Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности ученика
методическая разработка на тему

 В работе представлены требования к организации исследовательской работы школьников, её содержанию, правила оформления работы. Разводятся понятия и подходы к  исследовательской работе и проекту.

Представляют интерес критические замечания экспертов по оценке работ на конференции "Шаг в будущее". Рекомендации могут быть полезны начинающим педагогам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические  рекомендации

по организации исследовательской деятельности ученика

Составила и систематизировала материал:

Гладкая Т.М.

2010г

Организация исследовательской деятельности

школьников в средней школе

 Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций:

  • постановку проблемы,
  • изучение теории, посвященной данной проблематике,
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими,
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
  • научный комментарий, собственные выводы.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

В отличие от олимпиад исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей:

Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

Исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.


Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам.

Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм.

Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в ее разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п.

  • Как правило, учитель может подготовить с учащимися одну работу, так что вполне можно организовать ежегодные ученические чтения, и это не станет перегрузкой ни для него самого, ни для членов жюри.
  • На таких мероприятиях дети могут (и даже чувствуют потребность) делать устные сообщения по выбранной теме, учатся отвечать на вопросы оппонентов и отстаивать свою точку зрения. Таким образом, они учатся грамотно излагать прочитанное, четко формулировать поставленные цели и задачи, описывать ход проделанных экспериментов, характеризовать результаты своей деятельности и т.д. При этом ученику понадобится дома в течение нескольких месяцев работать над темой, готовить свой отчет и устный ответ, глубже осознавая материал, выбранный для рассмотрения.
  • Тематику может предлагать и учитель, который сам заинтересовался какой-либо темой (например, после очередных курсов по повышению квалификации или подготовки к переаттестации), и ученик (а учитель решает, может ли он сам стать научным руководителем по этой теме).

Одной из наиболее рациональных форм организации исследовательской деятельности является работа учащихся в парах. При этом ребята могут, как бы дополнять друг друга: один теоретик, другой  практик, один  физик, другой  биолог и т.п. Следует отметить, что в этом случае качество работы, уровень подготовки и результативность резко повышаются, т.к. учащиеся неоднократно обсуждают свою тему, советуются, спорят, взаимно проверяют выученный материал, исправляют ошибки и недочеты. Большие по численности группы нецелесообразны: обычно допускается наличие трех соавторов, поэтому в случае, если один из напарников выбывает по каким-либо причинам, ему находят замену, а выбывшего указывают в числе соавторов, чтобы не ущемлять его авторские права.
Примечания

  • Очень результативны темы с привлечением межпредметных связей.
  • В работы желательно включать пусть даже незамысловатый эксперимент, хотя бы на самом простом оборудовании: выполняя опыты, учащиеся начинают осознавать, что эксперимент есть неотъемлемая составляющая физики.
  • По результатам школьных чтений можно осуществлять отбор работ для второго и третьего уровней. Члены жюри могут помимо критических замечаний дать ряд ценных рекомендаций, которые будут способствовать дальнейшему развитию обсуждаемой работы (тем более, что над удачно выбранной темой можно работать даже 2/3 года, участвуя в конкурсах различного уровня, вплоть до всероссийского).

Проведение такой работы школьниками (порой уже ставших студентами-первокурсниками) позволяет расширить круг учащихся, стремящихся к получению знаний, а также дать им дополнительный стимул к учебной творческой деятельности.

Оформление работы

К исследовательской работе школьника предъявляются требования как  к  любой научной статье. В оформлении необходимо придерживаться стандартов

Титульный лист должен содержать следующие сведения:

  • Информацию об образовательном учреждении
  • Её название и тип
  • Фамилию и имя автора
  • Данные о научном руководителе
  • Год её написания

Текст работы не должен содержать грамматических ошибок. Если работа разделена на главы, то их названия надо писать одним шрифтом. Названия параграфов выделяются иначе, чем названия глав. Если автор использует широко принятые в данной науке термины, то пояснять их не требуется. Если же применяется термин, принятый только в узкой области  данной науки, то необходимо его пояснить при первом его употреблении. В начале работы представляется её план, раскрывающий тему исследования. В содержании работы включаются:

  • Введение, в котором поставлена и обоснована её цель
  • Описание исследовательских методик, которыми пользовался автор
  • Изложение результатов исследования и содержательные дискуссии вокруг них
  • Выводы по результатам исследования
  • Список использованной литературы

Цитата  может приводиться как в самом тексте работы, так и в подстрочнике. Целесообразно в тексте приводить только номер источника, который ему дан в списке использованной литературы, и страницу, из которой взята данная цитата. Различные источники  (статьи, книги, сборники) в списке использованной литературы принято располагать в алфавитном порядке по фамилии авторов. Если при написании работы использовался сборник, в создании которого принимало участие много авторов, то в списке он располагается по названию.

