Главные вкладки

    Статья (физкультура и спорт) по теме:
    Проектная и исследовательская деятельность лицеистов в предметной области «Физическая культура» как средство формирования активной творческой личности ребенка, самореализующей себя в пространстве общечеловеческой культуры.

     

    Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.

     Основными видами формирования активной творческой личности ребенка, самореализующей себя  в пространстве общечеловеческой культуры, в БОУ города Омска «Лицей № 143» были выбраны проектная и исследовательская деятельность лицеистов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Проектная и исследовательская деятельность лицеистов в предметной области «Физическая культура» как  средство формирования активной творческой личности ребенка, самореализующей себя  в пространстве общечеловеческой культуры.

    УУчитель: С. Б. Коваль,

                                                                                                                 БОУ г. Омска «Лицей 143»

                                                                                                                  е-mail: svetborkov@mail.ru

    «Великая цель образования это не знания, а действия»

    Герберт  Спенсер[1].

    Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.

    Физическая культура, как любой другой предмет, включенный в Базисный  учебный план, так же ориентирована на достижение этой цели.

     В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

    Чаще всего понятие «самореализация» интерпретируется как «реализация собственного потенциала» [2]. Что касается психологической структуры самореализации личности, то опираясь на многолетние исследования свойств личности в рамках концептуальной модели профессора А.И. Крупнова (1984–2006) , аргументировано сформулировавшего системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств, представляется необходимым отметить, что самореализация представляет собой сложную функциональную систему представленную комплексом психологических образований (рис.1)

    Рис. 1-Фрагмент структурной модели самореализации личности (С.И. Кудинов)

    Базовыми условиями самореализации личности выступают: психоэкологические, психофизиологические, психологические, педагогические и социальные факторы. К психологическим условиям, способствующим степени успешности самореализации личности, относятся психические познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния. Следующую систему составляют социальные детерминанты. В нее входят различного рода институты социализации, обеспечивающие социально-ролевые позиции участникам, способствующие или препятствующие самореализации личности.

    Что касается педагогических условий, то они концентрируются в системе обучения и воспитания, которые сами по себе являются системообразующим основами самореализации.

    Среди форм самореализации личности можно выделить внешнюю и внутреннюю. Внешняя направлена на самовыражение индивида в различных сферах жизнедеятельности: профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и др. В то время как внутренняя обеспечивает самосовершенствование человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном аспектах.

    И, наконец, среди видов проявления самореализации личности необходимо выделить деятельностную, социальную и личностную. Деятельностная самореализация субъекта характеризуется самовыражением в различных видах деятельности и обеспечивает высокий уровень профессиональной компетенции. Причем деятельность не, всегда и не обязательно может быть связана с официальной профессией субъекта, это может быть любительский спорт, художественное творчество, учеба и т.д.

    Социальная самореализация связана с выполнением гуманитарной миссии, общественно-хозяйственной, общественно-политической, общественно-педагогической либо любой иной общественно-полезной деятельностью.

    Личностная самореализация способствует духовному росту человека, обеспечивая на первых этапах развитие личностного потенциала: ответственности, любознательности, общительности, трудолюбия, настойчивости, инициативности, эрудиции, креативности, нравственности и т.д.

             Основными видами формирования активной творческой личности ребенка, самореализующей себя  в пространстве общечеловеческой культуры, в БОУ города Омска «Лицей № 143» были выбраны проектная и исследовательская деятельность лицеистов.

    В процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся происходит формирование следующих универсальных учебных действий [3]:

    Формирование личностных УУД:

    1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
    2. Воспитание целеустремлённости и настойчивости

    Формирование коммуникативных УУД:

    1. Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
    2. Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
    3. Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

    Формирование регулятивных УУД:

    1. Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
    2. Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

    Формирование познавательных УУД:

    1. Сбор, систематизация, хранение, использование информации

    За период 2011-2012, 2012-2013 уч.г.  хочется выделить наиболее значимые  проектные и исследовательские работы:

    1.Исследовательская работа учащихся 10-3 класса по теме «Устойчивость интереса к урокам физической культуры школьниц 10х-11х классов».

    2.Исследовательская работа учащихся 9-2 класса по теме «Программа  внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления для старших школьников «Мы волонтеры»  как   средство активизации физического самовоспитания».

    3.Сетевой проект по физической культуре «Забытые игры старого двора», приняли участие 3 команды  9-11 классов.

    4. Телекоммуникационный проект «Веселая перемена». Команда 1-2 и 5-2 класса.

