Волонтерский проект «Мой выбор» ( волонтерская группа «Мы вместе»)
проект (7 класс)

Жильцова Оксана Александровна

Быть социально активным значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать                            и пропагандировать свою социальную  позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.

Как и всякая иная компетенция, социальная базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности.

Одной из самых эффективных форм активизации подростков является волонтёрское движение. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом.

В течение пяти лет на базе нашей школы реализуется проект волонтерской деятельности обучающихся «Мы вместе», в результате которого с одной стороны происходит личностное становление молодых людей, они получают возможность проявить себя и осознать свою востребованность в жизни общества, с другой стороны осуществляют социально значимую деятельность. Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Как показывают результаты современных исследований, возраст приобщения к употреблению табака, алкоголя и наркотиков и различных психоактивных веществ (далее - ПАВ) приходится в большинстве случаев на школьные годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volonterskoe_dvizhenie_v_shkole.docx38.57 КБ

Предварительный просмотр:

Волонтерский проект «Мой выбор»

( волонтерская группа «Мы вместе»)

Актуальность

Быть социально активным значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать                                                и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.

Как и всякая иная компетенция, социальная базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности.

Одной из самых эффективных форм активизации подростков является волонтёрское движение. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом.

Волонтерская деятельность - это социально и общественно полезные действия, осуществляемые лицами на бескорыстной основе для отдельных лиц, семей и общества в рамках проектов, программ и других форм участия, проводимых государственными или частными организациями                                             на некоммерческой (неприбыльной) основе.

Волонтерская деятельность предполагает увеличение социальной активности и значимости молодежи, что способствует саморазвитию, самосовершенствованию, саморегуляции личности.

В течение пяти лет в МБОУ «Школа № 51» реализуется проект волонтерской деятельности обучающихся «Мы вместе», в результате которого с одной стороны происходит личностное становление молодых людей, они получают возможность проявить себя и осознать свою востребованность в жизни общества, с другой стороны осуществляют социально значимую деятельность. Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Как показывают результаты современных исследований, возраст приобщения к употреблению табака, алкоголя и наркотиков и различных психоактивных веществ (далее - ПАВ) приходится в большинстве случаев на школьные годы.

Невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет, но можно помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Подростку, сделавшему такой выбор, осознавшему ценности здорового образа жизни, проще донести эту информацию до сверстников. Ведь они будут общаться на одном языке, по принципу «равный – равному».

На этом и основан проект, реализуемый в школе.

Цель проекта:

  • Воспитание всесторонне развитой личности, имеющей активную жизненную позицию
  • Организация условий, способствующих самореализации личности и творческого потенциала волонтеров через общественно-полезную деятельность
  • Апробация новых форм организации занятости учащихся для развития их самостоятельной познавательной деятельности, формирования личностных и коммуникативных качеств.
  • Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность в системе "ровесник-ровеснику".
  • Оказание помощи социально незащищенным слоям населения, создание условий для реализации социальных инициатив

Задачи:

  1. Вовлечение и обучение наибольшего количества учащихся                                          в деятельность волонтёрского движения.
  2. Формирование и закрепление в школьной среде ценностей молодёжной культуры, ориентированных на здоровый жизненный стиль, направленных          на неприятие социально опасных привычек.
  3. Организация мероприятий, способствующих ориентации учащихся                            на здоровый и безопасный образ жизни.
  4. Формирование и развитие у школьников навыков поведения, способствующих ведению здорового образа жизни и препятствующих злоупотре6блению ПАВ.
  5. Привлечение к профилактической работе родителей, педагогов, специалистов.
  6. Разработка сценариев мероприятий в рамках программы «Волонтерское движение».

Целевая группа

Проект направлен на подростков, обучающихся 7-11 классов.

Этапы работы:

Проблема волонтерского движения объемна и многоаспектна. Она включает в себя философский, психолого-ориентированный, ценностно-педагогический аспекты.

Система        подготовки        волонтеров        реализуется        через        4        модуля        обучения:

  1. модуль «Ориентировочный» – предназначен для ориентации участников                   в предстоящей деятельности и углубленном изучении собственных мотиваций;

Задачи:

  1. Исследование у учащихся (волонтеров) мотивации обращения к добровольческой деятельности
  2. Формирование индивидуального и группового видения работы
  3. Определение направлений волонтерской деятельности (выявление проблем ЗОЖ у современного школьника)
  4. Предварительное планирование работы
  5. Определение (предварительное) возможных путей профилактики ЗОЖ

Результат: формирование волонтерской группы, объединенной едиными целями, задачами.

  1.    модуль   «Тренинговый»   –      направлен   на   выявление   способностей   личности и формирование положительной Я-концепции через обучающие занятия со специалистами (психолог, соц. педагог и др.)

