритмикой. Я обучаю детей на доступном для них материале и в доступных для них формах. В частности, учу детей контролировать и оценивать свою деятельность. На уроке ритмики оценки не выставляются, но словесная оценка их деятельности учителем (тактичная и доброжелательная) производиться. Сами же себя они объективно оценивать не умеют.

Своих одноклассников они оценивают куда более взыскательно, чем себя. Для этого я формирую у детей умения самоконтроля: -оцениваю не только конечный, а и промежуточный результат работы.

Например, Ты уже исполняешь это движение гораздо лучше, чем неделю назад.

Молодец! Для формирования положительного отношения к предмету важно закрепить эту радость от успеха.

–исхожу при этом из понятных и доступных ребенку критериев.

–приучаю школьников оценивать не только результаты своей работы, но и

результаты работы своих товарищей, для чего практикую взаимоконтроль,

взаимопроверки.

–добиваюсь того, чтобы в центре внимания ребенка была сама деятельность, а не только конечный результат, чтобы самоконтроль осуществлялся по ходу деятельности.

Систематическое сочетание самооценки и коллективной оценки (когда весь класс оценивает работу каждого) и оценки учителя способствуют началу формирования у детей умения объективно оценивать свою работу. Разумеется, это получает дальнейшее развитие в старшем возрасте.

Эффективность обучения воспитания младших школьников связана, в частности с тем, что учитель становится для них непререкаемым авторитетом. Умело, пользуясь этим, опытный учитель успешно формирует у младших школьников организованность, трудолюбие, положительное отношение к урокам ритмики.

Основными средствами музыкально-ритмического воспитания являются специально разработанные двигательные действия, выполняемые в соответствии с особенностями музыки. Это упражнения, танцы и игры. Надо отметить, что основатель этого предмета Э.Ж. Далькроз со своими студентами изучал только упражнения. Сегодня в работе с детьми мы применяем танцы и игры. Все это невозможно без основных знаний музыкальной грамоты.

1. Основы музыкальной программы включают в себя понятия о средствах музыкальной выразительности (ритме, темпе, динамике) Эти знания необходимы для сознательного восприятия музыкального произведения. В процессе систематического слушания и анализа музыкальных произведений у учащихся развиваются музыкальные способности, художественный вкус.

2. Упражнения, исполняемые под музыку, позволяют учащимся глубже понять музыкально-двигательный образ, развивают способность выполнять упражнения в определенном ритме и темпе, в соответствии с содержанием и построением музыкального произведения. При этом развиваются внимание, зрительная и двигательная память, понимание музыки, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная восприимчивость.

Упражнения носят разный характер и выполняют определенную задачу, которая зависит от целей урока. Например, упражнения помогают учащимся в начале обучения овладеть тремя приемами движения –пружинным, маховым и плавным. Или овладеть ходьбой, бегом, прыжками и другими видами движения при помощи, которых дети смогут выразить музыкальные образы.

Упражнения также учат ориентироваться в пространстве при коллективном исполнении заданий. Упражнения помогают детям научиться владеть своим телом, координации движения, правильной осанки, учат владеть предметом (скакалка, мяч, лента).

Следовательно, использование этих упражнения помогают мне развивать у детей чуткость к музыкальному сопровождению, что развивает умение слушать музыку и понимать ее язык.  Систему упражнений строю от простого к сложному, с учетом возрастных особенностей детей и их музыкально-выразительных навыков.

3. Танец

Танцы бывают разными : классический танец, народный танец, бальный танец, детские танцы. На своих уроках ритмики использую основы  классического танца. Это позиции ног и рук, различные пор-де-бра в виде упражнений в игровой форме. На уроках ритмики происходит знакомство с  народным танцем. Учащиеся знакомятся с характером, темпераментом, эстетическими идеалами разных народностей, их отношением к добру и злу, как в природе, так и в общественной жизни. Знакомясь с народными традициями и обычаями, дети усваивают стереотипы поведения мужчины и

женщины. Традиционный народный танец благодаря своим образам, создающимся с помощью специфических жестов, поз и мимики, оказывает положительное влияние на развитие у детей коммуникативных способностей. Знакомясь в процессе занятий с народным танцем с многообразием форм проявления человеческих взаимоотношений, ребенок учится понимать и уважать культуру, отличную от той, в которой они воспитан, что способствует развитию толерантности. На уроках ритмики мы изучаем русские танцы (хороводы, пляски, перепляс, кадриль.

