Волонтерское движение "Дети Югры"
рабочая программа

Программа социально-педагогичского направления "Дети Югры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_deti_yugry_bazovyy.docx92.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «МАСТЕР»        мастер логотип

Принята на заседании Педагогического совета

протокол №______

от «___» ________ 20__ г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ ДО ЦТ «Мастер»

_______________ В.А. Баженова

приказ № ___-О от «___» ___ 20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«ДЕТИ ЮГРЫ»

(Волонтерская деятельность)

Базовый уровень

Возраст учащихся: 10-18 лет

Срок реализации: 216 часов

        

        

Разработчик: Котелевец Олег Александрович,

        педагог дополнительного образования

Приполярный, 2019

Паспорт программы

1.

Полное название программы

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Дети Югры»

2.

Основание для

разработки программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года № 338-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования»
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (проект).

3.

Автор-разработчик программы

Котелевец Олег Александрович, педагог дополнительного образования МБОУ ДО Центр творчества «Мастер»

4.

Руководитель программы

Котелевец Олег Александрович, педагог дополнительного образования МБОУ ДО Центр творчества «Мастер»

5.

Рецензенты программы

-

6.

Организация заявитель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр творчества «Мастер»

7.

Адрес организации

628158, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район,  сп. Приполярный, 2 микрорайон, дом 2а, корпус 2. cdtmaster@yandex.ru

8.

Тип программы

Общеобразовательная общеразвивающая

9.

Направленность программы

Социально-педагогическая

10.

Год разработки программы

2014

11.

Год последней корректировки программы

2019

12.

Уровень освоения программы

базовый

13.

Форма реализации программы

групповая

14.

Целевые группы

обучающиеся 10-18 лет

15.

Сроки реализации программы

 1 год

16.

Цель программы

Оказать позитивное влияние на обучающихся при выборе ими жизненных ценностей; апробировать новые формы организации занятости подростков для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни; развивать волонтерское движение в поселке, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность.

17.

Краткое содержание программы

Программа «Дети Югры» - организация волонтерского движения в сельской местности. Основная направленность проводимых мероприятий- социальная. Программа состоит из разделов теоретической и практической частей, что способствует полноценному формированию гражданской позиции подростка, прививает правильные жизненные ориентиры.

 

Ожидаемые результаты

 Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу «равный-равному» волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых интерактивных играх.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ничто нам не стоит так дёшево,

Но ценится мерой большой,

Как сделать хоть малость хорошего

Для радости чьей-то чужой.

И щедро себя отдавая,

Ты будешь согрет и любим.

Цена –это память чужая

Делам и поступкам твоим.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дети Югры» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года № 338-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования»
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Программа «Дети Югры» имеет социально-педагогическую направленность[1], относится к базовому уровню[2].

Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

Актуальность. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Особенность программы заключается в формировании у обучающихся социальных компетенций, которые подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.  Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих обучающихся.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Одним из таких методов может явится организация волонтерского движения[3], что особенно актуально в небольшом поселке.

В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни, социальной помощью нуждающимся. Волонтерское движение сейчас развивается очень бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально-значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, то есть при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Педагогическая целесообразность. Данная программа призвана сформировать в участниках добровольческого объединения лидеров, способных вести за собой своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел, что и является педагогической целесообразностью программы. Немаловажным остается привлечение в волонтерское объединение новых обучающихся. Содержание проектов, входящих в программу, способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.

Программа предусматривает работу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами путем организации образовательного процесса с учетом особенностей психофизического развития категории обучающегося и медицинским допуском (разрешением врача)[4].

Программа адресована детям 10 - 18 лет.

Срок реализации программы – 1 учебный год (9 месяцев), 36 недель, 216 часов.

Цель программы:

  • Оказать позитивное влияние на обучающихся при выборе ими жизненных ценностей;
  • Апробировать новые формы организации занятости подростков для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни;
  • Развивать волонтерское движение в поселке, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность.