Задачи:

  1. Проведение тренингов на сплочение коллектива
  2. Проведение тренингов на самопознание личности
  3. Проведение тренингов по формированию коммуникативных и других личностных умений
  4. Формирование установок на здоровый образ жизни
  5. Проведение        обучающих        занятий        по        формированию        умений        первичной профилактики и пропаганды ЗОЖ;

Результат: личностное становление и формирование положительной                           Я-концепции; обучение волонтеров навыкам первичной профилактики                            и пропаганды ЗОЖ.

  1.   модуль «Тренерский» - призван развить коммуникативные навыки и сензитивность к происходящим в ходе к групповым процессам;

Задачи:

  1. Подготовка учащихся к ответственной и осмысленной волонтерской деятельности
  2. Отработка навыков, необходимых для ведения волонтерской деятельности
  3. Отработка навыков первичной профилактики и пропаганды ЗОЖ; 4.

Результат: формирование лидерской компетентности, освоение основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений

  1. модуль «Деятельностный» предусматривает тренировку навыков самостоятельного проведения занятий, включающую стажировку с супервизией, т. е. внешним наблюдением.

Задачи:

  1. Планирование работы по профилактике ЗОЖ
  2. Определение путей профилактики ЗОЖ с учетом приобретенных ранее навыков (модуль «»Тренинговый»)
  3. Организация и проведение мероприятий по пропаганде ЗОЖ
  4. Привлечение общественного внимания к социально значимым проблемам

Результат: реализация деятельности по блокам – планирование, организация и проведение мероприятий по пропаганде ЗОЖ; анализ работы, определение перспективы её внедрения.

Ожидаемые результаты проекта:

Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.

Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму:

  • увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий;
  • привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
  • формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
  • овладение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
  • повышения количества и качества участия школы в акциях волонтеров, организуемых школой, городом.

Формы работы:

Дискуссии, ролевые игры, выступление в        роли обучающегося, интерактивные игры, групповая работа, тренинговые занятия, круглые столы, устные журналы.

Сроки и место проведения:

Место проведения:   МБОУ «Школа № 51» г. Нижнего Новгорода

Сроки:

2018-2019уч. г. - Формирование и становление волонтерского группы;

2019-2020 г. - Работа по развитию волонтерского движения;

2020 год и далее - Совершенствование волонтерской группы.

Ресурсы:

  1. Имеется помещение для организации заседаний группы, проведение тренингов.
  2. Для проведения массовых мероприятий имеется спортивный зал, ,медицинский кабинет, кабинет психолога, кабинет социального педагога.

Основные программные мероприятия

Направления

Мероприятия

Ответственные

I блок

Формирование волонтерского движения

Обучение волонтеров навыкам первичной профилактики.

Проведение предварительной беседы тьютеров проекта со школьниками, волонтерским отрядом.

Комплектование отряда волонтеров, прошедших курс обучения в

тренинговом режиме.

Руководитель проекта

II блок

«Спорт и здоровый образ жизни»;

  • строгое выполнение пунктов Устава школы, касающихся здорового образа жизни;

  • участие во всех соревнованиях: классных, общешкольных, городских.

  • организация спортивных праздников и мероприятий;

  • организация походов, экскурсий;

  • вовлечение учащихся                               в спортивные секции и кружки;

  • выпуск стенгазет о здоровье, оформление стендов                                 по профилактике наркомании.

  • беседы с медработниками о здоровом  образе жизни;

  • участие в классных часах по профилактике ЗОЖ

Совет старшеклассников

Волонтерская  команда

Совет старшеклассников

Волонтерская  команда

Совет старшеклассников

III блок

«Наглядная агитация»

  • выпуск стенгазет;

  • распространение брошюр, агитационных листовок;

  • сотрудничество со школьной газетой

«Школьный квартал»;

  • проведение анкетирование;

  • организации конкурсов рисунков, плакатов;

  • организация творческих работ

(сочинений, поделок)

Волонтерская команда

Волонтерская команда

Волонтерская команда

Волонтерская

команда

Волонтерская

команда

IV блок

Проведение акций, лекций, бесед, тренинговых занятий, классных часов

  • (по годовому плану работы)

Жильцова О.А.

                                        План работы

волонтерской группы «Мы вместе»»

на 2023-2024 учебный год

№ п/п

Мероприятие

Срок

Ответственные

1.

Отбор волонтёров из числа учащихся школы. Формирование волонтёрского отряда.

Подготовка документации.        

Подготовка  атрибутов        

волонтерского движения

 

сентябрь-октябрь

Жильцова О.А.

2.

Тренинг- семинар «Школа волонтёра»

сентябрь

Жильцова О.А.

