Литературно-музыкальная композиция "Москва в солдатской шинели"
материал (10 класс) на тему

Сергеева Людмила Ивановна

Литературно-музыкальная композиция "Москва в солдатской шинели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnaya_pressa_2016.doc186 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление  образования   Администрации   Солнечногорского  муниципального   района

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное    учреждение

Менделеевская    средняя    общеобразовательная     школа

__________________________________________________________________________________

141570,   Московская  область   Солнечногорский    район,                         тел. 8-495-546-38-50,  66-38-71

поселок  Менделеево,   улица   Куйбышева  ,

МБОУ Менделеевская средняя общеобразовательная школа

11 муниципальный конкурс-выставка «Школьная пресса-2016»

Тема:

«75-летие битвы под Москвой»

Название работы:

«Москва в солдатской шинели»

(мемориальная литературно – музыкальная постановка)

Номинация

«Лучшая работа педагога»

Учитель (руководитель):

Сергеева Людмила

Ивановна,

учитель русского языка

и литературы

Пояснительная записка

          Для участия в муниципальном конкурсе «Школьная пресса», посвящённых 75-летию битвы под Москвой, представлена мемориальная литературно – музыкальная постановка  «Москва в солдатской шинели», разработанная заместителем директора по воспитательной работе, учителем русского языка и литературы МБОУ Менделеевская средняя общеобразовательная школа Сергеевой Людмилой Ивановной. Приоритетным направлением в своей работе учитель считает патриотическое воспитание подрастающего поколения. Педагогом разработана Программа «Воспитание гражданина и патриота», основные положения которой  успешно реализованы ею в течение последних лет. Учитель систематически проводит в урочное и внеурочное время мероприятия, направленные на формирование у  учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.  

       Сергеевой Людмилой Ивановной разработан цикл уроков и внеклассных мероприятий о Великой Отечественной войне, исторических событиях: альманахи «Этот день в Российской истории», «Великая дата России», хроники «Герои, которым при жизни не воздали должное», «И помнит мир спасенный»,  общешкольные театрализованные представления «Дорогами Великой Отечественной войны», «Этот день мы приближали, как могли»,   «Пусть будут живы навсегда в сокровищнице памяти народной войны испепеляющей года».  

          Проводимая ею и руководителем школьного музея «Наш край» акция «Они учились в нашей школе и погибли, защищая Родину»   помогла многим учащимся школы сплотиться, понять, что современное молодое поколение  должно помнить имена людей, прославивших и защитивших свое Отечество. Серьезно, считая поисковую работу  своим долгом, ребята из каждого класса ходили по домам к ветеранам войны, жителям поселка Менделеево и села Льялово, разыскивая родственников бывших учеников Льяловской школы, погибших в годы Великой Отечественной войны. Таким образом школьный музей «Наш край» пополнился богатым материалом, рассказывающим о судьбе трех выпускников: Митине Дмитрии Леонтьевиче, Апраксине Михаиле Григорьевиче и Моисееве Василии Николаевиче. Собраны сведения о биографии героев, их подвиге. Сохранить  в сердцах детей память о безграничном мужестве и героизме бывших выпускников нашей школы, защищавших Родину в страшные годы Великой Отечественной войны,   помогло  Поисковое задание «Будем помнить всегда!»

          В годовщину разгрома фашистов под Москвой учителя, ученики и родители участвуют в Вахте Памяти, акции «Бессмертный полк»,  в торжественных митингах и возложениях венков к памятникам, расположенным в поселке Менделеево и в селе  Льялово. На этих митингах ученики школы  являются главными участниками литературно-музыкальных композиций, которые всегда с благодарностью принимают ветераны войны. Для жителей посёлка  проводятся вечера художественной самодеятельности. Учащиеся школы выступают перед жителями посёлка Менделеево  с театрализованными представлениями «Поклонимся великим тем годам», «Москва в солдатской шинели», «Это праздник со слезами на глазах».  В целях привлечения учащихся к социально значимой деятельности организована акция «Свет в окне», в ходе которой   школьная агитбригада, организованная Сергеевой Людмилой Ивановной, посещает семьи  ветеранов и инвалидов войны с концертной программой.

 Таким образом, предложенная на конкурс разработка является лишь частью богатого сценарного фонда, имеющегося у Сергеевой Л.И.

Менделеевская средняя общеобразовательная школа имеет тесную связь с учреждениями образования и культуры, работающими в поселке Менделеево: ДДТ «Ритм», ДК «Метролог», школой искусств. Все это позволяет на качественном уровне реализовать поставленные цели и задачи по патриотическому воспитанию, привитию учащимся чувства гордости за свою Родину. На праздниках, проходящих в поселке в ДК «Метролог» с участием учащихся школы, присутствуют от 80 до 90% жителей поселка.

Поэтому в сценарии мемориальной постановки  «Москва в солдатской шинели» предложены литературные, хореографические и музыкальные композиции, ранее  не повторяющиеся и не использованные в предыдущих представлениях.

