Методическая разработка занятия на тему "Знатоки родной природы".
методическая разработка

Белова Ирина Анатольевна

Занятие разработано для обучающихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_znatoki_rodnoy_prirody.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение общеобразовательная школа № 584 «Озерки»

Выборгского района г. Санкт – Петербурга

Методическая разработка

«Знатоки родной природы»

Выполнила воспитатель

 ГБОУ школа №584 «Озерки»

Белова Ирина Анатольевна

2020 – 2021 уч.г.


                               Тема: Знатоки родной природы.

Цель:                                                                                                                                               воспитание экологического мировоззрения

Задачи:

  1. Учить любить и беречь родную природу.
  2. Формировать правила поведения в природе.
  3. Воспитывать бережное отношение к живому миру.
  4. Выработать потребность в общении с природой.

Оборудование: «Красная книга», презентация «Красная книга», интерактивная доска, открытки с изображением растений, животных, занесённых в Красную книгу, плакаты «Правила поведения в природе».

Ход занятия:

 1. Вводное слово

    - Любите вы природу? А знаете ли вы, как надо охранять и беречь природу? Вот сейчас проверю кто из вас настоящий знаток природы. (ответы детей)

    - Как мы знаем, миллион или больше лет назад на Земле в результате эволюции появились первые древние люди. Природа жила сама по себе. А разве миллион большой срок? Если принять возраст Земли за 24 часа, то история человека составит всего 9 секунд! Но как много натворить успел человек за эти 9 секунд! Конечно, древние люди охотились на животных, собирали травы, плоды и ягоды. Но в то время людей было совсем мало, вооружены они были плохо, да и никакой промышленности и сельского хозяйства тогда не было. Поэтому в древности люди не причиняли Природе большого вреда. Влияние людей на Природу было незначительным.

   Но время шло. Человечество развивалось, придумывало всё новые и новые орудия и приспособления для того, чтобы использовать Природу в своих целях. Постепенно появились современная промышленность и сельское хозяйство. Да и жителей планеты становилось всё больше и больше.  Ведь сейчас, как мы уже знаем, нас уже почти 6 миллиардов! Поэтому, если раньше влияние  человека на Природу было мало заметным, сейчас оно многократно возросло. Человек стал слишком много  брать от Природы и слишком много выбрасывать своих отходов. Именно поэтому нарушаются природные  круговороты.

Многие миллионы лет Природа из остатков древних растений «создавала» природное топливо – нефть, газ, уголь. Людям нужны энергия и тепло. Человек придумал паровой двигатель и двигатель внутреннего сгорания. Эти двигатели «пожирают» колоссальные количества нефти, угля и газа. Природное топливо – органические вещества. При сгорании органических веществ, также как и при любом процессе горения, поглощается кислород, а выделяется углекислый газ. И природный баланс газов в атмосфере нарушается.

    Промышленность развивается, и миллионы тонн неочищенных вредных отходов выливаются в океаны, моря, реки, озёра. Природа просто «не знает», что с ними делать! После этого уже не искупаешься, да и чистой воды не попьёшь. А каково несчастным водорослям, рыбам и другим водным обитателям?

   Люди вырубают леса. Ведь из древесины делают бумагу, мебель и множество других полезных вещей. Вырубка леса сокращает фотосинтез и нарушает глобальные круговороты кислорода и углекислого газа. А несчастные жители лишаются своего привычного дома и погибают.

    Средиземное море, разделяющее Европу, Африку и Азию, превратилось международную свалку отходов! Чистые пляжи остались только в Греции и Испании. Ежегодно в Средиземное море сбрасывается около 120 тысяч тонн отработанных масел, 60 тысяч тонн моющих средств, 100 т ртути.

    С тех пор, как человек начал своё наступление на Природу, многие сотни и тысячи видов растений и животных исчезли с лица Земли.

   Уже к 1900 году на Земле совершенно исчезли 65 видов млекопитающих животных и 140 видов птиц! А в наши дни около 600 видов животных находятся на грани полного истребления. Это - киты, морские черепахи, носороги, журавли, уссурийские тигры, белые полярные медведи, чёрные аисты и многие, многие другие.  В угрожающем положении находится сейчас каждый десятый вид высших растений. Учёные экологи считают, что каждый десятый день на планете бесследно исчезают несколько десятков видов растений и животных. Но некоторые ещё можно спасти. Их записывают в специальную Красную книгу. Когда будете в лесу и встретите прекрасный цветок ландыш, не рвите его – он записан в Красную книгу. Порадуйтесь его красоте и запаху и идите дальше.

     Есть одна планета – сад

     В этом космосе холодном,

     Только здесь леса шумят,

     Птиц скликая перелётных.

     Лишь на ней одной увидишь

     Ландыш в траве зелёной.

     И стрекозы только тут

     В речке смотрят удивлённо.

     Береги свою планету,

     Ведь другой на свете нету.

  1. Презентация «Красная книга»

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

- Поэт призывает нас бороться со своим бездушным отношением к природе.

