Проектная деятельность обучающихся в рамках реализации предметной области «Физическая культура
методическая разработка по физкультуре по теме

 

 распространение опыта проектной деятельности в области физкультуры с точки зрения реализации деятельностного подхода в образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

по теме:

«Проектная деятельность обучающихся в рамках реализации предметной области «Физическая культура»

Выполнила:

Филиппова Н.Н.

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ гимназии №10

г. Гуково

2013г.

«Великая цель образования это не знания, а действия»

Герберт  Спенсер

 Характеристика темы: распространение опыта проектной деятельности в области физкультуры с точки зрения реализации деятельностного подхода в образовании.

Цель работы: Освещение опыта педагогов школы в области проекта по физкультуре.

Задачи: Рассмотреть общеучебные и предметные компетенции, приобретаемые учащимися, образовательные, воспитательные и развивающие аспекты в рамках проектов по физкультуре.  Проект в области физкультуры, и в частности создание тематических экспозиций по предмету, актуализируют знания учащихся, требуют от ребят умения видеть изучаемый объект с разных точек зрения, искать возможности практического решения существующих проблем.

Место метода проектов в образовательном процессе.

Проект - это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации». Метод проектов – набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Метод проектов является базовой педагогической технологией, позволяющей формировать ключевые компетентности учащихся.

Метод проектов универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен, поскольку а) стимулирует практическую проектную деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций б) позволяет наименее ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования ключевых компетенций учащихся.

Использование метода проектов позволяет не только создать естественную среду для формирования компетентностей, но и обеспечить:

  • освоение \ присвоение новых способов деятельности на интегрированном содержании;
  • появление опыта соорганизации ресурсов для достижения цели;
  • выведение образования за пределы школы (сетевую организацию общего и дополнительного образования, использование образовательный потенциала «необразовательных» ресурсов);
  • «разгрузку» учебного дня ученика.

Необходимость организационных изменений.

Реализация метода проектов требует адекватной формы организации образовательного процесса. Две базовые установки метода проектов приводят к противоречию необходимых организационных форм и классно-урочной системы:

  • выполняя проект учащийся (-еся) решает (-ют) субъективно значимую проблему, основное время необходимо для самостоятельной работы с различными (информационными, техническими и т.п.) ресурсами, поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках классного коллектива.
  • выполняя проект учащийся (-еся) достигает поставленной цели средствами различных предметных областей учебного плана, а также информаций и технологий, выходящих за его пределы, поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках урока.

Вместе с тем, эффективность классно-урочной системы в достижении других результатов образования: базовых знаний, навыков, предметных умений (которые можно рассматривать как ресурс для формирования компетентностей или как самоценный результат образования) не ставится под сомнение. В этой ситуации основной задачей школьной администрации является совмещение классно-урочной и проектной форм организации образовательного процесса в режиме функционирования школы.

Другие задачи, которые также следует решить для введения метода проектов в образовательную практику, связаны с формированием определенной среды и подготовкой кадров:

  • использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т.п.,
  • необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении,
  • должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.),
  • работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организации образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.

Физическая культура, как любой другой предмет, включенный в Базисный  учебный план, так же ориентирована на достижение этой цели.

 В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Чаще всего понятие «самореализация» интерпретируется как «реализация собственного потенциала» . Что касается психологической структуры самореализации личности, то опираясь на многолетние исследования свойств личности в рамках концептуальной модели профессора А.И. Крупнова (1984–2006) , аргументировано сформулировавшего системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств, представляется необходимым отметить, что самореализация представляет собой сложную функциональную систему представленную комплексом психологических образований .

Базовыми условиями самореализации личности выступают: психоэкологические, психофизиологические, психологические, педагогические и социальные факторы. К психологическим условиям, способствующим степени успешности самореализации личности, относятся психические познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния. Следующую систему составляют социальные детерминанты. В нее входят различного рода институты социализации, обеспечивающие социально-ролевые позиции участникам, способствующие или препятствующие самореализации личности.

Что касается педагогических условий, то они концентрируются в системе обучения и воспитания, которые сами по себе являются системообразующим основами самореализации.

Среди форм самореализации личности можно выделить внешнюю и внутреннюю. Внешняя направлена на самовыражение индивида в различных сферах жизнедеятельности: профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и др. В то время как внутренняя обеспечивает самосовершенствование человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном аспектах.

