ЗНАТОКИ РОДНОЙ ПРИРОДЫ
план-конспект на тему

Утешева Элланора Андреевна

Обобщение знаний о животных и растениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_rodnoy_prirody.docx37.35 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВЁРНУТЫЙ ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

ТЕМА: «ЗНАТОКИ РОДНОЙ ПРИРОДЫ»

ЦЕЛЬ: обобщение знаний о животных и растениях.

ЗАДАЧИ: 1. Образовательная: систематизировать знания обучающихся и умение оперировать ими в игре;

                2. Развивающая: развивать познавательный интерес к природе, логическое  мышление, умение работать сообща;

                  3. Воспитательная: воспитывать чуткость, гуманность, отзывчивость.

ТИП ЗАНЯТИЯ: занятие-игра.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал.

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ: беседа.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ: 1. Организационный момент.

                                 2. Проверка домашнего задания.

                                 3. Объяснение нового материала.

                                 4. Закрепление изученного.

                                 5. Подведение итогов и выставление оценок.

                                 6. Домашнее задание.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент.

ПЕДАГОГ: Девиз: « Станем  природе другом!»

Эпиграф:

Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.

        - Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать знатоков природы! Сегодня вы сможете показать свои способности, удивить нас знаниями, узнать неизведанное. Спешите принять участие в нашей игре «Знатоки природы».        

ПЕДАГОГ: « …С природой дело обстоит совсем  иначе, чем, скажем, с дворцами,  разрушенными войной, – их можно построить заново. А вот если уничтожить живой мир, то никто, никакая сила не сможет создать его вновь»         Человек – часть природы. Он не может жить без природы. Но часто человек и уничтожает своим отношением и действиями природу. К сожалению, то, что бездумно было потеряно, часто восстановить бывает невозможно. К тому, что нас окружат, приносит пользу и умиротворение, нужно относиться бережно и  постараться сохранить для будущих поколений.

        Итак, начинаем.

II. Проверка домашнего задания.

ПЕДАГОГ: на дом ничего не было задано.

III. Объяснение нового материала.

ПЕДАГОГ: В игре принимают участие две команды. Сегодня мы определим, какая команда получит звание «Знатоки природы». Главными действующими лицами  будут две команды: команда «Друзья природы» и команда «Юные натуралисты».

ПЕДАГОГ: Сначала устроим блиц-турнир. За правильный ответ команда получает жетон.

Любимое лакомство медведя (мед)

Какое отчество у лисы? (Патрикеевна)

Кто быстро бежит в гору, а с горы кувырком? (заяц)

Кто к зиме собирается в стаи? (волки)

Что животным страшнее – холод или голод? (голод)

Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (сова)

Какие птицы прилетают к нам весной первыми? (грачи)

В иголках, словно еж, как зовется рыба? (ерш)

Не птица, а с крыльями, над цветами летает, медок собирает (пчела)

У кого ухо на ноге? (кузнечик)

Не зверь, не птица, нос как спица (комар)

Любимое лакомство аиста и цапли (лягушки)

Какую форму имеет солнце? (шар)

Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (жирным)

Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы? (белка)

Что образуется из снега и льда в тепле? (вода)

Каких птиц люди использовали как почтальонов? (голубей)

Кто делает мед и из чего? (пчела из нектара)

Что такое Луна? (спутник Земли)

Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (кукушки)

Кто был первым человеком, полетевшим в космос? (Гагарин)

Обрубок дерева (пень)

Лесной водоем, на котором собирают клюкву (болото)

Человек, который охраняет лес и следит в нем за порядком (лесник)

Сердце Москвы (Кремль)

Солнечный цветок (подсолнух)

Для какого животного мухомор служит лекарством? (для лося)

Как называется подземная часть растения? (корень)

Сколько лучей у снежинок? (6)

Трава от 99 болезней (зверобой)

Какая ягода бывает черной, красной, белой? (смородина)

У какого дерева ствол белый? (у березы)

Вьют ли наши перелетные птицы гнезда на юге? (нет)

Можно ли сказать, что птица – это животное? (можно)

Как называются плоды сосны? (шишки)

Какое гнездо у кукушки? (нет гнезда)

Назовите номер телефона пожарной охраны (01)

Назовите номер телефона скорой помощи (02)

Сигнал светофора, который запрещает движение (красный)

ПЕДАГОГ: 1 конкурс «Разминка».

С ней справиться легко та команда , которая прочитала книгу В.Бианки «Лесная газета».

