Проектная и исследовательская деятельность лицеистов в предметной области «Физическая культура» как средство формирования активной творческой личности ребенка, самореализующей себя в пространстве общечеловеческой культуры.
статья (физкультура и спорт) по теме

 

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.

 Основными видами формирования активной творческой личности ребенка, самореализующей себя  в пространстве общечеловеческой культуры, в БОУ города Омска «Лицей № 143» были выбраны проектная и исследовательская деятельность лицеистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектная и исследовательская деятельность лицеистов в предметной области «Физическая культура» как  средство формирования активной творческой личности ребенка, самореализующей себя  в пространстве общечеловеческой культуры.

УУчитель: С. Б. Коваль,

                                                                                                             БОУ г. Омска «Лицей 143»

                                                                                                              е-mail: svetborkov@mail.ru

«Великая цель образования это не знания, а действия»

Герберт  Спенсер[1].

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.

Физическая культура, как любой другой предмет, включенный в Базисный  учебный план, так же ориентирована на достижение этой цели.

 В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Чаще всего понятие «самореализация» интерпретируется как «реализация собственного потенциала» [2]. Что касается психологической структуры самореализации личности, то опираясь на многолетние исследования свойств личности в рамках концептуальной модели профессора А.И. Крупнова (1984–2006) , аргументировано сформулировавшего системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств, представляется необходимым отметить, что самореализация представляет собой сложную функциональную систему представленную комплексом психологических образований (рис.1)

Рис. 1-Фрагмент структурной модели самореализации личности (С.И. Кудинов)

Базовыми условиями самореализации личности выступают: психоэкологические, психофизиологические, психологические, педагогические и социальные факторы. К психологическим условиям, способствующим степени успешности самореализации личности, относятся психические познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния. Следующую систему составляют социальные детерминанты. В нее входят различного рода институты социализации, обеспечивающие социально-ролевые позиции участникам, способствующие или препятствующие самореализации личности.

Что касается педагогических условий, то они концентрируются в системе обучения и воспитания, которые сами по себе являются системообразующим основами самореализации.

Среди форм самореализации личности можно выделить внешнюю и внутреннюю. Внешняя направлена на самовыражение индивида в различных сферах жизнедеятельности: профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и др. В то время как внутренняя обеспечивает самосовершенствование человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном аспектах.

И, наконец, среди видов проявления самореализации личности необходимо выделить деятельностную, социальную и личностную. Деятельностная самореализация субъекта характеризуется самовыражением в различных видах деятельности и обеспечивает высокий уровень профессиональной компетенции. Причем деятельность не, всегда и не обязательно может быть связана с официальной профессией субъекта, это может быть любительский спорт, художественное творчество, учеба и т.д.

Социальная самореализация связана с выполнением гуманитарной миссии, общественно-хозяйственной, общественно-политической, общественно-педагогической либо любой иной общественно-полезной деятельностью.

Личностная самореализация способствует духовному росту человека, обеспечивая на первых этапах развитие личностного потенциала: ответственности, любознательности, общительности, трудолюбия, настойчивости, инициативности, эрудиции, креативности, нравственности и т.д.

         Основными видами формирования активной творческой личности ребенка, самореализующей себя  в пространстве общечеловеческой культуры, в БОУ города Омска «Лицей № 143» были выбраны проектная и исследовательская деятельность лицеистов.

В процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся происходит формирование следующих универсальных учебных действий [3]:

Формирование личностных УУД:

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
  2. Воспитание целеустремлённости и настойчивости

Формирование коммуникативных УУД:

  1. Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
  2. Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  3. Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

Формирование регулятивных УУД:

  1. Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
  2. Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

Формирование познавательных УУД:

  1. Сбор, систематизация, хранение, использование информации

За период 2011-2012, 2012-2013 уч.г.  хочется выделить наиболее значимые  проектные и исследовательские работы:

1.Исследовательская работа учащихся 10-3 класса по теме «Устойчивость интереса к урокам физической культуры школьниц 10х-11х классов».

2.Исследовательская работа учащихся 9-2 класса по теме «Программа  внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления для старших школьников «Мы волонтеры»  как   средство активизации физического самовоспитания».

3.Сетевой проект по физической культуре «Забытые игры старого двора», приняли участие 3 команды  9-11 классов.

4. Телекоммуникационный проект «Веселая перемена». Команда 1-2 и 5-2 класса.

5. Социальный проект «Мы – волонтеры!»

