Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Красота речи»
рабочая программа на тему

Эпова Светлана

Данная пограмма рассчитана на обучение детей основам сценической речи в возрасте от 6 до 17 лет. В программе отражены цель, задачи, формы организации учебных занятий и ожидаемые результаты преподаваемого предмета. В программе указывается содержание программы и учебно-тематический план на каждый год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon epova_s.a._programma_krasota_rechi._-_kopiya.doc333.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г. Хабаровска

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования г. Хабаровска

«Дворец детского творчества «Маленький принц»

Принята на заседании                                                                                 методического (педагогического) совета

от «___» ____________20____г.                                                                        

Протокол № _____                                                                                                                        

        Утверждаю:

Директор МАУ ДО ДДТ

Т.Г. Шинкаренко

________________ 2016___г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«Красота речи»

Возраст обучающихся: 6 – 17 лет  Срок реализации: 5 лет

                                                                    Автор-составитель:

                                                      Эпова Светлана Александровна,

                                                 педагог дополнительного образования

   

Хабаровск - 2016

                                            Пояснительная записка  

  • Направленность дополнительной общеразвивающей, модифицированной программы «Красота речи» - художественная, направлена на развитие   природных речевых и голосовых способностей, чистоты речи и сценического голоса. Программа разработана с учетом нормативных документов и локальных актов:
  • Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  • Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).  
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  •  Приказа Минобрнауки России от 9.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Методических        рекомендаций        по        разработке        и оформлению ДОП.        – Москва, 2015.
  • Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных      требованиях к программам дополнительного образования детей».
  • Устава Дворца детского творчества «Маленький принц».

Актуальность данной программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и грамотных молодых людях. Обучение детей сценической речи является одним из средств сохранения русских языковых традиций, воспитания через слово тех личных качеств, которые характеризуют культурного, воспитанного человека, прививают устойчивую любовь к родной речи. Программа направлена на сохранение и бережное отношение к русскому языку, возрождение любви (интереса) к русской и мировой литературе и поэзии, на воспитание культуры речи и чистоты русского языка, а также умение формировать свои мысли и публично выступать. В том числе овладение возможностями голосового аппарата, звукообразованию и интонации окрашивания литературного материала. Т.е. актуальность программы по сценической речи – в чистоте, красоте, богатстве и напевности русского языка!

Отличительной особенностью данной программы является то, что в её основе лежит система обучения сценической речи по системе К.С. Станиславского. Так же в программу включены элементы современных методик и тренингов, применяемых в разных странах, а обозначенные в ней знания и умения учитывают современные достижения врачей-ларингологов, физиологов, психологов, специалистов по лечебной физкультуре в области совершенствования речевого аппарата.

Отличительные особенности программы «Красота речи» заключаются в:

  • комплексной организации обучения в условиях внутренней дифференциации, в которых наиболее полно учитываются индивидуальные и возрастные особенности обучающихся;
  • индивидуальной программе упражнений по дыханию с учетом возрастных особенностей;
  • цикле упражнений «пальчиковая гимнастика» направленных на формирование чистоты и правильности произношения звуков;
  • комплексе игровых программ на развитие образного мышления.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы «Красота речи» ступенчатое, поступательное обучение. Начиная с 6 летнего возраста при помощи упражнений первой ступени по артикуляции, дикции, дыханию и интонации происходит формирование природных речевых возможностей с чистотой подачи звука и силой голоса, при этом правильное дыхание – это оздоровление организма ребенка. Из психологии: хорошая речь ребёнка - это развитая деятельность мозга, что очень важно для младших школьников.

Последующие годы обучения дают возможность научиться выступать на сцене, в театрализованном представлении, в спектакле, навыкам написания сценария, стихосложению и формированию литературного вкуса. Преимущество данной программы в том, что она дает возможность получить первоначальные сведения из истории театра, способствует развитию лексикона, образного мышления, умению общаться со сверстниками и формированию личностного роста, своего взгляда на окружающий мир и интереса в будущей профессии.

Цель программы

Развитие творческой личности посредством изучения основ сценической речи; развитие коммуникативной культуры, культуры речи, привитие любви к родному языку.

Задачи программы

  • формировать интерес к произведениям русской литературы;
  • научить владеть речью и её законами на сцене;
  • научить владеть четкой, ясной, красивой, мелодичной дикцией;
  • обучить навыкам артикуляционной, дыхательной гимнастики, владению интонацией;
  • научить особенностям стихотворной речи;
  • развивать образное мышление, речевой слух, внимание, память, воображение;
  • развивать навыки самоорганизации;
  • воспитывать коммуникативную культуру;
  • воспитывать сценическую и зрительскую культуру;
  • развивать художественный вкус и эстетическое чувство прекрасного.

Предметные:

  • самостоятельно делать артикуляционную и дыхательную разминку;
  • самостоятельно делать ряд упражнений, направленных на чистое рождение звуков;
  • самостоятельно анализировать характер персонажа, находить образ прочтения;
  • самостоятельно продекламировать литературное произведение: стихотворение, басню, прозаический отрывок.
  • набор упражнений по артикуляции, дикции, дыханию, интонации;
  • набор упражнений, скороговорок, стихотворений, басен, отрывков и т.д. для работы над техникой речи.
  • познакомятся с произведениями русской культуры;
  • получат знания о видах общения, культуре речи.

Метапредметные:

  • развивать образное мышление, память, воображение;
  • развивать эмоциональный интеллект;
  • развивать навыки самоорганизации;
  • развивать коммуникативные способности, умение вести диалог.