Обязательно учащиеся разучивают на уроках ритмики. Такие как

полька и вальс.

Надо отметить, что танцы, разученные на уроках ритмики, украшают собой многие классные и школьные мероприятия. Например, на празднике, посвященном окончанию начальной школы, учащиеся танцуют. Фигурный вальс это уже стало доброй традицией нашей школы.



Предварительный просмотр:

«Раскрытие творческой личности ребенка средствами хореографического искусства»

Петрова Лариса Николаевна,

учитель ритмики и хореографии  

Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Пройдет совсем немного времени занятий танцем, и вы заметите, как ваш ребенок заметно преобразится: появится гордая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика. Кроме того, он начнет чувствовать ритм ,понимать характер музыки, у него разовьется художественный вкус, творческая фантазия. Все это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других.

Настоящий танец это истинный праздник и для души, и для тела. И таких праздников существует огромное множество. Это балет, и бальные танцы, рок-н-ролл и самба, вальс и танго. Всего не перечислить. Но любой танец начинается с некоторого набора элементарных знаний о положении корпуса, о позициях рук и ног, разминки, разогревающей мышцы. Без этих знаний не возможен ни романтический вальс, ни зажигательный рок-н-ролл.

Что и говорить, танцевать любят все — взрослые и дети. Неважно, по правилам человек танцует или двигается как умет. В любом случае танец удовольствие. Причем ощущение радости приобретает новые нюансы в зависимости от того, какой танец человек исполняет  веселый или романтичный, нежный или страстный.

Танец нельзя свести просто к движениям под музыку или без нее, это и проявление нашей индивидуальности и неповторимости, история, рассказанная с помощью чувств через движения. Окунувшись в удивительный мир танца и музыки, мы становимся способными открыто выражать свои эмоции, что не всегда позволительно делать в повседневной жизни.

Таким образом, я считаю, что танцевальное искусство несет в себе, помимо красоты, и психотерапевтический эффект: выражая себя, открыто и ярко, не боясь внутренних противоречий и страстей, мы тем самым освобождаемся от зажимов и комплексов. Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Настоящий танец это больше чем танец, это целое мировоззрение. Оттачивая свое танцевальное искусство, мы находим свой стиль не только в танце, но и вообще в жизни. Само собой совершается маленькое чудо,  ребенок через танец начинает смотреть на мир другими глазами. Его проблемы не исчезают, но воспринимать их он начинает по-другому, гораздо более позитивно.

Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через

гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в то, что способен чего-то добиться, что-то сделать здорово и красиво. Видя довольное лицо учителя, радующейся, когда его ученик преодолевает очередную трудность в осваивании танца, ребенок понимает ему нравится! Значит, он нужен, его ценят! Он любим!

Одним из условий на наших занятиях является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности, создание ситуации успеха. Пусть ребенок никогда не станет артистом и хореографом, но он на протяжении всей своей жизни будет вспоминать эти уроки, его первое постижение музыки и грациозных движений под руководством любящих учителей.

Беседуя с родителями, я говорю о том, что если ваша доченька наряжается в мамино вечернее платье и танцует перед зеркалом, представляя себя принцессой на балу, не спешите назвать ее кривлякой. Если ваш сын, вооружившись спицей и дуршлагом, играет в пирата, не стоит смеяться над ним и недооценивать его тягу к творческому процессу. К подобным проявлениям нужно относиться с пониманием.

Артистизм присущ человеческой природе, особенно детской. Многие из нас с годами теряют это качество. Многие взрослые даже в компании близких друзей стесняются что-то спеть, а уж тем более сплясать. Неужели наши дети должны расти закомплексованными?

Такого ни в коем случае нельзя допустить! Лучше присоединяйтесь к выступлениям своего ребенка хотя бы в качестве зрителя. От этого выиграют все. Ведь поощряя в ребенке артистизм, мы меняемся сами. Но самое главное у маленьких артистов возрастает уверенность в себе, повышается самооценка, на полную мощность начинает работать абстрактное мышление и образное восприятие мира. А мама и папа смогут гордиться творчески развитым ребенком.

Главное отличие детского танца от взрослого – в сюжетно-игровом решении. Игра присутствует в жизни детей и всегда им сопутствует. В игровых и сюжетных танцах есть возможность развивать фантазию. Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей начальных

классах.