Кроме  названных,  были разработаны и проведены и внутренние проекты и исследования нашими обучающимися.

О высоком уровне проектной и исследовательской деятельности лицеистов свидетельствуют награды на муниципальном, региональном и межрегиональном уровне.

Мои воспитанники являются:

- лауреатами городской конференции «Шаги в науку» и участниками 44-й региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области.

-являются лауреатами городской конференции «Здоровые дети - счастливая планета», посвященной Всемирному Дню здоровья».

 -являются  победителями одиннадцатых городских этических чтений «Нравственность и духовность в развитии общества».

-являются лауреатами 45 Межрегиональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи; 

-являются победителями муниципального и участниками регионального этапа конкурса социальных проектов среди обучающихся бюджетных образовательных учреждений города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска (в рамках XIII Всероссийской акции «Я – гражданин России».

          В заключении хочется сказать, что если мы хотим развивать проектную  и исследовательскую позицию у своих учеников, то мы – педагоги должны работать над собой.

 Мысль, которая стала девизом и направлением работы нашего лицея: Проектная и исследовательская работа педагогов и обучающихся – одна из непременных составляющих успешного развития образовательного учреждения инновационного типа.

                 

Социальный проект «Мы – волонтеры!» волонтерского отряда «Максимум» БОУ г. Омска «Лицей № 143».

В этом учебном году волонтерский отряд «Максимум» БОУ г. Омска «Лицей № 143».

стал победителем муниципального и участником регионального этапа конкурса социальных проектов среди обучающихся бюджетных образовательных учреждений города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска (в рамках XIII Всероссийской акции «Я – гражданин России». Согласно положению, команда обучающихся при поддержке педагогов и администрации учебного заведения выявляет, формулирует и предлагает вариант решения выбранной проблемы, актуальной для их учреждения, микрорайона, города. При разработке социального проекта рекомендуется использовать методику работы команд над социальными проектами в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России», которая предусматривает определенную структуру.

Срок реализации проекта:2012-2013 уч.год. Координаторы проекта: Коваль С. Б. учитель физической культуры и Жолондковская Е. В. учитель истории.

 С чего же наши исследователи начали нашу работу? Конечно же с выбора проблемы.

Наш лицей более 6 лет сотрудничает с Сибирским Государственным Университетом Физической Культуры: с 01.09.2006 г.-31.05.2009 г. на уроках физической была внедрена программа активизации физического самовоспитания школьников 11-13 лет. Одними из результатов работы ученых совместно с нашими учителями физической культуры стало увеличение недельного объема двигательной активности подростков и увеличение числа подростков регулярно занимающихся физической культурой.

С другой стороны волонтеры обратили внимание на ухудшения здоровья  лицеистов, а именно увеличение количества ребят, отнесенных к подготовительной  и специальной группе, увеличение количества лицеистов, освобожденных от занятий физической культурой.

Поэтому было решено внимание  волонтерского отряда уделить именно  физическому здоровью лицеистов.

Профильный отряд волонтеров «Максимум»  - проект, направленный на формирование здорового образа жизни среди подростков, формирование позиции здорового гражданина общества.

На этом этапе работы, проанализировав литературу, в том числе и интернет источники, участниками социального проекта был сделан вывод - современное общество осознает важность проблемы – здоровье современного школьника, есть стремление общества переломить ситуацию. Но не достаточно одной только работы государства и официальных организаций, так как при всем желании, они не смогут зайти в каждую школу, каждую семью,  к каждому конкретному ребенку. Это сможет сделать, совместная работа государственных органов и общественных организаций, одной из которых и является  волонтерский отряд «Максимум».

Следующим этапом работы был сбор и анализ информации, ребятами была проанализирована нормативно-правовая база добровольческой деятельности  в  Российской Федерации.

Как и любая легальная общественная организация в нашей стране волонтерский отряд «Максимум» действует строго в рамках законов РФ о добровольческой деятельности.

Группа ребят аналитического центра отряда «Максимум», изучив и проанализировав материалы СМИ по данной тематике, нашли интересные сведения, которые смогли довести до учащихся лицея, разместив их на информационном стенде. Это материалы по статистическим данным  о здоровье учащихся.

Так, ребятами было выяснили, что наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет – на период обучения в различных образовательных учреждениях, где ребенок проводит 70 % своего времени.

Волонтерами был сделан вывод: любая деятельность должна быть законна, не должна ущемлять права других и должна приносить добро гражданам нашей страны.

