Главные вкладки

    Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС вхо-дит в предметные области: «Физическая культура» на ступени на-чального общего образования; «Физическая культура и основы безо-пасности жизнедеятельности» - на ступени основного общего обра-зования;
    статья по физкультуре на тему

    Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения подходов к преподаванию предмета «Физическая культура» в условиях реализации примерного учебного плана для общеобразовательных  учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год (Приказ Министерства общего и профессиоанльного образования Ростовской области от 30.04.2014 № 263).

    Текущий этап в преподавании предмета «Физическая культура», как и других учебных предметов, обусловлен одновременным  действием требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования (далее ФКГСОО) (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004  № 1089) и требований  Федерального государственного образовательного стандарта (далеее ФГОС) и постепенным переходом системы образования к реализации требований ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fk_rekomendatsii_k_bupu14-15.doc256.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     


    ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

    Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения подходов к преподаванию предмета «Физическая культура» в условиях реализации примерного учебного плана для общеобразовательных  учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год (Приказ Министерства общего и профессиоанльного образования Ростовской области от 30.04.2014 № 263).

    Текущий этап в преподавании предмета «Физическая культура», как и других учебных предметов, обусловлен одновременным  действием требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования (далее ФКГСОО) (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004  № 1089) и требований  Федерального государственного образовательного стандарта (далеее ФГОС) и постепенным переходом системы образования к реализации требований ФГОС.

    Начиная с 2011-2012 учебного года, преподавание предмета «Физическая культура» на ступени начального общего образования осуществляется в соответствии с ФГОС (приказ Министерства образования от 6 октября 2009 № 373). С 2015-2016 учебного года обязательным будет обучение по ФГОС на ступени основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1887). С 2020-2021 учебного года обязательным будет обучение по ФГОС на ступени среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»).

    При этом переход к ФГОС может осуществляться и поэтапно, по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС: в 5-х классах начиная с 2012-2013 учебного года, в 10-х классах - с 2013-2014 учебного года.

    Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС входит в предметные области: «Физическая культура» на  ступени начального общего образования; «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» - на ступени основного общего образования; «Физическая культура, экология и  основы безопасности жизнедеятельности» -  на ступени среднего (полного) общего образования и является обязательной частью системы физического воспитания обучающихся.

    Преподавание предмета «Физическая культура» базируется на требованиях ФГОС и ФКГСОО, и на выполнении установок и распоряжений, зафиксированных в содержании законодательных, нормативно-правовых  и инструктивно-методических документов:

    1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 № 273-ФЗ.
    2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»  от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ.
    3. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 « О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
    4. Указ Президента РФ от 24.03.2014 № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
    5. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 года № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
    6. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства от 07.08. 2009 № 1101-р).
    7. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы» (Постановление Правительства РФ от 11 января 2006 года № 7).
    8. Решение Комитета по образованию Госдумы Федерального собрания РФ шестого созыва от 3 апреля 2014 года Протокол № 50-2 «О деятельности общеобразовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: состояние, проблемы, перспективы развития».
    9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом РФ 04.02.2010 (Пр-271)).
    10. Приказ Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, Президиума Российской академии образования «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ» от 16.07.2002 № 2715/227/166/19.
    11. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014 № 253.
    12. Приказ Минобрнауки России от 13.09.2013 № 1065 «Об утверждении Порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов».
    13. Письмо Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Минобрнауки России от 25.11.2011 № 19-299 «О методических рекомендациях по разработке учебных программ по предмету «Физическая культура» для общеобразовательных учреждений».  
    14. Письмо Минобрнауки РФ от 08.10.2010 № ИК -1494/19 «О введении третьего часа физической культуры».
    15. Методическое письмо Федерального центра образовательного законодательства «О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» http://www.lexed.ru/standart/02/02/22.pdf
    16. Письмо Министерства образования Российской Федерации «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» от 31.10.2003 № 13-51-263/13.
    17. Письмо Минобрнауки РФ от 30.05.2012 № МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»».
    18. Письмо Департамента общего среднего образования Министерства образования РФ «О преподавании физической культуры в общеобразовательных учреждениях в 1999/2000 учебном году» от 14.05.1999.