 3.  Физминутка

   

4.Правила поведения в природе

- Мы с вами уже много знаем о том, что природу надо беречь. Я вам рассказывала о глобальной катастрофе, которая может произойти и уже происходит. А чем вы можете помочь родной природе, которая окружает вас?

Чтобы река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились и птицы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала

Каждому правила знать не мешало.

- Давайте подумаем, что нас радует в природе? (Ответы учащихся) Да, красота, чистый воздух, тишина, леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой.

- Наше занятие называется «Знатоки родной природы». А кто такие знатоки? Знаток – Это человек, обладающий большими знаниями в чём-нибудь. А вы знатоки природы? Любите вы природу? Знаете ли вы как надо охранять и беречь её? Вот я сейчас и проверю ваши знания.

- Внимательно рассмотрите плакаты и скажите, что они запрещают делать в природе.

Не рви в лесу, на лугу цветов, не порть кору деревьев, не ломай ветки.

- Пусть красивые растения останутся в природе. Помни, что букет можно составить только из растений, которые выращены человеком. В нашей Ленинградской области есть растения, которые занесены в «Красную книгу».

(Показ открыток с изображением растений, занесённых в «Красную книгу»)

- Назови и запомни эти растения. Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им?

(Все хором)

- Нет!

  Давай пройдёмся медленно по лугу

  И, «здравствуй», скажем каждому цветку.

  Я должен над цветами наклониться

  Не для того, чтобы рвать или срезать,

  А чтоб увидеть добрые их лица

  И доброе лицо им показать.

Не сбивай мухоморы.

- Посмотрите на следующий плакат. Что он запрещает?

- Кто из вас любит собирать в лесу грибы? А знаете ли вы, что грибы могут заменить мясо? Из-за большого содержания в них белков грибы называют растительным мясом. Кто знает как правильно собирать грибы? Гриб надо срезать ножом или аккуратно выкручивать. Однако собирать грибы надо с большой осторожностью, иначе недалеко до беды. Недаром народная мудрость гласит: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в корзину кладут». Грибникам, особенно новичкам рекомендуется собирать только те грибы, которые они хорошо знают, незнакомый гриб лучше оставить в лесу. Если вам встретится ядовитый гриб, что вы сделаете?

- Помните, что грибы очень нужны в природе. Ядовитый гриб может понадобиться какому-нибудь животному или просто украсит лес, например, красавец мухомор. Ядовитые грибы никому не причиняют вреда, если не трогать.

Я сорвал цветок – и он увял,

Я поймал мотылька, - и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

- К сожалению, человек чаще относится к природе не бережно, не экономично, а эгоистично, расточительно. Я уже вам говорила, что бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет.

- Природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи, просит защиты.

А природа опять

То предельно проста,

То одета в цветастые перья…

Удивляет меня не её красота,

Удивляет её терпенье.

А когда сквозь асфальт

Лепестков пятерня

Продирается после полночи,

Я не радуюсь силе Земли,

Для меня

Это прежде всего –

Крик о помощи!

5.Итог

- Мы с вами рассмотрели «Красную книгу», повторили несколько правил поведения в природе. Но их существует очень много и их обязательно надо знать и выполнять так, как вы, например, каждый день чистите зубы, говорите «здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Соблюдая эти правила – природа наша станет богаче и краше. В благодарность одарит своей красотой.

-  По теме « Экология» продолжится работа :

Одна группа учащихся будет составлять «Красная книга России», вторая – альбом «Правила поведения в природе» и эти работы будут представлены на школьной выставке работ по теме «Экология».

- Вам предлагается провести практическую работу  «От жёлудя до дуба». Высадим плоды деревьев (дуб, каштан) в горшки и будем наблюдать, ухаживая за ними. Пророщенные плоды весной высадим на пришкольный участок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия и презентация: "Народный фольклор родного края. Уж вы горы, горы Жигулёвские"

Разработка занятия предназначена для учащихся музыкальной студии третьего года обучения.  Разработка включает сценарий занятия и презентацию по теме занятия....

Методическая разработка занятия по теме «Берегите природу»

Цель:Формировать у детей дошкольного возраста представление о животных и растениях Красной книги  Санкт-Петербурга.Задачи:·        Образовательные:- повторить т...

Методическая разработка по литературе "Поэтизация родной природы в стихотворении А.А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»".

Цель: познакомить учащихся с поэтическим миром А.А. Ахматовой, с выразительностью художественного языка поэтессы. Задачи: 1. Формирование представления об особенностях лирики А.А. Ахматовой. 2. Сов...

Методическая разработка занятия на тему "Многообразие природы".

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....

Методическая разработка занятия "Осенние изменения в природе"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....

Методическая разработка занятия на тему "Берегите природу"

Занятие рассчитано для обучающихся основной школы....

Методическая разработка занятия на тему "Берегите природу"

Занятие рассчитано для обучающихся начальной школы....