ОДО "Юные инспектора движения"
рабочая программа (7, 8, 9 класс) по теме

Бурлака Алиса Анатольевна

Программа дополнительного образования "Юные инспектора движения" для обучающихся 7-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odo_yuid.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Дзержинска Нижегородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 32»

(МБОУ «Средняя школа № 32»

ПРИНЯТО                                                                  УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете                                                  приказом директора

МБОУ «Средняя школа № 32»                                          МБОУ «Средняя школа № 32» прокол № 1 от 28.08.2018 г.                                          от 01.09.2018 г. № 307-п

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения дополнительного образования

социально-педагогической направленности

«Юные инспектора движения»

Возраст обучающихся: 13-15 лет

Срок реализации: 3 года

        Автор-составитель:

        Бурлака Алиса Анатольевна

        учитель географии

г. Дзержинск

2018 год

Содержание

Пояснительная записка

3

Учебный план

5

Содержание учебного плана

7

Методическое обеспечение

9

Список литературы

10

Пояснительная записка

С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире,
увеличивается и наличие дорожно-транспортных происшествий. Статистика утверждает, что примерно 10% происходит с участием детей. Чаще, это связанно с невыполнением правил безопасного поведения детей на улицах и дорогах, в транспорте. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет автомобиль или другое транспортное средство.

Программа объединения дополнительного образования «Юные инспектора движения» направлена на изучение правил дорожного движения   (ПДД)  и основ безопасного поведения на дорогах  с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшение качества обучения школьников Правилам дорожного движения.

Нормативно-правовая база:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
  2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
  3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
  4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008.
  5.  Постановление главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2015г. №87 «О внесении изменений №3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015г № 09-3242

Цель программы: формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей учащегося как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

Задачи программы:

  1. Знакомить детей с правилами дорожного движения и причинами ДТП;
  2. Обучить пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
  3. Ознакомить со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
  4. Привить умение пользоваться общественным транспортом;
  5. Воспитать осознание опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
  6. Воспитать  бережное отношение к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 час в неделю. Всего 36 часов в год.

Набор обучающихся в объединение дополнительного образования свободный, осуществляется на добровольной основе.

Программа направлена на формирование универсальных учебных действий:

  • Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения; объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить; осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
  • Регулятивные: определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы; устанавливать причинно-следственные связи; вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
  • Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.
  • Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Ожидаемые результаты:

  1. Улучшения знаний ПДД.
  2. Улучшение знаний доврачебной помощи.
  3. Развитие креативных способностей в агитационно-массовой сфере.
  4. Повышения уровня: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения.

  1. Развитие эмоциональной сферы, нравственно-волевых черт коммуникативных способностей.

Учебный план

1 год обучения (7 класс)

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное организационное занятие

1

1

-

Опрос

2

Изучение ПДД: основные понятия и термины, используемые в правилах; обязанности пешеходов, пассажиров; регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками; дорожные знаки, разметка; расположение транспортных средств на проезжей части; скорость движения; правила дорожного движения для велосипедистов.

15

8

7

Опрос, тестирование, участие в конкурах, ролевые игры, ситуационные упражнения

3

Первая доврачебная помощь при ранах, кровотечениях, ожогах

6

4

2

Опрос, тестирование, участие в конкурсах, ролевые игры, ситуационные упражнения, выступление агитбригады

4

Агитационно-массовая работа

12

-

12

Участие в конкурсах, выступление агитбригады

5

Промежуточная и итоговая аттестация

2

-

2

Тестирование, ролевые игры, ситуационные упражнения

ИТОГО:

36

13

23

2 год обучения (8 класс)

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное организационное занятие

1

1

-

Опрос

2

Изучение ПДД: основные причины дорожно-транспортного травматизма с детьми; пешеходы на дороге; сигналы светофора и регулировщика; дорожные знаки, разметка; требования к движению велосипедистов; скоростной режим; обгон, остановка, стоянка транспортных средств; проезд перекрестков; движение через железнодорожные пути.

16

8

8

Опрос, тестирование, участие в конкурах, ролевые игры, ситуационные упражнения

3

Оказание первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях

7

3

4

Опрос, тестирование, участие в конкурах, ролевые игры, ситуационные упражнения

4

Агитационно-массовая работа

18

-

18

Участие в конкурсах, выступление агитбригады

5

Промежуточная и итоговая аттестация

4

2

2

Тестирование, ролевые игры, ситуационные упражнения

ИТОГО:

36

14

22

3 год обучения (9 класс)

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное организационное занятие

1

1

-

Опрос

2

Изучение ПДД: ответственность за нарушение ПДД; расположение транспортных средств на проезжей части; остановочный путь транспорта; встречный разъезд; остановка и стоянка; проезд перекрестков; движение через железнодорожные пути; приоритет маршрутных транспортных средств; перевозка людей, ответственность за нарушение ПДД.