    Содержание современного образования в сфере физической культуры строится на идеях гуманистической психолого-педагогической науки, основными принципами которой выступают ценностно-смысловой, личностно-ориентированный, культурологический, системно-деятельностный,  компетентностный и др.  Целью школьного предмета «Физическая культура» является создание условий для становления  физической культуры личности школьника, приобщение его к ценностям физической культуры, формирование мотивации и потребности к познанию и творчеству в организации физкультурной деятельности, развитие его духовно-нравственного, психического, социального и физического здоровья.

    Решение поставленной цели обеспечивается посредством обновлённого программного обеспечения по предмету «Физическая культура», которое опираясь на идеи культурологического и личностно-деятельностного подходов,  содержит три системно взаимосвязанных между собой раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности); «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности) и «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).

    Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры», «Физическая культура и спорт в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». В этих темах приводятся сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и способах укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.

     В разделе «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» представлены задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физкультурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя такие темы, как «Организация и проведение занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.

    Наиболее представительным по объему учебного содержания является раздел «Физическое совершенствование», который ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление физического здоровья школьников.

    Большинство примерных (типовых) программ по предмету «Физическая культура», представленных в составе авторских  учебно-методических комплектов (УМК), предлагаемые различными издательствами, соблюдают данную структуру или несколько изменены авторами, но придерживаются научной идеи деятельностного подхода.

    При подготовке рабочей программы по предмету учителю физической культуры необходимо учитывать и соблюдать существующие методологические основы структуры и содержания программного обеспечения современного образования в сфере физической культуры, ориентироваться на структуры примерных (типовых) программ по предмету, а также следовать имеющемуся алгоритму проектирования программы отдельного учебного предмета, изложенному в ФГОС.

    Так, согласно пункту 19.5. ФГОС начального общего образования программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

    1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
    2. общую характеристику учебного предмета, курса;
    3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
    4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
    5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
    6. содержание учебного предмета, курса;
    7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
    8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

    При этом содержание учебных программ должно учитывать соотношение обязательной (федеральной) и вариативной (формируемой участниками образовательного процесса) частей содержания образования. Так,  в начальной школе это соотношение соответственно составляет 80 и 20%, в основной – 70 и 30%, в средней – 2/3 и 1/3 от общего объёма.  

    При этом в обязательной части примерных программах по предмету «Физическая культура» образуется «дополнительный резерв» учебного времени (всего около 15%) для вариативной части  за счет  времени, выделенного на лыжную подготовку и плавание. В силу особенностей климатических условий южного региона в Ростовской области не реализуется содержание образование, связанное с лыжной подготовкой обучающихся. Однако изменения климатических характеристик в области за последние десятилетия связаны с увеличением количества снежных и морозных дней не только в зимние, но и  осенние месяцы. Данный факт не исключает  появление, особенно в условиях сельских образовательных организаций, практики обучения детей бегу на лыжах.

    Обучение детей плаванию в Ростовской области, на наш взгляд, должно быть обязательной составляющей программы по предмету «Физическая культура». Так, по данным Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области в купальный сезон 2011 года утонули 77 взрослых и 10 детей, а в 2012 году - 47 взрослых и 2-е детей. Среди причин неумение плавать составляет около 5 %. Сегодня, когда ситуация с наличием бассейнов в муниципальных образованиях меняется в лучшую сторону необходимо более активно продолжать учебную работу по обучению детей плаванию, в рамках времени, выделенного на урок физической культуры и внеурочную деятельность в т.ч. через программу плавательного всеобуча, проводимого в Ростовской области.

    При формировании вариативной части программы её можно наполнить следующим содержанием:

    в начальной школе – освоением общеобразовательных упражнений, русских народных (казачьих) подвижных игр, подвижных игр с элементами спортивных игр, элементов музыкально-ритмичес-кого и хореографического воспитания, художественной и спортивной гимнастики, средств физкультурно-оздоровительной и корригирующей направленности и др.;

    в основной школе – освоением технических и тактических основ спортивных игр (в т.ч. бадминтона, настольного и большого тенниса, футбола, лапты и др.) и легкой атлетики, упражнений силового и скоростно-силового характера, элементов единоборств – для мальчиков и упражнений на развитие координации, пластики движений под музыку с предметами и без, элементами ритмической и художественной гимнастики – для девочек и др.;

    в старшей школе – совершенствованием двигательных способностей из базовых видов спорта, а также освоением новых физкультурно-спортивных видов (степ, коллонетика, аэробика, армспорт, «изотон», восточные единоборства, спортивные танцы, эстетическая гимнастика и т.д.), освоением средств физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности и др.

