РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА НА ЗАНЯТИЯХ В ВОКАЛЬНО-ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ «БРИЗ»
статья на тему

Ваганова Ольга Юрьевна

Повышение качества образования базируется на педагогическом мастерстве и потенциале ребенка. В  дополнительном образовании детей именно личностные достижения ребенка рассматриваются как значимый критерий его качества и результативности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vaganova_razvitie_lichnostnykh_kachestv_rebenka.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

О.Ю. Ваганова,

педагог дополнительного образования

МАУДО «Районный цент дополнительного образования детей»,

г. Няндома

Развитие личностных качеств ребёнка на занятиях

в вокально-эстрадной студии «Бриз»

Повышение качества образования базируется на педагогическом мастерстве и потенциале ребенка. В  дополнительном образовании детей именно личностные достижения ребенка рассматриваются как значимый критерий его качества и результативности.  Для этого мы должны определиться в подходе к пониманию личностного роста. Что за этим стоит? Очевидно наш набор личностных качеств ребенка, можно сгруппировать так:

  • креативные качества – обеспечивают условия создания учеником творческого продукта деятельности;
  • когнитивные качества – обеспечивают процесс познания учеником внешнего мира;
  • методологические – обеспечивают организацию образовательной деятельности ребенка в познании и творении.

Каждой группе названных личностных качеств соответствуют определенные способности, с помощью которых происходит самореализация ученика. Не забудем и о динамичности процесса. Личностный рост обнаруживается в деятельности ребенка и в изменении во времени его свойств и качеств, что и составляет его развитие, рост.

В вокальной студии «Бриз» занимаются дети от 4 до 18 лет, поэтому  возможность просмотреть личностный рост ребёнка очень велика.  

Важным и эффективным влиянием обладают специальные логоритмические занятия, в основе которых комплексное сочетание слова, музыки и движения. Учеными доказана прямая и естественная связь между движениями рук (пальцев, кисти) и произношением слов (работа гортани) благодаря тому, что в коре головного мозга речевая зона и двигательная зона кисти расположены рядом. Таким образом, развитие моторики влияет на развитие речи. На практике давно уже отмечено, что любые навыки усваиваются быстрее и легче при наличии речедвигательного комплекса. Логоритмические упражнения и пение песен с движениями благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей и певческих навыков у детей, поскольку развивают чувство ритма, интонационный слух, координацию между слухом и голосом и т. д., а также внимание, память, мышление, воображение и фантазию, то есть решается целый комплекс задач. Действительно, пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, на умственное развитие, а также совершенствует основные психические функции растущего организма. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Оно увеличивает амплитуду дыхания, лёгочную вентиляцию, поднимает эмоциональный тонус, улучшает работоспособность организма.

На занятиях в вокальной студии каждый ребёнок получает возможность проявить себя как индивидуальность, попробовать себя как солист и услышать звучание своего уникального голоса.   В небольших группах (4-6 человек)  у детей складывается свой микроклимат. На занятиях вокалом мы не только обучаем детей вокальным умениям и прививаем общемузыкальную культуру, но и формируем познавательные процессы ученика и развиваем социально-личностные и коммуникативные качества ребёнка. В процессе занятий воспитываются такие важные черты личности, как ответственность, организованность, терпимость. Влияние пения на нравственное развитие выражается, с одной стороны, в том, что в песнях передано определённое содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отражённые в песнях.

Большое внимание на вокальных занятиях мы уделяем  вокально-дыхательным упражнениям, которые способствуют постепенному расширению диапазона, увеличению протяжности звучания. Основой наших распевок является приём соединения штробаса, так называемого «скрипа» и музыкальных звуков. Этот способ звукоизвлечения помогает расслабить связки, произвести некий их массаж и легко распеться до высоких звуков. А придуманная вместе с детьми история поездки на музыкальном «лифте» или музыкальном, воздушном шаре (от штробаса через глиссандо в музыкальный звук), позволяет превратить порой монотонный процесс распевки в весёлую игру. Кроме расширения диапазона, вокально – дыхательные упражнения способствуют укреплению мышц брюшного пресса и  диафрагмы.  Дыхание в пении очень важно, и прежде чем начинать петь, нужно объяснить ребенку, что нужно дышать животом (то есть  диафрагмой).