И, наконец, среди видов проявления самореализации личности необходимо выделить деятельностную, социальную и личностную. Деятельностная самореализация субъекта характеризуется самовыражением в различных видах деятельности и обеспечивает высокий уровень профессиональной компетенции. Причем деятельность не, всегда и не обязательно может быть связана с официальной профессией субъекта, это может быть любительский спорт, художественное творчество, учеба и т.д.

Социальная самореализация связана с выполнением гуманитарной миссии, общественно-хозяйственной, общественно-политической, общественно-педагогической либо любой иной общественно-полезной деятельностью.

Личностная самореализация способствует духовному росту человека, обеспечивая на первых этапах развитие личностного потенциала: ответственности, любознательности, общительности, трудолюбия, настойчивости, инициативности, эрудиции, креативности, нравственности и т.д.

В процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся происходит формирование следующих универсальных учебных действий :

Формирование личностных УУД:

Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;

Воспитание целеустремлённости и настойчивости

Формирование коммуникативных УУД:

Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,

Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

Формирование регулятивных УУД:

Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

Формирование познавательных УУД:

Сбор, систематизация, хранение, использование информации

Опыт работы показывает, что крайне важно поддерживать интерес ребят к теоретическим знаниям по физической культуре. Это важно не только потому, что учащиеся начинают лучше понимать себя, свой организм, происходящие с ними перемены, но и утверждаются в правильности своего отношения к физическим упражнениям. Эти знания помогают им сделать свой выбор в направлении здорового образа жизни, осознанно заниматься выбранным видом спорта. Постепенно ребята понимают, что активный образ жизни - норма жизни.

К сожалению, теоретические сведения, получаемые на уроках физкультуры, крайне недостаточны, и предполагают самостоятельную работу по изучению предложенного курса. Не всем это под силу.  Поэтому необходимо привлечь учеников  к изучению и раскрытию интересующих их тем.

Проектные работы  – маленькие открытия, которые совершают  учащиеся. Ребята приобретают массу новых знаний и умений, учатся рассматривать проблемы с различных точек зрения и решать их. В ходе реализации проектов приобретаются навыки самостоятельной и коллективной работы, большой опыт поиска информации в разных источниках, умение пользоваться различными компьютерными продуктами, сетью Интернет и многое другое.

Трудно переоценить положительные факторы в развитии учащихся, работающих над проектами в области физкультуры. Информация о спорте, примеры спортивных достижений и побед спортсменов привлекают многих учащихся к занятиям физкультурой, воспитывают чувство гордости за своих соотечественников. Ребята по новому смотрят на занятия спортом и приобретают интерес к изучению истории спорта. Проектные работы могут выполнять учащиеся, относящиеся к любой группе здоровья, освобожденные от уроков физической культуры, чтобы не просто получить оценку, но, прежде всего, почувствовать свою причастность к спорту, к коллективу, более активно использовать в своей жизни физические упражнения.

Перспективность этой работы еще и в том, что она привлекает к спорту в той или иной степени не только авторов проектов, но и все школьное сообщество. Кто-то прочитал публикации о спорте в школьной газете, кто-то побывал на экскурсиях по школьным тематическим экспозициям. Приблизительная схема выполнения проектной работы в области спорта аналогична проекту в других областях знаний, и сроки работы над проектом могут выглядеть следующим образом:

Определение проблемы и темы будущей проектной работы (апрель, май);

Сбор и обработка материалов (сентябрь, октябрь);

Работа над продуктом проекта, продумывание формы защиты (ноябрь, декабрь, январь);

Создание описания проекта (папки, паспорта проекта и др.), подготовка презентации проекта (январь, февраль);

Подготовка к защите проекта (март);

Защита работы на научной конференции проектных и исследовательских работ учащихся  (апрель).

Серьезным этапом работы над проектом является его «защита». Представляя свой проект, учащиеся осознают, что стало результатом их работы. Важно, чтобы ребенок, готовясь к «защите» учился анализировать свои действия, и на основе этого принимать новые решения.

        В ходе работы сначала выбираются события, даты, сооружения, имена спортсменов и исторических деятелей о которых хотелось, и было важным рассказывать. Далее собираются информационные материалы изобразительного характера:  детские рисунки, фотографии, репродукции произведений живописи, фрагменты книжных иллюстраций.  