1. Кто раньше прилетает – стрижи или ласточки? (ласточки)

2. Почему  нельзя трогать руками яйца в гнездах?  ( Потому что бросают гнезда, если их тронуть руками)

3. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)

4. С прилетом каких птиц начинается весна? (грачей)

5. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерева, куропатки, рябчики)

6. Какая птица выводит птенцов в дождь? (лебедь)

ПЕДАГОГ: Переходим ко II конкурсу нашей игры. Каждой команде задается отдельный вопрос.

Итак, слушаем.

        Не так он прост  звериный хвост! Как много могут рассказать о себе наши четвероногие друзья при помощи хвоста. Для обезьяны хвост-пятая рука. Можно висеть на ветке, зацепившись хвостом или, наоборот, хвостом срывать бананы. Пушистый хвост - парашют белки. Помогает ей  совершать головокружительные прыжки с дерева на дерево. Рыбе и морскому зверю  хвост - весла.

Вопрос первой команде.

  1. А зачем хвост лисе?

Варианты ответов: а) для укрытия носа в стужу;  *

                          б) для заметания следов.

2) Когда у кошки хвост мечется из стороны в сторону?

Варианты ответов: а) в хорошем настроении;

                                б) нервничает;

                                 в) заметила птичку.  *

Справка. Если кошка в хорошем настроении – хвост у нее поднят и красиво изогнут  в виде вопросительного  знака. Кончик  хвоста задергался – киска нервничает. Но вот она заметила птичку, приготовилась к прыжку  и хвост заметался  из стороны в сторону .

Вопрос второй команде.

1) А собачий хвост? Да это просто переводчик  с песьего языка  на человеческий. Что  означает у собаки хвост, поднятый вверх?

Варианты ответов: а) интересно;

                                б) все в порядке;   *

                                в) боюсь.          

Ответ: Хвост вниз  - что-то мне не по себе, поджат – боюсь, мелко дрожит –интересно, ну , а вверх – все в порядке .    

Следующий вопрос о крысах. Издавна они живут рядом с человеком, ждут  момента, чтобы что – нибудь  утащить, сгрызть, испортить. Что остается человеку? Изучать их повадки и не разбрасывать объедки. Не  ленитесь и наводите порядок. Итак вопрос :1) Что будут делать крысы, если обнаружат бутылку  с   маслом, не закрытую пробкой.

Варианты ответов:      а) опрокинут и вылижут содержимое;

                                     б) попробуют прогрызть;

                                     в) достанут хвостами.        *

Ответ. Чтобы добраться до содержимого, крысы не станут опрокидывать  бутылку. Просто одна крыса  опустит хвост в бутылку и даст полизать его другой, а потом они поменяются местами.  

        Да хвостов много, и все они разные. Но лишних и ненужных хвостов не бывает.

ПЕДАГОГ: следующий конкурс “ Тёмная лошадка”.                                

Отгадай с 1-й подсказки.

1. Это служит защитой от хищников.

2. Спасает от голода.

3. Его разводят туристы и оленеводы.

4. На нем можно кипятить воду и готовить еду.

(огонь)                                                                

1. Необходима туристам, отправляющимся в поход на несколько дней.

2. Помогает спрятаться от зверей и насекомых.

3. Защищает от холода, ветра и дождя.

4. Можно укрыться от знойного солнца.

(палатка)                

ПЕДАГОГ: Четвертое испытание - «Прятки».  Ребята вы любите играть в прятки? В этом испытании  слова от вас тоже спрятались.  Они часто играют в прятки и надеются, что вы их быстро найдёте.

        А сейчас все команды получат хитрые слова. Нужно как можно быстрее их найти.

МУЖЧИНЫ, ГОЛОСОВАНИЕ, ДОСАДА, ПОСЁЛОК, СЕРЁЖКА, УКРОТИТЕЛЬ, ЗАСЛОНКА, КОНЬКИ, СКИТАЛЕЦ , СОЛЕНЬЕ, ПОБЕЛКА ,ШУТКА.

Физкультминутка.

 - Сейчас свершится волшебство. Мы превращаемся в снежинки.

 Мы снежинки, мы пушинки,

 Покружиться мы не прочь.

 Мы снежинки - балеринки,

 Мы танцуем день и ночь. Мы деревья побелили -

 Крыши пухом замели.

 Землю бархатом укрыли

 И от стужи сберегли.

 Налетел ветерок

 И умчался весь снежок.

ПЕДАГОГ:  Следующий конкурс посвящаем грибам. Команда, которая ответит быстрее всех  получит 1 очко.

  1. Сейчас я вам назову несколько грибов. Мне кажется, что они все съедобные. Права ли я?

а) рыжик; б) масленок; в) желчный; г) опенок.