Следующим этапом работы над проектом стала разработка собственного варианта решения проблемы: Создание добровольческого волонтерского лицейского отряда «Максимум».

Цель проекта:

         Развитие волонтерского движения в лицее,  формирование позитивных установок на добровольческую деятельность у учащихся, оказание волонтерами позитивного влияния на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

Задачи:

  1. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров;
  2. Пропагандировать здоровый образ жизни среди лицеистов (при помощи акций,  тематических выступлений, конкурсов и др.);
  3. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере;
  4. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни;

 Для решения поставленных задач нами был сформирован на добровольной основе разновозрастной отряд «Максимум» БОУ г. Омска «Лицей № 143» . В его состав вошли обучающиеся 8х-11х классов нашего лицея. Среди них есть как профессиональные спортсмены, так и ребята, которые любят уроки физической культуры, творческие и активные.

Название волонтерского отряда: «Максимум»

Наше кредо: «Максимум  силы, максимум смеха, так мы скорее добьемся успеха!»

Наши приоритеты:

  1. Просвещение или пропаганда вопросов активизации физической активности лицеистов.
  2. Участие  в жизни лицея и самоуправление.
  3. Формирование  у лицеистов ценности ЗОЖ.

Содержаний деятельности волонтеров БОУ г. Омска «Лицей № 143»:

  1. создание,
  2. подготовка,
  3. проведение внеклассных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий, наиболее интересных лицеистам разных возрастов. 

Отрядом «Максимум»  была разработана  программа действий[2]. Участники проекта предположили, что она позволит активизировать  внеклассную работу, проводимую учителями физической культуры с учетом интересов лицеистов и уровня их физической подготовленности.

Какова же реализация  проекта?

  1. С 1.09.12 по 8.09.12 волонтерским отрядом «Максимум» были проведены Олимпийские уроки в  61,93, 82, 92, 52, 91 , 31,2.3 классах. Мы подготовили материалы и мультимедийный презентации на темы: «Выступление сборной команды России на Олимпиаде в Лондоне», «История олимпийских игр», «Паралимпийские игры».
  2. 12.09.12 г. был проведен семейный праздник "Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения". Урок-соревнование в 1ом классе с участием родителей. Волонтеры разработали сценарий праздника в соответствии с методическими рекомендациями по проведению олимпийского урока. Составили задания и викторины для малышей и их родителей[3].
  3. В этом учебном году нашим волонтерским отрядом была проведена работа по составлению и внедрению утренней зарядки в жизнь нашего лицея. Члены волонтерского отряда: Демидова Мария, Степанова Анна. Бутакова Кристина составили комплексы утренней зарядки и проводили ее в начальной школе.

  1. Следующим этапом нашей работы нашей команды стала подготовка  лицеистов к участию во Всероссийском дне бега «Кросс Нации-2012». Вся команда «Максимум» проводила разъяснительные беседы по классам, агитационные мероприятия. Итогом нашей работы стало участие 116 человек во Всероссийском дне бега «Кросс Нации-2012».
  2. Для увеличения количества лицеистов, занимающихся в спортивных кружках и секциях, отряд «Максимум» оказывает помощь в организации и проведении мастер-классов, соревнований, проводимых спортивными школами. Результатом этих выступлений стало увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.
  3. Нашим отрядом была оказана помощь Ниясовой Нелли Сергеевне, к.п.н., доценту кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта СибГУФК в организации и проведении методического семинара для учителей города по теме «Отношение школьников к спорту как ценности: методы исследования». Цель семинара: систематизация методов исследования отношения школьников к спорту как ценности. Нами были задействованы классы: 10-2, 10-3, 10-5, 5-2, 1-2. К основным результатам работы семинара следует отнеси: анализ выбора школьниками разного возраста ценностей спорта и систематизацию методов исследования отношения школьников к спорту как ценности.
  4. Очень интересно и плодотворно осуществлялась работа нашего отряда в рамках Всероссийского проекта «Футбол в школу». Были организованы сборные команды лицея по разным возрастным группам. Наши сборные одержали победы на окружном и городском (сборная 1997-98 г. р) и вышли на региональный этап.
  5. Члены нашего отряда выступили на школьном этапе НОУ по теме «Программа  внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления для старших школьников «Мы волонтеры»  как   средство активизации физического самовоспитания», где и стали победителями. ЦЕЛЬ исследования – разработка и экспериментальное внедрение программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления для старших школьников «Мы волонтеры»   во внеурочную жизнь лицея.