Хочется отметить, что при составлении сценария важно:

1. не «перенасытить» его фоновым, историческим материалом, хроникой событий;

2. не перегружать цифрами, датами, фамилиями;

3. отбирать те факты, которые заставят и взрослую, и детскую аудиторию сопереживать;

4. тщательно продумывать ход проведения мероприятия, не применять  в нем однообразные сценические элементы.

Поэтому необходимо использовать:

а)   кадры кинохроники военной поры, презентации;

б) не только мастерское исполнение художественного слова, но и вокальные, хоровые, танцевальные номера

5. для безупречного проведения мероприятия нужна тщательная подготовка, репетиции с привлечением всех участников сценического действия;

6. необходимо серьёзно отнестись к подбору учащихся, выступающих перед большой аудиторией. Психологически подготовить детей к выходу на сцену, научить не бояться её, правильно на ней держаться. Научить владеть словом, мимикой, жестами;

7. чтобы не было пауз, заминок, «пустот» на сцене,  нужны учащиеся-старшеклассники, которые будут оперативно менять декорации, работать с занавесом;

8. важно привлечь как можно больше учащихся, участников мероприятия.

9. нужно отметить тот факт, что в одном сценарии невозможно (да и

нецелесообразно) вмещать всю хронику событий, рассказывающих о битве под Москвой.

Считаю, что при качественной и серьёзной подготовке мемориальная постановка «Москва в солдатской шинели» вызовет отклик в сердцах зрителей и участников.

Цели и задачи  мероприятия:

1. воспитание у школьников чувства уважения, долга, памяти к участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.

2. объяснение школьникам в доступной форме событий Великой Отечественной войны;

3. воспитание патриотических чувств, любви к родному Отечеству.

4.  воспитание эстетических чувств посредством выразительного чтения текста, исполнения хореографических миниатюр, песен военной поры.

     Для проведения праздника потребуется следующее оборудование и реквизиты:

Оборудование:

1.Компьютер, видеопроектор (действие сопровождается кадрами кинохроники Великой Отечественной войны).

2. Экран.

3. Музыкальный центр.

4. Диски с песнями, мелодиями для хореографических композиций.

5. Метроном.

6. Колонки.

7. Радиомикрофоны.

8. Плакаты «Дорогая моя столица!», панно с изображением современной Москвы и Москвы военного времени.

9. Свечи.

10. Макет большой красной звезды.

11. Костюмы военных летчиков, зенитчиков, мирных жителей, стилизованные под одежду довоенной поры.

12. Макет партизанской землянки.

13. Документальные фильмы о войне:
а) «Битва за Москву»
б) «Великая Отечественная война»
в) «Парад сорок первого года»

14. Презентация «Москва в солдатской шинели» (см. Приложение)

Используемые песни:

  1. «Москва майская», музыка бр. Покрасс, слова В. Лебедева-Кумача.
  2. «Москва, звонят колокола», автор слов и композитор О. Газманов.
  3. «У деревни Крюково», стихи Острового С., композитор Фрадкин М.
  4. «Журавли», стихи Расула Гамзатова, композитор Ян Френкель.
  5. «Поклонимся великим тем годам…», стихи Львова М., композитор А. Пахмутова.
  6. «Ой, туманы, мои…», автор слов Исаковский М., композитор Захаров Н.
  7. «Песня защитников Москвы», автор слов Сурков А., композитор Мокроусов Б.
  8. 7-ая симфония Шостаковича.

Действующие лица:

  1. В монтаже участвуют 6 ведущих
  2. 4 чтеца
  3. 6 партизан
  4. 3 девушки-партизанки
  5. 2 офицера
  6. 2 лётчика
  7. 3 зенитчика
  8. 3 москвича
  9. хор
  10.  хореографический ансамбль «Цветик-семицветик»

Помощники:

  1. Звукорежиссёр
  2. Старшеклассники-работники сцены
  3. Старшеклассники-художники-оформители

Для проведения постановки рекомендуется привлекать учащихся 8-11 классов, обладающих актёрскими способностями.

Целевая аудитория:

Постановка рассчитана на учащихся 5-11 классов.

Список литературы:

  1. Анфимов В. А. Крушение похода Гитлера на Москву, 1941. – М.: Наука, 1989.
  2. Былинин С. Битва за Москву. – М., 2004.
  3. Битва за Москву: 4-е изд. Сборник. – М., 1985.
  4. Великая Отечественная: Битва под Москвой: [Сб.док.] /Сост. Елисеев В.Т. и др.// Под общ. ред. В.А. Золотарева/- М.: Терра, 1997.
  5. Великая Отечественная войа: 1941-1945: Энциклопедия для школьников / Сост. И. А. Дамаскин — М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2001 г.
  6. Герои огненных лет. Очерки о москвичах – Героях Советского Союза. Кн. 3-10. – М., 1978-1995.
  7. Журнал «Классный руководитель» №1, 2006 г.
  8. Историко-краеведческий альманах. Подмосковный летописец. — Издетельский дом «Московия», №2, 2005 г.
  9. Кончаловская Н. Наша древняя столица — М.: Детская литература, 1972 г.
  10.  Кожевников Р.Ф. Памятники и монументы Москвы — М.: Московский рабочий, 1976 г.