(желчный – ядовитый)

  1. Кто лечится  мухоморами? (лось)
  2. Какой гриб использовали во время Великой Отечественной войны? (трутовик. Он заменял вату.)
  3. Какие  птицы едят грибы? (глухари)
  4. Какие грибы появляются первыми?  (сморчки)
  5. Может  ли гриб съесть дом   (Да. Это домовый гриб, который разрушает древесину)

ПЕДАГОГ: «Самый любознательный».

Проверим,  какая команда самая любознательная.

1.Какой снег быстрее тает, чистый или грязный?

Ответ: грязный  снег тает быстрее.

2.Сколько крыльев у жука?

  Ответ:  2 пары,  то  есть 4 крыла.

3.У кого глаза на рогах, дом на спине?

 Ответ: улитка

4. Какое животное обладает самым громким голосом?  

Ответ: крокодил

« Самый  смекалистый».

Найдите три ошибки в рассказе, который вы сейчас услышите.

        Наступила осень. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи, сороки, журавли. Лесные жители: заяц, еж, белка, лиса – меняют шубки на более теплые и густые. А на полях в садах заканчиваются осенние работы. Убраны овощи и хлебные растения, заканчивается сенокос, в садах высаживают молодые деревья, сгребают опавшую листву.

ПЕДАГОГ: Загадочное животное.                                                        

Во время сильного ливня животные прятались в пещере. Да в темноте так спрятались, что перепутались и не могут отыскать сами себя. Найдите их:

ОБИЗДРКА, КНБАА, ТНОЕ, ОБРБ, СУТРАС, ТОЕЕГБМ, ЛАКШУЯГ.

ПЕДАГОГ: « От капли до океана»

Предлагаю вам названия больших и малых  водоемов. Нужно расставить их в порядке возрастания. ( Карточки с названиями водоемов на столах. Команды работают одновременно.) Лужа, капля, море, океан, река, озеро, ручей.

ПЕДАГОГ: Мозговой штурм.

Расшифруй запись:                                        

еН яосбй ибкоса, чот лтеа, а обяйс йот, чот лчмоти ад хоотмвс ливяте.

IV. Закрепление изученного.

ПЕДАГОГ: Послушайте стихотворение М. Дудина « Берегите землю»

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На проталинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите, Берегите землю! Берегите!

V. Подведение итогов и выставление оценок.

ПЕДАГОГ: Ребята, вот и заканчивается наша игра. И последняя наша страничка – не очередное испытание. Это просьба. Просьба о милосердии и сострадании к нашим меньшим братьям. К тем, которые безропотно смотрят на нас и ждут нашей ласки и внимания. Отдайте частичку вашего сердца этим существам. Не зря их создала природа! Так будем же в ответе за них!

Все-все абсолютно на свете нужны,

И мошки не меньше нужны, чем слоны

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете.

Нужны все подряд-

Кто делает мед и кто делает яд.

Давайте, люди, дружить друг с другом,

Как птицы с небом, как ветер с лугом,

Как парус с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

Давайте, люди, любить планету-

Во всей вселенной похожей нету.

Она во вселенной на всех одна,

Что будет делать без нас она?

VI. Домашнее задание.

Источники:

  1. http://www.o-prirode.com/load/4
  2. http://yandex.ru/yandsearch
  3. Гаврина С. Е., Кутякова Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. 100 кроссвордов о растениях и животных / Художники Г. В. Соколов, В. Х. Янаев. - Ярославль: “Академия развития”, “Академия, Ко”, 2005. – 112с., ил. – (Серия “Потехе час”).
  4. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития, 2006.  
  5. Минскин, Е. М. «От игры к знаниям»,   Пособие для учителя.,Просвещение – 2005.-192.,ил.
  6. Плешаков, А.А. От земли до неба: атлас-опредитель:пособие для учащихся ОУ/А.А.Плешаков-12-е изд-:Просвещение,2011 ,223с.
  7. Экологические сказки:Пособие для учителей/Сост.Г.А.Фадеева.-Волгоград:Учитель, 2005.-57с.
  8. Кулинч Г.Г.Сценарии мероприятий:1-4классы.-М.:ВАКО,2006.-176с.
  9. Праздники круглый год :в учебное время и летом/авт.-сост.О.В.Калашникова.-Волгоград:Учитель,2005.-98с



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знатоки родной природы

Конкурсно-познаательная программа о лесе, загадки, ребусы,кроссворды о растениях, животных,творческие задания....

КВН "Знатоки родной природы"

Материал используется во внеклассной работе по биологии...

Викторина «Знатоки родной природы»

Викторина «Знатоки родной природы» внеклассное мероприятие для обучающихся 3-6 классов....

Методическая разработка занятия на тему "Знатоки родной природы".

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....