Общие требования к содержанию

Научно- исследовательская  работа должна содержать самостоятельно полученные данные в какой-либо области; сведения о результатах опытов, экспериментов; самостоятельный анализ различных материалов.

Автору и научному руководителю очень внимательно нужно отнестись к названию работы. Она должна точно отражать её содержание. Нередко название сужает  или расширяет предмет исследования, что недопустимо, так как дезориентирует читателей и говорит о том,  что автор до конца не разобрался в теме. Часто школьники стараются раскрыть слишком обширные темы, например,  творчество  какого- либо художника или  писателя. Бесспорно, что ученик не может глубоко раскрыть такую обширную тему, которая подходит, скорее, для монографии. Поэтому школьникам для выполнения исследования в общей проблеме необходимо выделить  частную.

В работе должны быть определены цель исследования, т.е. сформулирован конкретный вопрос, на который необходимо получить ответ, и его задачи. В исследовательской работе учащийся должен показать знание проблемы, умение анализировать, обобщать факты, делать выводы, обосновывать и отстаивать свою точку зрения.

Во введении нужно обосновывать актуальность и цель исследования. Обычно в нём содержится обзор литературы по интересующей  автора проблеме. Следует приводить только те сведения, которые имеют прямое отношение  к теме и задачам исследования. Введение должно показать насколько хорошо автор знает литературу по избранной теме исследования.

 В заключении необходимо подвести итоги исследования. Выводы должны располагаться в тексте в определённом порядке: от более важных к менее важным, от общих к частным.  Также в нём следует  сделать вывод о достижении цели исследования и наметить основные направления, по которым следовало бы её продолжить.

Использование информационных технологий в исследовательской работе школьников

       В современном мире система образования должна формировать новые качества – инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. В свете современных требований профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро выходить них. Все эти качества личности вырабатываются у школьников при работе с компьютером, где происходит обработка данных своих исследований, а также при работе с Интернет сообществами, которые не только предлагают методики исследования, но и вселяют в детей веру в успешное преодоление трудностей. Очень важно, что бы ученик в исследовательской работе чувствовал себя на ровне с учителем, понимая, что они оба выполняют общее и очень нужное дело. Вырабатывается стимул самостоятельности, когда сам ученик принимает решение, выйти на дискуссию с ученым , имея определенный запас знаний и вопросов, на которые рассчитывает получить ответ. В Интернет сообществе, которое курирует определенный круг научных вопросов , можно получить квалифицированную помощь от ученых, которые работают в этой области, пообщаться с со сверстниками, выполняющих подобную работу, найти подходящую методику проведения исследования. Появившаяся значимость проблемы, дает возможность учащимся уже не поверхностно, а основательно заняться проблемой. Возможность общения в форуме позволит избежать ошибок, которые допускают все новички в исследовательской работе. Так как при общении выясняется, что многие вопросы можно решить совершенно по -другому, и об этом учащийся может узнать при общении со своими сверстниками. Известно, что школьники очень быстро умеют передавать информацию, которую тут же могут применить.

