Технология решения изобретательных задач (ТРИЗ)
статья по математике (5 класс)

Волкова Ольга Владимировна

Теория решения изобретательских задач ― одна из самых противоречивых методик. Кто-то активно внедряет в свои проекты, а кто-то не может понять, что это такое и как это работает, ― разбираемся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_resheniya_izobretatelnyh_zadach_triz.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технология решения изобретательных задач (ТРИЗ)

Теория решения изобретательских задач ― одна из самых противоречивых методик. Кто-то активно внедряет в свои проекты, а кто-то не может понять, что это такое и как это работает, ― разбираемся.

В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы решения задач, чаще всего используемые изобретателями. Всего он выделил 40 приёмов, которые назвал теорией решения изобретательских задач.

Он пришёл к выводу, что решение технической задачи приводит к моменту, когда ответа на вопрос ещё нет, а вариантов много. В такой ситуации оказывается каждый изобретатель. Также Альтшуллер заключил, что самое эффективное решение задачи достигается при помощи ресурсов (материальных, временных, пространственных, человеческих и так далее), которые у вас уже есть. Тогда ответ станет очевидным. В 80-х годах эту теорию брали за основу методики преподавания в советских школах и использовали на заводах. Но позже эта практика забылась. Сегодня ТРИЗ имеет широкое признание во всем мире. Ведущие производственные компании используют методы и инструменты ТРИЗ в своей работе — Samsung, LG, Gillette, HP, Intel, Boeing, Xerox, Ford, Toyota, Kodak, Johnson&Johnson и другие.

Методы и приемы ТРИЗ и развития творческого воображения (РТВ), используемые мною:

«Нестандартный вход в урок» - сообщаю учащимся противоречивые факты, которые можно объяснить, только получив новые знания.

«Ассоциативный ряд» -  к названию новой темы и понятию подбираются слова, которые ассоциируются у учащихся с этим словом. В конце урока анализируются.

Метод «Анаграммы»

«Анаграмма» -  зашифровать название темы, перепутав буквы в названии.

Математические  анаграммы я использую при усвоении  математической терминологии. На уроке математики в 5 классе по теме «Площадь» может быть предложено задание следующего типа.

Решите анаграммы и исключите лишнее слово: тдаракв, ьпщаолд , елос

При решении анаграммы учащиеся путем перестановки букв определяют первое слово «Квадрат». При нахождении лишнего слова определяют логическую закономерность,  лежащую в основе подбора данных терминов, и, исходя из неё, исключают логически несовместимое слово –«Село».  После этого можно ребятам задать вопрос: «Как логически взаимосвязаны математические термины, представленные в этом задании?» Другой дидактической целью использования анаграмм может быть введение нового математического понятия. Например, перед введением понятия «функция» можно рассмотреть с ребятами следующее логическое задание.

Решите анаграммы и исключите лишнее слово: уанирвене, фнцукия, здчааа

Рассуждения ребят могут быть следующими: исходные слова – «уравнение», «функция», «задача». Так как задачи могут решаться с помощью уравнений, то лишним будет слово «функция». Сразу возникает вопрос: «Что такое функция?». Таким образом, я перехожу к объяснению нового материала.

В работе со школьниками при использовании технологии ТРИЗ основной акцент делается не столько на практической применимости возникших идей и решений, сколько на том, чтобы стимулировать мыслительный процесс в нужном направлении, снять барьеры на пути анализа и поиска новых возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на ШМО "Технология Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) в развитии творческой личности".

Презентация явилась иллюстрацией к докладу, где в краткой форме дается информация о создателе теории Г.С.Альтшуллере, а такжк тезися иллюстрирующие цели и задачи теории и области ее применения....

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология

В статье описаны примеры использования методов ТРИЗ  Г.С.Альтшуллера на уроках английского языка....

Программа внеурочной деятельности "Теория решения изобретательных задач"

Программа предназначена для реализации в 7-8 классах...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ» (ТРИЗ)

Программа «ТРИЗ» является составляющей программы творческого развития обучающихся внеурочной деятельности школы.Изучение ТРИЗ осуществляется с помощью изобретательских задач, которые форму...

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Мариал содержит историю возникновения ТРИЗ, использование инструментов ТРИЗ в обучении школьников математике. Материал сопровождается презентацией....

Применение Теории решения изобретательский задач (ТРИЗ)

Сборник игр и упражнений на заданную тему....