Задачи программы: 
Обучающие:

  • формирование представления о понятиях «волонтер», «доброволец», сформировать систему знаний об основополагающих принципах, лежащих в основе волонтерской деятельности;
  • активация обучающихся на добровольческую деятельность;
  • формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров;
  • обучение навыкам организации и реализации мероприятий социального значения с использованием разнообразных форм;

Развивающие:

  • Развитие новых направлений внеурочной деятельности;
  • развитие целостной системы представлений о современных направлениях волонтерской деятельности в России;

Воспитательные:

  • воспитание интереса к волонтерской деятельности;
  • расширение коммуникативных способностей обучающихся;
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;
  • Формирование в подростковой среде навыков социально-ответственного поведения, а также пропаганда здорового образа жизни.

Условия реализации программы – в волонтерское объединение принимаются девочки и мальчики в возрасте 10-18 лет. Форма организации деятельности – групповая (отряд), ограничений по количеству участников нет. Занятия могут проводиться с полным составом, группами и индивидуально.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа, что соответствует требованиям СанПин 2.4.4.3172-14 .

Для реализации программы необходим специалист, педагог дополнительного образования, владеющий знаниями по волонтерской деятельности, постоянно повышающий свой уровень профессионального мастерства и переподготовки.

Формы    организации    занятий (социально-значимые мероприятия) акции, анкетирование (тесты, опросы и т.д.), встречи  с интересными людьми, выставки, гостиные, гранты, диспуты, деловая игра, дискуссии, защита и реализация проектов, игровые  программы,  конкурсы, конференции, круглый  стол, КТД по разным  направлениям деятельности, лекции,  мастер-классы  (обучение,  обсуждение),  мероприятия,  «мозговой штурм», посиделки,  походы,  праздники,  презентации, видео-лектории, рейды, соревнования, тренинги, турниры, фестивали, экскурсии, эстафеты, ярмарки и т.д.

Для успешной работы объединения, формирования опыта социального взаимодействия обучающихся необходимо тесное сотрудничество педагога с родителями и привлечение их к активному участию в жизни коллектива.

Формы

Описание

Родительское собрание

Информирование родителей о текущих делах объединения, обсуждение, планирование работы, конкурсная деятельность.

Дистанционное общение

Информирование родителей о содержании творческой деятельности, конкурсах через социальную сеть ВКонтакте, сайт ОУ.

Массовые мероприятия

Привлечение родителей к участию в акциях и мероприятиях, организованных ОУ, волонтерским движением (спортивный праздник, акция, субботник и пр.)

При реализации программы «Дети Югры» используются различные педагогические технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология - применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
  • Технология критического мышления - критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
  • Проектная технология - чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
  • Здоровьесберегающие технологии - обеспечение обучающемуся возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в  повседневной жизни.

Планируемые результаты

        Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу «равный-равному» волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых интерактивных играх.

Личностные результаты:

  • воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
  • формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
  • воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни.

Предметные результаты:

  • обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
  • знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;
  • специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения).

Метапредметные:

  • формирование первичных организаторских умений и навыков;
  • развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности;
  • развитие уверенности в себе;
  • дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств.

Для успешной реализации программы «Дети Югры» необходимо: Оборудование и инструменты:

  • бумага белая (офисная);
  • цветная бумага (офисная);
  • клей-карандаш;
  • ножницы;
  • краски;
  • кисти;
  • ватманы;
  • ластики;
  • карандаши простые;
  • шпагат (бабина);

Оборудование:

  • столы;
  • стулья;
  • проектор и экран;
  • ПК или ноутбук;
  • принтер цветной;
  • футболки с логотипом волонтерского движения;
  • форма-экипировка «Волонтеры Победы».

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

пп

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации (контроля) по разделам

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. С чего все начиналось?

