Главные вкладки

    Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения
    методическая разработка на тему

    Жбанова Юлия Константиновна
    Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное значение, так как отражают многие жизненные явления, обогащают представления учащихся о природе, истории, быте и традициях разных народов. Младший школьный возраст —благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного отношения. Чтобы учебное занятие представляло для детей интерес, необходимо грамотно организовать обучение, используя разнообразные методы и педагогические технологии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    Центр развития творчества детей и юношества г.Павлово

    Методическая разработка раздела

    дополнительной образовательной программы

    детского музыкального театра «Вдохновение»

     «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения»

                                                                            1-й  год обучения

    Составила Жбанова Ю.К.,

    педагог дополнительного образования

    г. Павлово

    2014 г.

    1. Пояснительная записка.

        Образовательной областью программы детского музыкального театра «Вдохновение» является искусство. Искусство концентрирует в себе все главные особенности нравственно-эстетического отношения к миру и развивает способность человека к творчеству. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребёнка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус.

       Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает детский музыкальный театр как форма дополнительного образования. Театральная форма предполагает опору и тесную взаимосвязь с эстетическим циклом школьных предметов; дополняет знания, полученные в школе и позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка; способствует развитию целого комплекса умений, активному восприятию разных видов искусства.

     Отличительные особенности программы состоят в том, что здесь демонстрируется интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей ( вокальное искусство, сольфеджио , сценическое движение). Интеграция позволяет сблизить эти предметы, найти общие точки соприкосновения, более  глубоко и в большем объёме преподносить их обучающимся.

    Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства.

    Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное значение, так как отражают многие жизненные явления, обогащают представления учащихся о природе, истории, быте и традициях разных народов.

    Обучение вокалу является одним из самых доступных видов деятельности, однако процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определённой системы. Занятия по  вокалу состоят из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование вокальных навыков. Важной частью являются упражнения на формирование правильного звукопроизношения и  певческого дыхания , упражнения для распевания. Именно эта часть вокальных упражнений даёт основу формированию  основных вокальных навыков.

    Цель программы:

    создание условий, обеспечивающих музыкальное развитие детей, реализацию их потенциальных возможностей , воспитание эмоционально-чувственной сферы.

    Данная программа рассчитана на пять лет обучения.

    Отличительными особенностями программы являются:

    - ориентация на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей обучающихся разных возрастных групп соразмерно личной индивидуальности;

    - включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики;

    - применение речевых игр и упражнений, которые развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами;

    - использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

    - знакомство с национальными особенностями музыкального искусства разных народов и стран;

    - песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной работы  МБОУ ДОД ЦРТДЮ г.Павлово;

    - использование в репертуаре авторских песен педагога и детей.

    Для методической разработки я выбрала раздел программы 1 года обучения «Формирование детского голоса.. Речевые игры и упражнения».

    2. Цель и задачи раздела.

    Цель:

    Развитие артикуляционного аппарата вокалиста посредством  отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

    Задачи:

    Образовательные:

    - обучить  правильному певческому дыханию, пропеванию слов на зевке, пропеванию согласных..

    - учить передавать мелодию, чисто интонировать.

    Развивающие:

    - развить дикционные способности и навыки,

    - развить образное мышление средствами музыкальной выразительности,

    - развить умение анализировать смысловое содержание произведений,

    - развить мышечный аппарат и мелкую дикционную моторику.

    Воспитательные:

    - способствовать формированию культуры пения у воспитанников, как эстетическую потребность,

    - формировать  интерес к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению,

    - способствовать  творческому самовыражению детей,

    - воспитывать у детей чувство коллективизма, коммуникабельность и активность.

    3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.

    Особенности работы с группой связаны с психолого-педагогическими особенностями детей возраста 6-7 лет .Главное новообразование данного возрастного периода -  способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.

    На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становится его высказывания.