Личностные:

  • расширение коммуникативных навыков;
  • формирование у детей чувства уверенности в себе и собственных силах;
  • научить у детей навыков самопознания, уверенного поведения;
  • обучение детей приемам самодиагностики и способам самораскрытия;
  • развитие индивидуально-потенциальных задатков у детей.

В зависимости от индивидуальных способностей детей возможна оперативная корректировка программы в каждом отдельном случае: ускоренный или замедленный темп обучения, личностно-ориентированный поиск.

Особенности реализации программы

Адресат

              Ведущая идея программы — каждый ребёнок должен получить возможность извлечь из занятий то, что наиболее отвечает уникальным потребностям его личности.

Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.  Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные выступления, индивидуальные занятия.

Объём и срок освоения программы: 1290 часов, 50 месяцев, 5 лет.

Форма обучения: очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность:

Группа 15 человек, 3 раза в неделю по 2 часа. (или 2 раза по 3 часа)

                                      Прогнозируемый результат

  • обучающиеся будут иметь представление о законах живой речи на сцене, открытые К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко;
  • обучающиеся будут знать принципы построения литературной композиции, требования к литературному монтажу;
  • обучающиеся будут уметь выполнять правила гигиены полости рта в целях сохранения «здорового голоса»;
  • обучающиеся получат навыки владеть речевым общением;
  • обучающиеся будут уметь работать над текстом, добиваясь всех требований к работе над техникой речи и голоса.
  • обучающиеся смогут продемонстрировать группу упражнений по артикуляционной и дыхательной гимнастике.

Будут развиты творческие способности.

Способы проверки результатов освоения программы.

  • открытые уроки;
  • спектакли;
  • конкурсы;
  • фестивали.

                  Формы организации учебных занятий:

Для улучшения образовательного процесса используется принцип интеграции. Все занятия построены в игровой форме. Наряду с этой формой активно используются:

  • актерские психофизические и психологические тренинги;    
  • дыхательная гимнастика по системе А. Н. Стрельниковой;
  • пальчиковая гимнастика;
  • диспуты и дискуссии;
  • чтение и анализ литературного материала;
  • беседы и просмотры видеоматериалов (театральных постановок и индивидуальных работ актеров);
  • совместные посещения спектаклей театров города Хабаровска;
  • тесты, ребусы, викторины, опросники;
  • психологические игры-загадки
  • игры на развитие лексикона;
  • грамотное произношение и гармоничное выстраивание речи;
  • тренинги и упражнения с приемами релаксации;
  • тренинги по технике речи, дыханию, силе и атаке голоса;
  • тренинги по дикции и интонации;
  • логические чтения;
  • анализ конкретных ситуаций;
  • нахождение образа прочтения материала;
  • групповые дискуссии;

Программой предусматривается также

  • совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
  • посещение музеев, выставок;
  • творческие встречи с артистами театров, с интересными людьми;
  • творческие конкурсы;
  • день рождения коллектива;
  • выезды на природу с родителями, дни здоровья.

Методы обучения:

По способу организации занятия:

-словесные (устное изложение, объяснение, беседа);

-наглядные (показ, наблюдение, репродукции картин);

-практические (работа на сценической площадке);

По способу организации деятельности детей:

-репродуктивные (учащиеся воспроизводят материал, показанный педагогом);

-частично-поисковые (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);

-исследовательские (самостоятельный поиск творческого ощущения на сцене).

Педагогические методы:

  • Метод полных нагрузок. Превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений, разбитых на комплексы, между которыми существует логическая связь.

  • Метод ступенчатого повышения нагрузок. Предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения ребенком технологии голосоведения и сценической речи.

  • Метод игрового существования. Это очень важный аспект работы. Только апеллируя к воображению ребенка, можно добиться положительных результатов.

  • Метод импровизации. Он дает возможность выявить у ребенка скрытый творческий потенциал, а также помогает провоцировать детей на контактность, открытость, позитивное отношение к себе, друг к другу и окружающему миру в целом.

В основе каждого занятия заложены основные педагогические принципы:

-принцип положительного характера обратной связи – каждый человек, а уж тем более ребенок, нуждается в поддержке и одобрении окружающих, поэтому необходимо использовать положительную обратную связь, не скупясь на похвалу и благодарность;

-способствовать созданию «ситуации успеха» для каждого;

-принцип безусловного принятия ребенка.  

     

Урок строится не только как увлекательная игра, но и как абсолютно свободный творческий процесс, в котором ребенок ощущает свой потенциал и сознательно стремится к самосовершенствованию не только в области сценической речи, но и в развитии личности. Предполагаемая в программе деятельность позволяет ребенку не только раскрыть и реализовать все свои таланты и возможности, но и понять, что все это он может сделать сам.

Реализация программы способствует развитию социальной активности у детей среднего и старшего возраста.

.

                                              Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня культуры общения;
  • расширение коммуникативных навыков;
  • получение детьми знаний о видах общения, культуре речи;
  • формирование у детей чувства уверенности в себе и собственных силах;
  •  умения анализировать, выделять главное и второстепенное.

Знания:

  • Знать театральную терминологию;
  • Знать и соблюдать правила поведения за кулисами во время выступления;
  • Знать основные правила работы с реквизитом;
  • Знать основные группы мышц речевого аппарата;
  • Знать технику безопасности;
  • Знать комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики;

   

  Умения:

  • Уметь сосредоточенно и интенсивно работать в течении всего времени занятий и репетиций;
  • Уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы;
  • Уметь самостоятельно подготовить своё тело к работе;
  • Уметь работать в коллективе и подчиняться общим правилам;

Навыки:

  • Определять мышечный зажим;
  • Самостоятельно выполнять задания, предложенные педагогом;
  • Выполнять упражнения актерского тренинга и сценической речи в присутствии постороннего человека;
  • Владеть приемами разминки и разогрева тела.