4

4

-

Устный опрос

Волонтер – это звучит гордо

12

10

2

Устный опрос

Методика организации мероприятий

28

14

14

Создание проекта

Специальная подготовка волонтеров

12

6

6

Устный опрос

Проектная деятельность

16

8

8

Создание проекта

Организация и проведение акций и мероприятий в течении года (различная направленность)

116

34

82

Участие в акциях

Общение и коммуникация

12

6

6

Участие игре

Формирование гражданской активности

12

6

6

Устный опрос

Итоговые занятия. Подведение итогов за год.

4

4

-

-

Всего:

216

92

124

Содержание учебного плана

Раздел 1. Вводное занятие. С чего все начиналось? (4 часа).

Тема 1: Здравствуй, волонтер.

Теория: Вводное занятие. Волонтерство: что это такое? Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Личность волонтера. История появления волонтеров за рубежом и в России. Направления волонтерской деятельности в России. Знакомство с планом работы на год.

Раздел 2. Волонтер – это звучит гордо (12 часов).

Тема 1: Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи.  

Теория: Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость.  Личная значимость.  Концепция развития добровольчества в России.  Кодекс добровольцев в России.  

Практика: Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества.  Объекты волонтерской деятельности.  Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное.  Поиск и выявление социальных проблем.  Постоянная социальная помощь.  Разовые социальные акции.

Тема 2: Личность волонтера.

Теория: Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности.  Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост.  Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие.  Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие.  Притязания и самореализация волонтера.  

Раздел 3. Методика организации мероприятий (28 часов).

Тема 1. Современные формы проведения мероприятий.

Теория: Формы проведения мероприятий с участием волонтеров. Новостная статья. Социальная акция. Флэш-моб.

Практика: Алгоритм проведения социальной акции; научить разрабатывать социальные проекты, выступать в роли организатора различных дел социальной направленности. Разработка и проведение социальных акций.

Тема 2.  Информационные технологии в работе волонтеров

Теория: Информационный буклет.  Принципы создания и оформления информационных буклетов.  Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета.  Технические и дизайнерские рекомендации.  Критерии и оценки качества.  

Практика: Создание буклетов по тематике. Работа в парах.

Тема 3. Общество и волонтер.

Теория: Методика организации совместных и сетевых мероприятий с социальными партнерами. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Социальный видеоролик. Как придумать хороший слоган.  Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе.

Практика: Социальный видеоролик.  Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker. Работа над созданием видеоролика.  

Раздел 4. Специальная подготовка волонтеров (12 часов).

Тема 1. Категории граждан.

Теория: Помощь ветеранам и пожилым людям.  Трудовая помощь пожилым   людям.  Помощь детям-сиротам.  Работка с подростками девиантного поведения.

Практика: Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций. Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность.  

Тема 2. Люди с ОВЗ и инвалидностью.

Теория: Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Практика: Обсуждение повести Л.  Улицкой «Бумажная победа». Просмотр и обсуждение документального фильма «Форпост».  

Раздел 5. Проектная деятельность (16 часов).

Тема 1. Как создать свой проект.

Теория: Что такое проект и проектная деятельность? Этапы проекта: исследование, проблема, цель, задачи, методы, шаги, бюджет, оценка. Социальный проект.

Практика: создание проекта на выбранную социальную тему (по выбору волонтера).

Раздел 6. Организация и проведение акций и мероприятий в течении года (116 часов).

Теория: Организация акций по комплексному плану мероприятий ОУ.

Практика: Проведение акций по комплексному плану мероприятий ОУ. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ, ПАВ, ПДД, экстремизма и терроризма, законопослушного поведения.

Раздел 7. Общение и коммуникации (12 часов).

Теория: Функции, средства, структура процесса общения. Вербальные и невербальные средства общения. Обратная связь при общении. Открытость, искренность общения. Общение как коммуникация. Рефлексия индивидуальная и коллективная. Система построения устного выступления. Формы публичных выступлений. Умение убеждать.

Практика: Тренинг уверенности в межличностных отношениях. Интерактивная игра «Умейте жить среди людей. Дискуссия «Добро пожаловать в человеческие джунгли». Деловая игра «Самопрезентация личных качеств».

Раздел 8. Формирование гражданской активности (12 часов).

