Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
статья

Мариал содержит историю возникновения ТРИЗ, использование инструментов ТРИЗ в обучении школьников математике. Материал сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 20.03.2019_triz.doc89 КБ
Office presentation icon triz.ppt599 КБ

Предварительный просмотр:

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

В 1946 году в СССР началась работа над созданием научной технологии творчества. Новая технология получила название ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Первая публикация по ТРИЗ относится к 1956 году. Разработка ТРИЗ принадлежит советскому ученому Генриху Альтшуллеру.

ТРИЗ возникла как инструмент решения технических проблем, совершенствования и создания сложных технических систем. Она практически сразу сформировалась как интеллектуальная технология, состоящая из двух поддерживающих друг друга частей: развития методологии решения практических задач и развития творческого потенциала людей. Из второго направления выросла ТРИЗ-педагогика.

Традиционные методы обучения на уроках развивают логическое мышление. Современные требования к системе обучения выходят за пределы традиционной логики, ставя задачей формировать навыки творческой личности, умеющей решать проблемные ситуации. Творческое мышление предполагает осознание стратегии мыследеятельности и проявляется в виде стиля мышления. Для формирования навыков организованного системного мышления предлагаются системы упражнений, выполняемых на базе алгоритма решения проблемных ситуаций. Современные социально-экономические условия функционирования общества побуждают систему образования уделять всё больше внимания проблемам творчества и формированию качеств творческой личности в процессе обучения и воспитания.

Исследования в области природы творчества выявили ряд качеств творческой личности, особенностей её мышления и условий, способствующих её развитию. Потребность понять природу творчества возникла как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность с целью повышения её эффективности. Ещё древнегреческие философы стремились в своих системах обучения применять методы, которые развивали бы в учениках творческое мышление. В дальнейшем начались поиски более активных форм воздействия на человеческую психику, которые позволяли бы управлять творческой деятельностью.

 Темпы развития современной цивилизации, в отличие от древних времен и средневековья, очень высоки. Человечеству приходится за единицу времени решать гораздо больше проблемных задач, чем раньше. А вслед за каждой решенной проблемной задачей появляются новые, которые также нужно решать. Решение проблемных задач есть творчество, потому что при решении проблемных задач создаются новые материальные и духовные ценности. Таким образом, обществу нужно все больше творческих личностей. В начале 20 века было принято считать, что творчество – удел немногих людей, которые наделены творческими способностями от природы. Но таких людей обществу не хватает. Вывод один: необходимо учить творчеству, но как это делать? О методах положительного применения инструментов ТРИЗ в педагогике для обучения творчеству написано разнообразная литература.

Использование инструментов ТРИЗ в обучении школьников математике.

1. Ситуация как средство развития творческих способностей.

Переход от ситуации к задаче должен помочь развивать на уроках математики креативность. Задача отличается от ситуации наличием четкой формулировки, условие содержит все необходимые данные в явном виде, метод решения зачастую известен и представляет собой цепочку формальных операций, правильный ответ определен однозначно. Ситуация  в свою очередь имеет неопределенное условие, разные подходы к решению, множества решений, благодаря чему она ближе к проблемным ситуациям, возникающим в жизни. Основная цель практико-ориентированных (прикладных и практических) задач в школе на уроках математики заключается в осуществлении содержательной и методологической связи школьного курса математики с профессиональной составляющей образования, то есть способствует развитию профессиональных умений, входящих в состав учебной и познавательной деятельности в процессе изучения математики.

Пример. Окно имеет форму прямоугольника, завершенного сверху полукругом. Укажите такие размеры окна, чтобы при данном периметре Р оно пропускало больше света.

Данный пример – практико-ориентированная задача, и её решение заключается в применении производной (задача на максимум и минимум). Четкое формулировка условия задачи, все необходимые данные в явном виде, метод решения представляет собой цепочку формальных операций. Поэтому это задача, а не ситуация.

Пример. Как можно, не переплывая реки, измерить ее ширину.

Данный пример – ситуация. Из условия не совсем ясно, чем можно пользоваться, какая река. Она имеет разные подходы к решению, причем в каждом подходе мы переходим к формулировке новой задачи (модели задачи).

Пример. Задача древних индусов (перевод В.К. Лебедева).

Над озером тихим,

С полфута размером, высился лотоса цвет.

Он рос одиноко. И ветер порывом

Отнес его в сторону. Нет

Воле цветка над водой,

Нашел же рыбак его ранней весной

В двух футах от места, где рос.

Итак, предложу я вопрос:

Как озера вода

Здесь глубока?

Превратим эту задачу в ситуацию.

Пример. Как можно измерить глубину реки с берега?

Ресурсы с точки зрения ТРИЗ, которыми мы располагаем. Текущая вода, берег, дно, человек. Упростим задачу. Как измерить с берега глубину водоема с неподвижной водой?

2. Мета-алгоритм изобретения ТРИЗ и решение учебных математических задач

Используем упрощенный мета-алгоритм (обобщение понятия алгоритма) для решения некоторого класса учебных математических задач.

Тогда ход решения задачи можно уложить в 4 крупных этапа:

1) диагностика (исследование задачи),

2) редукция (построение модели задачи (алгебраической, аналитической и др.)),

3) трансформация (выбор метода решения (вычисления) модели),

4) верификация (проверка решения).

Пример. В двух цехах завода стоят станки двух типов. Первого типа 2 и 1 соответственно в первом и втором цехе, второго – 6 и 2. Определите среднею мощность, потребляемой станком каждого типа, если первый цех потребляет 340 киловатт-часов, второй – 130.

3. Методы технического творчества при обучении школьников математике.