    5. Социальный проект «Мы – волонтеры!»

    Кроме  названных,  были разработаны и проведены и внутренние проекты и исследования нашими обучающимися.

    О высоком уровне проектной и исследовательской деятельности лицеистов свидетельствуют награды на муниципальном, региональном и межрегиональном уровне.

    Мои воспитанники являются:

    - лауреатами городской конференции «Шаги в науку» и участниками 44-й региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области.

    -являются лауреатами городской конференции «Здоровые дети - счастливая планета», посвященной Всемирному Дню здоровья».

     -являются  победителями одиннадцатых городских этических чтений «Нравственность и духовность в развитии общества».

    -являются лауреатами 45 Межрегиональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи; 

    -являются победителями муниципального и участниками регионального этапа конкурса социальных проектов среди обучающихся бюджетных образовательных учреждений города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска (в рамках XIII Всероссийской акции «Я – гражданин России».

              В заключении хочется сказать, что если мы хотим развивать проектную  и исследовательскую позицию у своих учеников, то мы – педагоги должны работать над собой.

     Мысль, которая стала девизом и направлением работы нашего лицея: Проектная и исследовательская работа педагогов и обучающихся – одна из непременных составляющих успешного развития образовательного учреждения инновационного типа.

                     

    Социальный проект «Мы – волонтеры!» волонтерского отряда «Максимум» БОУ г. Омска «Лицей № 143».

    В этом учебном году волонтерский отряд «Максимум» БОУ г. Омска «Лицей № 143».

    стал победителем муниципального и участником регионального этапа конкурса социальных проектов среди обучающихся бюджетных образовательных учреждений города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска (в рамках XIII Всероссийской акции «Я – гражданин России». Согласно положению, команда обучающихся при поддержке педагогов и администрации учебного заведения выявляет, формулирует и предлагает вариант решения выбранной проблемы, актуальной для их учреждения, микрорайона, города. При разработке социального проекта рекомендуется использовать методику работы команд над социальными проектами в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России», которая предусматривает определенную структуру.

    Срок реализации проекта:2012-2013 уч.год. Координаторы проекта: Коваль С. Б. учитель физической культуры и Жолондковская Е. В. учитель истории.

     С чего же наши исследователи начали нашу работу? Конечно же с выбора проблемы.

    Наш лицей более 6 лет сотрудничает с Сибирским Государственным Университетом Физической Культуры: с 01.09.2006 г.-31.05.2009 г. на уроках физической была внедрена программа активизации физического самовоспитания школьников 11-13 лет. Одними из результатов работы ученых совместно с нашими учителями физической культуры стало увеличение недельного объема двигательной активности подростков и увеличение числа подростков регулярно занимающихся физической культурой.

    С другой стороны волонтеры обратили внимание на ухудшения здоровья  лицеистов, а именно увеличение количества ребят, отнесенных к подготовительной  и специальной группе, увеличение количества лицеистов, освобожденных от занятий физической культурой.

    Поэтому было решено внимание  волонтерского отряда уделить именно  физическому здоровью лицеистов.

    Профильный отряд волонтеров «Максимум»  - проект, направленный на формирование здорового образа жизни среди подростков, формирование позиции здорового гражданина общества.

    На этом этапе работы, проанализировав литературу, в том числе и интернет источники, участниками социального проекта был сделан вывод - современное общество осознает важность проблемы – здоровье современного школьника, есть стремление общества переломить ситуацию. Но не достаточно одной только работы государства и официальных организаций, так как при всем желании, они не смогут зайти в каждую школу, каждую семью,  к каждому конкретному ребенку. Это сможет сделать, совместная работа государственных органов и общественных организаций, одной из которых и является  волонтерский отряд «Максимум».

    Следующим этапом работы был сбор и анализ информации, ребятами была проанализирована нормативно-правовая база добровольческой деятельности  в  Российской Федерации.

    Как и любая легальная общественная организация в нашей стране волонтерский отряд «Максимум» действует строго в рамках законов РФ о добровольческой деятельности.

    Группа ребят аналитического центра отряда «Максимум», изучив и проанализировав материалы СМИ по данной тематике, нашли интересные сведения, которые смогли довести до учащихся лицея, разместив их на информационном стенде. Это материалы по статистическим данным  о здоровье учащихся.

    Так, ребятами было выяснили, что наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет – на период обучения в различных образовательных учреждениях, где ребенок проводит 70 % своего времени.