    В соответствии со структурой и содержанием программ уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной (образовательной-обучающей)  и образовательно-тренировочной направленностью.

    На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащиеся познают исторические аспекты физической культуры и спорта, различных видов спорта, олимпийского движения, осваивают основные понятия теории и методики физического воспитания, анатомо-физиологические и психологические особенности двигательной деятельности, гигиены физического воспитания и закаливания, режима дня, основы безопасного и здорового образа жизни и др.

    Уроки с образовательно-предметной (образовательно-обучающей) направленностью используются в основном для обучения практическому материалу узнают о способах и правилах организации и проведения самостоятельных занятий, контроля за собственным физическим развитием, функциональным состоянием организма, о методике составления комплексов физических упражнений разной направленности. Особенностью данных уроков является методико-практическая их направленность на выполнение учебных заданий, связанных с поиском средств физического воспитания, соответствующих индивидуальным функциональным возможностьям и личным запросам обучающихся.

    Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и двигательных умений на основе базовых упражнений из различных видов спорта: гимнастики с основами акробатики, лёгкой атлетики, лыжной подготовки и плавания, спортивных игр и новых видов: атлетической гимнастики, аэробики, единоборств. При этом выбор упражнений, способы их дозировки и методы выполнения, обусловлены направленностью физкультурной деятельности (физкультурно-оздоровительная, спортивно-оздоровительная, общеразвивающая, спортивно-соревновательная, прикладно-ориентированная). Здесь при освоении учебного материала учащиеся опираются на знания и умения, приобретённые на уроках предыдущих направленностей, и закрепляют их в практической деятельности.

    На таких уроках дети уясняют логику построения занятий, правила выбора упражнений, их дозировку, технику выполнения, определяют типичные причины успешного или неуспешного овладения новыми движениями. Освоенные двигательные действия выполняются обучающимися в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной.

    В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры и изложенного в учебниках по физической культуре, но и на уроках по другим учебным предметам.

    Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приобщение к систематической заботе о своем теле и здоровье.

    Проектирование учителем физической культуры учебного процесса в условиях новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных результатов, но и к отбору методов, форм и технологий обучения (развивающих и личностно-ориентированных). Задача учителя состоит в поиске и использовании новых, более эффективных способов создания учебных ситуаций, инициирующих реализацию самостоятельной учебной физкультурной деятельности обучающихся, что будет способствовать развитию физической культуры личности, а значит и достижению современных образовательных результатов в сфере физической культуры.

    Изменились и результаты освоения учебного предмета. Так, базовым результатом в области физической культуры на ступени начального общего образования является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

    Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

    • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
    • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
    • умения доносить информацию в доступной, эмоциональнояркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

    Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

    • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
    • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
    • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
    • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

    Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

    • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
    • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
    • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
    • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
    • организовывать самостоятельную деятельность с учето требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
    • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
    • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
    • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
    • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
    • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
    • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

    Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

    • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
    • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
    • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
    • измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
    • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
    • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
    • бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
    • организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
    • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
    • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
    • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
    • подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
    • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
    • выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
    • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
    •  выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

     Система оценки по предмету «Физическая культура» предусматривает не только оценку количественных показателей физической подготовленности обучающихся через выполнение ими группы физических упражнений (тестов), направленных на определение уровня сформированности двигательных умений и физических  способностей.  Комплексная система оценки обеспечивает выведение интегрированного показателя успешности освоения обучающимся содержания образования  по предмету «Физическая культура» при  объединении количественных показателей физической подготовленности обучающихся с качественными показатели уровня развития физической культуры личностности, что и составляет диагностику индивидуальных достижений обучающихся в осуществлении самостоятельной физкультурной деятельности.

