"Резонаторы голосового аппарата в ощущениях на уроках вокала"
методическая разработка на тему
В статье говорится об ощущениях во время пения на уроке вокала,много рассказывается о личном опыте преподавателя....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЗОНАТОРЫ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА,
В ОЩУЩЕНИЯХ НА УРОКАХ ВОКАЛА.
Резонанс – это физическое явление, при работе которого резко растёт амплитуда вынужденных колебаний, возникающих при приближении частот внешнего воздействия к резонансным частотам данной колебательной системы.
В пении вокальные резонаторы - это полости организма, которые в результате явления резонанса увеличивают силу первоначального звука голоса и окрашивают его за счёт сбора рассеянной энергии и умножения продолжительности колебаний.
Основой пения, является дыхание, а голос - это колебания молекул воздуха.
Таким образом, процесс пения - это звуковые колебания, которые происходят в процессе выхода потока воздуха из организма наружу. В процессе этого выхода во внешнее пространства струя воздуха заполняет определённые полости, которые и образуют целую систему вокальных резонаторов.
Роль резонаторов в голосовом аппарате выполняют различные воздушные полости дыхательного тракта, окружающие голосовые связки сверху и снизу. Отсюда и название верхние и нижние резонаторы.
Нижними резонаторами являются трахеи, бронхи и лёгкие. Ощущается грудное резонирование как вибрация в области грудной клетки. Грудные резонаторы являются самой большой колебательной системой во время пения. Они придают голосу грудное звучание, объём, бархатистость, тембровую окраску и теплоту звучания. Грудное резонирование возможно лишь при полной свободе и «распахнутой» грудной клетке.
Верхними резонаторами являются глотка, ротовая и носовая полости, гайморовых и лобных пазух, кости черепа, придают голосу головное резонирование. Все полости заключены в костные и хрящевые стенки и не меняют своего объёма, кроме носоглотки, которая из–за подвижности мягкого нёба может изменять своё положение и объём.
Попадание потока воздуха в головные резонаторы ощущается как вибрация в области лобных пазух и темени (высокие ноты) и в области зубов и гайморовых пазух (при переходе в грудной регистр).
Необходимо, в работе стремится к одновременному звучанию головного и грудного регистров, это способствует созданию смешанного звучания, как самого благоприятного пения и даёт возможность избегать регистровые переходы.
Ознакомление учащихся с двумя функциями дыхательной и резонаторной даёт ему ясное представление о том, насколько полно процесс пения захватывает человеческий организм, оставляя вне деятельности только руки и ноги.
Функции певческого аппарата имеют важную роль в вокальном искусстве;
*Формирование гласных и согласных - фонетическая,
*Излучение певческого звука - генераторная;
*Усиление певческого звука - энергетическая;
*Обеспечение вибрато, звонкости, мягкости и полётности голоса - эстетическая;
*Освобождение от перенапряжения гортани при достижении необходимой громкости звука –защитная;
*Певческая настройка верности звукоизвлечения по вибрационным показателям - индикаторная;
*Повышение тонуса голосового аппарата за счёт вибрации резонаторов - активизирующая.
При взаимодействии всех частей резонаторной системы голосовой аппарат певца должен работать как единое целое (основные части - дыхательный аппарат, гортань и резонаторы). Целостной особенностью этих систем является двусторонняя направленность сил взаимодействия; прямые - активные и обратные - реактивные.
Взаимодействие резонаторов обеспечивают положительное воздействие на гортань и повышают продолжительную работу голосового аппарата в целом. Очень важно верное и точное использование резонаторов в пении, т. к. это положительно влияет на тембр голоса, его полётность, высокое позиционное формирование и округлённость звука.
Поэтому приступая к работе очень важно найти верные ощущения в работе резонаторов. Постепенно, не сразу эти ощущения становятся устойчивыми, привычными, доводятся до автоматизма, которые приводят к качественному звуку и становятся неотъемлемой составляющей вокала.
Чтобы понять действие резонаторов существуют ряд упражнений…
УПРАЖНЕНИЯ:
1) Пение с закрытым ртом согласных «м», «н»
(При этом звук идёт через носовые ходы, приводя к вибрированию
полостей верхнего резонатора)
2)Пение на гласную «и»
(Благодаря высокочастотным колебаниям этот звук уже сам по себе
является высоким и даёт ощущение резонирования).
Упражнения для нижних регистров:
1)Вдох через нос с открытым ртом, произнести гласные «о», «у»
(Рука лежащая на груди, ощущение вибрации)
2)Вдох, на выдохе пропеть слоги «м ууу», «мооо», «миии», « молоко»,
«туруру», «укушу».
(Постарайтесь запомнить чувство вибрации, ощущаемые рукой)
Упражнения для верхних регистров:
1)Вдох, на выдохе при закрытом рте максимально мощно и коротко
произнести звук «м-м-м».
(Рука лежит на темени ощутит характерную вибрацию)
2) Вдох, на выдохе заметно удлинить последний звук, пропевая «бом»,
«дон».
Важно в работе одновременно развивать два вида резонирования,
путём смешивания «микстования», регистры смешиваются, выравнивается звукоряд на всем диапазоне голоса, что не маловажно для певца. Гласные и согласные в пении мягко опираются на грудной регистр, вызывая вибрацию в грудном регистре, накладываясь друг на друга, нельзя отрывать гласные и согласные от груди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/10/picture-40190-1581317538.jpg)
Презентация на тему "Строение голосового аппарата"
Цель данной работы - достижение более полного понимания вопросов вокальной методики....
Рекомендации по охране голосового аппарата
Настоящая работа состоит из двух частей: первая - опасание заболеваний голосового аппарата и их возможные причины, вторая - методика лечения и охраны голосового аппарата. Данное исследование может быт...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/15/picture-130354-1705336779.jpg)
Голосовой аппарат как живой акустический инструмент.
Звук голоса человека представляет собой одну из форм энергии. Энергия эта, порождаемая голосовым аппаратом певца, заставляет периодически колебаться молекулы воздуха с определенной частотой и силой: ч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/19/picture-267041-1371669013.jpg)
Статья "Голосовой аппарат.Устройство и функционирование."
Статья поможет педагогам вспомнить устройство голосового аппарата,его особенности и уникальность....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/10/picture-495342-1412956304.jpg)
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ, КАК ГЛАВНОГО РЕГУЛЯТОРА ПЕВЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА (методическая разработка)
Развитие музыкального слуха и музыкальности детей вообще. Часто из-за нерационального использования «механической» музыки у них снижается музыкальный слух, восприятие, память. Как этого из...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-503262-1414419945.jpg)
Методическая разработка «Развитие певческого голосового аппарата у младших школьников»
Авторская методическая разработка «Развитие певческого голосового аппарата у младших школьников»...