"Особенности работы с детскими голосами на уроке вокала"
методическая разработка на тему

Гуляева Алёна Викторовна

Работа с детскими голосами на уроке вокала имеет свои особенности,т.к. детский голос ещё не сформирован из-за возраста детей (от 6 лет,подростковый возраст),работа требует от преподавателя очень много тонкостей,знаний и умений!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области.

 «Особенности работы  с детскими голосами на уроке вокала»

        Выпонила:

        Гуляева Алёна Викторовна

Ульяновск 2018


Тема: »Особенности работы с детскими голосами на уроках вокала».

Голос – это особое богатство, природный дар, который  дан человеку от бога. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.  Певческий голосовой аппарат- инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

Школьные годы - самое певучее время.  Именно с раннего  возраста  надо приобщать детей к  прекрасному вокальному  искусству.  Детская вокальная педагогика обладает целым рядом особенностей по  сравнению с  обучением  взрослых. Особенности эти определяются тем, что детский организм еще  окончательно  не сформирован  и  находится  в  определенной стадии своего анатомо-физиологического  развития  (в зависимости  от  возраста). Это период  накопления растущим организмом сил, необходимых  навыков  и  знаний.   Здесь  важно отметить то, что силы, умения и  знания  ребенка  формируются  не только в области музыки, но и во многих других жизненно важных сферах,  прежде всего – предусмотренных программой образования, и  в целом  представляют для развивающегося организма.

Детские  голоса  прежде  всего отличаются  особенным тембром и высотой звука. Правильное детское пение мало слушать, его надо обязательно смотреть. Когда ребенок поет, он тем самым рисует образы. Его исполнение – выразительное, очень живое и естественное. В  современной   подростковой  среде все реже и  реже встречаются здоровые детские голоса. У детей участились случаи  расстройства  голосового  аппарата вследствие простудных  заболеваний, а  также органических заболеваний . Одним из распространенных заболеваний является  дисфония  возникающая  из-за перенапряжения голоса. Наибольшая частота нарушений отмечается в возрасте от 8 до 10 лет. Дисфония чаще возникает у детей с повышенной активностью, любящих громко говорить, кричать. Также встречаются узелки голосовых связок возникающие от  перегрузки голоса, неумелого пользования им, особенно при пении верхних нот,  от чрезмерной продолжительности пения, от неправильной классификации голоса (сопрано поет альтом, баритон - тенором и т.д.), неправильная техника пения.  

Известный логопед Пустынникова Г.Н. отмечает, что профилактика  здоровья детских певческих голосов заключается в соблюдении  общегигиенических правил, предохраняющих организм от простудных  заболеваний, которые часто ведут к  заболеваниям  голосового  и  слухового  аппаратов. Совершенному  функционированию  здоровой  гортани и голосовых  складок  нередко мешает болезненное состояние  верхних  дыхательных  путей.  Нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового  аппарата, весьма распространены у детей .

Я считаю необходимым подробно ознакомить детей, занимающихся вокалом – не важно, классическим, эстрадным, джазовым, - с гигиеной голоса. Это очень важный фактор в воспитании и сохранении здоровых певческих голосов на долгие годы.  И хочется добавить великолепную цитату  Свешникова  А.В. «Уважайте  голос! Именно в неуважении к голосу - прекрасному, живому,  беспредельно выразительному инструменту - и следует искать причины  наших  неудач»

Следующий вопрос, который  интересует  очень  большую аудиторию - можно ли с детства заниматься классическим вокалом? По поводу этого вопроса существует  ряд  мнений. Детское сольное пение долго не признавалось в кругу профессионалов, и до сих пор многие вокальные педагоги придерживаются мнения, что детей не надо учить академическому пению. Причина заключается в том, что иногда занятия приводят не к развитию, а к потере голоса или приобретению вокальных дефектов, которые в дальнейшем бывает нелегко устранить. Такой результат, как правило, является следствием ошибок  как в методике работы, так и в выборе репертуара. В то же время другие специалисты отмечают, что вокалисты, начинающие обучение после 16 — 17 лет, сильно отстают от инструменталистов в вопросах музыкальной грамотности и восприятия, а также в области технической оснащённости, и детское сольное пение могло бы решить эти проблемы.

До сих пор в научных кругах вопросы методики работы с детским голосом являлись предметом неутихающих споров. В то же время проблема детского вокального репертуара практически не поднималась, так как в XX веке детского сольного пения официально не существовало. Дети пели в хоровых коллективах, и вокальная работа чаще  всего исчерпывалась упражнениями и подготовкой к исполнению сольных фрагментов в хоровых произведениях. Конечно, были исключения, и некоторые педагоги  занимались с вокально -одарёнными детьми индивидуально, но это не было явлением массового характера.

