Программа внеурочной деятельности "Теория решения изобретательных задач"
рабочая программа по теме

Программа предназначена для реализации в 7-8 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_moe.docx52.75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Теория решения изобретательских задач» для 7-8 класса разработана на основе следующих федеральных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012г,
  • Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»,
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»
  • СанПиН 2.4.2.2821 – 10 от 29 декабря 2010г. №189 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Письма министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

       В настоящее время в России увеличивается интерес к внедрению инновационных технологий развивающего обучения. Анализ эффективности их позволяет сделать вывод, что одной из результативных технологий является ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

       Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности нужны только узкой группе специалистов: научным работникам и милицейским следователям, для всех остальных они – ненужная роскошь. Но современный мир столь динамичен и меняется так стремительно, что выжить в нем, опираясь на наработанные стереотипы, невозможно. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую, творческую активность.

     Теория решения изобретательских задач начала создаваться в нашей стране как наука изобретения. С ее помощью можно научить изобретать каждого, кто захочет этому научиться. Она сделает необыкновенно интересным, увлекательным любой школьный предмет, поможет быстро освоиться в новой, еще незнакомой области. Научит творчески мыслить, всюду и везде искать новые нестандартные пути.
ТРИЗ показывает взаимосвязь между физикой и химией, роль аналитических приемов и методов при решении практических задач, способствует развитию логического, нестандартного мышления, учит выдвигать гипотезы, научно обосновывать их или опровергать.
      Эффективность ТРИЗ основана на использовании универсальных законов развития систем (технических, экономических, социальных и др.) являющихся фактически конкретизацией законов диалектики, сформулированных Гегелем. Поэтому ТРИЗ организует мышление, делает его системным, учит в каждом предмете или явлении видеть положительные и отрицательные стороны, противоречия развития, связь с надсистемой и подсистемами. На этой основе формируется стиль мышления, направленный не только на приобретение готовых знаний, но и на самостоятельную генерацию новых знаний, умение видеть, ставить и решать проблемные задачи.

      Применение элементов ТРИЗ в обучении предполагает не только усвоение (изменения в сфере знаний), но и развитие (изменение в сфере способов деятельности).

Творческая активность, находчивость, изобретательность и смекалка достигают наивысшего напряжения и получают отличную тренировку, когда мысль захвачена стремлением решить заинтересовавшую задачу. Найденное решение или даже чтение изложенного остроумного решения всегда вызывает умственное удовлетворение, эстетическое наслаждение.

       В программу спецкурса включены элементы исследовательской деятельности, формирующие исследовательскую компетентность обучающихся.

     Курс «Основы ТРИЗ» рассчитан на 34 часа для учащихся 7-8–х классов и призван помочь в углублении знаний школьных предметов, научиться решать творческие задачи.

             

      Цели данной программы:

формирование культуры творческого мышления, исследовательских компетенций обучающихся, выработка представлений о сути природных, технических явлений и их взаимосвязи, умение производить научные аргументированные рассуждения, обретение опыта в анализе жизненных ситуаций.

Задачи курса:

- сформировать у обучающихся систематизированное представление о теории решения изобретательских задач;

- познакомить обучающихся с основными понятиями и закономерностями изобретательской науки;

- научить обучающихся применять теоретический аппарат при решении практических задач;
- развивать качества творческой личности, познавательные потребности и способности школьников;

- формирование и развитие у обучающихся умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования.

Прогнозируемый результат:

  • увеличение числа обучающихся, умеющих применять знания в новой ситуации, умеющих оперировать экранами системного оператора при рассмотрении объектов, находить и разрешать противоречия в учебной деятельности и жизни.

Использование технологий ТРИЗ в обучении позволяет добиться  повышения собственного творческого потенциала и реализовать творческие способности учащихся при минимальных затратах.

Учебно –тематический план

7 класс

Название темы

Теория

Практика

Всего

1

Введение в теорию решения изобретательских задач.

1

-

1

2

Методы решения изобретательских задач.

1

3

4

3

Решение задач на основе ИКР.

1

4

5

4

Решение задач на основе приемов разрешения противоречий.

1

3

4

5

Решение задач на основе разрешения противоречий и ИКР

1

1

2

6

Моделирование маленькими человечками.