Теория: Гражданин, гражданское самосознание, гражданская позиция, гражданская самоорганизация, общественные объединения и организации. Правовые нормы. Их отличие от других социальных норм. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Поиск и выявление социальных проблем.

Практика: Дискуссия: «Что такое правильное поведение?». Приемы проведения переговоров. Рассмотрение ситуаций из жизни с целью правильного подбора наиболее приемлемого решения. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности. Организация встреч с участниками боевых действий в Афганистане, Чечне.

Раздел 9. Итоговые занятия. Подведение итогов за год (4 часа).

Теория: Подведение итогов за учебный год. Составление плана на следующий год. Вручение дипломов, грамот и благодарственных писем.

Календарный учебный график на 2019- 2020 учебный год

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

09.09.2019

24.05.2019

36

216 часов

три раза в неделю по 2 часа

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

      Использование теоретического материала и практических методик в реализации программы по развитию волонтерской деятельности. Использование наработок опыта иных городов ХМАО-Югры, изложенных в методической литературе, а также полученного во время межрегиональных семинаров. Обучение методикам проведения современных форм мероприятий по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде и пропаганде здорового образа жизни.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, умение, общение, творчество.  При этом соблюдаются следующие правила:

  • виды деятельности  должны  быть  разнообразными,  социально значимыми, направленными на реализацию личных интересов членов группы;
  • деятельность должна  соответствовать  возможностям  отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями ее организовать  и  осуществлять,  способствовать  улучшению  статуса отдельных  волонтеров  в  группе,  помогать  закреплению  ведущих официальных ролей лидеров;
  • необходимо учитывать основные черты коллективно   деятельности: разделение  труда,  кооперацию  ,  взаимозависимость, сотрудничество волонтеров и взрослых.

Программа разработана с учетом трех основных компонентов деятельности современного педагога: гуманизация педагогического процесса, индивидуализация и дифференцированный подход; демократизация, что предполагает возможность педагога в рамках реализации данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические задачи, актуальные в данной социокультурной ситуации, сложившейся в микросоциуме образовательного учреждения; а также дать возможность каждому подростку — члену волонтерского объединения раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения друг с другом.

Наглядности:

  • плакаты по профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового образа жизни, предоставленные медицинскими учреждениями;
  • видеофильмы и социальные ролики по профилактике асоциальных явлений;
  • раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари, тиражированные с использованием собственных ресурсов);
  • информационный материал и фотографии, используемые для оформления стендов (из методической копилки ЦТ «Мастер»).

Методы обучения:

Наглядный метод - это показ образца, демонстрация техники выполнения различных видов моделей, всевозможные схемы, иллюстрации. Этот метод помогает привлечь внимание обучающихся, заинтересовать их перспективой дальнейшей работой.

Словесный метод - объяснение, разъяснение последовательности, выполнения. Различные инструктажи. Словесный метод помогает педагогу снять у ребёнка зажатость, страх перед предстоящей работой, нацелить на положительный результат.

Метод исследовательской работы — это самостоятельное просматривание, прочтение и изучение на занятиях различной справочной литературы, сравнение, выводы – это исследовательская работа детей, работа над индивидуальными техническим проектами, постепенно формируя у детей техническое мышление.

Практический метод - выполнение практических упражнений, участие в акциях и мероприятиях. Практический метод помогает детям применить свои теоретические знания и умения в технике, вырабатывает у ребенка устойчивые навыки.

Метод проектной деятельности - выполнение проекта способствует развитию способностей, инициативы, логического мышления, познавательных воспитательских функций, углублению и закреплению знаний, умений и навыков. Метод проектной деятельности детей позволяет педагогу проследить усвоение различных разделов программы, прочность знаний, умений и навыков, приобретённых на занятиях.

Метод контроля - метод личной диагностики позволяет педагогу отслеживать стабильность посещения знаний, заинтересованности и удовлетворенности детей на основе анкетирования и собеседования. Первичный контроль помогает педагогу выявить знания, умения навыки на начальном этапе обучения.