    Развивается общение как вид деятельности. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании и сопереживании и личностные мотивы общения. Развитие личности в этом возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая.. В этот период вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям. Старший дошкольник в основном верно осознает, что нравится и что не нравится в его поведении взрослым, вполне адекватно оценивает качество своих поступков и отдельные черты своей личности. К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка.. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа .

     Ребенок  усваивает «язык» чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций. Шестилетний  возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно. Вместе с тем вообразить что-то намеренно, подключая волю детям этого возраста нелегко.  

    Ведущим видом деятельности у 6-7 летних детей кроме учебной деятельности выступает игровая деятельность – сюжетно-ролевая игра, где требуется соблюдение определенных правил.

    Основываясь на особенностях данного детского возраста, в процессе обучения вокалу я использую индивидуальный подход к каждому ребенку, способствую закреплению в его сознании имеющихся у него достижений и успехов, оказываю психологическую поддержку тем детям, кто в ней нуждается. В ходе учебного занятия я способствую формированию у обучающихся адекватной самооценки, используя поощрение, похвалу , тем самым поддерживается интерес к музыкальным занятиям.На занятиях я ставлю также целью воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, помогать друг другу.

    Психологические условия на занятии:   утверждение радости на уроке.

    личностно-ориентированные общение - учет индивидуальных способностей, уровня музыкального развития, дифференцированный подход.

    психологически-комфортная атмосфера - эмоциональное удовлетворение, право учиться на успех.

    4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

    Предметные результаты:

     обучающийся должен :

    - иметь устойчивый интерес к выполняемым им упражнениям,

    - уметь эмоционально, напевно, с хорошим певческим дыханием и с хорошей дикцией исполнить музыкальное произведение

    - приобретут певческие умения (дыхание и артикуляция)

    Метапредметные результаты:

    - разовьют  интонационный слух ( способность слышать и понимать содержательный смысл музыки)

    - разовьют логическое и образное мышление,

    - разовьют память и интуицию,

    - научатся создавать творческий продукт-образ в игре.

    Личностные результаты:

    - обучающиеся разовьют эмоционально-чувственную сферу,

    - совершенствуют коммуникативные умения,

    - разовьют художественный вкус.

    5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

    Младший школьный возраст —благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного отношения. Чтобы учебное занятие представляло для детей интерес, необходимо грамотно организовать обучение, используя разнообразные методы и педагогические технологии.

     Обучение формированию детского голоса основано на концепции музыкального воспитания Карла Орфа. Эта концепция объединяет речь, движение и музыку как генетически и исторически взаимосвязанное триединство .Практическое знакомство с системой музыкального воспитания Карла Орфа привело  к идее начать развитие певческого голоса детей с речевого этапа. Прежде чем обучать, пробуем на занятиях по разделу программы «Формирование детского голоса» дать детям возможность сначала прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности. На этом этапе очень важно, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а просто был увлечен и занят интересной для него деятельностью.

    Вот примерная линия усложнения этого процесса:

    • сначала просто игра звуками своего голоса, интонациями речи,
    • затем исследование возможностей речевого и певческого голоса,
    • после чего исполнение песен, исходя из своих эмоций, способностей и опыта.

    В процессе обучения по разделу «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» я использую следующие технологии:

    игровые технологии, развивающего обучения , арттехнологии, здоровьесберегающие.

    Наиболее часто применяются на занятиях по разделу музыкально-дидактические игры. Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый ; другая - игровая, ради которой действует ребенок. Музыкально-дидактические игры просты и доступны, интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Музыкально-дидактические игры интересно и красочно оформляются ( например, карточки или плакаты с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры).

    На занятиях по вокалу используются элементы технологии развивающего обучения. Развивающее обучение- новый, активно - деятельностный способ обучения , он учитывает и использует закономерности развития ребенка, приспосабливается к уровню и способностям индивидуума. Развивающее обучение-это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности обучающихся и их реализацию .В процессе обучения используется индивидуальный подход к каждому ребенку.

    Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости. На занятиях по разделу используется метод «эмоционального тренинга», который способствует созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе и развитию образного мышления. Арт-технология  способствует восстановлению внутренних сил обучающихся, поддержанию и даже ускорению темпа их общего и интеллектуального развития, обеспечивает устойчивость эмоционального состояния.

    Работа по разделу «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» строится также с использованием таких общепризнанных элементов здоровьесберегающей технологии как дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой и артикуляционная гимнастика В.В.Емельянова.

    Методы работы:

    • По источнику знаний :

    Наглядный – наглядно-иллюстративный, показ

    Словесный – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа

    Практический – упражнения, практические задания

    • По характеру познавательной деятельности :

    Объяснительно-иллюстративный,

    Репродуктивный

    Игровой.

    • Методы вокальной педагогики:

     концентрический,

    фонетический,

    вокальные упражнения,

    методы показа и подражания.

    6. Учебно-тематическое планирование по разделу.

    Тема

    Часы

    Тип и форма занятия

    Способы, приемы организации учебной деятельности

    На развитие каких способностей направлено

    1.

    Звукообразование

    2

    Изучение нового материала. Учебное занятие с объяснением.

    Рассказ, демонстрация плакатов, тренинг по образцу

    Развитие слухового контроля и координацию звукообразования

    2.

    Певческое дыхание

    2

    Комбинированное занятие, объяснение, практические упражнения

    Рассказ, диалог, демонстрация упражнений. Активизация внимания на правильность выполнения упражнений

    формирование певческого дыхания

    3.

    Дикция и артикуляция

    2

    Комбинированное занятие, объяснение, практические упражнения

    Демонстрация наглядных пособий, показ, контроль за выполнением упражнений, повторение ранее выученных упражнений

    Формирование высокой певческой позиции, четкой дикции. Правила орфоэпии.

    4.

    Речевые игры и упражнения

    2

    Практическое занятие. Сюжетно-ролевая игра

    Диалог. Активизация внимания на сюжете занятия. Побуждение к правильному выполнению всех упражнений. Вовлечение в сюжет занятия , перевоплощение.

    Выразительное исполнение упражнений, раскрытие творческого воображения, развитие чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков

    5.

    Вокальные упражнения

    2

    Практическое занятие.

    Демонстрация правильного выполнения упражнения ,воспроизведение обучающимися упражнений на основе ранее изученного материала

    Формирование начальных певческих навыков


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по теме «Кроссворд «Музыкальный театр» »

    Данный кроссоврд можно применять на занятиях по предмету синтезатор для проверки знаний учащихся по теме....

    Методическая разработка раздела образовательной программы по физической культуре - обучение игре в баскетбол – младший и средний школьный возраст.

    Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он у...

    Методическая разработка длительной образовательной игры «Победа деда - моя победа!» «Методическое пособие по патриотическому воспитанию»

    Форма: путешествие по станциям  (игровое событие в рамках длительной образовательной игры "Победа деда -моя победа!"Направление: военно-патриотическое.В приложениях- сценаный план игры , в том чи...

    Методическая разработка " Открытый урок "What time is it?" (6 класс) с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps.

    Как спросить время? Который час по-английски (What time is it?).Видеоуроки:1. Как спросить время? Который час по-английски (What time is it?).https://www.youtube.com/watch?v=tUHytosU8302. "T...

    Методическая разработка "Открытый урок "My place (6 form). Module 2b" с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps.

    Методическая разработка "My place (6 form). Module 2b" с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps.Интерактивные игры-упражнения на сервере LearningApps.1. Найди пару "...

    Методическая разработка: Совместная образовательная деятельность музыкального руководителя с воспитанниками подготовительной к школе группы. «Путешествие по Самарскому краю»

    Данная методическая разработка раскрывает тему формирования у дошкольников нравственных ценностей: воспитание патриотических чувств,признание совершенства и самобытности каждого народа проживающих в С...