1

2

3

7

Лжезагадки.

1

1

2

8

Практикум решения изобретательских задач.

1

4

5

9

Изобрети задачу.

1

5

6

10

Зачетный урок. Защита проектных работ.

-

2

2

Всего

34 ч

8 класс

Название темы

Теория

Практика

Всего

1

Примеры изобретений, имеющих лицо современности.

1

-

1

2

Решение изобретательских задач с использованием системного оператора.

1

4

5

3

Решение изобретательских задач с использованием приемов разрешения противоречий.

1

5

6

4

Решение задач на основе ИКР.

1

3

4

5

Алгоритм решения изобретательских задач

1

3

4

6

Логические задачи.

1

6

7

7

Решение изобретательских задач

1

4

5

8

Урок-зачет.

-

2

2

Всего

34 ч


Содержание программы

7 класс

1. Введение в теорию решения изобретательских задач. (1ч.)
С чего начинается творчество. Качества творческой личности. Борьба с психологической инерцией. Личная аналогия (эмпатия). Приемы решения изобретательских задач. Развитие умений видеть проблемы.


2. Методы решения изобретательских задач. (4ч.)

 Метод проб и ошибок. Метод перебора вариантов. Выбор темы исследования.

3. Решение задач на основе ИКР. (5ч.)

  Решение задач различными методами активизации творческого процесса, определение идеального конечного результата. Определение цели исследования.

4. Решение задач на основе приемов разрешения противоречий. (4ч.)

    Разрешение противоречий во времени, в пространстве. Задачи исследования.

5. Решение задач на основе разрешения противоречий и ИКР (2ч.)

  Самостоятельная работа. Решение творческих задач на основе разрешения противоречий и ИКР.

6. Моделирование маленькими человечками. (3ч.)

    Метод маленьких человечков. Природные явления. Развитие умений выдвигать гипотезы. Искусство задавать вопросы.

7. Лжезагадки. (2ч.)

    Определить и сравнить загадки и лжезагадки. Определение понятий. Загадки-определения.

8. Практикум решения изобретательских задач. (5ч.)
Решение творческих задач (технических, бытовых, сказочных). Развитие умения классифицировать.

9. Изобрети задачу. (6ч.)

Творческая мастерская. Где взять творческую задачу? Критерии изобретательской задачи.
Создание творческих задач, решение и их защита. Развитие умений и навыков работы с парадоксами.

10. Зачетный урок. Защита проектных работ. (2ч.)

    Обучающиеся представляют индивидуальную или в групповую зачетную работу исследовательского характера, созданную в течение всего периода изучения курса.

8 класс

  1. Примеры изобретений, имеющих лицо современности. (1ч.)

 Олимпийские боги знали ТРИЗ. Решение творческих задач. Развитие умений и навыков наблюдения.

  1. Решение изобретательских задач с использованием системного оператора. (5ч.)

Системные подходы. Заполнение экранов системного оператора. Развитие умений и навыков экспериментировать. Развитие умений высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

  1. Решение изобретательских задач с использованием приемов разрешения противоречий. (6ч.)

Прием «Сделать наоборот», прием «Заранее», принцип вынесения, принцип посредника. Развитие умений работать с метафорами.

  1. Решение задач на основе ИКР. (4ч.)

       Решение творческих задач. Самостоятельная работа по решению творческих задач. Развитие умений выделять главное и второстепенное.

  1. Алгоритм решения изобретательских задач (4ч.)

        Сформировать представление об АРИЗ. Решение задач с помощью АРИЗ.

  1. Логические задачи. (7ч.)

         Сравнение творческих и логических задач. Тренировка ума через игру.

  1. Решение изобретательских задач (5ч.)

          Задачи с техническим уклоном. Житейские задачи. Задачи в научной фантастике. Решение задач различными приемами ТРИЗ. Самостоятельная работа по решению творческих задач.

  1. Урок-зачет. (2ч.)

Обучающиеся представляют индивидуальную или в групповую зачетную работу исследовательского характера, созданную в течение всего периода изучения курса.