Светлой памяти моего деда —

Миронова Василия Мироновича,

ушедшего добровольцем на фронт в первые дни Великой Отечественной войны и пропавшего без вести осенью 1941 года,

посвящается…

Ход  мероприятия

Занавес открывается.

Сцена красочно оформлена панно с изображением Москвы. На сцене стоит хор, ведущие и чтецы.

Хор исполняет песню: «Утро красит нежным светом». (Выступление сопровождается слайдами  презентации «Москва в солдатской шинели» «Фотографии современной Москвы» ).

1 чтец: Москва моя!

Как дорога мне

Твоя бессмертная краса

И потемневший мох на камне,

И стройки новые в лесах

2 чтец: И Кремль,

И древнее Зарядье,

И Минин с поднятой рукой,

И грустный Гоголь на Арбате,

И гордый Пушкин на Тверской.

1   ведущий: Москва - не просто центр страны незакатного солнца. Часть души каждого из нас принадлежит Москве.

2 ведущий: Свою столицу – раскидистую,  размашистую, широкую, с ее нескончаемой сутолокой больших улиц, электрическими огнями высотных домов – мы любим все. Любим ее строгость и ее доброе материнское сердце.

3 ведущий: Вера в Москву – характернейшая особенность народного исторического миросозерцания. «Та земля извечно от прародителей наших -  наша”- говорится в летописи.

3 чтец:  Москва  – земля,

4 чтец:  Москва – отечество,

5 чтец:  Москва – Родина,

6 чтец:  Москва – мир.

1 чтец: “Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!”- писал Пушкин.

2 чтец:  Ему вторил Ломоносов: «Москва! Москва! люблю тебя, как сын! Как русский ,- сильно, пламенно и нежно».

 3 чтец: Владимир Маяковский, не склонный по натуре к чувствительным излияниям, сказал: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва».

1 ведущий: Для того чтобы слыть москвичом, вовсе не обязательно жить в столице. Все соотечественники сердцем москвичи. Лев Толстой однажды заметил: «Глядя на  Москву,  каждый понимает, что она – мать».

2 ведущий:  Ни об одном другом городе России не сложено столько былей, легенд, пословиц, песен.

Хор исполняет песню предвоенной поры «Хорошо на Московских просторах!»

(Звучит в записи светлая лирическая мелодия. Под нее на сцену выходит группа чтецов. Они выстраиваются произвольно, берутся за руки. Если музыка вальсового характера, то они слегка вальсируют. Музыка постепенно смолкает, но ее мелодия тихим шлейфом налагается на следующие стихи ):

4 чтец:

 Была жизнь прекраснее летнего вечера,

Ясноглаза, светлолоба,

Прелестью облика человечьего-

Гляди на нее да любуйся в оба!

Была жизнь прочна и  богата:

С затылка до пят – золотой водопад,

Без примеси суррогата!

5 чтец:

Были матчи футбольные яростными,

Брали кубки братья Старостины.

Нежнейшие ноты выструивал Ойстрах.

Бойченко ставил рекорды брассом.

Вся жизнь простиралась чудесным рассказом!

И радости эти живили всем чувства,

И жить помогали и спорт, и искусство!

6 чтец: 

Заводы росли, а люди мужали,

И Северный полюс перелетали!

И Волгу с Москвой, обменявшихся  грузами,

Связали удобными, прочными узами!

Жизнь гуще сада плодового

Зелеными запахами околдовывала…

(Исполняется лирический танец предвоенной поры в исполнении хореографического ансамбля «Цветик-семицветик», на последних тактах которого вступают ведущие)

3 ведущий: А по ту сторону границы, за тысячи километров от красавицы Москвы, обыкновенный фашизм заливал кровью Европу, насаждал «новый порядок»: растерзана Чехословакия, захвачена Бельгия. Падение Парижа потрясло мир! «Коричневая чума» свирепствовала на континенте, она подбиралась к нашей стране…

(Тихо звучит 7-ая симфония Шостаковича, она сопровождает следующий текст):

1 чтец: Завтра рощ испугаются птицы,
2 чтец: Завтра птиц не признают леса…

3 чтец: Это все только завтра случится,

4 чтец: Через двадцать четыре часа…

    Затем контрастом звучит музыка «Пин-Флойд» - звуки самолета, сбрасывающего бомбы, взрывы и плач ребенка.