    Опираясь на системный подход, учитель физической культуры призван осуществлять системную оценку качества образовательной деятельности обучающихся по предмету в рамках текущего, промежуточного и итогового контроля по совокупности следующих компонентов:

    • оценка сформированности устойчивой мотивационно-ценностной ориентациии к занятиям физкультурой и спортом;
    • определение объема и качества предметных теоретических знаний в структуре информационной компетентности (количество вопросов контролирующих заданий, система их оценивания);
    • определение объема и качественных характеристик групп универсальных учебных действий (коммуникативные, регулятивные, познавательные др.);
    • определение объема и качественных характеристик предметных учебных действий по осуществлению физкультурной деятельности;
    • обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения учебного предмета, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
    • обеспечение оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся (количественных и качественных) в процессе освоения учебного предмета;
    • оценка готовности реализовывать способы физкультурной деятельности (степень осознанности, самостоятельности, систематичности и др.);
    • определение предпочтительных качеств и способностей, например, динамики развития объема и степени сформированности двигательных умений и навыков, динамики показателей физической подготовленности и др., при этом учитываются индивидуальные первичные результаты;
    • определение требований, позволяющих оценивать освоение обучающимися сложнотехнических спортивных элементов, вариативных способов двигательной деятельности, в базовых и инновационных  видах спорта и т.д.;
    • оценка степени направленности личности на физическое совершенство, уровень сформированности готовности к осуществлению самостоятельной физкультурно-спортивной,  оздоровительной, коррекционной и др. видам физкультурной деятельности и др.

    Для полноценного образовательного процесса по предмету «Физическая культура» следует использовать в учебной деятельности рекомендованные учебники (приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014 № 253) (см. табл. 1).

    Таблица 1

    Федеральный перечень учебников, рекомендованный Минобрнауки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных  программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ от 31.03.2014 № 253)

    Начальное общее образование

    № п/п

    Авторы, название учебника

    Класс

    Издательство

    Электронный сайт издательства

    1.

    Барышников В.Я., Белоусов А.И. / Под ред. Виленского М.Я. Физическая культура

    1-2

    Русское слово

    http://русское-слово.рф/shop/catalog/knigi/315/1048/

    2.

    Барышников В.Я., Белоусов А.И. / Под ред. Виленского М.Я. Физическая культура

    3- 4

    Русское слово

    http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/shop/catalog/knigi/316/1049/

    3.

    Лисицкая Т.С., Новикова Л.А. Физическая культура

    1

    Астрель

    http://planetaznaniy.astrel.ru/pk/index.php

    4.

    Лисицкая Т.С., Новикова Л.А. Физическая культура

    2

    Астрель

    http://planetaznaniy.astrel.ru/pk/index.php

    5.

    Лисицкая Т.С., Новикова Л.А. Физическая культура

    3-4

    Астрель

    http://planetaznaniy.astrel.ru/pk/index.php

    6.

    Лях В.И. Физическая культура

    1-4

    Просвещение

    www.1-4.prosv.ru

    7.

    Матвеев А.П. Физическая культура

    1

    Просвещение

    www.1-4.prosv.ru

    8.

    Матвеев А.П. Физическая культура

    2

    Просвещение

    www.1-4.prosv.ru

    9.

    Матвеев А.П. Физическая культура

    3-4

    Просвещение

    www.1-4.prosv.ru

    10.

    Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. / Под ред. Винер И.А. Физическая культура. Гимнастика в 2-х частях.

    1-4

    Просвещение

    www.1-4.prosv.ru

    11.

    Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С. Физическая культура. 1 - 2 классы

    1-2

    Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

    http://www.vgf.ru/fiz_ra

    12.

    Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С. Физическая культура. 3 - 4 классы

    3-4

    Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

    http://www.vgf.ru/fiz_ra

    13.

    Погадаев Г.И. Физическая культура

    1- 2

    Дрофа

    http://www.drofa.ru/17/

    14.

    Погадаев Г.И. Физическая культура

    3- 4

    Дрофа

    http://www.drofa.ru/17/

    15.

    Пономарев Г.Н., Федоров В.Г., Венедиктов И.Н. и др. Физическая культура

    1

    Дрофа

    http://www.drofa.ru/l12/

    16.

    Пономарев Г.Н., Федоров В.Г., Венедиктов И.Н. и др. Физическая культура

    2

    Дрофа

    http://www.drofa.ru/l12/

    17.

    Федоров В.Г., Пономарев Г.Н., Пащенко Р.В. и др. Физическая культура

    3

    Дрофа

    http://www.drofa.ru/l12/

    18.

    Федоров В.Г. Физическая культура

    4

    Дрофа

    http://www.drofa.ru/l12/

    19.

    Тарнопольская Р.И., Мишин Б.И. Физическая культура

    1

    Ассоциация ХХI век

    http://umk-garmoniya.ru/fizkult/

    20.