    Волонтерами был сделан вывод: любая деятельность должна быть законна, не должна ущемлять права других и должна приносить добро гражданам нашей страны.

    Следующим этапом работы над проектом стала разработка собственного варианта решения проблемы: Создание добровольческого волонтерского лицейского отряда «Максимум».

    Цель проекта:

             Развитие волонтерского движения в лицее,  формирование позитивных установок на добровольческую деятельность у учащихся, оказание волонтерами позитивного влияния на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

    Задачи:

    1. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров;
    2. Пропагандировать здоровый образ жизни среди лицеистов (при помощи акций,  тематических выступлений, конкурсов и др.);
    3. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере;
    4. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни;

     Для решения поставленных задач нами был сформирован на добровольной основе разновозрастной отряд «Максимум» БОУ г. Омска «Лицей № 143» . В его состав вошли обучающиеся 8х-11х классов нашего лицея. Среди них есть как профессиональные спортсмены, так и ребята, которые любят уроки физической культуры, творческие и активные.

    Название волонтерского отряда: «Максимум»

    Наше кредо: «Максимум  силы, максимум смеха, так мы скорее добьемся успеха!»

    Наши приоритеты:

    1. Просвещение или пропаганда вопросов активизации физической активности лицеистов.
    2. Участие  в жизни лицея и самоуправление.
    3. Формирование  у лицеистов ценности ЗОЖ.

    Содержаний деятельности волонтеров БОУ г. Омска «Лицей № 143»:

    1. создание,
    2. подготовка,
    3. проведение внеклассных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий, наиболее интересных лицеистам разных возрастов. 

    Отрядом «Максимум»  была разработана  программа действий[2]. Участники проекта предположили, что она позволит активизировать  внеклассную работу, проводимую учителями физической культуры с учетом интересов лицеистов и уровня их физической подготовленности.

    Какова же реализация  проекта?

    1. С 1.09.12 по 8.09.12 волонтерским отрядом «Максимум» были проведены Олимпийские уроки в  61,93, 82, 92, 52, 91 , 31,2.3 классах. Мы подготовили материалы и мультимедийный презентации на темы: «Выступление сборной команды России на Олимпиаде в Лондоне», «История олимпийских игр», «Паралимпийские игры».
    2. 12.09.12 г. был проведен семейный праздник "Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения". Урок-соревнование в 1ом классе с участием родителей. Волонтеры разработали сценарий праздника в соответствии с методическими рекомендациями по проведению олимпийского урока. Составили задания и викторины для малышей и их родителей[3].
    3. В этом учебном году нашим волонтерским отрядом была проведена работа по составлению и внедрению утренней зарядки в жизнь нашего лицея. Члены волонтерского отряда: Демидова Мария, Степанова Анна. Бутакова Кристина составили комплексы утренней зарядки и проводили ее в начальной школе.

    1. Следующим этапом нашей работы нашей команды стала подготовка  лицеистов к участию во Всероссийском дне бега «Кросс Нации-2012». Вся команда «Максимум» проводила разъяснительные беседы по классам, агитационные мероприятия. Итогом нашей работы стало участие 116 человек во Всероссийском дне бега «Кросс Нации-2012».
    2. Для увеличения количества лицеистов, занимающихся в спортивных кружках и секциях, отряд «Максимум» оказывает помощь в организации и проведении мастер-классов, соревнований, проводимых спортивными школами. Результатом этих выступлений стало увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.
    3. Нашим отрядом была оказана помощь Ниясовой Нелли Сергеевне, к.п.н., доценту кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта СибГУФК в организации и проведении методического семинара для учителей города по теме «Отношение школьников к спорту как ценности: методы исследования». Цель семинара: систематизация методов исследования отношения школьников к спорту как ценности. Нами были задействованы классы: 10-2, 10-3, 10-5, 5-2, 1-2. К основным результатам работы семинара следует отнеси: анализ выбора школьниками разного возраста ценностей спорта и систематизацию методов исследования отношения школьников к спорту как ценности.
    4. Очень интересно и плодотворно осуществлялась работа нашего отряда в рамках Всероссийского проекта «Футбол в школу». Были организованы сборные команды лицея по разным возрастным группам. Наши сборные одержали победы на окружном и городском (сборная 1997-98 г. р) и вышли на региональный этап.
    5. Члены нашего отряда выступили на школьном этапе НОУ по теме «Программа  внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления для старших школьников «Мы волонтеры»  как   средство активизации физического самовоспитания», где и стали победителями. ЦЕЛЬ исследования – разработка и экспериментальное внедрение программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления для старших школьников «Мы волонтеры»   во внеурочную жизнь лицея.

