РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА НА ЗАНЯТИЯХ В ВОКАЛЬНО-ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ «БРИЗ»
статья на тему
Повышение качества образования базируется на педагогическом мастерстве и потенциале ребенка. В дополнительном образовании детей именно личностные достижения ребенка рассматриваются как значимый критерий его качества и результативности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
О.Ю. Ваганова,
педагог дополнительного образования
МАУДО «Районный цент дополнительного образования детей»,
г. Няндома
Развитие личностных качеств ребёнка на занятиях
в вокально-эстрадной студии «Бриз»
Повышение качества образования базируется на педагогическом мастерстве и потенциале ребенка. В дополнительном образовании детей именно личностные достижения ребенка рассматриваются как значимый критерий его качества и результативности. Для этого мы должны определиться в подходе к пониманию личностного роста. Что за этим стоит? Очевидно наш набор личностных качеств ребенка, можно сгруппировать так:
- креативные качества – обеспечивают условия создания учеником творческого продукта деятельности;
- когнитивные качества – обеспечивают процесс познания учеником внешнего мира;
- методологические – обеспечивают организацию образовательной деятельности ребенка в познании и творении.
Каждой группе названных личностных качеств соответствуют определенные способности, с помощью которых происходит самореализация ученика. Не забудем и о динамичности процесса. Личностный рост обнаруживается в деятельности ребенка и в изменении во времени его свойств и качеств, что и составляет его развитие, рост.
В вокальной студии «Бриз» занимаются дети от 4 до 18 лет, поэтому возможность просмотреть личностный рост ребёнка очень велика.
Важным и эффективным влиянием обладают специальные логоритмические занятия, в основе которых комплексное сочетание слова, музыки и движения. Учеными доказана прямая и естественная связь между движениями рук (пальцев, кисти) и произношением слов (работа гортани) благодаря тому, что в коре головного мозга речевая зона и двигательная зона кисти расположены рядом. Таким образом, развитие моторики влияет на развитие речи. На практике давно уже отмечено, что любые навыки усваиваются быстрее и легче при наличии речедвигательного комплекса. Логоритмические упражнения и пение песен с движениями благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей и певческих навыков у детей, поскольку развивают чувство ритма, интонационный слух, координацию между слухом и голосом и т. д., а также внимание, память, мышление, воображение и фантазию, то есть решается целый комплекс задач. Действительно, пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, на умственное развитие, а также совершенствует основные психические функции растущего организма. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Оно увеличивает амплитуду дыхания, лёгочную вентиляцию, поднимает эмоциональный тонус, улучшает работоспособность организма.
На занятиях в вокальной студии каждый ребёнок получает возможность проявить себя как индивидуальность, попробовать себя как солист и услышать звучание своего уникального голоса. В небольших группах (4-6 человек) у детей складывается свой микроклимат. На занятиях вокалом мы не только обучаем детей вокальным умениям и прививаем общемузыкальную культуру, но и формируем познавательные процессы ученика и развиваем социально-личностные и коммуникативные качества ребёнка. В процессе занятий воспитываются такие важные черты личности, как ответственность, организованность, терпимость. Влияние пения на нравственное развитие выражается, с одной стороны, в том, что в песнях передано определённое содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отражённые в песнях.
Большое внимание на вокальных занятиях мы уделяем вокально-дыхательным упражнениям, которые способствуют постепенному расширению диапазона, увеличению протяжности звучания. Основой наших распевок является приём соединения штробаса, так называемого «скрипа» и музыкальных звуков. Этот способ звукоизвлечения помогает расслабить связки, произвести некий их массаж и легко распеться до высоких звуков. А придуманная вместе с детьми история поездки на музыкальном «лифте» или музыкальном, воздушном шаре (от штробаса через глиссандо в музыкальный звук), позволяет превратить порой монотонный процесс распевки в весёлую игру. Кроме расширения диапазона, вокально – дыхательные упражнения способствуют укреплению мышц брюшного пресса и диафрагмы. Дыхание в пении очень важно, и прежде чем начинать петь, нужно объяснить ребенку, что нужно дышать животом (то есть диафрагмой).
