"Резонаторы голосового аппарата в ощущениях на уроках вокала"
методическая разработка на тему

Гуляева Алёна Викторовна

В статье говорится об ощущениях во время пения на уроке вокала,много рассказывается  о личном опыте преподавателя....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezonatory_golosovogo_apparata.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЗОНАТОРЫ  ГОЛОСОВОГО  АППАРАТА,

В   ОЩУЩЕНИЯХ  НА УРОКАХ  ВОКАЛА.

Резонанс – это  физическое  явление, при работе  которого   резко  растёт   амплитуда  вынужденных  колебаний, возникающих  при приближении  частот  внешнего  воздействия  к  резонансным  частотам  данной  колебательной  системы.

 В  пении  вокальные  резонаторы -   это полости  организма, которые   в  результате    явления  резонанса  увеличивают  силу  первоначального   звука  голоса   и  окрашивают  его  за счёт  сбора  рассеянной  энергии     и  умножения  продолжительности  колебаний.

Основой  пения,  является    дыхание,  а  голос   -  это  колебания  молекул  воздуха.

Таким  образом, процесс  пения  -  это  звуковые  колебания, которые  происходят  в  процессе  выхода  потока  воздуха  из  организма   наружу. В  процессе  этого  выхода    во  внешнее  пространства  струя  воздуха  заполняет   определённые  полости, которые  и  образуют  целую  систему   вокальных  резонаторов.

Роль  резонаторов в  голосовом  аппарате  выполняют  различные    воздушные  полости  дыхательного  тракта,  окружающие    голосовые  связки  сверху  и  снизу.  Отсюда  и   название  верхние  и  нижние  резонаторы.  

Нижними  резонаторами    являются  трахеи, бронхи  и   лёгкие.  Ощущается  грудное  резонирование  как  вибрация  в  области  грудной  клетки.  Грудные  резонаторы  являются  самой  большой    колебательной  системой  во   время  пения.  Они  придают  голосу  грудное  звучание,  объём, бархатистость,  тембровую  окраску  и теплоту  звучания. Грудное  резонирование   возможно  лишь   при   полной  свободе  и     «распахнутой»   грудной  клетке.

Верхними  резонаторами  являются    глотка,  ротовая   и  носовая   полости,  гайморовых  и  лобных  пазух,  кости  черепа,  придают  голосу  головное  резонирование.  Все  полости   заключены  в  костные   и  хрящевые  стенки   и не  меняют  своего  объёма, кроме носоглотки,  которая из–за  подвижности  мягкого  нёба  может  изменять  своё  положение  и  объём.

  Попадание  потока  воздуха  в  головные  резонаторы  ощущается  как  вибрация    в  области  лобных  пазух  и  темени  (высокие  ноты)  и  в  области  зубов  и  гайморовых  пазух  (при  переходе  в  грудной  регистр).

  Необходимо, в  работе  стремится   к одновременному  звучанию  головного  и грудного  регистров,  это  способствует    созданию   смешанного  звучания,  как  самого  благоприятного    пения  и  даёт  возможность  избегать    регистровые  переходы.

Ознакомление  учащихся  с  двумя  функциями   дыхательной    и  резонаторной  даёт    ему  ясное  представление  о  том,  насколько  полно  процесс  пения  захватывает    человеческий  организм,  оставляя  вне  деятельности   только  руки  и  ноги.

Функции  певческого  аппарата  имеют важную роль в  вокальном  искусстве;

*Формирование   гласных  и  согласных - фонетическая,

*Излучение  певческого  звука - генераторная;

*Усиление  певческого  звука - энергетическая;

*Обеспечение  вибрато, звонкости,  мягкости   и  полётности  голоса  -  эстетическая;

*Освобождение  от  перенапряжения  гортани  при  достижении  необходимой  громкости  звука –защитная;

*Певческая  настройка  верности  звукоизвлечения    по  вибрационным  показателям - индикаторная;

*Повышение  тонуса  голосового  аппарата  за  счёт  вибрации  резонаторов  -  активизирующая.