Механизм оценки результатов

Оценка эффективности программы «Дети Югры» будет осуществляться инициаторами и всеми участниками проекта по конкретным результатам деятельности (появление проектов, структур, привлечение к деятельности новых субъектов, появление нормативно-правовых документов и др.) в форме проведения анкет, социологических опоросов

Для подведения итогов деятельности выделены следующие критерии:

  1. Задействованность обучающихся в волонтерском движении;
  2. Владение знаниями о здоровом образе жизни и навыков проведения профилактических мероприятий;
  3. Количество людей, охваченных работой волонтеров.

Информационные источники

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
  2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009
  3.  Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
  4. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
  5. Беспалова Г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Моё действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
  6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2005
  7. Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011
  8. Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011.
  9. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007
  10.  Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы (http://www.isovet.ru/)
  11.  Классные часы и беседы по профилактике наркомании. - Под ред. В.В. Аршиновой. – М.:Сфера, 2005.
  12.  Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004
  13.  Кобякова Т. Г., Смердов О. А. Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. - М.: 2000.
  14.  Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2011.
  15.  Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде. – Вологда, 2007.
  16.  Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 382с.

Интренет – ресурсы:

  1. https://fadm.gov.ru/
  2. http://volonter.ru/
  3. http://www.isovet.ru/
  4. https://xn--90abhd2amfbbjkx2jf6f.xn--p1ai/
  5. http://online.volonter-school.ru/tema/tema-4-treningi-dlya-volonterov/

Для учащихся:

  1.  Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006
  2.  Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
  3. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004
  4.  Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.

 

Приложение №1 к  

ДООП «Дети Югры» (базовый уровень)

Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 учебный год

пп

Дата

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

всего

09.09.19

Вводное занятие. Волонтерство: что это такое? Личность волонтера.

2

2

10.09.19

Современные движения волонтеров в России

2

2

13.09.19

Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы.

2

2

16.09.19

Доброволец – социальная и личная значимость.

2

2

17.09.19

Концепция развития добровольчества в России, Кодекс добровольцев России

2

2

20.09.19

Организация и проведение акции «Формула Мира», приуроченная ко Дню мира – 21 сентября

2

2

23.09.19

Направления волонтерской деятельности. Постоянная и разовая помощь.

2

2

24.09.19

Волонтерство и общество. Мотивация. Личностный рост.

2

2

27.09.19

Игра «Почему я стал добровольцем?»

2

2

30.09.19

Формы проведения мероприятий с участием волонтеров

2

2

01.10.19

Новостная статья. Социальная акция. Флэш-моб

2

2

04.10.19

Алгоритм проведения социальной акции

2

2

07.10.19

Разработка и проведение социальных акций

2

2

08.10.19

Информационный буклет.

2

2

11.10.19

Технические и дизайнерские рекомендации при разработке буклетов

2

2

14.10.19

Создание информационных буклетов. Работа в парах.

2

2

15.10.19

Методика организации совместных мероприятий.

2

2

18.10.19

Понятие социальной рекламы. Технология социальной рекламы.

2

2

21.10.19

Социальный плакат. Социальный видеоролик

2

2

22.10.19

Технология создания видеоролика

2

2

25.10.19

Обучение работы в программе Movie Maker.

2

2

28.10.19

Создание видео ролика «Я-Гражданин России»

2

2

29.10.19

Создание видео ролика «Я-Гражданин России». Продолжение

2

2

01.11.19

Акция «Мы-граждане России», приуроченная ко Дню народного единства – 4 ноября

2

2

04.11.19

Социальная подготовка волонтеров

2

2

05.11.19

Помощь пожилым и детям-сиротам

2

2

08.11.19

Подростковый возраст и его особенности.

2

2

11.11.19

Подготовка Акции «Твори Добро и будь счастлив!», приуроченная всемирному дню Доброты

2

2

12.11.19

Акция «Твори Добро и будь счастлив!», приуроченная всемирному дню Доброты

2

2

15.11.19

Мероприятие, повещённое Дню толерантности «Мы разные, но вместе нам интересно»

2

2

18.11.19

Акция к Международному дню отказа от курения. «Скажем «НЕТ» курению!»