    В результате проведенной  в 2012-13 учебном году волонтерским отрядом «Максимум» работы:

    1. Сформирован сплоченный деятельный коллектив волонтеров;
    2. Ведется пропаганда здорового образа жизни среди лицеистов. Проведено 7 Олимпийских уроков, 1 семейный праздник, проводятся утренняя гимнастика и активные перемены, организованы команды для участия в спартакиаде школьников по разным видам спорта, команда-победитель муниципального этапа Всероссийского проекта «Футбол в школу» и т. д. и т. п.
    3. Демонстрируются  преимущества здорового образа жизни на личном примере посредством организации и собственного участия в мастер-классах по видам спорта.
    4. Систематически предоставляется подросткам информации о здоровом образе жизни;

    Конечно, наш  отряд волонтеров «Максимум» не изменит мир  в одночасье, только каждодневная кропотливая, систематическая работа может принести свои плоды. Но все чаще и чаще за советом к волонтерам  обращаются ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Ведь именно им, как своим ровесникам, проще высказать свои проблемы. Многие ребята вместо бесцельного бегания на переменах приходят в «Максимум» на активные перемены, соревнования и мероприятия, организуемые нашим отрядом - активно проводят свое время.

    На основании опыта, полученного от участия в работе нашего воонтерского отряда, участники проекта пришли к выводу о  том, что любой молодой человек вне зависимости от его физического состояния может и должен вести активный образ жизни, используя любые доступные для него формы: будь то занятия в спортивных секциях, туристических походах, в любой другой активной физической деятельности.

    Пропаганда здорового образа жизни заставляет подростков задуматься о важности и серьезности здоровья: если все говорят об этом, значит это нужно, важно и актуально. Эта тема должна стать одной из приоритетных для тех, кто задумывается о своем будущем, будущем своей семьи, города, страны.

    Наша мечта - чтобы наш город превратился в спортивный и здоровый город. В нем для этого есть многое: и спортивные сооружения, и многолетние традиции омского спорта, и главное – молодежь, связывающая свое будущее с нашим городом, Россией и здоровым образом жизни.


    [1] Педагогические идеи Г. Спенсера были связаны с пропагандой утилитарного (прикладного, узкопрактического), естественнонаучного образования. Идеи Г. Спенсера заключались в том, что содержание и методика обучения и воспитания должны опираться на законы умственного развития ребенка, что преждевременное обучение, не соответствующее умственному развитию, пагубно скажется на здоровье школьника [1].

    [2] Полная версия социального проекта «Мы –волонтеры» размещена в социальной сети работников образования nsportal.ru,на моем сайте, ссылка на мой сайт: http:// nsportal.ru/omkc 136989

    [3] Сценарий этого семейного праздника является победителем конкурса на лучшую разработку, сценарий урока"Мой необычный олимпийский урок в День Знаний", проводимого Центром дистанционных технологий в образовании «Дистант+» и Омским Государственным университетом имени Ф.М. Достоевского.

    Он является победителем муниципального этапа  и участником областного конкурса авторских разработок в сфере воспитания  и профилактики в номинации «Современные аспекты воспитательной работы  образовательных учреждениях».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС

    Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время чер...

    Тема: «Преемственность дошкольного и начального школьного образования в предметной области «Физическая культура».

    Тема моей работы:Преемственность дошкольного ишкольного образования в предметной области«Физическая культура»на современном этаперазвития».Над этой темой я работаю три года. Актуальность моей ра...

    организация проектной и исследовательской деятельности школьников в разных возрастных группах в условиях реализации современных образовательных стандартов.

    В данном материале дается  пример как необходимо организовать проектную деятельность, образец рабочей тетради. Имеется презентация....

    Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в творческих объединениях в системе дополнительного образования

    Проект как творческая задача интеллектуального и практического характераПорядок выполнения проектовКритерии оценки проектаСтруктура творческого проекта...

    Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в творческих объединениях в системе дополнительного образования (презентация к выступлению)

    1 слайд: Проект – совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.2 слайд: Основные составляющие учебного проекта: ...3 слайд: Учебный проект - определен...

    Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях

    Методист ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-ПетербургаСоловьева А.С.В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача формирования новой системы универсальных знаний, умений и н...


     

    Комментарии

    Полезно для творческих , стремящихся к профессиональной самореализации педагогов.