Диктор (в записи или по микрофону): « Внимание! Говорит Москва! Передаем экстренное заявление Советского правительства: « Сегодня, 22 июня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, подвергли бомбежке со своих самолетов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и ряд других. Это неслыханное нападение является беспримерным в истории цивилизации вероломством! Наше дело правое! Враг будет разбит ! Победа будет за нами!»

 

 (Выступление сопровождается слайдами презентации «Москва в солдатской шинели»)

5 чтец: 

Чем круче поступь у Победы,

Тем всенародней торжество,

Но в сорок первом враг не ведал,

Что в сорок пятом ждет его.

6 чтец: 

Он полон был бульдожьей спеси,

Пока ее не порастряс!

Придет Победа с новой песней,

А в тот суровый, грозный час…

4 ведущий: В тот суровый, грозный час вся страна поднялась в едином порыве и восстала против захватчиков!

Звучит мелодия песни «Священная война» ( на сцену выходят ведущие и чтецы в военной форме)

5 ведущий: В первые дни войны Красная Армия понесла огромные потери. Несмотря на героическое сопротивление советских бойцов, фашисты быстро продвигались вглубь нашей страны.

6 ведущий: 3 июля 1941 года один из немецких генералов делает запись в своем дневнике: «Не будет преувеличением, если я скажу, что кампания против России была выиграна в течение 14 дней».

1 ведущий: Да, «был отступленья путь  солдатский горек». Гитлеровские штабисты, считая войну с Россией выигранной, уже в середине июля 1941 года планировали завоевать страны Ближнего и Среднего Востока, Индию. Но путь к господству над миром закрыт Москвой. Надо скорее ее взять!

2 ведущий: 5. Однако, к удивлению фашистов, темпы продвижения их войск становились все медленнее.  Если в июне 1941 года немцы проходили 30 километров в сутки, то в июле только 6-7 километров.

(Выступление сопровождается слайдами презентации «Москва в солдатской шинели»  )

3 ведущий:. Ценой нечеловеческих усилий, ценой своих жизней наши войска, даже попадая в окружение, задерживали наступление фашистов, сражались за каждую пядь родной земли.

1 чтец: 

Подошла война к Подмосковью.
Ночь в закате зарев долга.
Будто русской жертвенной кровью
До земли намокли снега.

2 чтец: 

По дорогам гремят тачанки, 
Эскадроны проходят вскачь, 
Приготовились к бою танки
Возле стен подмосковных дач.

3 чтец: 

Стук подков на морозе четче.
В пар  укатан блиндажный лаз.
У околицы пулеметчик
С темной рощи не сводит глаз.

4 чтец: 

Будто руки окаменели, 
Будто вкопан он в грунт  во рву…
Этот парень в серой шинели
Не пропустит врага в Москву…

(А. Сурков)

1 ведущий: В сентябре -  октябре 1941 года войска гитлеровской Германии и ее союзники достигли значительных успехов на Ленинградском и Киевском направлениях, преодолели сопротивление Красной Армии в Смоленском сражении.

2 ведущий: Ранним утром 30 сентября фашисты начали операцию по захвату Москвы под названием «Тайфун».

1 чтец:  -   « Родина – мать зовет!»

2 чтец:  -  «Отстоим Москву!»

3 чтец:   -   «Защитим Москву!» -

3 ведущий: До каждого сердца дошли эти призывы, когда Родина оказалась в опасности:

4 чтец: 

 Клянусь тебе жизнью, родная Москва,

За кровь на асфальте, за женщин в слезах,

За ужас в бессонных ребячьих глазах,

За взорванный бомбами детский уют,

За каждый кирпич, что они разобьют,

За каждый квартал, укатанный в дым

 Мы страшной расплатой врагу раздадим.

4 ведущий: В операции «Тайфун» приняли участие 77 фашистских дивизий, один миллион  восемьсот тысяч солдат, 1700 танков, около 1390 самолетов.

 

5 ведущий: Советских войск и техники было в несколько раз меньше: около одного миллиона двухсот пятидесяти тысяч солдат и офицеров, девятьсот девяносто танков,  677  самолетов.

6 ведущий: Основные силы Западного и Брянского фронтов  попали в окружение. По приблизительным данным, погибло и оказалось в плену около 1 миллиона человек!

1 ведущий: Складывалось крайне сложное положение. Между Москвой и германскими танками, двигающимися на восток, почти не осталось советских войск.

2 ведущий: Осенью 1941 года на различных участках Брянского, Западного и Резервного фронтов, оборонявших Московское направление, немецко-фашистские войска прорвали оборону Москвы…  Москва оказалась в смертельной опасности! Началась героическая оборона Москвы, началось формирование отрядов народного ополчения! Каждый район Москвы создавал свою дивизию…

3 ведущий: Всего было сформировано 16 дивизий. Дивизия № 1 Московского народного ополчения формировалась в здании горного института. 12 сентября 1941 года эта дивизия была зачислена в состав действующей армии, а в начале октября уже вступила     в бой с противником на рубеже реки Десны.