 На сегодняшний день количество желающих заниматься классическим вокалом увеличивается. Между тем,  общепринятой программы ещё нет,  и идёт активный поиск репертуара, который могут петь дети. Вопрос вокально-технических возможностей детского голоса также является дискуссионным: некоторые трудности принципиально преодолимы и даже полезны для развития голоса, в то время как другие наносят часто непоправимый вред. Поэтому формировать вокально-певческие навыки необходимо с учетом физиологии голосового аппарата. Известный педагог  Гонтаренко Н.Г. подчеркивает, что неправильная техника пения, т.е. использование таких приемов, которые лежат за пределами физиологических возможностей детей и подростков ведет к расстройствам голосового аппарата.

 Голос ребенка растёт и изменяется вместе с общим ростом всего организма, и это накладывает существенные ограничения на выбор

исполняемых произведений. Преподаватель сольного пения в Московской  музыкальной школе  Полякова Н.И. выявляет то, что существуют те   вокальные педагог ,  которые  ориентируются на традиционный  «взрослый» классический вокальный репертуар (привычный и хорошо известный), на тех, кто ограничивает поле деятельности современными песнями для детей (от хрестоматийных песен  Шаинского ,   Крылатова и других  детских композиторов до современных песен из мультфильмов и мюзиклов) и на тех, кто стремится найти некую «золотую середину». Найти её необходимо, так как многие произведения классической вокальной литературы не соответствуют возможностям детского голоса, часто становясь причиной его деформации, а также особенностям внутреннего мира ребёнка, поскольку выражают эмоции и чувства, чуждые его душевной организации. Задачи охраны детского голоса и гармонии внутреннего мира ребёнка должны быть сдерживающим фактором при выборе произведений на всех этапах обучения учащихся, уравновешивая естественное стремление к развитию.

          Ведущий научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, профессор и педагог Алиев Ю.Б.  считает что необходимо исследовать вопросы допустимой для ребёнка тесситуры и диапазона произведений, а также возможной динамической палитры. Эти факторы являются важнейшими критериями при выборе детского вокального репертуара. Ограничения в содержательном аспекте связаны, с одной стороны, с задачами охраны голоса (многие повышенно эмоциональные произведения провоцируют на пение в форсированном режиме), а с другой — с задачами охраны внутреннего мира ребёнка и гармоничного развития личности.

Тем не менее, полный отказ от классических произведений (что также случается) совершенно неправомерен: развитие певческого голоса и навыков пения в академическом стиле немыслимо без изучения широкой палитры классической вокальной музыки. Вместе с тем необходимо обновлять детский вокальный репертуар. В дополнение к классическим произведениям в нём должны присутствовать также песни и романсы современных авторов, но необходимо определить те критерии, которым они должны соответствовать. В связи с тем, что одной из основных задач вокального воспитания является формирование художественного вкуса учащихся, как в классической, так и в современной музыке, предлагаемой для исполнения юным музыкантам, огромное значение имеет её художественная ценность и стилистические особенности.

 Стиль современных произведений, предлагаемых для исполнения в классе академического пения, не должен противоречить цели гармоничного развития ребёнка. Существует немало современных песен и романсов, которые могут стать гармоничным дополнением к классическому репертуару, обогащая палитру музыкальных представлений юного вокалиста, развивая его слух и готовя к проникновению в мир взрослой современной музыки академического направления. Также требует рассмотрения вопрос определения роли, которую могут играть в вокальном становлении ребёнка вокализы и русские народные песни. В детских музыкальных школах можно исполнять  вокализы                       И. Вилинской , Н.Татаринова, а также вокализы Ф.Абта. Народные песни в классических обработках, например, «На горе-то калина»  (обработка Ю.Чичкова), «Четыре таракана и сверчок» (  обработка А.Долуханяна)  дети  поют с большим интересом и удовольствием.

Дети любят петь, и взрослые должны предоставить им высокохудожественный материал, обогащая их духовную жизнь и воспитывая любовь и уважение к ценностям мировой и отечественной культуры.                                                                                                                                             Ребёнок приходит в школу с желанием петь, и надо открывать ему новые возможности, о которых он часто и не догадывается, не имея представления о вокальной классике.  Дети с удовольствием учатся исполнению классических миниатюр, осваивая вокальную технику и тонкости классического стиля например  в песнях Р.Шумана «Совено», « Песочный человек», И.Брамс «Лесной покой», «Соловей», А.Аренский «Спи дитя мое усни», А.Гречанинов «Подснежник», Э.Григ «Заход солнца», Ю.Чичков  «Свирель да рожок» и т.д. В вопросах интерпретации классических произведений необходимо знать меру в создании своего прочтения, но в то же время, нельзя играть или петь по шаблону, копируя чужую манеру исполнения. Умение достичь творческой свободы исполнения, вместе с тем придерживаясь определённых стилевых норм, является, наверное, одной из наиболее высоких целей музыкального искусства, и в работе с юными вокалистами эта цель также может быть достигнута.

