методическая разработка "Стилизованный натюрморт"
план-конспект на тему

Гатина Светлана Вячеславовна

Предлагаю, разработанный мною, конспект занятия по этой теме. Занятие направленно на закрепление знаний о  художественных жанрах: пейзаж, натюрморт, портрет, графика и умение их различать. Закрепление техники графического рисунка, выполнение стилизованного натюрморта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  ДОД  «Центр Детского Творчества»

Алексеевского муниципального района

Республики Татарстан

Экспериментальная работа на тему:

Поддержка талантливых детей средствами дополнительного образования

Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности для детей 6-7 лет

на тему: «Стилизованный натюрморт»

Автор разработки:

Педагог дополнительного  

образования

1 кв.к.

Гатина Светлана Вячеславовна

Методическая разработка

занятия по изобразительной деятельности

для детей 6-7 лет на тему:

«Стилизованный натюрморт»

Автор разработки: педагог дополнительного образования, 1 кв.к., Гатина Светлана Вячеславовна

Место работы: РТ пгт Алексеевское МБОУ ДОД «Центр детского творчества» Алексеевского муниципального района

Предмет: Изобразительная деятельность

Тип урока: Совершенствование знаний и умений

Тема программы: Графика

Тема занятия: «Стилизованный натюрморт»

Цель методической разработки: Раскрытие форм и методов по теме «Графика» с использованием современных информационных технологий.

Аннотация  к методической разработке.

     Графика – с одной стороны – вид искусства, с другой стороны – занятие, которое доступно всем, и им занимаются все люди с малого возраста. Для этого нужно совсем мало – лист бумаги и карандаш. Но с другой стороны – это сложный вид искусства. Рисовать могут все, но стать мастером – единицы.

     Графика делится на два вида: печатная и уникальная. Печатная используется в печати, для иллюстрирования книг, журналов. Уникальная создается человеком в единственном экземпляре. Уникальная графика выполняется в основном сухими материалами: ручка шариковая, гелиевая, мелки, пастель, уголь, карандаши. Но так же могут использоваться и жидкие материалы: тушь, чернила, акварель, гуашь.

     И так, графика – это вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна, точки. Большое значение имеет цвет, в основном это черный, но он может сочетаться с другими.

      Графика дает возможность создавать мир собственный, не похожий на действительность. Поэтому в развитии дошкольного творчества графика играет большую роль. Во-первых, развивает воображение, творчество ребенка. Во-вторых, у ребенка развивается мелкая моторика рук, укрепляются мышцы пальчиков, ребенок учится уверенно держать карандаш, развивается глазомер. Ребенок соотносит размер штрихов  с размером поверхности, которую штрихует.

      Графика не загромождает пространство, а наоборот создает его. Графика дает ребенку больше свободы, благодаря простоте и доступности техники, дает возможность работать быстро, отражая эмоциональные переживания.

     Дошкольный возраст является возрастом возникновения, становления и развития многообразных  представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире.  Для того, чтобы у детей сложились верные представления, необходима направленная систематическая работа педагога.

       Родителей всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка  к школе.  Один из показателей готовности – уровень развития мелкой моторики. Ребенку в дошкольном возрасте очень трудно соотносить нажим и  движение руки на плоскости. Все это говорит о том, что у детей в этом возрасте нужно развивать руку, мышление, внимание.

       Актуальность данной проблемы натолкнуло меня на мысль включить в свою программу тему «Графика».  Это цикл занятий, которые направлены на развитие у детей мелкой моторики рук:

- «Кружевные рыбки»

- «Бабочки»

- «Морозные узоры»

- «Такие разные зонтики»

- «Красивые цветы»

- «Стилизованный натюрморт»

Дети на этих занятиях работают разным художественным материалом: шариковой ручкой, маркером, акварелью ( работы детей см. слайд 1-5). Детям очень нравится работать на этих занятиях, работы получаются очень необычные и интересные.

        Предлагаю, разработанный мною, конспект занятия по этой теме. Занятие направленно на закрепление знаний о  художественных жанрах: пейзаж, натюрморт, портрет, графика и умение их различать. Закрепление техники графического рисунка, выполнение стилизованного натюрморта.

Конспект занятия

«Стилизованный натюрморт»

Цель: закрепить знания детей о жанрах изобразительного искусства, создать  стилизованный натюрморт с графическим рисунком, с неповторяющимися элементами.

Задачи:

Образовательные:

- выявить и закрепить знания детей о жанрах изобразительного искусства;

- учить различать характер линии;

- закрепить умение обводить по трафарету и правильно держать карандаш.

Развивающие:

- развивать координацию движений рук;

- развивать внимательность, фантазию, эмоциональную отзывчивость и творческие способности;

- развивать умение обобщать и делать выводы.

Воспитывающие;

- воспитывать умение планировать работу и выполнять ее до конца;

- воспитывать аккуратность, чувство доброты и отзывчивость.