Сюжетные танцы – это танцы, которые всегда хорошо воспринимаются учащимися, но с точки зрения постановки – наиболее сложные. Все части драматургии четко просматриваются: экспозиция; завязка; развитие действия; кульминация; развязка. Костюм четко соответствует персонажу. Сюжетные танцы предполагают и атрибутику в детском танце – это морковки, ведра и т. д.

Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям я создаю своеобразные игровые ситуации, побуждающие детей к творчеству и, следовательно, способствующие его развитию. Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу (ведь хищный волк не может двигаться, как грациозная лиса). Это побуждает каждого участника самостоятельно следить за исполнением своих движений.  

   Сюжетное развитие помогает ребенку видеть в танце особую форму рассказа и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание, т.е. выступающие в качестве своеобразного языка. Музыкальные произведения, которые я использую для сюжетных танцев, содержат яркие и узнаваемые образы, доступные детям по содержанию, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми ясными средствами, побуждающие к движению, подсказывающие его.  

Работа над сюжетным танцем я начинаю с рассказа сюжета будущей постановки детям, с восприятия музыкального материала. Игрушки, атрибуты, декорации побуждают детей к более выразительному исполнению.

Это помогает детям представить ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях. Работа над выразительностью исполнения начинается сразу же

после первого знакомства ребенка с движением и продолжается на протяжении всех этапов эго освоения

В организации музыкально-ритмического воспитания с младшими школьниками я обязательно учитываю физические особенности детей Помню, что процесс окостенения не завершен, требуя правильной осанки. Сердечнососудистая система не достаточно развита – поэтому не допускаю переутомления. Утомление – показатель того, что организм не может работать в полную силу. Стараюсь равномерно чередовать на уроке ритмики

физической нагрузки и отдыха. И.П. Павлов указывал, что ритм является самым властным фактором в жизни человеческого организма. Учитель не должен допускать перегрузок, переутомления учащихся, так как это может отрицательно сказаться на состоянии здоровья.

При первых признаках переутомления (бледность, вялость, апатия ребенка, резкое снижение его работоспособности и т.д.) я переключаю внимание детей на другую, легкую и занимательную деятельность или предоставляю им отдых. Считаю, что учитель ритмики должен иметь представление о состоянии здоровья своих учеников, получая информацию

от классных руководителей или школьного медработника.

Планируя свой урок, обязательно учитываю состояние нервной системы ребенка. Возбуждение преобладает над торможением, поэтому ребенку трудно управлять своими чувствами и вниманием. Дети испытывают большую потребность в движениях, которая удовлетворяется на уроках ритмики. Понимаю, что учащиеся не могут длительно осуществлять однообразную деятельность. Планирую смену деятельности на протяжении

всего урока.

В своей работе я учитываю исследования работоспособности учеников младших классов, которое показало наличие своеобразных фазовых состояний. Сначала имеет место фаза врабатывания, разминки, вхождение в деятельность, потом работоспособность повышается за счет постепенной мобилизации нервно-психических сил, (она продолжается весь первый урок). Затем возникает фаза устойчивой, оптимальной работоспособности (второй-третий уроки). И, наконец, в результате нарастающего утомления, наступает фаза постепенного спада работоспособности, которая характеризуется снижением темпа и качества работы, возрастание ошибок, частыми отвлечениями внимания (четвертый урок).

Возникает необходимость активного отдыха. При планировании своих уроков учитываю все особенности младшего школьного возраста, чтобы урок был продуктивным и интересным для учащихся, чтобы осуществлять индивидуальный подход к детям в процессе обучения и воспитания. При достаточном интересе младший школьник может быть сдержанным, дисциплинированным, усидчивым. Но его энергии надо давать разумный выход.

В итоге можно сделать вывод о том, что уровень физиологического развития младшего школьника вполне допускает систематические занятия ритмикой. Я обучаю детей на доступном для них материале и в доступных для них формах. В частности, учу детей контролировать и оценивать свою деятельность. На уроке ритмики оценки не выставляются, но словесная оценка их деятельности учителем (тактичная и доброжелательная) производиться. Сами же себя они объективно оценивать не умеют.

Своих одноклассников они оценивают куда более взыскательно, чем себя. Для этого я формирую у детей умения самоконтроля: -оцениваю не только конечный, а и промежуточный результат работы.

Например, Ты уже исполняешь это движение гораздо лучше, чем неделю назад.

Молодец! Для формирования положительного отношения к предмету важно закрепить эту радость от успеха.

–исхожу при этом из понятных и доступных ребенку критериев.