    Тарнопольская Р.И., Мишин Б.И. Физическая культура

    2

    Ассоциация ХХI век

    http://umk-garmoniya.ru/fizkult/

    21.

    Тарнопольская Р.И., Мишин Б.И. Физическая культура

    3

    Ассоциация ХХI век

    http://umk-garmoniya.ru/fizkult/

    22.

    Тарнопольская Р.И., Мишин Б.И. Физическая культура

    4

    Ассоциация ХХI век

    http://umk-garmoniya.ru/fizkult/

    23.

    Шишкина А.В., Алимпиева О.П. Физическая культура

    1-2

    Издательство «Академкнига/Учебник»

    http://www.akademkniga.ru/catalog/15/1215/

    24.

    Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Бисеров В.В. Физическая культура

    3-4

    Издательство «Академкнига/Учебник»

    http://www.akademkniga.ru/catalog/15/1319/

    Основное общее образование

    № п/п

    Авторы, название учебника

    Класс

    Издательство

    Электронный сайт издательства

    1.

    Гурьев С.В. / Под ред. Виленского М.Я. Физическая культура

    5-7

    Русское слово

    http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/shop/catalog/knigi/424/1141/

    2.

    Гурьев С.В. / Под ред. Виленского М.Я. Физическая культура

    8-9

    Русское слово

    http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/shop/catalog/knigi/425/1142/

    3.

    Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и др. / Под ред. Виленского М.Я. Физическая культура

    5-7

    Просвещение

    www.prosv.ru/umk/5-9

    4.

    Лях В.И. Физическая культура

    8-9

    Просвещение

    www.prosv.ru/umk/5-9

    5.

    Матвеев А.П. Физическая культура

    5

    Просвещение

    www.prosv.ru/umk/5-9

    6.

    Матвеев А.П. Физическая культура

    6-7

    Просвещение

    www.prosv.ru/umk/5-9

    7.

    Матвеев А.П. Физическая культура

    8-9

    Просвещение

    www.prosv.ru/umk/5-9

    8.

    Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С. Физическая культура

    5-7

    Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

    http://vgf.ru/fiz_ra

    9.

    Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С.  Физическая культура

    8-9

    Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

    http://vgf.ru/fiz_ra

    10.

    Погадаев Г.И. Физическая культура

    5-6

    Дрофа

    http://www.drofa.ru/56/

    11.

    Погадаев Г.И. Физическая культура

    7-9

    Дрофа

    http://www.drofa.ru/56/

    Среднее (полное) общее образование

    № п/п

    Авторы, название учебника

    Класс

    Издательство

    Электронный сайт издательства

    1.

    Андрюхина Т.В., Третьякова Н.В. / Под ред. Виленского М Я. Физическая культура (базовый уровень)

    10–11

    Русское слово

    http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/shop/catalog/knigi/473/1194/

    2.

    Лях В.И. Физическая культура (базовый уровень)

    10–11

    Просвещение

    www.prosv.ru/umk/10-11

    3.

    Матвеев А.П., Палехова Е.С. Физическая культура (базовый уровень)

    10–11

    Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

    http://vgf.ru/fiz_ra

    4.

    Погадаев Г.И. Физическая культура (базовый уровень)

    10-11

    Дрофа

    http://www.drofa.ru/96

    В данный перечень учебников включены учебники, рекомендованные Научно-методическим советом на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, а также по ряду учебников этнокультурной и региональной экпертиз. Представленное в перечне количество учебников по предмету «Физическая культура» для каждой ступени обучения позволяет школе осознанно выбрать именно тот учебник (линию учебников) и авторскую программу, которые позволят учитывать особенности образовательной программы, реализуемой школой.

    В перечне по предмету «Физическая культура» представлены учебники, рекомендуемые при изучении обязательной части основной образовательной программы. Необходимо отметить тот факт, что в данный перечень не вошли учебники прошлого 2013-2014 учебного года, однако образовательные организации вправе в течение 5 лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретённые в прошлом учебном году. Наряду с учебниками в образовательном процессе могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями. Однако для сохранения преемственности нецелесообразно приобритать учебники и программы, входящие в разные предметные линии.