                           Формы контроля знаний учащихся:

  • текущий (в виде совместного обсуждения с учениками успешности выполненного задания, участие в конкурсах и фестивалях, грамоты, дипломы);
  • промежуточный (в виде мини-концертов по мере готовности материала);
  • итоговый (в виде совместного обсуждения с родителями достигнутых результатов после выступления детей в различных спектаклях, конкурсах, открытых занятиях и т.п. в течение года).

  • Оценки на занятиях не ставятся.

1-ый год обучения «Я и мир звуков»

Цель – развитие, раскрепощение личности ребенка, выявление творческих способностей.

Задачи:

  • переход порога сцены, упражнения на преодоление страха перед публичным   одиночеством;
  • раскрепощение, снятие телесных и психологических зажимов;
  • ощущение своего тела и своего голоса, как «инструмента»;
  • развитие воображения и внимания.

Учебно-тематический план (1 год обучения, 6-7 лет)

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

Формы аттестации/

контроля

1

Вводное занятие        

2

1

1

Беседа

2

Речевой тренинг

18

4

14

Наглядный метод

3

Дыхательная гимнастика        

18

4

14

Правильное выполнение упражнений

4

Артикуляционная гимнастика

5

2

3

наглядные

5

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти, губ и языка.        

4

1

3

наглядные

6

Упражнения на расслабление окологлоточной мускулатуры.

2

1

1

Звуковые, наглядные

7

Внутриглоточная артикуляция.        

2

1

1

Звуковые, наглядные

8

Звукоряд гласных.

5

1

4

Звуковое воспроизведение

9

Артикуляция гласных, согласных.        

18

6

12

Наглядные

10

Речевые упражнения. Тренировка артикуляции гласных и согласных в сочетаниях. «Говорящий мяч».

16

4

12

Наглядные

11

Речевые упражнения. Тренировка артикуляции гласных и согласных в скороговорках, стихах.

13

1

12

Звуковое воспроизведение.

12

Запоминание скороговорок, стихов, речевых упражнений при помощи техники пересказа и рисования.

14

2

12

Звуковое воспроизведение

13

 Координацию в пространстве: «Море волнуется», «Росток», «Ожившие предметы».

20

4

16

Правильное выполнение упражнений

14

Фантазия и воображение. Речевые и актерские игры, этюды: «Что я вижу вокруг себя на букву…», «Стихия»,  «Король на троне»

30

8

22

Наглядные

15

Работа над созданием образа в стихотворении. А.Барто, С.Маршак, С.Михалков, Б.Заходер и др.

22

2

20

Репетиции

16

Личные материалы, индивидуальные занятия.

22

4

18

Репетиционный процесс

17

Открытые уроки для родителей.

5

5

Показ

18

        Летний блок «Перчаточная кукла»

42

8

34

Показ

19

Итого:

258

54

204

Содержание программы 1-го года обучения

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Знакомство с программой. Правила поведения учащихся во Дворце. Инструктаж.

Практика. Игры на знакомство: «Открытый взгляд – хороший человек!», «Я – имя собственное!»

Тема 2. Речевой тренинг.

Теория. Речевой аппарат и забота о нем.

Практика. Выполнение упражнений. Детские считалки и игры: «Оса», «Змея», «Хоровод», «Сломанный телефон» и др.

Тема 3. Дыхательная гимнастика.

Теория. Что такое дыхание? Дыхание имеет важное значение для работы на сцене. Основные правила. Техника дыхания.

Практика. Возрастные дыхательные упражнения по системе А. Н. Стрельниковой. Упражнения-игры: «Ныряльщик», «Одуванчик», «Экстрасенс», «Арлекин», «Горячий чай».

Тема 4. Артикуляционная гимнастика.

Теория. Артикуляционный аппарат. Цель артикуляционной гимнастики. Причины, по которым надо заниматься артикуляционной гимнастикой. Рекомендации к проведению упражнений.

Практика. «Маски», тренировочные упражнения.

Тема 5. Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти, губ и языка.

Теория. «Ленивые челюсть, губы и язык»-основные участники звукообразования.

Практика. Упражнения для нижней челюсти, губ и языка.

Тема 6. Окологлоточная мускулатура.

Теория. Что такое окологлоточная мускулатура. Расположение. Функция в звукообразовании.

Практика. Физиологическое расслабление, массаж. Упражнения-подражания.

Тема 7. Внутриглоточный массаж.

Теория. Что такое внутриглоточная мускулатура. Расположение. Функция в звукообразовании.

Практика. Физиологическое расслабление, массаж. Упражнения-подражания

Тема 8.Звукоряд гласных.

Теория .Гласные звуки. Чистые гласные.

Практика. Артикуляция, правильная работа в произношение. Тренировка звучания в слогах, словах, стихах.

Тема 9. Артикуляция гласных, согласных.

Теория. Рекомендации к проведению упражнений.

Практика. Упражнения по произношению. Правильная работа Челюсти, губ, языка и дыхания в рождении звука.

Тема 10. Артикуляция гласных и согласных в сочетаниях.

Теория. Рекомендации к проведению упражнений.

Практика. Упражнения по произношению. Правильная работа Челюсти, губ, языка и дыхания в рождении звука.

Тема 11. Тренировка артикуляции гласных и согласных в скороговорках.

Теория. Скороговорки и стихи на определенную букву. Содержание.

Практика. Читка и заучивание.