–приучаю школьников оценивать не только результаты своей работы, но и

результаты работы своих товарищей, для чего практикую взаимоконтроль,

взаимопроверки.

–добиваюсь того, чтобы в центре внимания ребенка была сама деятельность, а не только конечный результат, чтобы самоконтроль осуществлялся по ходу деятельности.

Систематическое сочетание самооценки и коллективной оценки (когда весь класс оценивает работу каждого) и оценки учителя способствуют началу формирования у детей умения объективно оценивать свою работу. Разумеется, это получает дальнейшее развитие в старшем возрасте.

Эффективность обучения воспитания младших школьников связана, в частности с тем, что учитель становится для них непререкаемым авторитетом. Умело, пользуясь этим, опытный учитель успешно формирует у младших школьников организованность, трудолюбие, положительное отношение к урокам ритмики.

Основными средствами музыкально-ритмического воспитания являются специально разработанные двигательные действия, выполняемые в соответствии с особенностями музыки. Это упражнения, танцы и игры. Надо отметить, что основатель этого предмета Э.Ж. Далькроз со своими студентами изучал только упражнения. Сегодня в работе с детьми мы применяем танцы и игры. Все это невозможно без основных знаний музыкальной грамоты.

1. Основы музыкальной программы включают в себя понятия о средствах музыкальной выразительности (ритме, темпе, динамике) Эти знания необходимы для сознательного восприятия музыкального произведения. В процессе систематического слушания и анализа музыкальных произведений у учащихся развиваются музыкальные способности, художественный вкус.

2. Упражнения, исполняемые под музыку, позволяют учащимся глубже понять музыкально-двигательный образ, развивают способность выполнять упражнения в определенном ритме и темпе, в соответствии с содержанием и построением музыкального произведения. При этом развиваются внимание, зрительная и двигательная память, понимание музыки, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная восприимчивость.

Упражнения носят разный характер и выполняют определенную задачу, которая зависит от целей урока. Например, упражнения помогают учащимся в начале обучения овладеть тремя приемами движения –пружинным, маховым и плавным. Или овладеть ходьбой, бегом, прыжками и другими видами движения при помощи, которых дети смогут выразить музыкальные образы.

Упражнения также учат ориентироваться в пространстве при коллективном исполнении заданий. Упражнения помогают детям научиться владеть своим телом, координации движения, правильной осанки, учат владеть предметом (скакалка, мяч, лента).

Следовательно, использование этих упражнения помогают мне развивать у детей чуткость к музыкальному сопровождению, что развивает умение слушать музыку и понимать ее язык.  Систему упражнений строю от простого к сложному, с учетом возрастных особенностей детей и их музыкально-выразительных навыков.

3. Танец

Танцы бывают разными : классический танец, народный танец, бальный танец, детские танцы. На своих уроках ритмики использую основы  классического танца. Это позиции ног и рук, различные пор-де-бра в виде упражнений в игровой форме. На уроках ритмики происходит знакомство с  народным танцем. Учащиеся знакомятся с характером, темпераментом, эстетическими идеалами разных народностей, их отношением к добру и злу, как в природе, так и в общественной жизни. Знакомясь с народными традициями и обычаями, дети усваивают стереотипы поведения мужчины и

женщины. Традиционный народный танец благодаря своим образам, создающимся с помощью специфических жестов, поз и мимики, оказывает положительное влияние на развитие у детей коммуникативных способностей. Знакомясь в процессе занятий с народным танцем с многообразием форм проявления человеческих взаимоотношений, ребенок учится понимать и уважать культуру, отличную от той, в которой они воспитан, что способствует развитию толерантности. На уроках ритмики мы изучаем русские танцы (хороводы, пляски, перепляс, кадриль.

Обязательно учащиеся разучивают на уроках ритмики. Такие как

полька и вальс.

Надо отметить, что танцы, разученные на уроках ритмики, украшают собой многие классные и школьные мероприятия. Например, на празднике, посвященном окончанию начальной школы, учащиеся танцуют. Фигурный вальс это уже стало доброй традицией нашей школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность лицеистов в предметной области «Физическая культура» как средство формирования активной творческой личности ребенка, самореализующей себя в пространстве общечеловеческой культуры.

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры....

Формирование творческой личности ребенка средствами музыкально-театральной деятельности

Музыкально-театрализованная деятельность пользуется у воспитанников детского дома неизменной любовью. Участие в ней ребёнка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует артистичес...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

       Занятия хореографией воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у человека привычки и нормы поведения в с...