Правильно функционирующая здоровая дыхательная система сама по себе является защитным механизмом от инфекционно-аллергического воздействия окружающей среды. Во время пения воздух  «прокачивает» трахею и бронхи, тем самым вентилируя и тренируя легкие. Так, у людей, систематически занимающихся вокалом, жизненная емкость легких увеличивается, а запас прочности  организма возрастает.

На наших занятиях по вокалу большое внимание мы уделяем развитию речи: читаем скороговорки, используем их в распевании. В процессе работы над песенным репертуаром обогащается словарный запас ребёнка, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается речь, так как пение требует более чёткой артикуляции со стороны как педагога, так и ученика. Развитый на вокальных занятиях навык грамотной, чёткой, красивой речи, позволяет детям в дальнейшем продолжать реализовывать себя: публично выступать в качестве ведущих концертов, принимать участие в проведении конференций и открытых занятий. 

В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Кроме того, пение помогает расслабиться и преодолеть стрессовое состояние, делает детей более дружелюбными, что позволяет им легче налаживать контакты с другими детьми.  Когда песня прошла стадию разучивания, мы подключаем к пению песен жесты и несложные движения, что способствует не только физическому раскрепощению, но и прочному запоминанию текста, а также развивает координацию движений ребёнка. Невозможно переоценить значение занятий вокалом на развитие памяти, кругозора, образного мышления, на развитие у детей способности последовательного изложения фактов, событий и явлений. Нужно отметить, что репертуар нашего вокального ансамбля обширен: от джаза до современности. Многие педагоги знают, что верно выбранная конкурсная песня – это 50 процентов успеха. Отдельное место в ансамбле нашего вокального ансамбля занимают песни патриотической направленности, которые способствуют формированию личности способной любить, уважать, ценить свою Родину, семью…

Несомненно, наблюдая за физиологическим ростом учащихся, педагог видит и личностный рост ребёнка. Как он самообразуется, насколько учащийся может взаимодействовать в социуме, насколько креативны его мысли и действия. Поскольку занятия в студии предполагают публичные выступления можно отлично отследить – раскрепощен ли ребёнок на сцене, уверен ли он в  своих способностях.

Таким образом, в ходе занятий в вокально-эстрадной студии у детей происходят следующие изменения:

  • стимулирование речевой деятельности;
  • приобщение к элементам общепринятых норм поведения и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • развивается самостоятельность;
  • развивается воображение и творческое проявление, интерес к участию в игровой и художественной деятельности с элементами вокала;
  • развивается уверенность в себе и своих возможностях;
  • формируется доброжелательное отношение детей к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости к состоянию других людей;
  • происходит обогащение опыта игрового общения;
  • происходит укрепление здоровья детей (снизилась частота заболеваний верхних дыхательных путей);
  • развивается интерес к сотрудничеству.

Результатами успешной реализации работы в нашей вокальной студии, в рамках дополнительного образования, становятся ежегодные победы наших вокалистов в различных районных, областных, российских и международных конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние эмоционально-волевой сферы на развитие нравственных качеств ребёнка.

Влияние эмоционально-волевой сферы ребёнка на развитие нравственных качеств ребёнка....

«Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ребёнка»

Моё выступление на методическом обьединении классных руководителей с темой  «Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ребёнка»...

Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка

Статья на тему: "Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка"...

Презентация "Взаимодействие семьи и школы как залог успеха развития личностного потенциала ребёнка"

Презентация "Взаимодействие семьи и школы как залог успеха развития личностного потенциала ребёнка"...