4 ведущий:  А гитлеровские войска все рвались и рвались к Москве! 12 октября 1941г было принято решение о строительстве оборонительных сооружений на подступах к Москве.

( На экране на сцене демонстрируются фрагменты документального фильма «Битва под Москвой»).

5 ведущий:  Москва превратилась в огромный вооруженный лагерь! По всем дорогам на запад, на юг, на север и восток шли многотысячные отряды добровольцев с лопатами, кирками и мотыгами строить кольцо оборонительных сооружений! Никто не мог быть безучастен в ту страшную годину! Для каждого звучали призывом слова :

6 ведущий: «В грозный час опасности для нашего государства жизнь каждого воина принадлежит Отчизне! Родина требует от каждого из вас величайшего напряжения сил, мужества, геройства и стойкости! Родина зовет вас стать нерушимой стеной и преградить фашистским ордам путь к родной Москве!»

(Во время чтения следующих строк идет демонстрация кинохроники от 18 и 20 октября 1941 года.)

( На сцену выходят  чтецы в форме мирных жителей – строителей оборонительных сооружений) :

1 москвич: 

Заводы московские встали
На вахту труда!.. У станков
Подростки три нормы давали,
Учась у седых стариков!


2 москвич: 

 И так же, как воин с гранатой
Бросался в решающий бой,
С кайлом и простою лопатой
Москвич шел на фронт трудовой!


3 москвич: 

Страна поднялась на защиту Москвы!
И решил народ-исполин:
Перед врагом не склоним головы,
Родную Москву отстоим!

(Выступление сопровождается слайдами презентации «Москва в солдатской шинели )

1 москвич: Москву опоясали противотанковые рвы, они тянулись на многие километры. Десятки тысяч москвичей несколько  часов в день не выпускали из рук лопату или кирку. А рядом с глубокими рвами устанавливали надолбы, колья для проволочных заграждений. Торчали частоколы из бревен, глубоко врытых в землю под углом. Увязая в раскисшей от осенних дождей глине, москвичи рыли окопы, ставили непроходимые линии «ежей» - это склепаны, сваренные крест-накрест обрубки рельсов и балок. Огромные копии «ежей» мы видим ныне как памятник у Ленинградского шоссе, возле Химок.

Диктор за сценой: “Все для фронта! Все для победы!” – вот лозунг тех дней.

1 москвич: В прифронтовой Москве чуть ли не каждое предприятие стало оборонительным. Крупные заводы и фабрики эвакуировались. Но в опустевших цехах и на маленьких, казалось бы, заводиках и мастерских ковалось оружие. Не зная отдыха, работали женщины, подростки, пожилые рабочие. Даже маленькие фабрики и артели обнаруживали новые умения и способности: вытачивали снаряды, мины и гранаты, изготавливали каски и солдатские котелки. Рабочие Москвы трудились по 12–18 часов в сутки, обеспечивая оборонявшие столицу войска оружием, боевой техникой, боеприпасами.

2 москвич: И везде рядом со взрослыми были дети. Они работали в цехах заводов. Те, кто был мал ростом, стояли у станка на скамейке и наравне со взрослыми выполняли рабочую норму. После занятий школьники работали в госпиталях, помогали по дому тем, кто был болен и слаб. Ученицы московских школ тоже вносили свой маленький, но  «теплый» вклад в будущую Победу. Они вязали из шерсти и отправляли на фронт в подарок защитникам Москвы и варежки, и  носки, и подшлемник под каску. И что бы ни оказалось в посылке, каждый боец был благодарен заботливым москвичкам!

3 москвич: Москва жила,
1 москвич: Москва сражалась,
2 москвич: Москва знала, что победит.

( На сцену выходят ведущие и чтецы в форме зенитчиков и летчиков), (выступление сопровождается слайдами презентации «Москва в солдатской шинели» )

1 москвич: Враг стоял у стен столицы. (Звучат звуки воздушной бомбардировки). 22 июля, ровно месяц спустя после нападения на нашу страну, немецкая авиация начала воздушные налеты на Москву. На чердаках и крышах Москвы дежурили тысячи и тысячи добровольцев. Во время воздушных налетов фашистской авиации они бесстрашно тушили зажигательные бомбы. Дорога была каждая секунда: взрыв, пожар мог возникнуть в любую минуту! Нужно схватить «зажигалку» щипцами и сбросить ее с чердака вниз, а пламя засыпать песком. Несколько подростков в то лето 1941 года наградили медалями за храбрость при тушении пожаров.

2 москвич: В часы воздушной тревоги небо над Москвой было подсвечено лучами прожекторов. Они были подобны голубым мечам, которые без устали рассекали ночное небо на куски. Сотнями зенитных орудий, чьи стволы всегда были установлены в небо, ощерилась прифронтовая Москва. Они стояли не только в московских парках, на площадях, на бульварах, на стадионах и даже на крышах некоторых высотных зданий.