22

16

6

Опрос, тестирование, участие в конкурах, ролевые игры, ситуационные упражнения

3

Оказание первой медицинской помощи при травмах: способы искусственной вентиляции легких; транспортировка пострадавших; содержание автомобильной аптечки и назначение средств

6

4

2

Опрос, тестирование, участие в конкурах, ролевые игры, ситуационные упражнения

4

Агитационно-массовая работа

5

-

5

Участие в конкурсах, выступление агитбригады

5

Промежуточная и итоговая аттестация

2

2

-

Тестирование, ролевые игры, ситуационные упражнения

ИТОГО:

36

23

13

Содержание учебного плана

1 год обучения (7 класс)

Теория: основные понятия и термины, используемые в правилах. Обязанности пешеходов. Движение пешеходов в населенных пунктах и вне, переход проезжей части, движение организованных групп детей. Обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте. Сигналы светофора и регулировщика. Их истории. Основные типы светофоров. Значение сигналов светофора и регулировщика. Дорожные знаки. Их истории. Группы дорожных знаков. Значение знаков для пешеходов. Места установки дорожных знаков. Дорожная разметка. Назначение и роль разметки в организации дорожного движения. Виды дорожной разметки. Перестроение транспортных средств. Расположение их на проезжей части. Скорость движения. Ограничение скорости. Обгон, встречный разъезд. Правила дорожного движения для велосипедистов. Понятие о ранах. Классификация ран и их осложнения. Профилактика осложнения ран. Виды кровотечений и их характеристика. Ожоги, обморожения, солнечные и тепловые удары, утопления.

Практика: анализ детского дорожно-транспортного травматизма. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного происшествия, их причины. Сигналы светофора и регулировщика. Значение сигналов светофора и регулировщика. Дорожные знаки и их значение для пешеходов. Места установки дорожных знаков. Начало движения. Маневрирование. Подача сигнала указателями поворота или рукой. Правила дорожного движения для велосипедистов. Первая медицинская помощь при кровотечении. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, солнечном и тепловом ударах, утоплении. Пропаганда правил дорожного движения. Участие в массовых мероприятиях. Соревнования и конкурсы различного уровня.

2 год обучения (8 класс)

Теория: пешеход на дороге. Обязанности пешеходов. Правила перехода через железнодорожные пути, дороги с односторонним  и двусторонним движением. Правила движения по загородной дороге. Пресечение дорог за городом. Правила для пассажиров. Обязанности пассажиров перед посадкой, во время движения и при высадке. Сигналы светофора и регулировщика. Виды светофоров. Дорожные знаки. Места установки, действие знаков. Дублирующие знаки. Дорожная разметка, ее значение для регулировки движения транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметка. Требования к движению велосипедов. Места для движения на велосипедах. Дорожно-транспортные происшествия и меры их предупреждения. Расположение транспортных средств на проезжей части. Порядок движения транспортных средств по участкам трех полосной дороги. Перестроение транспортных средств. Движение транспортных средств. Скорость движения. Ограничение скоростного режима в населенных пунктах. Скорость движения транспортных средств вне населенного пункта. Резкое торможение, внезапное маневрирование – причина столкновения транспортных средств. Обгон. Условия, при которых разрешается обгон. Путь обгона. Обгон с выездом на полосу встречного движения. Стоянка с целью длительного отдыха. Проезд перекрестков. Движение в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом. Нерегулируемый перекресток. Движение при наличии знаков приоритета. Главная дорога меняет направление. Движение через железнодорожный переезд по железной дороге в соответствии с требованиями дорожных знаков, светофора, разметки. Понятие о переломах. Основные признаки. Переломы костей конечностей, ребер, костей таза, позвоночника, черепа. Виды транспортных шин. Понятие о травматическом шоке, фазы его течения. Перевязочный материал и правила пользования им, типы повязок. Правила наложения стерильных повязок на палец, голень, стопу.