    При разработке и реализации учебной программы по предмету «Физическая культура» в 2015-2015 учебном году учителю необходимо учесть, что с 1 сентября 2014 года вступает в силу Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее Комплекс). Комплекс основывается на следующих принципах: добровольности и доступности; оздоровительной и личностно-ориентированной направленности; обязательности медицинского контроля и учета региональных особенностей и национальных традиций. Целями Комплекса «являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения».

    Из оддинадцати ступеней Комплекса первые пять включают возрастные группы детей школьного возраста от 6 до 17 лет. Комплекс состоит из нормативно-тестирующей и спортивной частей.  Нормативно-тестирующая часть Комплекса предусматривает государственные требования к уровню физической подготовленности населения на основании выполнения нормативов и оценки знаний и умений, состоит из трёх разделов:

    1. Виды испытаний (тесты) и нормативы, которые подразделяются на обязательные и по выбору. Обязательные включают испытания (тесты) по определению уровня скоростных возможностей, уровня развития выносливости, силы и гибкости. Испытания по выбору подразделяются на испытания (тесты) по определению уровня развития скоростно-силовых и координационных возможностей и испытания (тесты) по определению овладения прикладными навыками.
    2. Требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта включают следующие вопросы:

    а) влияние занятий физической культурой на состояние здоровья, повышение умственной и физической работоспособности;

    б) гигиена занятий физической культурой;

    в) основные методы контроля физического состояния при занятиях различными физкультурно-оздоровительными системами и видами спорта;

    г) основы методики самостоятельных занятий;

    д) основы истории развития физической культуры и спорта;

    е) овладение практическми умениями и навыками физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности, овладение умениями и навыками в различных видах физкультурно-спортивной деятельности.

    3.  Рекомендации к недельному двигательному режиму предусматривают минимальный объём различных видов двигательной деятельности, необходимый для самостоятельной подготовки к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативово, развития физических качеств, сохранения и укрепления здоровья.

    Спортивная часть Комплекса направлена на привлечение граждан к систематическим занятиям физической культурой и спортом с учётом половых и возрастных групп с целью выполнения нормативов и получения массовых спортивных разрядов, включая нормативы, требования и условия их выполнения для многоборий, состоящих из видов испытаний (тестов), входящих в Комплекс. Виды многоборий Комплекса утверждаются Министерством спорта РФ.

    Очевидным является факт, что условием разработки и реализации Комплекса является востребованность в высококомпетентной личности  гражданина РФ в сфере ведения здорового, активного и долголетнего образа жизни, где физкультуре и спорту уделяется особое внимание. Ведущая роль здесь принадлежит  системе школьного физического воспитания, и в первую очередь обязательной её форме - уроку физической культуры. Высок потенциал и внеурочных форм: внеурочные занятия спортивно-оздоровительной направленности, физкультурно-спортивные занятия в системе дополнительного образования детей; занятия физкультурой и спортом в семье; оздоровительно-коррекционные (лечебные) занятия, профессионально-прикладные занятия, отдых и досуг; самостоятельные занятия физкультурой и спортом и др., т.е. включает все виды физкультурной деятельности личности.

    При организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности необходимо учитывать, что этот вид физкультурной деятельности призван развивать у детей общекультурный уровень, формировать ценностное отношение к окружающей природе, здоровью и двигательной активности как основному средству самостоятельного поддержания физического, психического и социального благополучия, организации досуга, достижения личностной и социальной успешности. Биосоциокультурный феномен спортивной деятельности должен способствовать достиженияю совокупности личностных, метапредметных и предметных результатов внеурочной работы.

    Новым видом общественной организации или структурного подразделения образовательной организации в осуществлении физкультурно-спортивной и спортивно-массовой работы призван стать школьный спортивный клуб. Спортивный клуб создаётся и осуществляет свою деятельность в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта.

    Основными задачами деятельности спортивных клубов являются:

    • вовлечение  обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, формирование у них мотивации  и устойчивого интереса к укреплению здоровья;
    • организация физкультурно-спортивной работы с обучающимися;
    • участие в спортивных соревнованиях различного уровня среди образовательных организаций;
    • развитие волонтёрского движения по пропаганде здорового образа жизни;
    • оказание содействия обучающимся, членам спортивных сборных команд образовательных организаций в создании необходимых условий для эффективной организации образовательного и тренировочного процессов;
    • организация спортивно-массовой работы с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья,  ограниченные возможности здоровья.