При  взаимодействии  всех  частей  резонаторной  системы  голосовой  аппарат  певца    должен  работать  как  единое  целое  (основные  части   -   дыхательный  аппарат,   гортань  и  резонаторы). Целостной    особенностью   этих  систем  является    двусторонняя  направленность  сил  взаимодействия;  прямые  -  активные  и  обратные   -  реактивные.

Взаимодействие   резонаторов  обеспечивают  положительное  воздействие   на  гортань   и  повышают  продолжительную  работу  голосового  аппарата  в  целом. Очень  важно  верное  и  точное   использование    резонаторов    в  пении,  т. к.  это  положительно    влияет    на  тембр голоса,  его  полётность,  высокое   позиционное   формирование   и  округлённость  звука.

Поэтому  приступая  к  работе  очень   важно   найти   верные   ощущения   в  работе   резонаторов. Постепенно, не  сразу  эти  ощущения  становятся   устойчивыми, привычными,  доводятся  до   автоматизма,  которые  приводят  к  качественному  звуку  и  становятся  неотъемлемой  составляющей  вокала.

Чтобы понять  действие  резонаторов    существуют  ряд  упражнений…

УПРАЖНЕНИЯ:

1) Пение    с  закрытым  ртом  согласных  «м»,  «н»

    (При  этом   звук  идёт    через  носовые  ходы, приводя  к  вибрированию  

    полостей  верхнего  резонатора)

2)Пение   на  гласную   «и»

   (Благодаря  высокочастотным   колебаниям   этот  звук  уже  сам по  себе    

   является  высоким  и  даёт  ощущение  резонирования).

Упражнения  для  нижних  регистров:

1)Вдох   через  нос  с  открытым  ртом,  произнести   гласные  «о»,  «у»

   (Рука  лежащая  на  груди, ощущение   вибрации)

2)Вдох,  на  выдохе   пропеть  слоги   «м ууу», «мооо»,  «миии», « молоко»,

    «туруру», «укушу».

   (Постарайтесь  запомнить    чувство  вибрации, ощущаемые  рукой)

Упражнения  для  верхних  регистров:

1)Вдох,  на  выдохе    при  закрытом  рте  максимально  мощно  и  коротко    

   произнести  звук  «м-м-м».

   (Рука  лежит  на  темени    ощутит  характерную  вибрацию)

2) Вдох,  на  выдохе  заметно  удлинить  последний   звук, пропевая    «бом»,    

    «дон».

Важно  в  работе  одновременно развивать два  вида  резонирования,  

путём смешивания «микстования», регистры  смешиваются, выравнивается  звукоряд  на  всем диапазоне  голоса, что не маловажно  для   певца.  Гласные  и  согласные в пении мягко опираются на грудной  регистр, вызывая  вибрацию в  грудном  регистре, накладываясь друг на друга, нельзя  отрывать  гласные  и  согласные  от  груди.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Строение голосового аппарата"

Цель данной работы - достижение более полного понимания вопросов вокальной методики....

Рекомендации по охране голосового аппарата

Настоящая работа состоит из двух частей: первая - опасание заболеваний голосового аппарата и их возможные причины, вторая - методика лечения и охраны голосового аппарата. Данное исследование может быт...

Голосовой аппарат как живой акустический инструмент.

Звук голоса человека представляет собой одну из форм энергии. Энергия эта, порождаемая голосовым аппаратом певца, заставляет периодически колебаться молекулы воздуха с определенной частотой и силой: ч...

Статья "Голосовой аппарат.Устройство и функционирование."

Статья поможет педагогам вспомнить устройство голосового аппарата,его особенности и уникальность....

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ, КАК ГЛАВНОГО РЕГУЛЯТОРА ПЕВЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА (методическая разработка)

Развитие музыкального слуха и  музыкальности детей вообще. Часто из-за нерационального использования «механической» музыки у них снижается музыкальный слух, восприятие, память. Как этого из...

Методическая разработка «Развитие певческого голосового аппарата у младших школьников»

Авторская методическая разработка «Развитие певческого голосового аппарата у младших школьников»...