Планируемые  результаты

В результате изучения элективного курса «Теория решения изобретательских задач» обучающиеся должны

знать:
- основные методы и приемы ТРИЗ: мозговой штурм, и его разновидности, приемы разрешений противоречий, системный подход в творчестве, личная аналогия, морфологический анализ;

- основные понятия ТРИЗ: веполь, техническое противоречие, идеальный конечный результат, физическое противоречие, информационный фонд;
- алгоритм решения изобретательских задач;

- уровни решения изобретательских задач;

- законы развития технических систем;

- типы решения задач в ТРИЗ;

- основные положения ТРИЗ (системность, диалектичность, идеальность)

- разнообразные приемы разрешения противоречий

уметь:

- решать изобретательские задачи на основе приемов разрешения противоречий (технические, административные и др.);

- применять методы разрешения противоречий;

- составлять и решать задачи на основе ИКР;

- решать изобретательские задачи с использованием системного оператора.

- применять основные категории, понятия в практической деятельности для анализа конкретной задачи;

- составлять модели технической системы;

- применять информационный фонд для решения задач;

- проводить морфологический анализ конкретной изобретательской задачи.

Требования к проектным работам:

  • Сформулировать цель и задачи проекта;
  • Историческая справка или материал по теме проекта
  • ИКР (идеальный конечный результат)
  • Ресурсы
  • Поля
  • Что предлагаете нового?
  • Результат

Критерии оценки работы обучающихся на занятиях по курсу «ТРИЗ»

  • -  активная познавательная деятельность учащихся на уроке;
  • -  творческое выполнение самостоятельных работ;
  • - в течение всего курса «ТРИЗ» по годам обучения работа над разработкой

творческого проекта - зачетного задания.

Темы исследовательских проектов

7 класс

  1. Создать простой насос из подручных материалов
  2. Создать буклет с мини-задачками по ТРИЗ
  3. Усовершенствовать подставку для ножей, чтобы она выполняла несколько  

           функций: хранение, заточка ножей, удобство в использовании, занимала мало места

  1. Найти и показать применения старого аккумулятора
  2. Описать всевозможные применения отслуживших батареек
  3. Составить детективную историю для инспектора Варнике с картинкой - загадкой.
  4. Изготовить самоочищающийся от накипи чайник.
  5. Изготовить проект дачного душа;
  6. Придумать настенный кронштейн (держатель) для хранения катушек с нитками разного размера, при этом, чтобы каждая катушка снималась легко, чтобы здесь же находились еще и иголки, наперсток, ножницы, метр. И в то же время, чтобы все устройство было простым. А кронштейн занимал бы мало места.
  7. Придумать, где можно использовать старые автомобильные шины

11.      Придумать, где можно использовать стержни от ручек

12.   Как из двух колес, не имеющих спиц, сконструировать транспортное средство, употребив для этого всего лишь одну деталь?

13.     Составить вопросы и найти ответы к игре «Не может быть»

14.     Разрешить проблему – во время дождя, когда заняты руки трудно держать зонт, а после окончания дождя зонт некуда убрать – он мокрый.

15.      Создать универсальную кормушку для птиц с подогревом для воды, с            возможностью постоянной подачи корма

8 класс

1.  Известны фокусы с использованием воды. Используя ТРИЗ-инструменты, придумайте новые водные фокусы. Дайте описание и рисунок фокуса. Напишите, как придумали водный фокус.

2.  Предложите устройство для автоматического закрывания  окна во время дождя. (Окно  открывается во внутрь помещения)

Подсказка - для изготовления устройства используйте клубок шерсти.

3.  Вариант второй: - Предложите устройство для автоматического закрытия окна только при сильном дожде, а при слабом, мелком дожде окно должно  оставаться открытым.

Подсказка - для изготовления устройства используйте пустую консервную банку.

 4. Новая доска. Описание проблемной ситуации

1)Плохая видимость.

2)Днём при попадании солнечных лучей на доску, она отсвечивает и плохо видно.

3)Вечером при попадании света от лампы  на доску, она отсвечивает и плохо видно.

4)Плохое обслуживание.

5)Когда вытираешь сухой тряпкой появляется белизна.

6)Когда вытираешь влажной тряпкой остаются полосы и уходит много времени.