Тема 12. Скороговорки, стихи, речевые упражнения.

Теория. Времена года. Праздники. Бытовые сюжеты.

Практика. Читка и заучивание.

Тема 13. Координация в пространстве.

Теория. Что такое пространство и координация. Личное актерское пространство.

Практика. Упражнения с мячом, «Море волнуется раз…», «Росток», «Ожившие предметы».

Тема 14. Развитие фантазии и воображения.

Теория. Что такое фантазия и воображение.

Практика. Игры, упражнения на развитие фантазии и воображения. Речевые и актерские: «Что я вижу вокруг себя», «Стихия», «Король на троне».

Тема 15. Создание образа в стихотворении. Персонаж. Сюжет.

Теория. Доступное понятие персонажа и сюжета.

Практика. Работа над созданием образа в стихотворении. А.Барто, Б Заходер, С. Маршак, С.Михалков и др.

Тема 16.Личные материалы, индивидуальные занятия.

Тема 17. Летний блок «Перчаточная кукла»

Теория. Введение в программу «Перчаточная кукла». Происхождение театра кукол. Какие бывают куклы. Переносной театр.

Практика .Работа с перчаточной куклой. Репетиция спектакля.

Тема 18. Открытые занятия для родителей.

«Я дышу и говорю!»- 2 год обучения

Цель второго года обучения - развитие изначальной природной одарённости воспитанников.

     

Задачи:

  • развивать  речевые данные воспитанников;
  • научить воспитанников корректно общаться друг с другом в процессе репетиций;
  • развивать воображение, фантазию и память.

Учебно-тематический план (2 год обучения, 8-9 лет)

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

Формы аттестации/

контроля

1

Виды дыхания.

10

2

8

Правильное выполнение упражнений

2

Артикуляционная гимнастика.

10

2

8

Правильное выполнение упражнений

3

Дикция.

10

2

8

Отработка произношения отдельных слов, фраз, поговорок

4

Движение и голос.

10

2

8

Упражнение в движении.

5

Массаж и резонирование.

6

1

5

Правильное выполнение упражнений

6

Понятие орфоэпии

10

4

6

Запоминание.

7

Гласные звуки.

Согласные звуки.

24

4

20

Правильное произношение

8

Актерское внимание и зрительская память.

12

2

10

Этюды и игры

9

Актерский тренинг.

22

2

20

Правильное выполнение упражнений

10

Координация  в пространстве.

8

1

7

ПВУ

11

Ассоциативное и образное мышление.

12

2

10

Размышление и описание.

12

 Беспредметное действие.        

22

2

20

Этюдная работа.

13

Органы чувственного восприятия.

22

2

20

Упражнения

14

 Литературный материал.

5

1

4

Поиск и чтение

15

Образ в стихотворном или прозаическом произведении.

12

2

10

Обоснование и понятие.

16

 Личные материалы.

        

18

2

16

Репетиция и выступление.

17

Открытые уроки для родителей.

3

3

Показ

18

                   Летний блок «Перчаточная кукла»

42

10

32

Показ

19

   Итого:

258

43

215

Содержание программы 2-го года обучения.

Тема 1. Вводное занятие. Виды дыхания.

Теория. Знакомство с программой. Правила поведения учащихся во Дворце. Инструктаж. Понятие дыхание. Правила при выполнении дыхательной гимнастики.

Три системы дыхания. Строение голосового аппарата. Два отдела речевого аппарата. Гигиена речевого аппарата.

Практика. Упражнения: свеча, паровоз, оса, насосы, шарик, и т.д.

 Тема 2. Артикуляционная гимнастика.

Теория. Артикуляционный аппарат. Артикуляционный массаж. Цель артикуляционной гимнастики. Причины, по которым надо заниматься артикуляционной гимнастикой. Рекомендации к проведению упражнений.

Практика. «Маски», тренировочные упражнения.

Тема 3. Дикция.

Теория. Понятие дикция. Процесс звукообразования и звукоизвлечения.

Практика. Упражнения на правильное произношение звуков. Звукосочетание.

Тема 4. Движение и голос.

Теория. Тексты для упражнений, алгоритм выполнения упражнений.

Практика. Речевые упражнения с движением.

Тема 5. Массаж и резонирование.

Теория. Понятия артикуляционный  массаж. Отработка упражнений по возрасту. . Что такое внутриглоточная мускулатура. Расположение. Функция в звукообразовании.

Практика. Выполнение упражнений.

Тема 6.  Понятие орфоэпии.

Теория.  Краткая история русской орфоэпии. Литературная норма и говор.  

Практика.          Упражнения для устранения ринолалии.

Биппи… Пибби… и т.д., чёткое произношение несложных скороговорок, чтение маленьких детских стишков.

Тема 7. Гласные звуки.

Теория. Понятие «гласные звуки». Гласный звукоряд. Согласные сонорные. Согласные свистящие и шипящие.

Практика. Использование стихотворных текстов в работе над звуками. Не сложные скороговорки

Голосовые упражнения на гласные звуки А, О, У, И, Э, Ы.  Для начала звуки артикулируются без голоса перед зеркалом, а затем переходить к громкому звучанию. Постепенно увеличивая число повторений: А … Э         АО        АОЭ… 

Тема 8. Актерского внимания и зрительной памяти

Теория. Понятие : актерское внимание и зрительская память.

Практика. Игры, упражнения на развитие актерского внимания и зрительной памяти.

Тема 9. Актерский тренинг.

Теория. Этюды и упражнения по системе К. С. Станиславского и М. П. Чехова.

Практика. Выполнение упражнений        

Тема 10. Координация в пространстве.