2

2

19.11.19

Подготовка к проведению акции с волонтерами «День памяти жертв ДТП»

2

2

22.11.19

Акция с волонтерами «День памяти жертв ДТП»

2

2

25.11.19

Люди с ОВЗ и инвалидностью

2

2

26.11.19

Обсуждение повести Л. Улицкой «Бумажная победа»

2

2

29.11.19

Подготовка к акция «Будь внимателен, пешеход!»

2

2

02.12.19

Акция «Всемирный день борьбы со СПИДом»

2

2

03.12.19

Акция «Твори добро и будь счастлив», приуроченная дню инвалида, День неизвестного солдата

2

2

06.12.19

Празднование дня волонтера

2

2

09.12.19

Просмотр и обсуждение фильма «Форпост»

2

2

10.12.19

Что такое проект и проектная деятельность?  Виды проектов.

2

2

13.12.19

Этапы проекта: исследование, проблема, цель, задачи, методы, шаги, бюджет, оценка.

2

2

16.12.19

Социальный проект. Его специфика в современном обществе.

2

2

17.12.19

Проект – как средство выражения идеи

2

2

20.12.19

Создание проекта на выбранную социальную тему (по выбору волонтера).

2

2

23.12.19

Создание проекта на выбранную социальную тему (по выбору волонтера).

2

24.12.19

Подготовка к акции. Охрана хвойного молодняка в предновогодний период профилактическое мероприятие (акция) «Операция «Ель»

2

2

27.12.19

Охрана хвойного молодняка в предновогодний период профилактическое мероприятие (акция) «Операция «Ель»

2

2

30.12.19

Завершение работы над проектом.

2

2

31.12.19

Защита проекта.

2

2

10.01.20

Подготовка к круглому столу

2

2

13.01.20

Круглый стол «Профилактика правонарушений и проявлений экстремистского характера среди несовершеннолетних»

2

2

14.01.20

Функции, средства и структура процесса общения волонтера

2

2

17.01.20

Вербальные и невербальные средства общения

2

2

20.01.20

Система построения устного выступления. Как выступать на публике?

2

2

21.01.20

Подготовка публичного выступления на свободную тему (по выбору волонтера). Подготовка к выступлению.

2

2

24.01.20

Просмотр видеофильма по теме «Вредным привычкам – нет! Здоровому образу жизни – да!»

2

2

27.01.20

День воинской славы России. День снятия блокады города Ленинграда. Квест.

2

2

28.01.20

Интерактивная игра «Умейте жить среди людей»

2

2

31.01.20

Самопрезентация личных качеств. Выступление на публике.

2

2

03.02.20

Участие в квесте Сталинградская битва.

2

2

04.02.20

Подготовка к Акции «Сохрани жизнь маленькому пассажиру»

2

2

07.02.20

Акция «Сохрани жизнь маленькому пассажиру»

2

2

10.02.20

Понятие гражданин, самосознание, самоопределение, общественные объединения и организации

2

2

11.02.20

Роль волонтерства в решении социальных проблем.

2

2

14.02.20

Общественное движение «Волонтеры Победы», «Добровольцы России». Официальные сайты.

2

2

17.02.20

Районный конкурс буклетов среди обучающихся «Безопасный интернет»

2

2

18.02.20

Создание буклета.

2

2

21.02.20

Создание буклета. Продолжение

2

2

24.02.20

Создание поздравительного плаката «День Защитника Отечества»

2

2

25.02.20

Подготовка к акции «День борьбы с наркоманией»

2

2

28.02.20

Проведение к акции «День борьбы с наркоманией»

2

2

02.03.20

Подготовка к акции по профилактике экстремизма «Жить в мире»

2

2

03.03.20

Проведение  акции по профилактике экстремизма «Жить в мире»

2

2

06.03.20

Создание поздравительного плаката «8 Марта»

2

2

09.03.20

Беседы на тему: «Неформальные течения». Просмотр видеороликов.

