Рабочая программа дополнительного образования "Юные инспекторы дорожного движения".
рабочая программа (5 класс)

Скиба Екатерина Ярославовна

В современном мире дорожное движение является одним из основных процессов, который привлекает ребенка уже в самом раннем возрасте. Автомобиль дает возможность открыть и познать внешний мир, не случайно часто первыми игрушками являются автомобили. Автомобиль может стать источником страданий и горя. Вот почему, начиная с самого раннего возраста, необходимо обучать детей правила поведения на дороге. Источников знаний три - родители, школа, внешняя среда. Но, несмотря на важность самих правил, учить надо не только правилами, но и анализу закономерностей возникновения опасностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yuidd.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

Рассмотрено  

заседании МО классных руководителей

Протокол №1 от 30.08.2018

_________________Е.Ю. Завьялова

Утверждено

директором МАОУ СОШ №9 г. Холмска

_________________Е.В. Гололобовой

приказ № 350 от 01.09.2018 г.

ПРОГРАММА

«Юные инспектора дорожного движения»

Составил:

Скиба Е.Я.

г. Холмск

2018


Пояснительная записка

Программа «Юные инспектора дорожного движения» составлена на основе программы «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» изучаемой в общеобразовательных школах в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

В современном мире дорожное движение является одним из основных процессов, который привлекает ребенка уже в самом раннем возрасте. Автомобиль дает возможность открыть и познать внешний мир, не случайно же очень часто первыми игрушками являются автомобили. Но автомобиль не только обладает гипнотическим воздействием на детей и подростков, но может стать источником страданий и горя. Вот почему начиная с самого раннего возраста необходимо обучать детей правилам поведения на дороге. Источников этих знаний три – родители, школа, внешняя среда. Но, несмотря на важность самих правил, учить надо не только правилам, сколько анализу закономерностей возникновения опасностей.

В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспокоены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие родители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями.

Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать программа дополнительного образования «Юные инспектора дорожного движения» направленности для обучающихся 5го класса.

Цель программы: формирование у детей безопасного поведения на дороге и на улице.

Задачи:

- обучение детей правилам безопасного поведения на дороге и на улице;

- формирование сознательного отношения к выполнению Правил дорожного движения;

- формирование ценностного отношения к своему здоровью;

- воспитание чувства ответственности за личную безопасность;

- развитие самостоятельности, активности, творческих способностей, приёмов логического мышления.

Программа рассчитана на 153 часа, 4,5 часа в неделю.

В основу программы положены следующие принципы:

  •  принцип актуальности;
  •  принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);
  •  принцип систематичности (реализация задач через связь дополнительного образования с учебным процессом);
  •  принцип доступности и наглядности;
  •  принцип практической направленности;
  •  принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Формы занятий:

  •  беседа-диалог, игры, экскурсии, практические занятия, встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы, просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением, разработка и подготовка агитбригады для начальной школы.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Личностные результаты:

  •  понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
  •  развитие личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях;
  •  формирование внутренней дисциплины по соблюдению правил дорожного движения.

Регулятивные УУД:

  •  ориентироваться в различных жизненных ситуациях и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;
  •  планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  •  контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания;
  •  самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации.

Познавательные УУД:

  •  знать и соблюдать основные правила дорожного движения;
  •  знать основные дорожные знаки;
  •  наблюдать, делать выводы;
  •  задавать вопросы, уточняя непонятное.

Коммуникативные УУД:

  •  сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
  •  выполнять требования и условия ролевых игр;
  •  учиться договариваться и приходить к общему решению;

 формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.

При изучении школьниками правил безопасного поведения на дороге, важно учитывать их возрастные особенности:

- реакция у детей замедленная.

У взрослого человека, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 1 секунда. У детей на такое же действие уходит примерно 3-4 секунды, а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже отличить стоящую машину от движущейся (по мнению психологов), ребенку до 10-12 лет требуется до 4 секунд, а взрослому на это требуется 0,25 секунд.

- незначительный рост школьников.

Маленький рост школьников зачастую скрывает их от водителей, а короткий шаг увеличивает время нахождения в опасной зоне при переходе дороги. Маленький рост также заметно повышает центр тяжести, что объясняет частые падения подростков и потерю равновесия даже на ровном месте.

- мозг ребенка до 12 лет не в состоянии уловить одновременно более одного явления.

Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Заметив что-то интересное и важное на его взгляд, ребенок тут же «переключается» на данное событие. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или поднять упавший предмет оказывается гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.

- разделение игровых и реальных условий происходит постепенно.

У школьников знания о поступательном движении транспортных средств либо отсутствуют, либо часто заменяются представлениями, основанными на аналогичных движениях из мира игрушек, т.е. что машины могут остановиться на месте сразу же.

- безопасность собственного поведения в условиях движения недооценивается. Необходимо менять стереотип поведения школьников при оценке опасностей, особенно на перекрестках. Даже в возрасте 14-15 лет часто можно услышать, что опасность представляет только тот автомобиль, который находится в непосредственной близости.

Нормативно правовое обеспечение программы.

  1. Конституция РФ
  2. Закон «Об образовании в РФ»
  3. Конвенция «О правах ребёнка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11. 1989).
  4. Правила дорожного движения РФ. Положение об отряде юных инспекторов движения.

