РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА НА ЗАНЯТИЯХ В ВОКАЛЬНО-ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ «БРИЗ»
статья на тему

Ваганова Ольга Юрьевна

Повышение качества образования базируется на педагогическом мастерстве и потенциале ребенка. В  дополнительном образовании детей именно личностные достижения ребенка рассматриваются как значимый критерий его качества и результативности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vaganova_razvitie_lichnostnykh_kachestv_rebenka.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

О.Ю. Ваганова,

педагог дополнительного образования

МАУДО «Районный цент дополнительного образования детей»,

г. Няндома

Развитие личностных качеств ребёнка на занятиях

в вокально-эстрадной студии «Бриз»

Повышение качества образования базируется на педагогическом мастерстве и потенциале ребенка. В  дополнительном образовании детей именно личностные достижения ребенка рассматриваются как значимый критерий его качества и результативности.  Для этого мы должны определиться в подходе к пониманию личностного роста. Что за этим стоит? Очевидно наш набор личностных качеств ребенка, можно сгруппировать так:

  • креативные качества – обеспечивают условия создания учеником творческого продукта деятельности;
  • когнитивные качества – обеспечивают процесс познания учеником внешнего мира;
  • методологические – обеспечивают организацию образовательной деятельности ребенка в познании и творении.

Каждой группе названных личностных качеств соответствуют определенные способности, с помощью которых происходит самореализация ученика. Не забудем и о динамичности процесса. Личностный рост обнаруживается в деятельности ребенка и в изменении во времени его свойств и качеств, что и составляет его развитие, рост.

В вокальной студии «Бриз» занимаются дети от 4 до 18 лет, поэтому  возможность просмотреть личностный рост ребёнка очень велика.  

Важным и эффективным влиянием обладают специальные логоритмические занятия, в основе которых комплексное сочетание слова, музыки и движения. Учеными доказана прямая и естественная связь между движениями рук (пальцев, кисти) и произношением слов (работа гортани) благодаря тому, что в коре головного мозга речевая зона и двигательная зона кисти расположены рядом. Таким образом, развитие моторики влияет на развитие речи. На практике давно уже отмечено, что любые навыки усваиваются быстрее и легче при наличии речедвигательного комплекса. Логоритмические упражнения и пение песен с движениями благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей и певческих навыков у детей, поскольку развивают чувство ритма, интонационный слух, координацию между слухом и голосом и т. д., а также внимание, память, мышление, воображение и фантазию, то есть решается целый комплекс задач. Действительно, пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, на умственное развитие, а также совершенствует основные психические функции растущего организма. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Оно увеличивает амплитуду дыхания, лёгочную вентиляцию, поднимает эмоциональный тонус, улучшает работоспособность организма.

На занятиях в вокальной студии каждый ребёнок получает возможность проявить себя как индивидуальность, попробовать себя как солист и услышать звучание своего уникального голоса.   В небольших группах (4-6 человек)  у детей складывается свой микроклимат. На занятиях вокалом мы не только обучаем детей вокальным умениям и прививаем общемузыкальную культуру, но и формируем познавательные процессы ученика и развиваем социально-личностные и коммуникативные качества ребёнка. В процессе занятий воспитываются такие важные черты личности, как ответственность, организованность, терпимость. Влияние пения на нравственное развитие выражается, с одной стороны, в том, что в песнях передано определённое содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отражённые в песнях.

Большое внимание на вокальных занятиях мы уделяем  вокально-дыхательным упражнениям, которые способствуют постепенному расширению диапазона, увеличению протяжности звучания. Основой наших распевок является приём соединения штробаса, так называемого «скрипа» и музыкальных звуков. Этот способ звукоизвлечения помогает расслабить связки, произвести некий их массаж и легко распеться до высоких звуков. А придуманная вместе с детьми история поездки на музыкальном «лифте» или музыкальном, воздушном шаре (от штробаса через глиссандо в музыкальный звук), позволяет превратить порой монотонный процесс распевки в весёлую игру. Кроме расширения диапазона, вокально – дыхательные упражнения способствуют укреплению мышц брюшного пресса и  диафрагмы.  Дыхание в пении очень важно, и прежде чем начинать петь, нужно объяснить ребенку, что нужно дышать животом (то есть  диафрагмой).