Правильно функционирующая здоровая дыхательная система сама по себе является защитным механизмом от инфекционно-аллергического воздействия окружающей среды. Во время пения воздух «прокачивает» трахею и бронхи, тем самым вентилируя и тренируя легкие. Так, у людей, систематически занимающихся вокалом, жизненная емкость легких увеличивается, а запас прочности организма возрастает.
На наших занятиях по вокалу большое внимание мы уделяем развитию речи: читаем скороговорки, используем их в распевании. В процессе работы над песенным репертуаром обогащается словарный запас ребёнка, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается речь, так как пение требует более чёткой артикуляции со стороны как педагога, так и ученика. Развитый на вокальных занятиях навык грамотной, чёткой, красивой речи, позволяет детям в дальнейшем продолжать реализовывать себя: публично выступать в качестве ведущих концертов, принимать участие в проведении конференций и открытых занятий.
В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Кроме того, пение помогает расслабиться и преодолеть стрессовое состояние, делает детей более дружелюбными, что позволяет им легче налаживать контакты с другими детьми. Когда песня прошла стадию разучивания, мы подключаем к пению песен жесты и несложные движения, что способствует не только физическому раскрепощению, но и прочному запоминанию текста, а также развивает координацию движений ребёнка. Невозможно переоценить значение занятий вокалом на развитие памяти, кругозора, образного мышления, на развитие у детей способности последовательного изложения фактов, событий и явлений. Нужно отметить, что репертуар нашего вокального ансамбля обширен: от джаза до современности. Многие педагоги знают, что верно выбранная конкурсная песня – это 50 процентов успеха. Отдельное место в ансамбле нашего вокального ансамбля занимают песни патриотической направленности, которые способствуют формированию личности способной любить, уважать, ценить свою Родину, семью…
Несомненно, наблюдая за физиологическим ростом учащихся, педагог видит и личностный рост ребёнка. Как он самообразуется, насколько учащийся может взаимодействовать в социуме, насколько креативны его мысли и действия. Поскольку занятия в студии предполагают публичные выступления можно отлично отследить – раскрепощен ли ребёнок на сцене, уверен ли он в своих способностях.
Таким образом, в ходе занятий в вокально-эстрадной студии у детей происходят следующие изменения:
- стимулирование речевой деятельности;
- приобщение к элементам общепринятых норм поведения и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- развивается самостоятельность;
- развивается воображение и творческое проявление, интерес к участию в игровой и художественной деятельности с элементами вокала;
- развивается уверенность в себе и своих возможностях;
- формируется доброжелательное отношение детей к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости к состоянию других людей;
- происходит обогащение опыта игрового общения;
- происходит укрепление здоровья детей (снизилась частота заболеваний верхних дыхательных путей);
- развивается интерес к сотрудничеству.
Результатами успешной реализации работы в нашей вокальной студии, в рамках дополнительного образования, становятся ежегодные победы наших вокалистов в различных районных, областных, российских и международных конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние эмоционально-волевой сферы на развитие нравственных качеств ребёнка.
Влияние эмоционально-волевой сферы ребёнка на развитие нравственных качеств ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-227131-1364098299.jpg)
Развитие личностных качеств младшего школьника через внеурочную деятельность
Развитие личностных качеств младшего школьника через внеурочную деятельность. Курс "В мире искусства" (1 класс) общекультурное направление...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-539395-1485192245.jpg)
«Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ребёнка»
Моё выступление на методическом обьединении классных руководителей с темой «Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ребёнка»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/29/picture-255091-1377768953.jpg)
«ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ»
Доклад на методическом объединении...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/12/picture-765874-1542015978.jpg)
Статья "Внутренний мониторинг качества образования в рамках внедрения ФГОС" из методического пособия "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности" под редакцией Г.А.Кузьменко (МПГУ)
Система внутреннего мониторинга качества образования в рамках внедрения ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/07/picture-1093405-1557236311.jpg)
Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка
Статья на тему: "Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-104989-1358581322.jpg)
Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств ребёнка
Презентация для родительского собрания...