         В дистанционном общении можно получить рецензию на свою работу и подсказку, как действовать дальше. Рецензируют работу, как правило, ученые или учителя –практики, которые хорошо разбираются в методике проведения исследовательских работ. Для того, чтобы войти в данную среду, необходимо не только знание теории, но и необходимо умение представить свою исследуемую проблему в понятийно - значимой форме. Значит, повышается мотивационная часть вхождения в исследование. Все руководители таких проектов знают, что детей надо подвести к такому моменту, когда они захотят сами исследовать явление или проблему, а это зависит от мастерства руководителя. Предложенные для посещения сайты, их просмотр или скачивание материала, займут не так много времени, но обратная реакция будет намного выше, предполагаемого результата. Так вырабатывается способность к поисковой работе, которая просто необходима каждому , кто работает в Интернете и выполняет исследовательскую работу. Научиться этому не просто, но при постоянном общении с наукой, которая основана на теоретических знаниях и требует их обновления, а также сравнения своей работы с уже известными изысканиями , эти знания можно найти в Интернете больше и более современные. Продвижение идет в обучении очень быстро. Степень развитости субъективных качеств учащегося, следовательно, можно определить следующими характеристиками
•  Способность целенаправленно искать и отбирать необходимую информацию,
• способность самостоятельно осуществлять полный цикл деятельности в соответствии с нормами исследования,
• способность рефлексировать цели, смысл осуществляемой деятельности в соответствии с собственными ценностными основаниями,
• способность объективировать недостающие для достижения цели ресурсы, имеющиеся в распоряжении ресурсы, перспективные для продуктивной кооперации и на основе этих знаний вступать в продуктивные содержательные коммуникации
• Все перечисленные способности можно определить как общие способности, необходимые для становления субъектной позиции личности- способности быть субъектом собственной деятельности(Леонтович А.В, Савичев А.С. М-2007)
• Для подростков исследовательская работа это реализация своего «Я», она является эффективной пробой своих будущих профессиональных, социальных и субкультурных возможностей..
Главная цель учебного исследования –это приобретение учащимися навыков исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности.
Исследовательские работы выполняются по определенным научным методикам. Результат исследования неизвестен заранее, хотя в первую очередь выдвигается гипотеза , которую в ходе исследования следует доказать. Критерием качества исследовательской работы служит : постановка цели, выбор методик, проведение опытов и наличие контроля опыта, анализ результатов и обоснование выводов.


Такого рода работа  позволит формировать компетентностный подход в образовании, но он не реализуется в полной мере только в рамках одного предмета. Видимо, нужно создавать программы, где ученик самостоятельно мог бы приобретать знания, которые ему ближе, а так же интегрировать ключевые компетенции в программу предмета, что позволит ученику овладеть и предметными и ключевыми компетенциями за один период.
Момент обработки данных.. Это работа с офисными программами , где обрабатываются большие объемы данных исследования. Создание диаграмм и графиков, презентации своей работы, в этих вопросах дети иногда быстрее ориентируются, чем взрослые, так как чаще работают на компьютере, выполняя подобные работы на уроках информатики.


        Использование компьютера в обработке исследовательских материалов.
Все информационные сообщества, которые  посещают учащиеся при подготовке исследовательской работы,  дают исчерпывающую информацию по методикам исследования и вызывают настоящий интерес к исследовательской работе. Все данные должны заноситься в отдельную электронную папку. Затем можно произвести отбор методик для проведения исследования. В следующей папке подбирается материал, касающийся предмета или явления исследования. Весь материал будет использован для обзора литературы, в которой затронуты вопросы исследования. Удобно в компьютер заносить каждодневные данные по исследованию, описания, даты взятия проб, место проведенной работы. Создается папка с фото -документами. Такой каталог поможет в работе и решит вопрос систематизации материала. Так создается каталог папок необходимых для проведения анализа литературы и методик проведения исследования. Особое место на заключительном этапе имеет создание презентации, которая покажет цель исследования, задачи, ход исследования и результат. В презентации видно работу автора в сжатой форме, но она дает представление об авторе и его позиции.(программа Power Point).

Исследовательское и проектное обучение

Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Поскольку с точки зрения теории и практики образования наибольший интерес представляют научные исследования, кратко остановимся на их специфике.

К научным исследованиям предъявляют обычно следующие требования: объективности, воспроизводимости, доказательности, точности. Результат научной деятельности, как правило, материализован в описании реальности, прогнозировании развития процессов и последствий событий. Существует это чаще всего в форме текстов, содержащих словесные описания, формулы и другие способы выражения выявленных законов.

Исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний. Это один из видов познавательной деятельности человека.

Таким образом, проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.

В отличие от исследования проект, а следовательно, и проектирование, всегда ориентированы на практику. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную, вставшую перед ним проблему. Ему постоянно приходится учитывать массу обстоятельств, часто находящихся далеко за пределами задачи поиска истины.

