Методические рекомендации по проведению исследовательской деятельности с обучающимися
методическая разработка на тему

Методические рекомендации по проведению исследовательской деятельности с обучающимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Методические рекомендации по проведению исследовательской деятельности
  2.  с обучающимися МБУДО ДДТ г.Донецка

Разработала: методист МБУДО ДДТ г.Донецка Интер О.В.

Алгоритм проведения исследовательской работы

  1. Подготовка к проведению исследовательской работы.
  • Определение объектной области, объекта и предмета исследования.
  • Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности (интерес, реализуемость темы (доступность литературы, оборудования, материалов), возможность развития).
  • Изучение литературы и уточнение темы (цель: получение необходимой информации, понимание логики доказательств, поиск ответов на вопросы).
  • Формулировка гипотезы (гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам).
  • Формулировка цели и задач исследования.

Цель – конечный результат, которого хотел бы добиться исследователь: определение характеристик явлений, не изученных ранее, выявление взаимосвязи неких явлений, изучение развития явлений, описание нового явления, обобщение, выявление общих закономерностей, создание классификаций. Задачи – то, что необходимо сделать для достижения цели.

  • Определение методов исследования

Метод – способ достижения цели. Теоретические: моделирование, абстрагирование, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному. Эмпирические: наблюдение, сравнение, эксперимент. Математические: статистические, графики, таблицы, модели динамического программирования и др.

  1. Проведение научного исследования
  • собственно проведение (проведение работ в соответствии с планом),
  • аналитический этап (анализ результатов: подтверждают ли они гипотезу),
  • оформление результатов исследования (оформление письменной работы, наглядных материалов, разработка устного представления).
  1. Защита результатов исследования

Оптимальное время выступления - 5 – 7 минут

1 часть – краткий пересказ введения, уместно творческое выступление.

2 часть – наиболее объёмная, рассказ о сути вашей работы. Особый акцент - на новизну исследования, полученные итоги.

3 часть – основные выводы, желательна яркая кульминация. 

При ответах на вопросы используйте правила:

  • Если вопрос выходит за рамки работы, вы имеете право не отвечать.
  • Не бойтесь уточнять вопрос.
  • Благодарите задавшего вопрос.

Критерии оценки исследовательской работы.

  1. актуальность проблемы
  2. новизна
  3. объём эксперимента, оригинальный, самостоятельно собранный материал
  4. использование методов, приёмов и подходов, соответствующих целям исследования
  5. знакомство с литературой по теме
  6. умения анализировать результаты
  7. правила оформления работы
  8. доклад
  9. умение ответить на вопросы

Структура исследовательской работы.

  1. 1.Титульный лист

                1.где выполнена работа,

  1. название темы,
  2. автор,
  3. руководитель,
  4. год выполнения работы
  1. 2. Введение

Обоснование актуальности, необходимости выбранной темы,

Новизна темы

Краткий обзор литературы.

  1. Дата и место проведения

Цель и задачи исследования

  1. Гипотеза: в ходе исследования мы предположили…

Целью работы стало:

  • выявить,
  • установить,
  • обосновать,
  • уточнить,
  • сравнить,
  • разработать…

Задачи исследования…

3.Основная часть

  1. Каким образом проводилась работа.

Материалы, методы исследования.

Описание полученных результатов исследования.

 4.Выводы

 5.Список литературы

 6.Приложения

             (фото, таблицы, копии документов и пр.)

  1. Примерный план выступления – защиты исследовательской работы.
  1. тема,
  2. цель,
  3. научный руководитель,
  4. характеристика исследуемых явлений,
  5. методика проведения исследования,
  6. в содружестве с кем проводилось исследование,
  7. использованные средства,
  8. обзор полученных данных,
  9. методика их обработки,
  10. результаты исследования, представленные в наглядной форме,
  11. анализ результатов,
  12. выводы

Критерии оценки выступающих:

  • логичность,
  • точность,
  • ясность, доступность,
  • убедительность,
  • интересность,
  • выразительность,
  • уверенность, контакт со слушателем,
  • уместность жестов,
  • выражение лица,
  • эрудиция, компетентность, использование специальной терминологии,
  • качество ответов на вопросы: полнота ответов, убедительность,  контактность,
  • творческий подход, использование наглядности.

Проблема исследования

  • Для ее определения необходимо ответить на вопрос: «Что надо изучить, что еще недостаточно или совсем не изучено?».         Проблема – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения, которая чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, не укладывающихся в рамках прежних теоретических представлений.
  • Принято считать, что сформулировать научную проблему – значит, показать умение выделить главное, исключить второстепенное, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.
  • Выбирая проблему, нужно учесть наличие или отсутствие необходимой исследовательской базы.
  • Обычно в процессе ученического исследования изучается известная науке проблема, однако учащийся и его научный руководитель открывают ее для себя как новую.          