В результате проведенной  в 2012-13 учебном году волонтерским отрядом «Максимум» работы:

  1. Сформирован сплоченный деятельный коллектив волонтеров;
  2. Ведется пропаганда здорового образа жизни среди лицеистов. Проведено 7 Олимпийских уроков, 1 семейный праздник, проводятся утренняя гимнастика и активные перемены, организованы команды для участия в спартакиаде школьников по разным видам спорта, команда-победитель муниципального этапа Всероссийского проекта «Футбол в школу» и т. д. и т. п.
  3. Демонстрируются  преимущества здорового образа жизни на личном примере посредством организации и собственного участия в мастер-классах по видам спорта.
  4. Систематически предоставляется подросткам информации о здоровом образе жизни;

Конечно, наш  отряд волонтеров «Максимум» не изменит мир  в одночасье, только каждодневная кропотливая, систематическая работа может принести свои плоды. Но все чаще и чаще за советом к волонтерам  обращаются ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Ведь именно им, как своим ровесникам, проще высказать свои проблемы. Многие ребята вместо бесцельного бегания на переменах приходят в «Максимум» на активные перемены, соревнования и мероприятия, организуемые нашим отрядом - активно проводят свое время.

На основании опыта, полученного от участия в работе нашего воонтерского отряда, участники проекта пришли к выводу о  том, что любой молодой человек вне зависимости от его физического состояния может и должен вести активный образ жизни, используя любые доступные для него формы: будь то занятия в спортивных секциях, туристических походах, в любой другой активной физической деятельности.

Пропаганда здорового образа жизни заставляет подростков задуматься о важности и серьезности здоровья: если все говорят об этом, значит это нужно, важно и актуально. Эта тема должна стать одной из приоритетных для тех, кто задумывается о своем будущем, будущем своей семьи, города, страны.

Наша мечта - чтобы наш город превратился в спортивный и здоровый город. В нем для этого есть многое: и спортивные сооружения, и многолетние традиции омского спорта, и главное – молодежь, связывающая свое будущее с нашим городом, Россией и здоровым образом жизни.


[1] Педагогические идеи Г. Спенсера были связаны с пропагандой утилитарного (прикладного, узкопрактического), естественнонаучного образования. Идеи Г. Спенсера заключались в том, что содержание и методика обучения и воспитания должны опираться на законы умственного развития ребенка, что преждевременное обучение, не соответствующее умственному развитию, пагубно скажется на здоровье школьника [1].

[2] Полная версия социального проекта «Мы –волонтеры» размещена в социальной сети работников образования nsportal.ru,на моем сайте, ссылка на мой сайт: http:// nsportal.ru/omkc 136989

[3] Сценарий этого семейного праздника является победителем конкурса на лучшую разработку, сценарий урока"Мой необычный олимпийский урок в День Знаний", проводимого Центром дистанционных технологий в образовании «Дистант+» и Омским Государственным университетом имени Ф.М. Достоевского.

Он является победителем муниципального этапа  и участником областного конкурса авторских разработок в сфере воспитания  и профилактики в номинации «Современные аспекты воспитательной работы  образовательных учреждениях».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в формировании ключевых компетенций в предметной области «Физическая культура».

Сегодня одним из востребованных и отвечающих задачам образования является решение проблемы превращения ученика в активного субъекта обучения. Технология проектирования является одним...

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРЕДМЕТНОМ КРУЖКЕ

Технология формирования проектно-исследовательской деятельности обучающихся на предметном кружке...

Проектная деятельность обучающихся в рамках реализации предметной области «Физическая культура

распространение опыта проектной деятельности в области физкультуры с точки зрения реализации деятельностного подхода в образовании....

Тема: «Преемственность дошкольного и начального школьного образования в предметной области «Физическая культура».

Тема моей работы:Преемственность дошкольного ишкольного образования в предметной области«Физическая культура»на современном этаперазвития».Над этой темой я работаю три года. Актуальность моей ра...

Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС вхо-дит в предметные области: «Физическая культура» на ступени на-чального общего образования; «Физическая культура и основы безо-пасности жизнедеятельности» - на ступени основного общего обра-зования;

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения подходов к преподаванию предмета «Физическая культура» в условиях реализации примерного учебного плана для общеобразовательных...


 

Комментарии

Полезно для творческих , стремящихся к профессиональной самореализации педагогов.