1 зенитчик: Зенитное орудие заняло позицию и у Никитских ворот, у памятника великому русскому ученому К.А.Тимирязеву. Казалось, будто Климент Аркадьевич тоже вступил в ряды Советской Армии и стал одним из бойцов орудийного расчета. После близкого разрыва бомбы взрывная волна опрокинула памятник, но его быстро установили на пьедестал. Памятник Тимирязеву можно уподобить раненому, который не ушел с поля боя и продолжал защищать свою позицию.

2 зенитчик: Маскировка изменила до неузнаваемости облик столицы. На здании Большого театра нарисовали кусты, деревья, дороги. Маскировочная сетка затянула купола Василия Блаженного. Не узнать было Красной площади! В ту прифронтовую зиму не светили кремлевские звезды: их укрыли защитными чехлами. По-прежнему били куранты на Спасской башне, но вечером и ночью циферблат не был освещен – этого требовали законы маскировки.

1 чтец:

Кремль зимней ночью над Москвой —

Рекой и городом Москвою

С крутой Ивановой главой

И с тенью стен сторожевою.

Кремль зимней ночью при луне,

Ты чуден древностью высокой

И славен с нею наравне

Недавней памятью жестокой.

Недавней памятью ночей

Когда у западной заставы

Курились дымы блиндажей

И пушки ухали устало;

Когда здесь были фронт и тыл

И в дачных рощах Подмосковья

Декабрьский снег замешан был

Землёй, золой и свежей кровью.

Кремль зимней ночью, на твоих

Стенах, бойницах, башнях, главах —

И свет преданий вековых,

И свет недавней трудной славы.

2 чтец:

На каждом камне с той зимы —

Как будто знак неизгладимый

Всего того, чем жили мы

В тревожный час земли родимой.

Незримым заревом горят

На каждом выступе старинном —

И Сталинград, и Ленинград,

И знамя наше над Берлином.

До дней далёких донести

То отраженье, гордый камень,

И подвиг нынешней Руси

Да будет будущему в память!

Да будет славой вековой

Он  озарён, как ты луною,

Кремль зимней ночью над Москвой —

Рекой и городом Москвою!

(А. Твардовский, «Кремль зимней ночью»)

3 зенитчик:  В небе над Москвой, над Кремлем, святыней каждого русского человека, высоко повисали аэростаты воздушного заграждения и не позволяли снижаться над городом немецким самолетам. Те боялись попасть в смертельные тенета – ловушки.

1 зенитчик:  Много месяцев подряд несли свою бессменную вахту зенитчики, защищая каждый клочок московского неба. И они добились того, что  любая погода стала для фашистов нелетной!

2 зенитчик:  В тяжелые дни октября 1941 года Родина призвала всех воинов и москвичей стать нерушимой стеной и преградить путь фашистским ордам к родной Москве. В эти дни под почти непрерывный вой сирен, возвещавших очередные воздушные налеты, поэт Алексей Сурков вспоминал: «Немецкие самолеты с ужасающим рычанием высоко в небе пролетали косяк за косяком на восток, на Москву. И был особенно зловещ прерывистый глухой вой их моторов. Чувство общей острой тревоги обжигало наши сердца, и хотелось, чтобы вражеские самолеты сбросили свой смертоносный груз сюда, в лес, на наши головы, только бы не долетели до Москвы».

1 ведущий: «Воздушная тревога!» Какие страшные слова! Услышав их, жители Москвы спускались в бомбоубежища, в них превращались многие станции московского метро. В первую очередь здесь находили приют матери с детьми.

(Включаются кадры военной  кинохроники ):

2 ведущий : Вглядитесь в испуганные лица малолетних москвичей, спящих в бомбоубежище, в глаза детей, прижавшихся к своим матерям! Такое никогда не забудется!

1 чтец:  Детей разбуженный испуг

               Вовеки не простится!

2 чтец:  Москва жила,
1 чтец:  Москва сражалась,
2 чтец:  Москва знала, что победит.

Хор исполняет «Песню защитников Москвы»

1 ведущий: Множество доблестных подвигов совершили советские люди во время Московской битвы.

1 чтец:  

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим!

Это нужно не мертвым,

Это надо живым!

 (Выступление сопровождается слайдами презентации «Москва в солдатской шинели )

(На сцену выходят юноши в форме летчиков.  Тихо звучит запись фонограммы воздушного боя,  усиливающаяся с каждой секундой все сильнее и сильнее)

 

 1 летчик: В ночь на 7 августа 1941 г. летчик Виктор Талалихин нес боевую вахту, охраняя воздушные подступы к Москве. Из-за леса показался фашистский бомбардировщик. Виктор немедленно атаковал врага. Один из моторов вражеского самолета загорелся. Талалихин повторял атаки, но боеприпасы кончились, к тому же его ранило в правую руку. Однако Виктор Талалихин, управляя левой рукой, сумел протаранить самолет врага. Фашистский бомбардировщик со всем своим экипажем рухнул на землю. От страшного удара истребитель Талалихина перевернулся. Военный летчик выбросился с парашютом и благополучно приземлился.