Научно методическое обеспечение.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт
  2. Годовой календарный учебный график на 2018-2019 учебный год
  3. Учебные программы.
  4. План воспитательной работы ОУ.
  5. Планы воспитательной работы классных руководителей 1-11 классов.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1-2

Техника безопасности.

Наш город, район.

Город и его транспорт.

2

3-4

История создания автомобиля, велосипеда.

2

5-6

История возникновения ПДД.

Формы регулирования движения.

2

7-8

Правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мотороллерах.

На загородных дорогах.

2

9-10

Остановка и стоянка ТС.

Правила пользования ТС.

2

11-12

Проезд железнодорожных переездов.

В новый век безопасности (экологии и транспорта).

2

13-14

История появления велосипеда.

Обязанности пешеходов и велосипедистов и их ответственность за нарушение ПДД.

2

15-16

Технические требования, предъявляемые к велосипеду с подвесным двигателем и мопеду. Дополнительные требования к движению велосипедистов.

2

17-18

Причины ДТП.

Поведение учащихся при ДТП.

2

19-20

Сигналы светофора с дополнительными секциями. Сигналы регулировщика.

2

21-22

Дорожные знаки и их назначение.

2

23-24

Предупреждающие знаки.

2

25-26

Знаки приоритета.

2

27-28

Запрещающие знаки.

2

29-30

Предписывающие знаки.

2

31-32

Знаки особых предписаний.

2

33-34

Информационные знаки.

2

35-36

Знаки сервиса.

2

37-38

Знаки дополнительной информации (таблички).

2

39-52

Разработка и подготовка агитбригады.

14

53-68

Выступление с агитбригадой в начальной школе.

16

69-70

Поведение на железной дороге.

Движение ТС в зимний период года.

2

71-72

Остановочный путь ТС.

Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на ТС.

2

73-74

Назначение дорожной разметки.

Пешеход - пассажир – пешеход.

2

75-76

Дорога глазами водителей.

Знаем ли мы ПДД?

2

77-78

Проверка знаний ПДД.

2

79-80

Основные понятия и термины ПДД.

2

81-82

Предупредительные сигналы.

Движение учащихся группами и в колоне.

2

83-84

Перевозка людей.

Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.

2

85-86

Нерегулируемые перекрестки.

2

87-88

Оборудование автомобилей специальными приборами.

Труд водителя.

2

89-90

Разбор дорожной ситуации на макете.

2

91-92

Мой друг – велосипед.

Велосипед с подвесным двигателем и мопедом.

2

93

Из чего состоит велосипед.

2

94-95

Правила поведения в транспорте. Игра «Я пассажир».

2

96-97

Игра «Я знаток дорожных знаков».

2

98-99

ГИБДД и ДПС.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

Дорожно-патрульная служба.

2

100

Экскурсия в ГИБДД.

1

101-118

Правила оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии (при кровотечениях и ожогах)

18

119-120

От бытовой привычке к трагедии на дороге.

Еще раз о причинах ДТП.

2

121-138

Разработка и подготовка агитбригады.

18

139-153

Выступление с агитбригадой в начальной школе.

14

ИТОГО:

153


ЛИТЕРАТУРА

  1. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях: 10-11 кл.: пособие для учащихся / А.Л. Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова.-М.: Просвещение, 2010 г.
  2. Бурьян В.М., Извекова Н.А. и др. Классные часы по Правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2014 г.
  3. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и систем дополнительного образования/ Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2009 г.
  4. Е.А. Воронова «Красный, жёлтый, зелёный» (ПДД по внеклассной работе). ООО «Феникс», 2014 г.
  5. Конвенция ООН «О правах ребенка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11. 1989г.)
  6. Малов В.И. Я познаю мир. Автомобили/Детская энциклопедия. М.:ООО «Издательство АСТ», 2012 г.
  7. Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина «Классные часы по правилам дорожного движения». Москва, 2014 г.
  8. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090. Введены в действие с 01.06. 1994г. с изменениями и дополнениями от 01.04.2015 г.
  9. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим,
  10. Уголовная и административная ответственность за нарушение правил дорожного движения («О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 7 мая 2009 г. №86-ФЗ.)
  11. Федеральная целевая программа «Повышения безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007 г.
  12. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В. О некоторых ошибках в преподавании Правил дорожного движения. – СПб, 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юные инспектора дорожного движения"

Данная программа рекомендуется для изучения правил дорожной безопасности в начальной школе....

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Программа кружка "Юный инспектор дорожного движения"

Общеобразовательная дополнительная программа физкультурно-спортивной направленности....

рабочая программа кружка "Юные инспектора дорожного движения"

Рабочая программа кружка "Юные инспектора дорожного движения"...

Рабочая программа факультативного курса "Азбука дорожного движения" 7класс.

Рабочая программа факультативного курса "Азбука дорожного движения" 7класс....

Рабочая программа факультативного курса "Азбука дорожного движения" 8класс.

Рабочая программа факультативного курса "Азбука дорожного движения" 8класс....

Рабочая программа элективного курса «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше гарантия того, что участие в нѐм будет осознанным. Для этого важно приобщить учащихс...