Практика: дорожно-транспортный травматизм. Основные причины происшествий с детьми. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного происшествия. Отработка умений ориентироваться по командам регулировщика. Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка. Остановка и стоянка. Порядок постановки транспортных средств. Приоритет пешеходов и велосипедистов по отношению к поворачивающим транспортным средствам. Основные правила оказания первой медицинской помощи при переломах. Практические приемы наложения транспортных шин. Правила наложения медицинских повязок. Пропаганда правил дорожного движения. Участие в массовых мероприятиях. Соревнования и конкурсы различного уровня

  1. год обучения (9 класс)

Теория: Ответственность за нарушение правил дорожного движения. Административная ответственность. Гражданская и уголовная ответственность. Расположение транспортных средств на проезжей части. Движение по трамвайным путям попутного направления. Дистанция. Движение медленно движущихся транспортных средств. Остановочный путь транспорта. Зависимость остановочного пути от скорости и коэффициента сцепления шин с дорогой. Встречный разъезд. Обгон безрельсового транспортного средства. Остановка и стоянка. Места запрещения остановок и стоянок транспортных средств. Проезд перекрестков. Регулируемые перекрестки. Преимущества трамвая. Нерегулируемый перекресток. Проезд через нерегулируемый, регулируемый пешеходный переход. Движение в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств. Движение через железнодорожные пути. Остановочный путь поезда. Сигнал общей тревоги. Движение по автомагистрали. Порядок движения. Вынужденная остановка. Приоритет маршрутного транспортного средства. Приоритет трамвая, транспортных средств, находящихся на полосе для маршрутных транспортных средств, начинающих движение от обозначенной остановки. Включение приборов в условиях недостаточной видимости, в светлое время суток. Звуковые сигналы. Буксировка механических транспортных средств на гибкой и жесткой сцепке, методом частичной погрузки. Запрет на буксировку. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля, перевозка групп детей в автобусе, на переднем сиденье автомобиля. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Ответственность за нарушение правил дорожного движения. Признаки длительного сдавливания, ушиба и сотрясения головного мозга, растяжение связок и вывих суставов. Первая помощь при них. Правила наложения стерильных повязок при открытом переломе, проникающем ранении живота. Транспортировка пострадавших при ранениях нижних конечностей, живота, грудной клетки, повреждениях костей черепа, переломах позвоночника. Переноска на руках, с помощью лямок, с использованием подручных средств.

Практика: Состояние безопасности дорожного движения в области, городе. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Проезд перекрестков. Регулируемые перекрестки. Преимущества трамвая. Нерегулируемый перекресток. Движение через железнодорожные пути. Остановочный путь поезда. Сигнал общей тревоги. Способы искусственной вентиляции легких «изо рта в рот», «изо рта в нос», непрямой массаж сердца. Способы наложения медицинских повязок. Транспортировка пострадавших при ранениях нижних конечностей, живота, грудной клетки, повреждениях костей черепа, переломах позвоночника. Переноска на руках, с помощью лямок, с использованием подручных средств. Пропаганда правил дорожного движения. Участие в массовых мероприятиях. Соревнования и конкурсы различного уровня

Методическое обеспечение

  1. Библиотечный фонд
  2. Мультимедийный проектор
  3. Компьютер
  4. Интерактивная доска

Список литературы

  1. Архипов Е.М., Седов А.В. Велосипедный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 2010 г.
  2. Боровский Б.Е. Безопасность движения автомобильного транспорта. – Л.: Лениздат, 2014 г.
  3. Долматовский Ю.А. Автомобиль за 100 лет. – М.: Знание, 2016 г.
  4. Дорохов А.А. Зеленый, желтый, красный! – М.: Детская литература, 2014 г.
  5. Клебельсберг Д. Транспортная психология. – М.: Транспорт, 2007 г.
  6. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД. М, 2004 г.
  7. Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. – Изд. 2-е, испр. и дополн. – М.: Транспорт, 2010 г.
  8. Лукошявиченко О.В. Моделирование дорожно-транспортных происшествий. – М.: Транспорт, 2008 г.
  9.  Правила дорожного движения РФ. М, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Юные инспекторы движения"

В целях привлечения внимания широкой общественности  к проблемам, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения, снижением детского дорожно-транспортного травматизма, противодействия п...

Юнный инспектор движения (ЮИД)

Программа расчитанна на 1 год (1 час в неделю)...

Программа внеурочной деятельности "Юные инспекторы движения"

Программа составлена с учетом изучения материала в 1-4 классах...

Агитбригада юных инспекторов движения "Перекресток"

Отряд ЮИД "Перекресток" напоминает всем учащимся о  необходимости соблюдения правил дорожного движения....

3. Рабочая программа кружка «Юный инспектор движения» 5-6 класс.

3.    Рабочая программа кружка «Юный инспектор движения» 5-6 класс....

Сценарий выступления на конкурсе агитационных бригад юных инспекторов движения

Сценарий  рассчитан на учащихся среднего звена ,в котором участники агитбригады призывают всех не только знать правила дорожного движения, но и обязательно применять их в обыденной жизни, чтобы и...