Теория. Что такое координация. Алгоритм выполнения упражнений.

Практика . Упражнения на координацию в пространстве.

Тема 11. Ассоциативное и образное мышление.

Теория. Возрастное понятие образа.

Практика. Игры, упражнения на развитие ассоциативного и образного мышления.

Тема 12. Беспредметное действие.

Теория. Понятие беспредметное действие.

Практика. Упражнения на действия с реальными предметами в условиях вымысла.

Тема 13. Органы чувственного восприятия.

Теория. Понятия: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус, интуиция.

Практика. Игры и упражнения на развитие органов чувственного восприятия - слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса, интуиции.        

Тема 14. Литературный материал.

Теория. Понятия: стихотворение, басня, проза.

Практика. Работа над текстом, выбор материала

Тема 15. Образ в стихотворном или прозаическом произведении.        

Теория. Определение образа.

 Практика. Работа над созданием образа в стихотворном или прозаическом произведении.

Тема16. Личные материалы.

Теория. Личные готовые материалы (стихи, басни, проза).

Практика. Индивидуальные занятия. Участие в конкурсах.

Тема 17. Летний блок. Перчаточная кукла.

Теория.  Происхождение театра кукол. Какие бывают куклы. Переносной театр.

Практика. Работа с перчаточной куклой. Репетиция спектакля.

Тема 18. Открытые занятия для родителей.

                      «Я говорю и понимаю!» - 3 год обучения

Цель третьего года обучения - воспитание общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.

                                   

Задачи:

  • научить основам верного дыхания;
  • развивать навык абстрагирования от окружающей действительности при выполнении сценического действия через психофизический тренинг;
  • развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения.
  • воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков других детей.

Учебно-тематический план (3 год обучения, 10-11 лет)

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

Формы аттестации/

контроля

1

 Дыхание и голос.

10

2

8

   ПВУ

2

Техника речи. Резонаторы.                                          

10

2

8

ПВУ

3

Артикуляция и дикция

10

2

8

ПВУ

4

Дыхание и звук.

10

2

8

ПВУ

5

Голос и дикция

16

3

13

ПВУ

6

Движение и речь.

10

4

6

ПВУ

7

Инструменты актера

14

4

10

Этюды

8

Актерское внимание и зрительская память.        

12

2

10

Этюды

9

Актерский тренинг.

22

2

20

Этюды

10

Координация  в пространстве.

8

1

7

Этюды

11

Ассоциативное  и образное мышление.

12

2

10

Размышление и описание

12

 Беспредметное действие.        

12

2

10

Этюды

13

Органы чувственного восприятия.        

22

2

20

Этюды

14

Литературный материал.

5

1

4

Чтение и выбор

15

Образ в произведении.        

12

2

10

Рассуждение и определение

16

Личные материалы.

28

2

26

Репетиции и выступления

17

Открытые уроки для родителей.

3

3

Показ

18

Летний блок «Перчаточная кукла»

42

10

32

Показ

19

  Итого:

258

43

215

                       

                             Содержание программы 3-го года обучения.

Тема 1. Дыхание и голос.

Теория.  Типы и виды дыхания. Роль дыхания в воспитании речевого голоса. Смешано-диафрагмальный тип дыхания как основа постановки речевого голоса.                                                                                                            

Практика. Виды дыхательных упражнений, гимнастика.

Тема 2. Техника речи. Резонаторы.

Теория. Значение резонирования. Роль слуха в воспитании речевого голоса.

Практика. Упражнения для тренировки дыхания и дикции.

Тема 3. Артикуляция и дикция.

Теория. Понятие дикция. Понятие артикуляция и характеристика гласных звуков. Согласные звуки, их значение для формирования слова.                                                                                                                                                                                            

Практика.  Виды артикуляционных упражнений, гимнастика.

Тема 4. Дыхание и звук.

Теория. Понятие дыхание. Понятие звук. Виды звуков.

Практика. Практические занятия по дыханию. Упражнения на подачу звука, контроль звука («театральный шепот», «в Москву» и др.)

Тема 5. Голос и дикция.

Теория. Понятие речевой аппарат.

Речевая постановка голоса

Практика.  Мышечная свобода речевого аппарата.

 Пословицы, скороговорки.

Тема 6. Движение и речь.

Теория .Алгоритмы движения. Тексты.

Практика. Речевые упражнения с движением (мяч, скакалка)

Тема 7. Инструменты актера.

Теория. Голос, память, пластика, образное

мышление, мимика, интонация, психофизика и взгляд-глаза.        

Практика. Этюды.

Тема 8. Актерское внимание и зрительская память.

Теория. Понятие актерское внимание и зрительская память.

Практика. Игры, упражнения на развитие актерского внимания и зрительной памяти.

Тема 9. Актерский тренинг.

Теория. Этюды и упражнения по системе К. С. Станиславского и М. П. Чехова.

Практика. Выполнение упражнений.

Тема 10. Координация в пространстве.

Теория. Понятие баланс и равновесие.

Практика. Упражнения на координацию в пространстве.

Тема 11. Ассоциативное и образное мышление.

Теория. Понятие образ и ассоциация (сравнительное представление).

Практика. Игры, упражнения на развитие ассоциативного и образного мышления.

Тема 12. Беспредметное действие.

Теория. Понятие веры в предлагаемые обстоятельства.

Практика. Упражнения на действия с реальными предметами в условиях вымысла.

Тема 13. Органы чувственного восприятия.

Теория. Понятия: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус, интуиция.

Практика. Игры и упражнения на развитие органов чувственного восприятия - слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса, интуиции.