7)Тратится много мела, пачкаются руки и одежда.

8)Внешний вид доски не интересный.

9)Учитель не может отходить от доски во время дачи информации.  

5. Проблема вешалок на верхней одежде.  Они часто отрываются под тяжестью одежды, при этом одежда может испортиться. Предложен способ усовершенствования «петельки» для верхней одежды, позволяющий подвешивать одежду на «встроенные» плечики.

6. Усовершенствование поздравительной открытки, придания ей «изюминки», элемента неожиданности и занимательности

7. Усовершенствовать мел

Проблема

  1. крошащийся мел
  2. марает руки

8. Усовершенствовать кисть

   Проблемы:

  1. краска капает;
  2. мараются руки;
  3. трудно провести ровную линию
  4. необходимо менять кисть, если требуется покрасить более узкую поверхность или более широкую

9. Усовершенствовать скворечник. Практически из любого скворечника кошка может достать птенцов. Придумайте скворечник, из которого кошка не смогла бы достать птенцов.

  Обязательные условия: скворечник должен изготовляться быстро и из недорогих материалов, которые легко доступны. Он должен только крепиться к дереву и быть безопасным для птиц.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

для учителя:

  1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.,2000.
  2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979.
  3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск: “Наука”, 1986.
  4. Викентьев И.Л. Лестница идей. – М.: Просвещение, 1990.
  5. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии. Кишинев, 1988.
  6. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок. Кишинев, 1990.
  7. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. –М.: Генезис, 2005.
  8. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
  9. Селюцкий А.Б., Слугин Г.И. Вдохновение по заказу. Петрозаводск: Карелия, 1977.
  10. Селюцкий А.Б., Альтшуллер Г.С. Крылья для Икара. Петрозаводск: Карелия. 1980.
  11. Материалы Internet

для обучающихся:

  1. Иванов Г.И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать: Кн. Для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1994.
  2. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся средней школы. – М.: Генезис, 2005.
  3. Падалко А.Е. Букварь изобретателя. – М.: Рольф, 2001.


Календарно-тематическое планирование для 7 класса

Дата

Тема

 Формы деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1

Сентябрь

Введение в ТРИЗ

Вводное занятие.

Развитие любознательности и формирование интереса к изучению точных наук;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

знаково-символические действия: моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

2

Сентябрь

Методы решения. Общее

Работа с научно-популярной литературой

3

Сентябрь

Метод проб и ошибок

Слушание объяснений учителя

4

Сентябрь

Метод перебора вариантов. «Анти-предмет»

Слушание объяснений учителя

5

Октябрь

Выбор темы исследования. Обсуждение

Работа с научно-популярной литературой

6

Октябрь

Магические квадраты

Решение познавательных задач 

7

Октябрь

Магические треугольники

Решение познавательных задач 

8

Октябрь

Арифметические головоломки

Решение познавательных задач 

9

Ноябрь

Логические загадки

Решение познавательных задач 

10

Ноябрь

Логические загадки

Решение познавательных задач 

11

Ноябрь

Решение задач различными методами активизации творческого процесса

Решение познавательных задач 

12

Декабрь

Решение задач различными методами активизации творческого процесса

Решение познавательных задач 

13

Декабрь

Задачи на определение идеального конечного результата

Решение познавательных задач 

14

Декабрь

Задачи на определение идеального конечного результата

Решение познавательных задач 

15

Декабрь

Решение творческих задач на основе разрешения противоречий и ИКР.

Решение творческих задач

16

Январь

Решение творческих задач на основе разрешения противоречий и ИКР.

Решение творческих задач

17

Январь

Метод маленьких человечков

Слушание объяснений учителя

18

Январь

Метод маленьких человечков

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам

19

Февраль

Задачи на развитие умений выдвигать гипотезы

Работа с научно-популярной литературой

20

Февраль

Сравнение загадки и лжезагадки

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам

21

Февраль

Загадки-определения.