Разработка проекта – обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних  обстоятельств, часто никак не связанных с задачами бескорыстного поиска истины. Не следует забывать и о том, что теоретически проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий – то есть исключительно на репродуктивном уровне. Ведь проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов.

Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе. Оно допускает бесконечное движение вглубь.

Немаловажен и вопрос о том, почему происходит смешение понятий «исследовательское» и «проектное» обучение и насколько все это безобидно. Проектирование – это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках. В то время как исследование – путь воспитания истинных творцов.

Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучения, а следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы. В методическом плане важно учитывать, что «метод проектов» предполагает составление четкого плана проводимых изысканий,  с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработки реальных гипотез, их проверки в соответствии с четким планом и т.п. В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. Исследовательская деятельность более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Говоря о результате, особо важно помнить, что на всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат -  развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений; навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала. Ни в коем случае не следует путать его (результат) с тем продуктом, который рождается в итоге труда маленького исследователя. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним «результатом», а по крайней мере с двумя. Первый, естественно, самый важный, назовем его педагогическим. Второй – это тот, что создает ребенок «своей головой» и руками – макет, проект, доклад, отчет и тому подобное, что не подлежит оцениванию.

Для педагога главный результат этой работы – не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение,  рисунок, склеенный из бумаги или сбитый из доски макет. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Процесс исследовательской  деятельности школьника можно представить в следующей последовательности (методика А. Савенкова)

  1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
  2. Определение сферы и выбор темы исследования (обозначить границы исследования).
  3. Формулировка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные – идеи).
  4. Выбор  методики  исследования.
  5. Сбор и обработка информации.
  6. Проведение исследований.
  7. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
  8. Выводы. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).
  9. Публичная презентация (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
  10. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.

Основные замечания комиссии по оцениванию исследовательских работ учащихся  на  окружной научной  конференции «Шаг в будущее»  (г. Ханты- Мансийск, 2010г)

  • Формулирование целей и задач не всегда корректно: завышены задачи, цели не соответствуют задачам
  • Название не соответствует содержанию
  • Приложение: есть таблицы, но нет анализа
  • Отсутствует  описание методики к проводимой экспертизе
  • Несоответствие данных в тексте и приложении
  • Цифры из литературы не проверяются своими исследованиями
  • Выводы делаются на эмоциях, а не на фактах. Всё должно быть научно обосновано.
  • Встречаются ложные или  устаревшие сведения из источников
  • Путают объект и предмет исследования
  • Стиль изложения носит публицистический, но не научный характер
  • Работы могут быть неоригинальны, отсутствует авторский подход.
  • Проведено исследование, делаются выводы, но предложения – не реальные.
  • Многие разделы копируются из Интернета
  • По структуре: вводная часть может превышать само исследование
  • Встречаются стилистические и грамматические ошибки.

Критерии оценивания выступления:

  • Актуальность выбранной темы
  • Простота и чёткость изложения
  • Понимание целей и задач и умение их представить
  • Последовательность в изложении аргументов
  • Осознание цитируемой литературы и используемых методов
  • Умение видеть потенциальную направленность дальнейшего исследования работы
  • Личностные качества: как быстро может ориентироваться, культура речи

Литература:

  1. Горячева С.Ю. Конкурс исследовательских работ школьников в рамках конференции научного общества учащихся./  «Практика административной работы в школе» №2, 2009
  2. Курганский С.М. Методика исследовательского обучения в школе.
  3. Соколова Г. Как привлечь школьников к научно- исследовательской деятельности.
  4. Из материалов  окружной научной  конференции «Шаг в будущее»,г.Ханты-Мансийск, 2010г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭВРИКА»- организация исследовательской деятельности учеников.

Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательского общества. Именно школа и мы учителя призваны найти талантливого учени...

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...

Организация исследовательской деятельности учащихся в современной образовательной организации

В материале раскрываются теоретические основы исследовательской деятельности учащихся, а также рассматривается практический опыт учителя Сергеевой Ирины Николаевны....

Мастер-класс "Использование разнообразных форм организации исследовательской деятельности для формирования индивидуального маршрута ученика"

В контексте идеологии ФГОС важными становятся метапредметные умения ребенка ставить цели и достигать их, анализировать собственные желания, потребности, задумываться об их сбалансированности и пытатьс...