3.

Объявление конкурса: «Лучший  волонтер года».

Учеба волонтеров.

Октябрь

Октябрь-ноябрь

Жильцова О.А.

4.

Участие в дне поддержки детей-инвалидов

«Равный поможет равному»

Октябрь

Жильцова О.А.

5.

Участие        в        акции,        посвященной   дню пожилых людей

Октябрь

Жильцова О.А.

6.

Подготовка        презентации        к

Тематической линейке для 1-4   классов «Поведение в столовой»

Октябрь

Жильцова О.А.

7.

Участие в классных часах для 5-7 классов «Культура общения».

Октябрь

Жильцова О.А.

8.

Участие в   классных     часах

«Профилактика вредных привычек»

Октябрь

Жильцова О.А.

9.

Неделя «За здоровый образ жизни»: защита проектов «Мы против курения»5-11 классы,

выставка рисунков 1-4 классы.

Ноябрь

Жильцова О.А.

10.

Неделя        семьи:        классные        часы

«Мир в семье» для 1-7 классов.

Изготовление буклетов «Семья – Семь я»

Ноябрь

Жильцова О.А.

11.

1 декабря «Международный день борьбы со СПИД-ом»

Проведение радиолинейки «Это тебя касается!» для 5-11 классов.

Просмотр фильмов по данной тематике.

Изготовление буклетов «Как не попасть в беду» 10-11 классы.

Встречи с медицинскими работниками.

Декабрь

Жильцова О.А.

12

Участие        в        социальной акции

«Кормушка для птиц»                          для 1-7 классов

Декабрь

Жильцова О.А.

13.

Участие        в        социальной акции  «Подарок другу»                      1-11 классы

Декабрь

Жильцова О.А.

14.

Подведение        итогов  социальной  акции «Кормушка для птиц». Участие        в                защите проектов: «Поможем птицам»1-4 классы

Январь

Жильцова О.А., классные руководители

15.

Подготовка выступления на классных часах «Твое правовое пространство»  5-11 классы.

Выпуск плакатов «Я и мои права» 5-6 классы

Выпуск буклетов                           «Мои права» 7- 8 классы

Январь

Жильцова О.А.

16.

Участие        в        акции  «Посылка   солдату»                           1-11 классы

Февраль

Жильцова О.А.

17.

Подготовка тематической линейки  «Здоровое питание»

Изготовление буклетов, листовок.

Оформление уголка в столовой.

Выступление агитбригад: «Твои друзья-витамины»                     1-3 классы

Февраль

Жильцова О.А.

18.

Подготовка        проведения круглого стола  «Подростки 21 века  в кризисной ситуации»

Март

Жильцова О.А.

19.

Участие в декаде за здоровый образ жизни.

Акция «Здоровая молодежь – будущее России».

Выход волонтеров на улицу у школы.

Раздача профилактических листовок.

Март

Жильцова О.А.

20.

Выпуск буклетов: «Трудоустройство

несовершеннолетних» и раздача их обучающимся старших классов

Апрель

Жильцова О.А.

21.

Подготовка и проведение круглого        стола                  «Твори добро»

Май

Жильцова О.А.

22.

Закрытие школьной волонтерской группы 2023- 2024 уч. г.

Подведение итогов конкурса «Лучший волонтер

года».

Май

Жильцова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волонтерский проект социальной направленности "Пляжный патруль"

В процессе работы со студенческой молодежью, изучив педагогическую и методическую литературу, ознакомившись с опытом работы учебных заведений и молодежных организаций, были определены цель и задачи ра...

Социальный волонтерский проект " За здоровый образ жизни".

Проект реализуется в рамках  школьной программы по здоровьесбережению  «За здоровый образ жизни!» (2009 -2014 г.),Тема для проекта « За здоровый образ жизни!» выбрана не случайно.О...

Отчет по работе волонтерского объединения "Твой выбор" за 2011 - 2012 уч.год

в 2011 году в нашей школе было шестеро официально зарегистрированных волонтеров, но волонтерской работой занимались многие ребята старшего звена, которых мы в перспективе планируем зарегистрировать оф...

Проек по теме :Волонтерский отряд « Мой выбор".

Проек создании волонтерского отряда...

Волонтерский проект «СОЛНЫШКО В ЛАДОШКАХ»

Добровольческое движение в России сегодня переживает новый подъем.Все больше людей понимают необходимость личного участия в решении проблем, стоящих перед обществом и государством, и готовы безвозмезд...

Проект по организации волонтерского движения "Мы ВМЕСТЕ"

В рамках развития волонтерского движения в школе мы разрабатываем различные формы волонтерской практики. Одним, из которых, является  социальный проект «Мы вместе», реализуемый совмес...