2 летчик: Это был первый воздушный таран в небе Москвы. На весь мир прозвучало тогда имя московского парня, в прошлом рабочего мясокомбината, а теперь летчика Виктора Талалихина. Вскоре ему вручили Золотую Звезду Героя Советского Союза. После этого Талалихин сбил еще пять вражеских самолетов. Погиб смертью храбрых в воздушном бою. В.В.Талалихин зачислен навечно в списки первой эскадрильи  истребительного полка, в котором служил. Москвичи увековечили память молодого летчика и присвоили его имя московской улице.

1 летчик: Через 5 дней такой же таран совершил летчик Котрич. А всего на подступах к Москве летчики совершили 25 таранов!

2 летчик:  Мы навсегда сохраним в своей памяти имя  Николая Францевича Гастелло. 22 июня 1941 года москвич Гастелло на митинге своего полка сказал : «Что бы ни ждало нас впереди, все выдержим. Никакой силе нас не сломать!» 26 июня 1941 года в 4 часа утра эскадрилья Западного фронта под командованием летчика Н.Ф.Гастелло наносила бомбовые удары по механизированной колонне противника.

 

1 летчик: Сбросив бомбы на вражеские танки, капитан возвращался в свою часть. Но был сбит снарядом вражеской зенитки. Летчик Гастелло направил охваченный пламенем самолет на колонну вражеских танков и бензоцестерн. Подвиг Героя Советского Союза будет жить в наших сердцах вечно!

 

1 чтец: 

Летели на фронт самолеты,

Над полем закат догорал.

И пели бойцы на привале,

Как сокол в бою умирал.

Бесстрашно он бился с врагами

За счастье родимой земли,

Но грудь ему пулей пронзили,

Но крылья ему подожгли.

И раненый сокол воскликнул:

- Пусть я погибаю в бою, -

Они дорогою ценою

Заплатят за гибель мою!

2 чтец: 

И ринул на вражьи гнездовья

Два жарко горящих крыла.

Его соколиная гибель

Всю землю кругом потрясла.

Спалил он разбойную нечисть,

Развеял, как пепел и дым,
Последним движением сердца,

Последним дыханьем своим.

Летели на фронт самолеты,

Над полем закат догорал.

И пели бойцы на привале,

Как сокол в бою умирал.

(М.Исаковский).

На сцену выходит хор и исполняет песню «Журавли»

(На экране идут кадры военной кинохроники, на сцене  ведущие в офицерской форме и на фоне этой кинохроники говорят):

1 офицер: А гитлеровские войска все рвались и рвались вперед, к Москве! В этой трудной обстановке Государственный Комитет Обороны решил объединить Западный и резервный фронты, защищающие Москву, в один Западный фронт и назначил нового главнокомандующего – генерала Г.К.Жукова, который до этого успешно руководил обороной Ленинграда. Георгию Константиновичу и другим командирам пришлось принимать срочные меры по обороне Москвы. План обороны столицы предполагал защиту Москвы с неба, на земле, организацию контрнаступления и разгром немецко-фашистских войск. (Выступление сопровождается слайдами презентации «Москва в солдатской шинели )

2 офицер: Великий полководец поставил перед военным командованием серьезнейшую задачу: необходимо «остановить теперь противника на подступах к нашей столице, не пустить его, переломить в боях гитлеровские дивизии и корпуса. Московский узел является сейчас решающим. Пройдет еще немного времени, и наступление врага на Москву должно будет захлебнуться! Нужно во что бы то ни стало выдержать напряжение этих дней!»

1 офицер: Взяв к себе заместителем Конева (и спасая того от расправы), генерал собирал остатки разбитых армий. Из резерва, с Дальнего Востока, Ставка перебрасывала 14 дивизий. Москва дала еще 50 тысяч ополченцев.

Диктор за сценой: 19 октября 1941 года в Москве было введено осадное положение.

1 ведущий: Враг рвался к Москве по наикратчайшему пути. С пламенным словом «Москва» в душе, с песнею о любимой столице шли в сражения неисчислимые ряды советских бойцов.

На сцене ведущие, одетые в военную форму 1941 года: полушубки, ушанки, валенки, сапоги.  (Фоном выступления ведущих звучит мелодия «Песни защитников Москвы»).

1 ведущий: На историческом Бородинском поле в схватку с противником вступили части прославленной 32-й стрелковой Краснознаменной дивизии полковника В. И. Полосухина и подразделения 18, 19 и 20-й танковых бригад. Четверо суток эти соединения при поддержке авиационной группы полковника Н.А. Сбытова отбивали атаки немецко-фашистских войск. Были уничтожены тысячи вражеских солдат и офицеров, большое количество военной техники.