Интегрирование:

Коммуникация – закрепить знания детей о свойствах и качествах различных материалов, учить обобщать предметы в одно понятие.  Активировать словарь детей словами – пейзаж, натюрморт, портрет, графика, пастель, уголь, стилизованный.

Здоровье – укреплять психическое здоровье детей, учить правильно дышать во время физминутки, укреплять мышцы рук.

Музыка – развивать эмоциональное настроение по характеру музыки.

Оборудование:

Литературный ряд:

 О.В.Недорезова «Конспекты занятий в подг.группе»,

 В.Н.Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе»,

И.А.Лыкова  «Изобразительная деятельность в д/с» ТЦ сфера М 2009г.

Г.С.Швайко  «Занятия по изобразительной деятельности в д/с» М  Владос  2001г.

Зрительный ряд: иллюстрации художников по жанрам, виды графики, ноутбук, экран, проэктор.

Музыкальный ряд:

«Весна и осень» муз. Г.Свиридова, « Времена года»А.Вивальди

Материал для детей:

-листы бумаги А-4,

- маркеры двух цветов,

-трафареты ваз и фруктов,

-простые карандаши,

- клеенки.

Предварительная работа:

- рассматривание картин разных художников, разных жанров,

- игра «Найди нужную картину»,

-рассматривание книг с графическими иллюстрациями,

-в свободное время штриховка силуэтов шариковой ручкой.

Содержание занятия:

Организационный  момент.

Дети заходят в групповую комнату, оформленную под картинную галерею. Дети рассматривают картины и садятся на стулья полукругом.

Ход занятия.

Педагог: - Ребята, сегодня наше занятие пройдет в картинной галерее. А вы, знаете, что такое картинная галерея?

Дети: - Где много картин.

Педагог: - Посмотрите вокруг, сколько здесь находится картин? А какие картины вы знаете?

Дети: - Натюрморт, пейзаж, портрет…

Педагог: А сейчас, давайте  проверим,  как вы их различаете. На экране будет появляться картина, вы должны сказать, что на ней изображено и к какому жанру она относится. Будьте внимательны. ( картины художников слайды 6-12)

Дети: На картине нарисованы фрукты в вазе, это натюрморт…

Педагог: Молодцы! Все  справились с заданием. А теперь скажите, чем изображали художники все эти картины?

Дети: Рисовали картины красками.

Педагог: Что вы можете сказать о картинах, какие они?

Дети: Красивые, яркие…

Педагог: Правильно, яркие, а еще они живописные. А какие картины вы еще знаете, чем еще можно рисовать картины?

Дети:  Карандашом, ручкой….

Педагог: А как они называются?

Дети: Графика.

Педагог: Правильно, ребята, такие картины рисуют карандашами, можно еще углем, тушью, мелками и называются они графика. Посмотрите на экран ( графика,  слайды 13-15)

А для чего нужна графика, где можно встретить такие картины?

Дети: Можно увидеть в книгах.

Педагог: Правильно, а еще рисунки в ваших любимых сказках – это тоже графика(слайды  16). Графику так же можно встретить в журналах

А имеет ли значение цвет в этих картинах? Какой  цвет используют художники?

Дети: Черный, красный…

Педагог: Правильно, ребята, в основном используется черный, но может сочетаться два цвета, белый- черный, красный – черный. А из чего состоит рисунок?

Дети: Из линий, точек, полос, …

Педагог: Эти линии называются штрихами. Так же можно использовать разные фигуры, разные виды линий. А какие бывают линии?

Дети: толстые, тонкие, прямые, волнистые…

Педагог: Правильно, а еще линии бывают ломаные, прерывистые, плавные, колючие ( виды линий и штриховки, слайд 17-18). И так, все эти рисунки относятся к искусству – графика, и поэтому их называют графическими  рисунками, так как здесь четко видны линии, штрихи, виден контур, пятно.

Педагог: А теперь посмотрите на экран (слайд 19) , что изображено на картине?

Дети: Ваза, фрукты…

Педагог: Как называется картина?

Дети: Натюрморт.

Педагог: А чем этот натюрморт отличается от тех, которые расположены у нас в группе?

Дети: Они необычные, черно-белые.

Педагог: Правильно, ребята, они необычные, таких не бывает, называются они стилизованные натюрморты. Хотите нарисовать такую картину?

Дети: Да.

Педагог: Но сначала, мы с вами немного отдохнем, встаньте со своих мест.

Физминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели- встали, сели-встали,

И на месте побежали.

Педагог: Молодцы, отдохнули?  А сейчас садитесь за столы. На ваших столах лежат трафареты фруктов и ваз. Ваша задача составить натюрморт. Вы уже работали с трафаретами и знаете последовательность работы. Затем все предметы разделите на фрагменты и каждый фрагмент заштрихуйте разными элементами. Следите за тем, чтобы элементы не повторялись.