К основным методам научного творчества можно отнести: метод проб и ошибок; метод морфологического анализа; мозговой штурм.

Пример. В каком случае произведение двух натуральных чисел дает четное число?

Используем метод проб и ошибок, переберем все возможные варианты четности двух чисел. И сделаем соответствующий вывод.

Пример. В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у художника?

Для решения этой задачи можно воспользоваться морфологическим анализом (основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании)) и составить морфологический ящик (матрица, таблица, где перечислены все составляющие объекты исследования), используя который решение становиться более наглядным.

4. Принципы решения математических задач.

На основе ТРИЗ можно сформулировать советы – принципы решения математических задач, которые могут помочь избежать многих ошибок и подсказать, как найти решение.

Принцип отсроченного действия. После прочтения задачи первое желание, которое возникает – это не решать ее. Пойди на поводу у этого желания, повремени с преобразованиями и другими действиями. Возможно,

именно в этот момент ты подметишь полезную закономерность. Если данный этап не принес плодов, то попытайся найти область определения или хотя бы некоторое множество ее содержащее.

Принцип правильности решения. Некоторые описки и ошибки совершаются человеком на подсознательном уровне (порой достаточно при решении задачи один раз заменить знак «плюс» на «минус» и дальше можно уже никуда не спешить, ибо все последующие правильные действия приведут к неправильному результату) и поэтому обнаружить их самому очень трудно. Отсюда вытекает необходимость как локального контроля (каждый шаг в решении проверять дважды), так и глобальной проверки (проверка результата решения, хотя бы частично, на правильность и реальность).

Принцип отсечения ложных гипотез. В процессе решения задачи часто приходиться выдвигать различного рода предположения (гипотезы). Главное, чего здесь следует опасаться – это не пойди на поводу у ложной гипотезы.

Принцип наихудшего случая. С задачей надо обращаться нежно, не навязывать ей своей воли. Так если в задаче речь идет о пирамиде, то совсем не обязательно, что бы она была правильной и т.д.

Принцип непрерывности логических цепочек. Нельзя использовать недоказанные утверждения в процессе решения, ибо недоказанное утверждение может оказаться неверным, а из неверного утверждения можно вывести и истину и ложь с помощью правил рассуждения.

Принцип простоты. Выбранное решение поставленной задачи должно быть достаточно простым. На своем пути к познанию истины человечество стремилось к простым оригинальным и ярким решениям и ценило их. С другой стороны, лишние выкладки решения, которые присутствуют в нерациональных решениях, могут послужить источником дополнительных ошибок.

В процесс решения задачи учащемуся приходиться преодолевать не только психологические барьеры, но вызванные ими отрицательные эмоции. Может быть, рассмотренные советы помогут преодолеть и то, и другое.

С необходимостью использования данных советов человек сталкивается во многих видах интеллектуальной деятельности, в частности, в процессе принятия решения. Поэтому навыки, приобретенные им при использовании данных задач на уроках математики, могут оказаться полезными и в очень отдаленных от нее областях, несмотря на имеющиеся различия принципиального характера.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Использование инструментов ТРИЗ в обучении школьников математике. 1. Ситуация как средство развития творческих способностей. Пример . Окно имеет форму прямоугольника, завершенного сверху полукругом. Укажите такие размеры окна, чтобы при данном периметре Р оно пропускало больше света. Пример. Как можно, не переплывая реки, измерить ее ширину.

Слайд 4

2. Мета-алгоритм изобретения ТРИЗ и решение учебных математических задач 1) диагностика (исследование задачи), 2) редукция (построение модели задачи (алгебраической, аналитической и др.)), 3) трансформация (выбор метода решения (вычисления) модели), 4) верификация (проверка решения).

Слайд 5

Пример. В двух цехах завода стоят станки двух типов. Первого типа 2 и 1 соответственно в первом и втором цехе, второго – 6 и 2. Определите среднею мощность, потребляемой станком каждого типа, если первый цех потребляет 340 киловатт-часов, второй – 130.

Слайд 7

3. Методы технического творчества при обучении школьников математике. Пример. В каком случае произведение двух натуральных чисел дает четное число? Используем метод проб и ошибок, переберем все возможные варианты четности двух чисел. И сделаем соответствующий вывод.

Слайд 8

Пример. В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у художника?

Слайд 9

4. Принципы решения математических задач. Принцип отсроченного действия. Принцип правильности решения. Принцип отсечения ложных гипотез. Принцип наихудшего случая. Принцип непрерывности логических цепочек. Принцип простоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач

Какие задачи учит решать современная школа?  Она должна развивать творческие качества детей. Без творческих качеств не разовьешься. Какую задачу ставит  перед молодым человеком жизнь? ...

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология

В статье описаны примеры использования методов ТРИЗ  Г.С.Альтшуллера на уроках английского языка....

«Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – одно из средств формирования творческих способностей учащихся»

Параллельно с рассказом представляю презентацию,опираясь на  примеры уроко физики 7,8,9 классы (конспекты уроков прилагаются)...

Методическая разработка "Использование элементов ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) на занятиях ИЗО детского объединения «Радуга»

В настоящее время общество ставит достаточно высокие требования к современному школьному образованию, в частности к дополнительному образованию учащихся, выделяется требование формирования личности, с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ» (ТРИЗ)

Программа «ТРИЗ» является составляющей программы творческого развития обучающихся внеурочной деятельности школы.Изучение ТРИЗ осуществляется с помощью изобретательских задач, которые форму...

Применение Теории решения изобретательский задач (ТРИЗ)

Сборник игр и упражнений на заданную тему....