Тема 14. Литературный материал.

Теория. Сюжет в стихотворении.

Практика. Работа над текстом, выбор материала.

Тема 15. Образ в стихотворном или прозаическом произведении.        

Теория. Определение образа.

 Практика. Работа над созданием образа в стихотворном или прозаическом произведении.

Тема16. Личные материалы.

Теория. Личные готовые материалы (стихи, басни, проза).

Практика. Индивидуальные занятия. Участие в конкурсах.

Тема 17. Летний блок. Перчаточная кукла.

Теория.  Происхождение театра кукол. Знаменитые герои кукольного театра. Переносной театр.

Практика. Работа с перчаточной куклой. Репетиция спектакля.

Тема 18. Открытые занятия для родителей.

                     

         "Я говорю со сцены! Я - актер!" – 4 год обучения

 Цель четвертого года - обучение элементарным основам по предметам театральных дисциплин;

         

Задачи:

  • познакомить с законами выстраивания простейшего сценического действия;
  • развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
  • воспитывать  творческую потребность постоянного совершенствования актерской психотехники путем индивидуального тренинга и самовоспитания.
  • привить бережное отношение к театральному реквизиту, костюмам, репетиционному помещению и т.д.

 

Учебно-тематический план (4 год обучения, 12-13 лет)

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

Формы аттестации/

контроля

1

Актерское мастерство

10

2

8

  Тренинг

2

Работа актера над собой

10

2

8

Тренинг

3

Мускульная свобода.

10

2

8

ПВУ

4

Творческое оправдание и фантазия

10

2

8

Этюды

5

Оценка и ритм

6

1

5

ПВУ

6

Сценическое отношение и оценка факта

10

4

6

Этюды

7

Инструменты актера

24

4

20

ПВУ

8

Сценическая задача и чувство. Сценическое действие

12

2

10

Этюды

9

Актерский тренинг

22

2

20

Тренинг

10

Мысль и подтекст

8

1

7

Работа с литературным материалом

11

Чувство правды и контроль

12

2

10

Этюды

12

Сценический образ как «комплекс отношений»

22

2

20

Взаимодействие. Этюды

13

Работа актера над образом. Логика действия

22

2

20

Этюды. Вера в предлагаемые обстоятельства

14

Воображение и логика

5

1

4

Упражнения, тесты, вопросы

15

Станиславский об этюдах

12

2

10

этюды

16

Личные готовые материалы.

18

2

16

Репетиции

17

Репетиционно-постановочная работа

3

3

Показ

18

Летний блок «Перчаточная кукла»

42

10

32

Показ

19

     Итого:

258

43

215

                 

Содержание 4го года обучения.

 

Тема 1. Актерское мастерство.

Теория. Введение в актерское мастерство.

Специфика театрального (актерского) искусства.

Дать представление о театре. Возникновение и значение театра. Театр как искусство коллективное, объединяющее ряд искусств. Спектакль как объединение, синтез творческой деятельности многих работников искусства. Актер. Его роль в театре.

Практика. Этюды.

Тема 2. Работа актера над собой.

Теория. Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания.

Понятие о внимании, объекте внимания. Особенности сценического внимания. Значение дыхания в актерской работе.

Практика. Тренинги и упражнения с приемами релаксации. Практические упражнения на развитие сценического внимания. Практические занятия по работе над дыханием. Упражнения: «Сосулька», «Снежинки», «Холодно - жарко», «Тряпичная кукла – солдат», «Шалтай - болтай», «Штанга», «Муравей», «Спящий котенок», «Насос и мяч», «Зернышко»,  «Пишущая машинка» и др.

Тема 3. Мускульная свобода.

Теория. Понятие о мускульной свободе. Мускульная свобода как целесообразное распределение и расходование мышечной энергии.  Законы внутренней техники актерского искусства. Явление «Зажим».

Практика.  Практические упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов. Упражнения: «Сон-пробуждение», «Расслабление по счету до 10», «Расслабление и зажим», «Расслабление тела кроме одной части тела», «Выполнить определенные действия по счету» и др.

Тема 4. Творческое оправдание и фантазия.

Теория. Понятие о сценическом оправдании. Сценическое оправдание как мотивировка сценического поведения актера. Понятие о прилагаемых обстоятельствах (обстоятельствах, которые создает сам актер для оправдания намеченных действий). Путь к оправданию через творческую фантазию актера. Значение фантазии в работе актера.

Практика. Упражнения: «Рассказ по фотографии», «Путешествие», «Сочинить сказку», Фантастическое существо» и др.

Тема 5. Оценка и ритм.

Теория. Понятие оценки. Оценка как отношение к образу, возникшее на сцене. Понятие о ритме как о соотношении силы энергии и скорости.

Практика. Упражнения: «Коробочка скоростей», «Мостик», «Ритмичные движения по хлопкам», «Находка», «Сидит, читает, а кто-то мешает», «Блин на сковородку» др.

Тема 6. Сценическое отношение и оценка факта.

Теория. Сценическое отношение – путь к образу. Отношение – основа действия. 2 вида сценического отношения. Зарождение сценического действия. Сценическая вера как серьезное отношение к сценической неправде, заданной ролью.

Практика. Упражнения «Не растеряйся», «Предмет – животное», «Мячи и слова», «Семафор» и др.

Тема 7. Инструменты актера.

Теория. Понятие голос, память, пластика, образное

мышление, мимика, интонация, психофизика

и взгляд - глаза.

Практика. Этюды.

Тема 8. Сценическая задача и чувство. Сценическое действие. 

