Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра"
рабочая программа (5 класс) на тему

Фазылгаянова Гулнара Аглямовна

Рабочая программа предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе приобщения их к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к образовательной программе

муниципального бюджетного общеобразовательного

                                                                                                                                                  учреждения  муниципального образования  город                    

                                                                                                                                                     Нягань   «Средняя общеобразовательная школа № 14»

                                                           

Cогласовано

Заместитель директора по ВР

Колесник О.Н.

МБОУ СОШ № 14

------------------------------------------

1 сентября 2017 года

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

«Дорогою добра» 

5 б, в классы

Составитель:

Фазылгаянова Гулнара Аглямовна

Нягань

2017

. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра» составлена на основе авторской программы «Дорогою добра», составители: Крылова Е. Г., Плетнёва Ю. В., Николаева И.В., Панова Н. А., Полинкина Н.Ф., Тишкина Е. А. В основу программы внеурочной деятельности  положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Рабочая программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.      Рабочая программа предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе приобщения их к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Учитывая особенности ребёнка в  основной школе, основной формой организации является коллективная деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие, и организация познавательной поисковой деятельности, и самостоятельные игры детей по выбору или предложению взрослого. Рекомендуется использовать разнообразные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, подвижные, игры-драматизации. Это будет являться залогом эффективного и прочного усвоения знаний и навыков.

Программа внеурочной деятельности «Дорогою добра» реализует следующие цели:

  1. Освоение учащимися системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни; присоединение к истокам родной культуры; развитие внутреннего, духовного мира ребенка.
  2. Воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Задачи:

  1. Способствовать усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами нравственного самовоспитания.
  2. Воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
  3. Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.

. Формами организации внеурочной деятельности по программе являются:

  • беседы;
  • проектные работы;
  • экскурсии;
  • творческие проекты.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результаты первого уровня (приобретение обучающимися социальных знаний, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни): формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; первоначальных представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; приобретение школьниками знаний об истоках нравственности человека, основных общечеловеческих ценностях и начальные знания  духовности,  норм христианской этики (о добре и зле, правде и лжи, трудолюбии и лени, послушании, честности, милосердии, кротости, прощении), основных понятий нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность); знания  нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых и людей благочестивых; приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей; создание условий творческого развития; воспитание любви к Родине, семье.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к другому человеку, качества отзывчивости, скромности, стыдливости (недостойного поведения, нарушения нравственных норм), заботливого отношения к малышам и старым людям;  отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия; (быть миротворцами в конфликтных ситуациях): не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроение; качества воли: умеренность в потребностях, умения  ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, в поведении выполнять нормы христианской этики.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение учащимися опыта самоорганизации  и организации совместной деятельности с другими  школьниками (взрослыми), опыта  позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России; опыта нравственного поведения и жизни.

Личностные результаты:

  • формирование чувства любви и гордости за свою Родину, осознание своей   национальной принадлежности;
  • становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали и осознание необходимости их осуществления в своем поведении;
  • формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры и религии;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование умения нравственной самооценки на основе понятий православной культуры, представлений о  нравственных нормах, социальной справедливости.

Предметные результаты:

  • знакомство с основными нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • осмысление базовых понятий этики;
  • понимание связи традиций с жизнью современного человека;
  • первоначальные представления об исторической роли православной культуры в становлении российского государства;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на православных духовных традициях;
  • осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог.

В результате освоения программы «Дорогой добра», учащиеся должны:

•        иметь представление о главных духовно-нравственных ценностях, нравственных добродетелях;

•        реализовывать способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству;

•        сформировать в себе: чувство собственной ценности, чувство защищенности, уверенность в поддержке, доверие к оценке, отношениям, чувствам (учащийся может высказать свое мнение по разным вопросам);

•        выработать в себе: позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий, способность к сопереживанию, к совершенствованию;

•        приобрести опыт в различных эмоциональных состояниях и моральную установку на отзывчивость;

•        объяснять свое отношение к наиболее значимым историческим событиям;

•        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности                  

5 б, в  классы  (35 часов)

Содержание курса

Формы организации занятий

Основные виды деятельности

Введение. Моя малая Родина.  Экскурсия "Город мой – Нягань. 3 часа

Беседы, классные часы, экскурсии, проекты.

Беседы: "Моя малая Родина", «Этика и эстетика семейного воспитания».

Классные часы: «Традиции моей семьи»;  "Права и обязанности ребенка в семье",  "Волшебный мир музея",  "След войны в судьбе страны".