Текстовые материалы экспозиции составляются  участниками проекта на основе собранной информации из различных источников с использованием фрагментов газетных публикаций, литературных произведений, выдержек из писем и воспоминаний. Авторы проекта должны стремиться  действовать по правилам классической экскурсии: рассказать о том, что можно показать.

Активное участие в работе могут принимать родители. Они могут помочь отобрать фотографии в семейных архивах, на которых были изображены они сами и их родственники во время занятий спортом, Находить  фотографии занятий послевоенных спортивных секций и снимки спартакиад, в которых принимали участие родственники  учащихся.

Хронологическими акцентами в экспозиции могут стать  изображения значимых для каждого исторического периода  спортивных сооружений. Авторы проекта могут выполнять  их самостоятельно в графическом черно-белом стиле,  на основе античных рисунков.

Экспозиция можно сделать  так, чтобы по ней можно было провести экскурсию или ознакомиться с материалами экспозиции самостоятельно. Текст экскурсии - часть проектной работы.

Проект  «Олимпийские игры древности». стремление показать, каким выдающимся творением человеческого гения  были древние Олимпийские игры, как  бескорыстие, честность и мужество возродили их в 19 веке для всего человечества.

Экспозиция строится  так: часть «Древние игры» включала в себя разделы: Олимпийские легенды, Олимпия, Программа и правила игр, Виды спорта, Другие игры (игры в других полисах Греции); в часть «Возрождение» вошли разделы: Начало Олимпийского движения, Первые игры, Россия в Олимпийском движении.

Основная идея экспозиции заключается в том, чтобы рассказать об Олимпийских играх древности с помощью изображений знаменитых шедевров древнего искусства. Например, древние олимпийские виды спорта в экспозиции представлены изображениями атлетов на керамике .

В процессе работы авторы проекта должны понять, что для древних греков понятия физической красоты, силы и ума были равнозначными, Игры являлись предметом гордости греков, особым уважением в обществе пользовались победители Игр. Важным выводом стало и понимание того, что возрождение Олимпийского движения требовало огромных усилий подвижников конца 19 – начала 20 веков в деле осознания мировым сообществом необходимости развития спорта для человечества.

Когда работа над проектом становится увлеченной, как часто это случается, захватывает не только непосредственных участников проекта, но и их одноклассников, родителей, учителей.

Опыт проектной деятельности по физической культуре показывает, что:

- ребятам интересно заниматься поиском информации в области спорта;

- материалы проектов могут использоваться для проведения Олимпийских уроков, создания стендов, подготовки различных мероприятий;

- в процессе работы над проектами рождаются новые идеи, ребята становятся настоящей командой, им интересно вместе проводить время, заниматься спортом;

- родители и учащиеся находят общие точки соприкосновения в жизни, старшие вспоминают спортивную молодость, младшие гордятся за них, и стараются не отставать.

В рамках проектной деятельности в школе необходимо пытаться  решать основные задачи физического воспитания, опираясь на колоссальный исторический материал и опыт, на интерес к спорту  учеников.

В заключении хочется сказать, что если мы хотим развивать проектную  и исследовательскую позицию у своих учеников, то мы – педагоги должны работать над собой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность лицеистов в предметной области «Физическая культура» как средство формирования активной творческой личности ребенка, самореализующей себя в пространстве общечеловеческой культуры.

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры....

Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС вхо-дит в предметные области: «Физическая культура» на ступени на-чального общего образования; «Физическая культура и основы безо-пасности жизнедеятельности» - на ступени основного общего обра-зования;

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения подходов к преподаванию предмета «Физическая культура» в условиях реализации примерного учебного плана для общеобразовательных...

Организация учебно-проектной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС

Доклад, представленный на методическом объединении+презентация-сопровождение...

Положение об организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС среднего общего образования

Локально-нормативный акт школы, регламентирующий организацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС среднего общего образования...

“Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС.”

Одним из основных пунктов реализации ФГОС является организация проектной деятельности в школе. При разработке Основной образовательной программы школы в содержательный раздел включена Программа разви...

“Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС.”

Одним из основных пунктов реализации ФГОС является организация проектной деятельности в школе. При разработке Основной образовательной программы школы в содержательный раздел включена Программа разви...