Выбор и формулировка темы исследования

  • Молодым исследователям стоит взять довольно узкую и конкретную тему. Это даст массу преимуществ: источники будут находиться в пределах вашей досягаемости, научная литература не будет исчисляться десятками толстых томов.
  • Четко определенная тема дисциплинирует ум и рождает желание работать.
  • Это может выглядеть так: читая литературу по интересующей проблеме, вы обнаруживаете, что какой-то аспект темы авторами освещается слабее, чем другие или вскользь. Уяснив, какое место эта проблема занимает в интересующей  вас области знания и, поняв, какие данные нужны, чтобы ее освятить, вы подойдете к формулировке собственной темы.
  • Целесообразно в формулировании темы идти от указания на исследуемый процесс (диагностика, исследование, анализ, подготовка, формирование, развитие) и на условия, в которых он изучается (на экскурсиях, на уроках, в процессе изучения).

Определение актуальности и новизны исследования

  • Актуальность – степень важности темы в данный момент, в конкретной ситуации для решения проблемы. Актуальность исследования заключается в объяснении теоретической новизны и положительного эффекта, которые будут достигнуты в результате выполнения работы.
  • Новизна заключается в использовании новых подходов или методов исследования, получения нового знания являющегося результатом обобщения и критического анализа литературных источников.

Цель исследования

  • Это вопрос, на который исследование должно ответить, чего достичь, наличие какой закономерной связи показать, в то время как тема – это проблема, которую ответ на заданный вопрос позволяет решить.
  • Формулирование цели заключает в себе вопрос «Что и для чего это нужно делать?».
  • Формулировка цели должна быть до такой степени ясной, чтобы из нее были понятны границы исследования.
  • Хороша та формулировка цели, при прочтении которой без дополнительных пояснений становится ясно, как этой цели достичь.

Объект и предмет исследования

  • Объект исследования – то, на что направленно внимание исследования, то, что подлежит рассмотрению.
  • Предмет исследования – это отдельная сторона или ракурс изучаемого объекта, дающий представление, о том, как исследователь рассматривает объект, какие новые качества, свойства, функции ему присущи. Предмет находится внутри объекта.

Гипотеза исследования

  • Гипотеза – научно обоснованные (подкрепленные научными данными и логическими соображениями) предположения о структуре и существенных свойствах изучаемых объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемых явлений и процессов, истинность которых требуется доказать. Выдвигая гипотезу, автор должен быть уверен, что в ходе работы сможет проверить ее истинность или ложность.
  • Гипотеза всегда вскрывает противоречивость изучаемого предмета, ее обязательно требуется доказывать.

Задачи исследования

  • Задачи – это ряд частных вопросов, которые нужно решить, чтобы ответить на основной.
  • Обычно это делается в форме перечисления (выявить…, определить…, изучить…, вывести формулу…, апробировать…).
  • Формулируя задачи, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо сделать, чтобы подтвердить гипотезу, предположение?».
  • Выдвигаемые задачи решаются с помощью методов научного исследования – способов построения и обоснования системы философских знаний, совокупностью приемов и операций практического и теоретического освоения действительности (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение).

Теоретическая и практическая значимость исследования

  • Теоретическая значимость исследования определяется тем, содержит ли работа новые разработки теоретических положений и научную новизну.
  • Практическая значимость работы должна показывать: кому и как будут полезны полученные результаты, какие новые методики можно разработать на их основе.

Рекомендации и требования к содержанию работы

Работа должна быть построена по определенной структуре являющейся общепринятой для научных трудов и состоять из содержательно-логической части и оформительской (титульный лист, оглавление, введение, основное содержание, заключение, список используемой литературы, приложения).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности с обучающимися

Материалы сборника подготовлены коллективом методистов информационно-методического кабинета отдела образования. В сборнике представлена система организации и воспитательная роль исследовательской деят...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности ученика

В работе представлены требования к организации исследовательской работы школьников, её содержанию, правила оформления работы. Разводятся понятия и подходы к  исследовательской работе и прое...

Методические рекомендации к проектно-исследовательской деятельности учащихся на примере работы «Исследование зависимости безопасности движения от силы трения»

В современном школьном образовании большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся. Она является одним из видов внеклассной работы по предмету. Растет число учеников,...

Методические рекомендации по проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Аналитическая химия" для специальности 33.02.01 Фармация

Методические рекомендации  разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12.05.2014 №501  «Об утвержении федерального государственного образовательного стандарта среднего професс...

Методические рекомендации по проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Общая и неорганическая химия" для специальности 33.02.01 Фармация

Методические рекомендации  разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12.05.2014 №501  «Об утвержении федерального государственного образовательного стандарта среднего професс...

Методические рекомендации по проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Органическая химия" для специальности 33.02.01 Фармация

Методические рекомендации  разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12.05.2014 №501  «Об утвержении федерального государственного образовательного стандарта среднего професс...

Методические рекомендации по проведению мониторинга физического развития обучающихся

Мониторинг физического развития обучающихся включает в себя ряд тестов по оценке физической подготовленности школьников, разработанных специалистами в ходе реализации проекта «Соверш...