Правильно функционирующая здоровая дыхательная система сама по себе является защитным механизмом от инфекционно-аллергического воздействия окружающей среды. Во время пения воздух  «прокачивает» трахею и бронхи, тем самым вентилируя и тренируя легкие. Так, у людей, систематически занимающихся вокалом, жизненная емкость легких увеличивается, а запас прочности  организма возрастает.

На наших занятиях по вокалу большое внимание мы уделяем развитию речи: читаем скороговорки, используем их в распевании. В процессе работы над песенным репертуаром обогащается словарный запас ребёнка, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается речь, так как пение требует более чёткой артикуляции со стороны как педагога, так и ученика. Развитый на вокальных занятиях навык грамотной, чёткой, красивой речи, позволяет детям в дальнейшем продолжать реализовывать себя: публично выступать в качестве ведущих концертов, принимать участие в проведении конференций и открытых занятий. 

В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Кроме того, пение помогает расслабиться и преодолеть стрессовое состояние, делает детей более дружелюбными, что позволяет им легче налаживать контакты с другими детьми.  Когда песня прошла стадию разучивания, мы подключаем к пению песен жесты и несложные движения, что способствует не только физическому раскрепощению, но и прочному запоминанию текста, а также развивает координацию движений ребёнка. Невозможно переоценить значение занятий вокалом на развитие памяти, кругозора, образного мышления, на развитие у детей способности последовательного изложения фактов, событий и явлений. Нужно отметить, что репертуар нашего вокального ансамбля обширен: от джаза до современности. Многие педагоги знают, что верно выбранная конкурсная песня – это 50 процентов успеха. Отдельное место в ансамбле нашего вокального ансамбля занимают песни патриотической направленности, которые способствуют формированию личности способной любить, уважать, ценить свою Родину, семью…

Несомненно, наблюдая за физиологическим ростом учащихся, педагог видит и личностный рост ребёнка. Как он самообразуется, насколько учащийся может взаимодействовать в социуме, насколько креативны его мысли и действия. Поскольку занятия в студии предполагают публичные выступления можно отлично отследить – раскрепощен ли ребёнок на сцене, уверен ли он в  своих способностях.

Таким образом, в ходе занятий в вокально-эстрадной студии у детей происходят следующие изменения:

  • стимулирование речевой деятельности;
  • приобщение к элементам общепринятых норм поведения и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • развивается самостоятельность;
  • развивается воображение и творческое проявление, интерес к участию в игровой и художественной деятельности с элементами вокала;
  • развивается уверенность в себе и своих возможностях;
  • формируется доброжелательное отношение детей к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости к состоянию других людей;
  • происходит обогащение опыта игрового общения;
  • происходит укрепление здоровья детей (снизилась частота заболеваний верхних дыхательных путей);
  • развивается интерес к сотрудничеству.

Результатами успешной реализации работы в нашей вокальной студии, в рамках дополнительного образования, становятся ежегодные победы наших вокалистов в различных районных, областных, российских и международных конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние эмоционально-волевой сферы на развитие нравственных качеств ребёнка.

Влияние эмоционально-волевой сферы ребёнка на развитие нравственных качеств ребёнка....

Развитие личностных качеств младшего школьника через внеурочную деятельность

Развитие личностных качеств младшего школьника  через внеурочную деятельность. Курс "В мире искусства" (1 класс) общекультурное направление...

«Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ребёнка»

Моё выступление на методическом обьединении классных руководителей с темой  «Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ребёнка»...

Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка

Статья на тему: "Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка"...