     В условиях введения ФГОС особое внимание уделяется разработке и реализации программы коррекционной работы, «направленной на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями  здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы». Несомненно, что к данной категории относятся дети, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

    В условиях, когда  по данным Министерства здравоохранения и социального развития в России лишь 10% детей младшего школьного возраста являются практически здоровыми (I группа здоровья), у 50% школьников выявлены морфологические отклонения и нарушения в состоянии здоровья (II группа здоровья) и 40% детей имеют хронические заболевания (III группа здоровья),  перед образовательной организацией стоит актуальнейшая проблема по организации занятий по физической культуре  с обучающимися, имеющими отклонения в сотоянии здоровья, в т.ч. с обучающимися, отнесёнными к специальной медицинской группе (СМГ).

    При этом сложившаяся ситуация характеризуется недостаточной разработанностью нормативно-правового обеспечения данного образовательного процесса. Так, согласно статьи 79 п. 4 Федерального Закона «Об образовании в РФ» (2012) «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах  или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность». При этом современных нормативных  документов, регламентирующих и разъясняющих особенности реализации  данной  деятельности, пока не выпущено.

    Организаторы учебной работы по физическому воспитанию с учащимися, отнесёнными к СМГ, вынуждены руководствоваться инструктивными документами, изданными в 70-80-х гг. Эти документы ориентируют проводить занятия с данной категорией детей отдельно от учащихся основной и подготовительной групп.

    Организация физического воспитания детей, отнесённых к СМГ, предусматривает системный подход в создании управленческих, кадровых, медико-гигиенических, организационно-педагогических и методических условий для работы с этой категорией обучающихся. Данного вида деятельность может потребовать дополнения в типовое положение  об образовательном учреждении, касающегося деления класса на всех этапах обучения по предмету «Физическая культура»  в зависимости от  состояния здоровья на подгруппы.  В данной ситуации возникает необходимость  пересмотра штатного расписания общеобразовательной организации с включением в него должности учителя по адаптивной физической культуре. Особо остро встанет вопрос подготовки специалистов по адаптивной физической культуре и повышению квалификации педагогов по данному направлению.

    Проблемы организации физического воспитания с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, поднимаются и обсуждаются на уровне Комитета Госдумы РФ по образованию (Харисов Ф.Ф. О деятельности общеобразовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: состояние, проблемы, перспективы развития //Здоровьесберегающее образование. – 2014. – № 3 (39). – С. 3-27.).  

    Необходимо признать, что пока данные вопросы остаются открытыми и не реализованы механизмы их решения можно только  планировать стопроцентный охват всех детей, независимо от состояния здоровья физкультурным образованием, тем самым не ущемляя прав ребёнка на получение им общего образования.  Вместе с тем, сегодня общеобразовательная организация в рамках своих компетенций может за счет объёма вариативной части учебного плана организовать такого рода работу. Для этого имеется и программное и методическое обеспечение.

    В условиях реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения необходимо руководствоваться письмом Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективны курсов».

    При разработке учителем элективных курсов по физической культуре необходимо учесть особенности общеобразовательного учреждения и индивидуальные образовательные потребности обучающихся и их законных представителей.

    Программа элективных курсов представлена структурными единицами: пояснительная записка; сетка распределения учебных часов программы, содержание программы, методические рекомендации к её освоению, контрольные задания и список литературы. Содержание элективных курсов по физической культуре должно включать разнообразные способы деятельности и технологии (проектная, исследовательская, спортизированная, оздоровительная, игровая и др.), отличающиеся инновационностью.

     Представляем специалистам примерные темы программ элективных курсов, которые могут реализоваться в рамках базового и профильного образования:

    – «Организация и проведение спортивных праздников и соревнований для младших школьников»;

    – «Средства и методы оздоровительной физической культуры»;

    – «История развития физической культуры и спорта на Дону»;

    – «Судейство по спортивным играм в школе»;

    – «Психолого-педагогические основы физической культуры и спорта»;

    – «Нетрадиционные средства оздоровительной физической культуры»;

    – «Основы реабилитационной физической культуры»;

    – «Техника массажа и самомассажа»;

    – «Физические качества и методика их развития»;

    – «Основы физиологии и гигиены физической культуры и спорта»;

    – «История Олимпийского движения. Олимпийцы Дона»;

    – «Спортивные танцы»;

    – «Основы туристической деятельности» и др.