Работа над проектами по темам: «След войны в моей семье», «"Семейные традиции", «День рожденья школы»

Экскурсии: "Город мой -  Нягань ". Волшебный мир музея.  Быт наших предков". Никто не забыт, ничто не забыто, Путешествие по городу.

Участие в митинге, посвященном Победе в Великой Отечественной войне

Права и обязанности ребенка в семье. 2 часа

Волшебный мир музея: Быт наших предков. 2 часа

След войны в судьбе страны.

Проект «След войны в моей семье».  3 часа

Живое прошлое: «История школы №14».  Традиции школы № 14.

Проект «День рождения школы. 5 часов

России славные сыны.

День воинской славы России

День защитников Отечества  (смотр строя и песни, выпуск боевого листка, выставка рисунков, военизированная эстафета, час общения). 4 часа

 «Семья – это семь Я». Традиции моей семьи.

«Семья – это семь Я» (создание презентации) 3 часа.

Уважаешь человека – уважаешь себя. Проект «Культурный человек – какой он?». Совет хорош, а дело – лучше!

Когда мы перестаем делать, мы перестаем жить.

«День добра» (урок добра и толерантности). 5 часов

«Память, память…» 73-ая годовщина снятия блокады Ленинграда

3 часа

«Ни кто не забыт, ничто не забыто» (часы памяти, посещение музея, оказание помощи ветеранам, труженикам тыла )

5 часов

Календарно – тематическое планирование.

тема

Количество .часов

дата по плану

дата по факту

дата по плану

дата по факту

Моя малая Родина. 3 часа

1

Моя малая Родина

1

5.09

1.09

2

Экскурсия "Город мой - Нягань

1

12.09

8.09

3

Проект «Мой город»

1

19.09

15.09

Права и обязанности ребенка в семье.

2 часа        

4

Права и обязанности ребенка в семье.

1

26.09

22.09

5

Этика и эстетика семейного воспитания.

1

3.10

29.09

Быт наших предков. 2 часа

6

Быт наших предков.

1

10.10

6.10

7

Волшебный мир музея. Посещение музея.

1

17.10

13.10

След войны в судьбе страны.

3 часа

8

След войны в судьбе страны.

1

24.10

20.10

9

Проект «След войны в моей семье».

1

7.11

27.10

10

Проект «След войны в моей семье».

1

14.11

10.11

Живое прошлое. 5 часов

11

«История школы №14».  

1

21.11

17.11

12

Традиции школы № 14.

1

28.11

24.11

13

Традиции школы № 14.

1

5.12

1.12

14

Проект «День рождения школы.

1

12.12

8.12

15

Проект «День рождения школы.

1

19.12

15.12

«Семья – это семь Я».  3 часа

1

16

«Семья – это семь Я».

1

9.01

22.12

17

«Семья – это семь Я».

1

16.01

12.01

18

Традиции моей семьи.

1

23.01

19.01

России славные сыны. 4 часа

19

Воинская слава России

1

30.01

26.01

20

России славные сыны.

1

6.02

2.03

21

России славные сыны.

1

13.02

9.03

22

День защитника Отечества

20.02

16.03

Уважаешь человека – уважаешь себя. 5 часов

23

Совет хорош, а дело – лучше!

1

27.02

24.03

24

Когда мы перестаем делать добро, мы перестаем жить.

1

6.03

2.03

25

«День добра»

1

13.03

9.03

26

Проект «Культурный человек – какой он?».

20.03

16.03

27

Проект «Культурный человек – какой он?».

3.04

22.03

«Память, память…». 3 часа

28

73-ая годовщина снятия блокады Ленинграда

1

10.04

6.04

29

Народный подвиг

1

17.04

13.04

30

Победа будет за нами…

1

24.04

20.04

«Ни кто не забыт, ничто не забыто». 5 часов

31

Дорогою героев

1

8.05

27.04

32

Дорогою героев

1

12.05

4.05

33

Дорогою героев

1

15.05

11.05

34

Дорогою героев

1

22.05

18.05

35

Дорогою героев

1

29.05

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"

Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....

Тематический план к рабочей программе по внеурочной деятельности "Добрым людям на загляденье"

Тематический план к рабочей программе по внеурочной деятельности "Добрым людям на загляденье" для начальной школы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука Добра" для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «Азбука добра» с учащимися 7 класса рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности Кружок «Этикет: азбука добра»

Рабочая программа кружка «В мире книг» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Добро пожаловать в Великобританию"

рабочая программа по внеурочной деятельности  "Добро пожаловать в Великобританию" для 7 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Азбука добра»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо   внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление)«Азбука добра»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Хранитель культуры и добра" для 6 классов

Воспитание художественной культуры и развития литературных способностей помогают детям осознать единство мира и своё место в этом мире. ...