Теория. Сценическая задача как ряд действий образа, направленных к одной определенной цели. Три элемента сценической задачи. Чувства и формы их выражения, возникающие в результате столкновения задачи и противодействия.

Практика. Упражнения с разными задачами: «Пишу письмо», «Отдыхаю», «Наблюдаю», «Конвейер», «Дорога», «Это не книга» и др.

Тема 9. Актерский тренинг.

Теория. Этюды и упражнения по системе К. С. Станиславского и М. П.Чехова.

Практика. Выполнение упражнений.

Тема 10. Мысль и подтекст. 

Теория. Понятие о подтексте (том смысле, который хочет вложить в ту или иную фразу актер).

Практика. Практика: Упражнения: «Слова, фразы в разных интонациях», «Читать стихотворение (грустно, радостно, удивленно, обиженно, торжественно и др.)

Тема 11. Чувство правды и контроль.

Теория. Чувство правды как способность актера сравнивать сценическое поведение с жизненной правдой.

Практика. Упражнения: «Ждать», «Распилить бревно», «Пианист», «Парикмахер», «Войти в дверь», «Художник», «Зеркало» и др.

Тема 12. Сценический образ как «комплекс отношений».

Теория. Три момента общения: оценка намерения и действия партнера; пристройка к партнеру» самовоздействие на партнера в желаемом направлении.

Практика. Упражнения: «Подарок», «Дирижирование чувством», «Качели», «Тень», «Сиамские близнецы», «Оправдание позы», «Догадайся», «Пристройка» и др.

Тема 13. Работа актера над образом. Логика действия.

Теория. «Я – предмет». Понятие сценический образ. Создание сценического образа. Действенная партитура роли. Понятие психотехника переживания. Психотехника переживания, позволяющая освоить разнообразные формы воплощения театрального образа.

Практика. Этюды на тему: «Я – предмет» (изобразить торшер, холодильник, пылесос, чайник, стиральную машину и др.)

Тема 14. Воображение и логика.

Теория. Я – стихия (изобразить море, ветер, огонь, вулкан и др.).

Я – животное (изобразить любое животное на выбор).

Я – фантастическое животное (изобразить несуществующее животное.)

Практика. Этюды.

Тема 15. Станиславский об этюдах.

Теория. Понятие этюд. Виды этюдов.

Практика. Этюды на память физических действий (убираю комнату, ловлю рыбу, стираю и т.д.), этюды на внимание, этюды на фантазию, этюды на отношение предметов (обыгрывание предметов), этюды на движение, этюды на публичное одиночество. Парные этюды.

Тема 16. Личные готовые материалы.

Теория. Разбор сюжетной линии и нахождение образа прочтения.

Практика. (стихи, басни, проза)  индивидуальные занятия. Участие в конкурсах.        

Тема 17. Постановочная работа.

Теория. Читка сценария.

Практика. Распределение ролей. Репетиции отчетно-показательной программы (литературный спектакль, показательное занятие, инсценировка стихотворений, этюдов и др.).

Тема 18.  Летний блок «Перчаточная кукла»

Теория. Характер роли в произведении.  Работа с голосом.

Практика. Работа с куклой.

           

              «Я слышу, воспринимаю, анализирую!» - 5 год обучения

 Цель пятого года обучения - развитие творческого начала личности, самореализация.

 

Задачи:

  • расширить знания воспитанников в области драматургии и литературы;
  • развивать художественный вкус;
  • развивать навык творческого подхода к работе над ролью;
  • воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству.

Учебно-тематический план (5 год обучения, 14-16 лет)

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

Формы аттестации/

контроля

1

Дыхательная гимнастика

10

2

8

ПВУ

2

Артикуляция

10

2

8

ПВУ

3

Дикции

10

2

8

ПВУ

4

Движение, дыхание и звукообразование

10

2

8

ПВУ

5

Массаж и резонирование

6

1

5

ПВУ

6

Логика речи

10

4

6

Работа  с литературным материалом

7

Сила звука и посыл звука. Диапазон и вокальные возможности

24

4

20

Упражнения.

8

Темпоритм речи

12

2

10

Упражнения.

9

Актерский тренинг

22

2

20

Этюды.

10

Координация

8

1

7

ПВУ

11

Композиционное построение, роль кульминации в композиции

12

2

10

Рассуждение-ответ

12

 Предлагаемые обстоятельства. Логика действия        

12

2

10

Рассуждение-ответ

13

Оправдание места действия, физического действия        

12

2

10

Этюд

14

Работа над текстом, выбор материала

5

1

4

15

Образы   в стихотворном или прозаическом произведении        

22

2

20

Рассуждение-ответ

16

Личные литературные материалы

22

2

20

Репетиции

17

Стихосложение

9

2

7

Авторское произведение.

18

 Летний блок «Перчаточная кукла»

42

10

32

Показ

19

 Итого:

258

45

213

Содержание 5-го года обучения.

Тема 1. Дыхательная гимнастика.

Теория. Дыхание, поставленное на опору.

Практика. Упражнения с предметами.

Тема 2. Артикуляция.

Теория. Артикуляционный тренинг.

Практика. Упражнения артикуляционной гимнастики.

Тема 3.Дикция.

Теория. Дикционный тренинг.

Практика. Упражнения  по созвучиям и сочетаниям. Гекзаметр.

Тема 4. Движение, дыхание и звукообразование.

Теория. Смешанно-диафрагмальное дыхание.

Практика. Речевые упражнения с движением.

Тема 5. Массаж и резонирование.

Теория. Понятие резонаторы.

Практика. Лицевой и окологлоточный массаж, резонирование.

Тема 6. Логика речи.