Какие элементы можно использовать?

Дети: Штрихи, круги, квадраты, звездочки, зигзаги……

Разминка для рук.

Педагог: А сейчас возьмите деревянные палочки в руки, зажмите их между ладошками и покатайте. Сначала медленно, затем все быстрей и быстрей. Разогрейте свои ладошки  и пальчики. Разогрелись ваши пальчики, готовы к работе?

Дети: Да.

Педагог: А теперь можете начинать работать, а во время вашей работы будет звучать музыка, чтобы у вас было хорошее настроение.

Практическая работа.

Дети работают  трафареты, затем выполняют рисунок в стиле графики маркерами.

 Во время занятия педагог следит, чтобы ребенок не повторял элементы.

 Готовые работы выставляются на стенд.

Анализ.

В конце занятия рассматриваем работы. Выделяются более аккуратные и интересные.

Педагог: Давайте, посмотрим, что у нас получилось? Какие красивые натюрморты у вас получились.

Ребята, а какие работы вам больше всего понравились?

Дети: Вот эта работа.

Педагог: А почему?

Дети: Она красивая, аккуратная…

Педагог: А еще она необычная. Посмотрите, сколько вы придумали разных штриховок. Молодцы. Вы настоящие художники и ваши работы будут украшать нашу картинную галерею.

Наше занятие окончено.

Приложение.

  1. Работы детей, слайды № 1-5                            _______    стр. 3
  2. Картины художников, слайды № 6-12            _______    стр.5
  3. Графика, слайды № 13-15                                 _______    стр.5
  4. Иллюстрации к сказкам, слайды № 16            _______    стр.5
  5. Виды штрихов и линий, слайды № 17-18        _______    стр.5
  6. Стилизованный натюрморт, слайд № 19         _______    стр.5

Методические рекомендации.

       Конспект занятия адресован воспитателям дошкольных учреждений, руководителям изостудий, педагогам дополнительного образования.

       Предлагаемое занятие  рассчитано на детей 6-7 лет.

       При подготовке к занятию необходимо сделать следующее:

- провести предварительную подготовку, изучить с детьми известные жанры изобразительного искусства;

- познакомить детей с видами графики, объяснить, что такое графика, где применяется;

- подготовить трафареты фруктов, ваз.

        Это занятие поможет  закрепить у детей знания о видах и жанрах изобразительного искусства, научит видеть их особенности, понимать его назначение в жизни людей.

         Дети научатся самостоятельно создавать натюрморт и графически его штриховать, у детей закрепится представление о том, что каждый человек может создавать прекрасное и этим доставлять большую радость людям.

Материал:

Картины для презентации взяты из интернета.

Литературный ряд:

 О.В.Недорезова «Конспекты занятий в подг.группе»,

 В.Н.Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе»,

И.А.Лыкова  «Изобразительная деятельность в д/с» ТЦ сфера М 2009г.

Г.С.Швайко  «Занятия по изобразительной деятельности в д/с» М  Владос  2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Натюрморт из двух предметов на светлом фоне и маленькой яркой драпировкой. Методическая разработка по предмету живопись, 1 класс (10-12 лет) Корчагина Елена Владимировна преподаватель художественного отделения

натюрморт является одним из основных заданий в курсе предмета «Живопись». Начиная с простейших постановок «микронатюрмортов», постепенно добавляя и усложняя их в ходе обучения, решаются многие ц...

Методическая разработка урока по Изо 6 класса "Натюрморт в технике коллажа".

В конспекте урока указаны цели и задачи; какие наглядные пособия использованы для урока. Знакомство учащихся с техникой коллажа. Поэтапная разработка практической работы. Выставка детских работ: натюр...

Методическая разрвботка "Рисуем с интересом. Натюрморт в интерьере"

Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует.- Пабло ПикассоОБУЧЕНИЕ В ПАНСИОНЕ…Последнее время в изобразительном искусстве широко распространена идея, что «школа» - самый страшный враг...

Методическая разработка "Натюрморт . Графика"

Методическая разработка "Натюрморт . Графика"...

Методическая разработка по теме "Декоративный натюрморт"

Публикую обобщённый материал-разработку по теме "Декоративный натюрморт". Считаю, что данная тема интересна тем, что разнообразит такую обычную и немного скучную тему как "Натюрморт". Начинаю дававть ...

Методическая разработка к уроку по предмету "Живопись" на тему "Что такое декоративный натюрморт?"

В данной разработке дано понятие о декоративности, стилизации, перечислены виды натюрмортов, сведения из истории мировой декоративной живописи, чётко сформулированы способы изменения формы и цвета в с...

Методическая работа "Декоративный натюрморт" предмет (композиция)

В работе "Декоративный натюрморт" я объёмно и полно объясняю учащимся суть "натюрморта", как одного из жанров живописи, в синхроническом и диахроническом процессах, обращая внимание учащихся на измене...