2

2

10.03.20

«Энергетические напитки: пить или не пить?» (дискуссия)

2

2

13.03.20

Дискуссия «Что такое правильное поведение?»

2

2

16.03.20

Районный конкурс видеороликов «Мой взгляд на жизнь без вредных привычек»

2

2

17.03.20

Подготовка. Районный конкурс видеороликов «Мой взгляд на жизнь без вредных привычек»

2

2

20.03.20

Подготовка. Районный конкурс видеороликов «Мой взгляд на жизнь без вредных привычек»

2

2

23.03.20

Подготовка к акции «Белая ромашка» - всемирный день борьбы с туберкулезом

2

2

24.03.20

Акция «Белая ромашка» - всемирный день борьбы с туберкулезом

2

2

27.03.20

Подготовка и проведение акции «Час Земли» - выключи свет на час.

2

2

30.03.20

Разработка «Безопасная работа в сети Интернет» для учителей, обучающихся и родителей.

2

2

31.03.20

Разработка памяток «Безопасная работа в сети Интернет» для учителей, обучающихся и родителей. Продолжение

2

2

03.04.20

Распространение памяток «Безопасная работа в сети Интернет» для учителей, обучающихся и родителей.

2

2

06.04.20

Развитие гражданско-патриотического воспитания

2

2

07.04.20

Организация встречи с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне

2

2

10.04.20

Выступление «Кто я  будущем?». Практическое выступление на публике

2

2

13.04.20

Создание плаката «Нет наркотикам»

2

2

14.04.20

Создание плаката «Нет наркотикам». Продолжение

2

2

17.04.20

Старт акции «Письмо Победы»

2

2

20.04.20

Старт акции «Георгиевская Ленточка»

2

2

21.04.20

Создание проекта «Письма в фронта». Подготовительный этап

2

2

24.04.20

Создание проекта «Письма в фронта». Стартовый этап

2

2

27.04.20

Создание проекта «Письма в фронта». Основной этап

2

2

28.04.20

Создание проекта «Письма в фронта». Основной этап. Продолжение

2

2

01.05.20

Создание проекта «Письма в фронта». Завершающий этап

2

2

04.05.20

Участие в «Миле Победы»

2

2

05.05.20

Подготовка к празднованию 9 Мая

2

2

08.05.20

Участие в шествии «Бессмертный полк»

2

2

11.05.20

Конкурс экологических листовок «Сохраним природу и культуру народов Югры»

2

2

12.05.20

Создание экологических листовок «Сохраним природу и культуру народов Югры»

2

2

15.05.20

Создание экологических листовок «Сохраним природу и культуру народов Югры». Продолжение

2

2

18.05.20

Профилактическая акция «Внимание дети!». Подготовка. Проведение

2

2

19.05.20

Подведение итогов за учебный год.

2

2

22.05.20

Вручение дипломов и благодарственных писем.

2

2

        ИТОГО

92

124

216


[1] Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

[2] Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

[3] Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

[4] Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации.- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа № 196 от 09.11.2018. – пункт 19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие волонтерской деятельности среди учащихся, на примере волонтерского отряда "Храни добро"

Аннотация.  В последние десятилетия наблюдается тенденция повышение напряженности в отношениях между людьми и отсутствие сочувствия к чужому горю.Соответственно, в настоящее время од...

Методическая разработка урока - игры по истории ХМАО-Югры для 10 или 11 класса по теме "Города на карте Югры"

урок по теме "Города на карте Югры" урок-игра или урок-путешествие по истории Ханты-Мансийского округа для учащихся 11 класса. Материал может быть использован для внеклассного мероприятия или как итог...

«Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №1762 от 27.12.2018г. «О решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры по результатам заседания, проведённого 19.12.2018 года»

Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №1762 от 27.12.2018г. «О решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры ...

«Педагог года - Югры 2020» (приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 26.02.2020 №260)

laquo;Педагог года - Югры 2020» (приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 26.02.2020 №260)...