Теория. Законы логики в речевом действии. Законы логики в речевом общении: словесного действия, сверхзадачи, контекста, сквозного действия, перспективы нового понятия, сравнения, сопоставления подтекста создания линии видения.  

Практика. Чтение смысловых отрывков.

Тема 7. Сила звука и посыл звука. Диапазон и вокальные возможности.

Теория. Театральные пристройки, использование музыкального произведения для раскрытия образа.

Практика. Упражнения на развитие силы и посыла звука.

Тема 8. Темпоритм речи.

Теория. Понятие о речевом такте (звене), логическом ударении, логической паузе. Скелетирование фразы.        

Практика. Работа над текстом. Чтение смысловых отрывков.

Тема 9. Актерский тренинг.

Теория. Ассоциативное и образное мышление.

Практика. Упражнения  на развитие актерского внимания  и  зрительной

памяти, упражнения на развитие ассоциативного и образного мышления.

Тема 10. Координация.

Теория. Тексты и правила выполнения.

Практика. Упражнения на координацию в пространстве.

Тема 11. Композиционное построение, роль кульминации в композиции.

Теория. Логический разбор как первый этап в работе над освоением авторского текста. Критерии выбора художественного материала.  Сверхзадача и сквозное действие. Пути воплощения.

 Практика. Чтение смысловых отрывков. Этюды.

Тема 12. Предлагаемые обстоятельства. Логика действия.        

Теория. Понятие предлагаемые обстоятельства.

Практика. Этюды.

Тема 13. Оправдание места действия, физического действия.        

Теория. Логика действия.

Практика. Этюды.

Тема 14. Работа над текстом, выбор материала.

Теория. Стилистика, жанр, правила написания сценария.

Практика. Работа с литературным материалом.

Тема 15. Образы в стихотворном или прозаическом произведении.        

Теория. Понятие образ.

Практика. Работа над созданием образа в стихотворном или прозаичном произведении.

Тема 16. Личные литературные материалы.

Теория. Скелетирование произведения, образ прочтения.

Практика. Индивидуальные занятия. Участие в конкурсах.        

Тема 17. Стихосложение.

Теория. Техника стихосложения.

Практик Создание авторского произведения.

Тема 18.    Летний блок «Перчаточная кукла»

Теория. Характер роли в произведении.  Работа с голосом.

Практика. Работа с куклой.

        

                  Летний блок «Перчаточная кукла»-210ч. 5 лет.

                                         

                                                      Задачи.

 Образовательные: 

- формировать мобильные знания, умения и навыки декоративно-прикладной, художественно-речевой и театральной деятельности, сценической культуры поведения; формировать навыки обеспечения сценического движения кукол;

Развивающие: 

- формировать художественно-образное мышление и эмоционально- чувственное отношение к предметам и явлениям действительности, к искусству, как основе развития творческой личности;

  развивать интерес обучающихся к сценическому искусству, прививать любовь к театру как многомерному и многоликому жанру искусства;

обеспечивать  мотивацию к театральной деятельности;  развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения, мелкую моторику пальцев рук, речевое дыхание и дикцию; формировать эстетический и художественный вкус  создавать благоприятную эмоциональную атмосферу для общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющую «найти себя», поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость;

Воспитательные: 

- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности;

  воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива.

Список литературы

  1. Алферова А.Д. Речевой тренинг: дикция и произношение.
  2. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. Пособие для логопеда. М. 2001.
  3. Большакова С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. Сборник упражнений. М. 2002.
  4. Василенко Ю. С. Постановка речевого голоса. Методические рекомендации, М., Просвещение, 1973 г
  5. Ганелин Е.Р. Школьный театр. Программа обучения детей основам сценического искусства. Методическое пособие. Кафедра основ актерского мастерства. Санкт – Петербургская государственная  академия театрального искусства. - СПб, 2002.
  6. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. -  СПб: Речь, 2001.
  7. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. - М., 1992 г.
  8. Ершова А. П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие личности школьника.//Сборник: Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. -  М., 1984.
  9. Захава Б. Е.  Мастерство актера и режиссера.  Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для институтов культуры, театр. и культ.-просвет. училищ.  - М.  «Просвещение», 1973.
  10. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. Пособие для учителей, М., Просвещение, 1970 г.
  11. Ильев В.А. Когда урок волнует (Театральная технология в педагогическом творчестве): Уч. пособие (2-е издание, исправленное и дополненное) для студентов педагогических учебных заведений и студентов художественно-педагогических факультетов институтов искусств и культуры, учителей школ, лицеев, колледжей, гимназий. – Пермь, 2004.
  12. Клубков С. В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. -  М.: Репертуарно-методическая библиотечка "Я вхожу в мир искусств" N 6(46) 2001.
  13. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М.: Искусство, 1978.
  14. Пеня Т.Г., Ершова А.П., «Театральные занятия для младших школьников» -  М.: Просвещение,1995.
  15. Петров В.А. Нулевой класс актера. – М.: Советская Россия, 1985.
  16. Савостьянов А.И. Рождение артиста. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2006.
  17. Станиславский К.С. Работа актера над собой, ч. 1: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. – М.: Искусство, 1985.
  18. Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов /Под ред. А. Б. Никитиной. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
  19. «Театр круглый год» приложение к журналу «Читаем, учимся, играем». Выпуск № 3,4 2004 год, Выпуск № 1,2 2005 год.
  20. Титова А. А. Дикция и орфоэпия. Методическая разработка по курсу «Сценическая речь», М., 1981 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

"Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изготовление композиций из различных материалов»

quot;Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изгот...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности«Художественное слово»...