Мастер-класс "Использование разнообразных форм организации исследовательской деятельности для формирования индивидуального маршрута ученика"
методическая разработка (9, 10 класс)

Ванина Светлана Евгеньевна

В контексте идеологии ФГОС важными становятся метапредметные умения ребенка ставить цели и достигать их, анализировать собственные желания, потребности, задумываться об их сбалансированности и пытаться добиться их гармоничного сочетания. Вопросы развития исследовательской компетентности учащихся, инструментальности оказания им индивидуальной помощи остаются актуальными. В данной работе можно увидеть разработку (Приложение) индивидуального исследовательского маршрута  учащегося, используя разнообразные формы организации исследовательской деятельности, исходя из опыта работы в данном направлении ГБОУ гимназии № 73 "Ломоносовская гимназия" Выборгского района Санкт-Петербурга. Также представлен алгоритм написания исследовательской работы учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование разнообразных форм организации исследовательской деятельности для формирования индивидуального маршрута ученика

Исследование создает новое знание.

Нил Армстронг

1.В интенсивно меняющейся среде современному человеку всё чаще приходится проявлять исследовательские умения. Поэтому в настоящее время в педагогике и образовательной практике чрезвычайно высок интерес к поисковой активности ребёнка как важнейшему образовательному ресурсу.В контексте идеологии ФГОС важными становятся метапредметные умения ребёнка ставить цели и достигать их, анализировать собственные желания, мотивы, потребности, возможности, задумываться об их сбалансированности, пытаться добиться их гармоничного сочетания.

Исследовательская деятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса. К тому же, на сегодня актуальным при поступлении в ВУЗ на ряду с результатами ЕГЭ становится учет результатов индивидуальных достижений выпускника школы. (Дополнительно до 10 баллов к общей сумме).

Тем не менее, опыт работы учителей, в том числе и в нашей гимназии, а также анализ научной литературы позволяет сделать следующий вывод:

вопросы развития исследовательской компетентности обучающихся, инструментальности оказания индивидуальной помощи обучающемусяостаются актуальными. Педагоги также недостаточно готовы к разработке и реализации индивидуальных исследовательских маршрутов. А что же подразумевается под ИИМ?

ИИМ – СОВОКУПНОСТЬ ИЗБРАННЫХ ПРОСТРАНСТВ, ОБЪЕДИНЕННЫХ ЦЕЛЯМИ ВКЛЮЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВПРОЕКТНУЮ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Всё это позволяет констатировать необходимость разработки и экспериментальной проверки модели проектирования и реализации индивидуального маршрута исследовательской деятельности обучающегося, где выбор направления исследования, темпа освоения содержания, подбор ресурсов станут основой для развития личностных качеств ребёнка средствами исследовательской деятельности.

2.Теоретически  формирование ИИМ учащегося педагоги гимназии №73 строили на основе средового подхода. Схема ИИМ, представленная на экране, может быть вариативна, последовательность учащихся зависит от стартового пространства каждого учащегося.(Приложение 1)

3. Теперь, исходя из возможностей вашего образовательного учреждения, составьте индивидуальный маршрут исследовательской деятельности обучающегося. Обязательно укажите возраст учащегося-исследователя.

(Работа в группах, время – 10 минут).

4.Представление маршрутов, обсуждение (10 минут)

(Какие трудности возникли?Какие вопросы сразу решили? …)

4.Иллюстрация алгоритма написания исследовательской работы на примере одного из ученического исследовательского продукта

Лазерное окисление и структурирование поверхности медицинских сплавов (Ермолаева Мария)

Алгоритм:Перед началом работы необходимо определить проблему. Она должна быть максимально конкретна, измеряема. Наличие проблемы, которую можно сформулировать, уже подразумевает актуальность. Однако обычно для выявления того, существует ли действительно проблема и насколько она велика, нужно почитать материалы по теме перед началом работы. ВАЖНО! Очень часто невозможно сформулировать проблему и гипотезу с нуля. Работа над исследованием не соответствует тому порядку, в котором вы его описываете (введение, теория, практика). Проведите обзор литературы перед тем, как начинать исследование. Это поможет вам сформулировать проблему и гипотезу, а также предотвратит изобретение велосипеда.

Проблема. Помимо описания проблемы в этой части, как правило, ставят цель исследования и определяют задачи (шаги по выполнению).

Гипотеза. Это то, что вы будете проверять. Без предположения («догадки») исследование часто теряет смысл – непонятно, что вы собираетесь делать, и ради чего собираете и анализируете данные. Гипотеза – это ваше предположение касающееся проблемы. В конце работы вы должны её или подтвердить или отвергнуть. Как правило, выдвинуть гипотезу также невозможно с пустого места. Вам нужно ознакомиться с темой перед написанием работы, чтобы это сделать

Описание методов исследования: На основе чего вы будете проводить анализ? Какие есть инструменты? Почему вы будете использовать именно их, а не другие доступные? Что вы будете конкретно делать для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу?

Теоретическая часть. Необходима для того, чтобы выявить и описать, на основе чего будем работать. То есть, какие уже были выполнены работы в этой области, какой есть подход, что мы можем извлечь из этого для нашего исследования. Были ли уже исследования на эту тему? Какие были результаты? В чём отличие вашего исследования от уже проведённых?

Практическая часть Нужна для того, чтобы описать построение моделей, если вы делаете это сами, а также описать собранные данные и проанализировать их. Если вы строите модель, которая влияет на сбор данных, то описание того, как вы это делаете и почему нужно описать здесь, в практической части, до начала сбора данных!

Сбор данных. Описываете данные. Можно визуализировать (графики, диаграммы). Максимальное значение, минимальное, среднее, дисперсия и прочее, если это необходимо для понимания общей картины. Если опрос, то указываете, сколько участвовало человек в опросе, какой процент людей как ответил.

Анализ данных. В соответствии с описанной в теории методикой анализа анализируете их.

Приходим к выводу. Гипотеза отвержена или подтверждена? Что ещё можно сказать на основе данных?

Вывод. Пишете, обобщая, какая была цель работы, и что было получено в итоге

Дальнейшее развитие работы. Указываете проблемные места или, говоря иначе, как может быть улучшена работа. Как можно добиться более точного результата? Можно ли как-то изменить теоретическую базу, чтобы открыть что-то новое?

Приложение 1

Схема индивидуального исследования маршрута учащегося и педагогического сопровождения процесса

           1.                                                    2.                                                3.                                                4.                                                

                        

        

                                         5.

        6.                                                  7.                                                

                        

        

         Маршрут ученика

_______  Педагогическое сопровождение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследовательская деятельность как одна из форм организации внеклассной деятельности по биологии".

Исследовательская деятельность как одна из форм организации внеклассной деятельности по биологии...

Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности

В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен  план групповой ...

Метод проектов как способ организации индивидуального маршрута ученика на уроках черчения и внеурочной деятельности

В современном мире, в век информационных технологий, жизнь ставит перед образовательными учреждениями новые задачи. Необходимо дать путевку в жизнь молодому поколению такую, чтобы выпускникам мо...

Проектная технологиия как одна из форм организации исследовательской деятельности учителя математики ( из опыта работы)

Данный материал обобщает опыт организации исследовательской деятельности с использованием различных педагогических технологий. Особый акцент- проектная деятельность , в условиях  работы в сельско...

Индивидуальный проект как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся.

"Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равноду...

Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)

Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...

Индивидуальный образовательный маршрут как эффективная форма сопровождения исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается одна из наиболее эффективных и последовательных форм образовательной деятельности в школе, способствующая максимальному раскрытию способностей учащихся, их потенциала и интере...