Работа с научно-популярной литературой

22

Февраль

Решение творческих задач (бытовые)

Решение творческих задач

23

Март

Решение творческих задач (технические)

Решение творческих задач

24

Март

Решение творческих задач (сказочные)

Решение творческих задач

25

Март

Классификация творческих задач

Работа с научно-популярной литературой

26

Март

Классификация творческих задач

Работа с научно-популярной литературой

27

Апрель

Критерии изобретательской задачи

Работа с научно-популярной литературой

28

Апрель

Создание творческих задач

Написание рефератов и докладов.

29

Апрель

Создание творческих задач

Написание рефератов и докладов.

30

Апрель

Решение и защита творческих задач

Систематизация учебного материала.

31

Май

Решение и защита творческих задач

Систематизация учебного материала.

32

Май

Нахождение парадоксов

Систематизация учебного материала.

33

Май

Зачетная работа

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

34

Май

Зачетная работа

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Календарно-тематическое планирование для 8 класса

Дата

Тема

 Формы деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1

Сентябрь

Примеры изобретений, имеющих лицо современности

Вводное занятие.

самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

знаково-символические действия: моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

2

Сентябрь

Системные подходы

3

Сентябрь

Системные подходы

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам

4

Сентябрь

Выбор темы исследования. Обсуждение

Работа с научно-популярной литературой

5

Октябрь

Задачи на определение идеального конечного результата

Решение познавательных задач 

6

Октябрь

Задачи на определение идеального конечного результата

Решение познавательных задач 

7

Октябрь

Прием «Сделать наоборот»

Систематизация учебного материала

8

Октябрь

Прием «Заранее»

Систематизация учебного материала

9

Ноябрь

Принцип вынесения

Систематизация учебного материала

10

Ноябрь

Принцип посредника

Систематизация учебного материала

11

Ноябрь

Работа с метафорами

Работа с научно-популярной литературой

12

Декабрь

Решение творческих задач на основе разрешения противоречий и ИКР.

Решение творческих задач

13

Декабрь

Решение творческих задач

Решение творческих задач

14

Декабрь

Решение творческих задач

Решение творческих задач

15

Декабрь

Решение творческих задач

Решение творческих задач

16

Январь

Самостоятельная работа по решению творческих задач

Систематизация учебного материала

17

Январь

Метод проб и ошибок

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам

18

Январь

Метод перебора вариантов

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам

19

Февраль

Метод «Анти-предмет»

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам

20

Февраль

Решение задач различными методами

Работа с научно-популярной литературой

21

Февраль

Логические загадки

Работа с научно-популярной литературой

22

Февраль

Логические загадки

Работа с научно-популярной литературой

23

Март

Магические квадраты

Работа с научно-популярной литературой

24

Март

Магические треугольники

Работа с научно-популярной литературой

25

Март

Арифметические головоломки

Работа с научно-популярной литературой

26

Март

Арифметические головоломки

Работа с научно-популярной литературой

27

Апрель

Авторская логическая загадка

Работа с научно-популярной литературой

28

Апрель

Задачи с техническим уклоном

Решение познавательных задач 

29

Апрель

Житейские задачи

Работа с научно-популярной литературой

30

Апрель

Задачи в научной фантастике

Решение познавательных задач 

31

Май

Решение задач различными приемами

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

32

Май

Самостоятельная работа по решению творческих задач

Систематизация учебного материала

33

Май

Урок-зачет

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

34

Май

Урок-зачет

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Решение занимательных задач по информатике"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Решение занимательных задач по информатике» для уровня основного общего образования разработана на основе требований к результатам освоения основной образ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Решение физических задач повышенной сложности » для 10-11 классов

Программа по внеурочной деятельности «Решение физических задач повышенной сложности рассчитана на преподавание в объеме 69 часов (1 час в неделю на два года обучения 10-11классы). Цель данного к...

Технология решения изобретательных задач (ТРИЗ)

Теория решения изобретательских задач ― одна из самых противоречивых методик. Кто-то активно внедряет в свои проекты, а кто-то не может понять, что это такое и как это работает, ― разбираемся....

Программа внеурочной деятельности "Решение биологических задач" ( 9 класс)

На базе центра "Точка роста" обеспечивается реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодатель...

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности «Решение генетических задач»

Программа имеет большое значение для более глубокого понимания учащимися закономерностей наследственности и изменчивости организмов, генетических основ медицины, эволюции, селекции....