    При реализации элективных курсов по предмету «Физическая культура», помимо занятий тренировочной направленности в избранном виде спорта или физкультурно-оздоровительной, предлагается использование различных методов организации обучения, имеющих как теоретический, так и практико-методический характер. Среди них могут иметь место: самостоятельное изучение литературы, семинары, лекции с элементами дискуссии, творческие встречи, демонстрация с использованием технических и компьютерных средств, экскурсии, проведение спортивных праздников, творческих конкурсов с участием обучающихся младшего школьного возраста, стажировка в различных ролях (учителя, тренера-преподавателя, судьи соревнований, спортивного комментатора или журналиста), а так же участие в проектной деятельности профильной тематики с публичной защитой проекта.

    Система профильного обучения на третьей ступени общего среднего образования требует различия системы профильного обучения по предмету «Физическая культура» и системы «спортизации» через организацию таких специальных форм как открытие на базе общеобразовательных организаций «спортивных классов». В отличие от профильных классов отбор в спортивные классы осуществляется преимущественно по уровню двигательной подготовленности и спортивной одарённости.

    Профильное обучение по предмету «Физическая культура» создаёт условия более доступного, и одновременно имеющего специализированную направленность образования для большинства обучающихся. При условии соблюдения дифференциации содержания обучения с учётом интересов, склонностей и способностей обучающихся за счёт построения индивидуальных образовательных программ в сфере физической культуры.

    Учебно-методическое сопровождение профильного обучения по предмету «Физическая культура», является сегодня наименее разработанным и представлено лишь программным обеспечением:

    – Программа по физической культуре для средней (полной) школы профильного уровня (Матвеев А.П. – М.: Просвещение, 2008), рассчитана на пять уроков в неделю;

    – Программа для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» (под ред. А.Т. Паршикова. – М.: Просвещение, 2000), рассчитана на пять уроков в неделю.

    В качестве учебно-методического обеспечения для профильного обучения в условиях отсутствия рекомендованного Министерством образования и науки РФ перечня, возможно использовать учебник и пособия, рекомендованные для базового уровня, дополнив утверждённый перечень необходимыми  научно-теоретическими и учебно-методическими изданиями.

    Очевидно, что обновление содержание образования в сфере физической культуры связано с процессом самоопределения, саморазвития и самосовершенствования личности в физкультурно-спортивном пространстве. Такое личностное развитие позволит учащимся самостоятельно организовывать индивидуальную физкультурную деятельность и вести индивидуальный здоровый стиль жизни.  Это требует преобразования содержания программ и использования современных технологий организации учебного процесса, новых средств и методов  оценки эффективности образовательной  деятельности.  Именно такой системный подход к проектированию и реализации образовательного процесса по физической культуре способен приблизить нас к результату -  высокому уровню физической культуры личности учащегося, достижению им полноценной социализации, адекватной ожиданиям современного общества и государства.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационные технологии в формировании ключевых компетенций в предметной области «Физическая культура».

    Сегодня одним из востребованных и отвечающих задачам образования является решение проблемы превращения ученика в активного субъекта обучения. Технология проектирования является одним...

    Проектная и исследовательская деятельность лицеистов в предметной области «Физическая культура» как средство формирования активной творческой личности ребенка, самореализующей себя в пространстве общечеловеческой культуры.

    Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры....

    Проектная деятельность обучающихся в рамках реализации предметной области «Физическая культура

    распространение опыта проектной деятельности в области физкультуры с точки зрения реализации деятельностного подхода в образовании....

    Системно-деятельностный подход в преподавании предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС второго поколения

    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

    Тема: «Преемственность дошкольного и начального школьного образования в предметной области «Физическая культура».

    Тема моей работы:Преемственность дошкольного ишкольного образования в предметной области«Физическая культура»на современном этаперазвития».Над этой темой я работаю три года. Актуальность моей ра...

    Разработка методических приемов формирования регулятивных УУД по предмету физическая культура в рамках деятельности лицея как городской экспериментальной площадки « Создание вариативной модели внедрения ФГОС основного общего образования».Самообразование

    Развитие современных информационных технологий привело к тому, что дети разучились общаться и играть друг с другом в реальном мире. Страх родителей, не выпускающих на улицу детей, за их жизнь и здоров...