 В процессе вокального развития ребёнку приходится преодолевать множество трудностей, и задача педагога в классе академического сольного пения — обеспечить условия максимально бережного развития голоса и его охраны. Решая эту задачу, следует учитывать богатый опыт прошлых лет:

1)не допускать форсированного пения и злоупотребления грудным резонированием, в процессе постановки детского голоса исходить из того, что ему свойственна двухрегистровость, и постепенно формировать микстовое звучание «сверху», отталкиваясь от фальцетного режима фонации;

2)  с самого начала занятий обеспечивать охрану детского голоса, работая над техникой (опорой звука на дыхание, высокой певческой позицией, правильной артикуляцией и т. д.), и развивать детский голос в удобной для каждого тесситуре, с аккуратным отношением к крайним звукам диапазона;

3)не включать или включать с осторожностью в детский репертуар драмматические произведения и оперные арии XIX — XX веков , например  ограничивать включение в  детский репертуар эмоционально насыщенных произведений  композиторов-романтиков и  веристов.

4)подбирать для каждого ребёнка произведения разных стилей и жанров, не выходя при этом за границы академического направления   (народные и современные песни сочетать с классическими произведениями);

5)при выборе произведений проводить анализ вокально-технических трудностей и анализ образной сферы (на предмет соответствия возможностям и интересам каждого ребёнка);

6)воспитывать в ребёнке-вокалисте всесторонне развитого и образованного музыканта;

7)  правильное  пение  достигается    постоянной  работой   над   вокальными упражнениями  и  произведениями в течение  определенного  времени.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: работа  с  детскими  голосами  требует  особенного,  осторожного, индивидуального подхода  к  каждому ребенку.  Каждый  педагог   должен  понимать,  что  несет  огромную  ответственность за  сохранение  и  развитие  здоровых  детских  голосов,  ведь  именно  дети - это  наше  будущее, за  которое  мы  в  ответе.  Среди сегодняшних учеников вокальных отделений музыкальных школ есть, наверное, и те, кто в будущем прославит свою страну и отечественное вокальное искусство, но большинство детей скорее всего пойдёт другими  путями. Не имеет значения, какие профессии они изберут: музыка всегда будет занимать своё место в их жизни и в их душе, и можно смело утверждать, что это будет хорошая музыка. Важно то, что в музыкальных школах дети повышают свой уровень духовности, сочиняют стихи, играют и поют в различных ансамблях, объединяясь в совместном творчестве, дружат и радуются полноте своей жизни, потому что «Детство — это я и ты!»

Литература

1.Пустынникова Г.Н. Восстановление речевого и певческого голоса у  служителей  церкви. М.,2002.

2.Калинин С.С. Памяти А.В. Свешникова. Статьи .Воспоминания. М.: Музыка, 1998.

3.Гонтаренко Н.Б. Сольное  пение. Секреты  вокального  мастерства. М.,2007.

4.Полякова Н. И. Детский вокальный репертуар: Формирование личности  юного  музыканта  и  его  голоса. М.: Музыкальная  жизнь. Выпуск 4 , 2011.

5.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в  общеобразовательных   учреждениях: Учебное пособие  для  студентов  муз. фак. пед. вузов. М.: Академия, 2002.

6.Сикур П.И. Воспою тебе. Вокальное пособие для  вокалистов,  руководителей  хоров. М., 2002.

7.Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального  воспитания. М., Музыка, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я рада этим детским голосам.

Горжусь,что я учитель технологии! Ведь именно на моих уроках формируется экономическое мышление и культура труда,профессиональная компетентность и мобильность,ведется морально -психологическая подгото...

Программа детского объединения "Аллегро" - эстрадный вокал

Материал представляет собой Авторскую образовательную программу объединения "Аллегро" вокально-эстрадного творчества  для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Автор - педагог д...

Метадическая разработка открытого урока вокала. Тема:«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».

- обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата; - обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке; - создать условия для развити...

Детский голос. Профилактика и охрана детского голоса.

Свойства нормального певческого звука, рабочий диапозон детского голоса. Профилактика и охрана детского голоса....

Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения

Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...

Охрана и гигиена детского голоса на уроках сольного пения.

Охрана детского голоса тесно связана с постоянной изменчивостью, ростом детского организма. При работе с детьми следует всегда учитывать такую их особенность, как способность выдерживать физические на...