2 ведущий: На Волоколамском направлении враг был остановлен 27 октября. В боях под Волоколамском особенно отличились бойцы и командиры 316-й стрелковой дивизии генерала И.В. Панфилова и курсантского полка училища имени Верховного Совета РСФСР под командованием полковника С.И. Младенцева. К концу октября операция «Тайфун» захлебнулась на Можайской линии обороны.

3 ведущий:  Несмотря на массовый героизм, положение по - прежнему оставалось критическим: германские генералы Гальдер и Гот уже рассматривали Москву в бинокль. Немцы были настолько уверены в своей победе, что Гитлер приказал напечатать пригласительные билеты на парад фашистских войск, который должен был пройти в Москве! Гитлер планировал провести парад на Красной площади, а затем уничтожить столицу, оставив на её месте огромное озеро.

4 ведущий: Весь мир с замиранием сердца прислушивался к звукам радио 7 ноября 1941 года. Звучала песня  ополченцев: «Родная столица за нами и алые звезды Кремля».

Что скажет в этот день Москва?

(Включаются кадры военной  кинохроники ):

5 ведущий: Традиционное  торжественное заседание состоялось не в Большом театре, как в мирные годы, а на станции метро «Маяковская». В девятнадцать часов тогдашний председатель Московского Совета В. Пронин открыл заседание, предоставив для доклада слово Сталину. Затем, следуя установившемуся порядку, состоялся концерт. Максим Михайлов пел арию Ивана Сусанина из одноимённой оперы Глинки. Потом, как позднее вспоминали участники встречи, прозвучала песня герцога из «Риголетто» в исполнении Ивана Козловского…Всё это передавало радио! Какую силу духа нужно было иметь! Как нужно было верить в Победу, чтобы под носом у врага, в нескольких десятках километров от фашистов, еще раз доказать всем:

 Хором:  Москва жива!

                Москва не сдается!

6 ведущий:  С риском для жизни слушали голос родной Москвы жители городов и сёл, подпавших под чужеземную пяту. Праздник в столице произвёл громадное впечатление. Люди  надеждой и верой говорили: «Москва выстоит!». Вслушайтесь в эти цифры:

1 ведущий: До 22 декабря сорок первого года немцы совершили 122 налёта на Москву! Но из 8 тысяч самолётов к городу прорвалось 229. На столицу за девять месяцев войны было сброшено 1600 фугасных и примерно 100 тысяч зажигательных бомб. Такова статистика войны. Но несмотря ни на что

Хором: Москва жива!

             Москва не сдается!

(Звучит бой курантов. Включаются кадры военной  кинохроники «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»):

2 ведущий: Парад на Красной площади в 1941 году действительно состоялся, но это был парад Красной Армии. 7 ноября на запорошенной первым снегом Красной площади стройными рядами шли офицеры и солдаты, летчики и танкисты, зенитчики и связисты. Парад готовили заранее, в условиях такой секретности, что он стал полной неожиданностью для всех .

3 ведущий: Парад не только воодушевил советских граждан, но и обескуражил врага, узнавшего о нём из прямого репортажа по радио. Услышав, что на Красной площади проходит парад, Гитлер приказал немедленно бомбить Москву, но погода стояла нелётная. Немецкие самолёты не могли подняться в воздух. Сталин обратился к красноармейцам с речью: “Война, которую вы ведёте, - сказал он красноармейцам,- есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!”.

4 ведущий: Вся страна с замиранием сердца следила, как полки после парада шли в бой. И даже враг содрогнулся, узнав, как сильны духом советские люди!

(Демонстрация кинохроники от 7 ноября 1941 года.)

1 чтец: 

Наверное, товарищи, не зря,

Любуясь шагом армии чеканным,

Всегда припоминают ветераны

Другой, суровый, праздник октября.

Была Москва пургой заметена,

У Мавзолея ели коченели,

И шла по Красной площади Война,

Усталая,  в простреленной шинели.

2 чтец: 

То батальоны шли с передовой,

Шли на парад окопные  солдаты!

Недаром в небесах Аэростаты

Качаем удивленно головой!

- Кто может победить такой народ?

Хором: Не забывайте сорок первый год!

5 ведущий: Приближалась «страшная русская зима», а цели плана «Барбаросса» оставались недостигнутыми. Враг спешил, стремясь во что бы то ни стало овладеть Москвой до наступления зимы.

6 ведущий: С 15 ноября немецкие войска провели второе наступление на Москву, когда русская зима уже вступала в свои права и ровный чистый снег ложился на улицы и площади столицы. Москва стала прифронтовым городом. Фронт подкатился к ней на 25–30 км 16 ноября на Волоколамском направлении в наступление против 16-й армии перешла 4-я немецкая танковая группа (не менее 400 танков) при массированной поддержке авиации.

(Выступление сопровождается слайдами презентации «Москва в солдатской шинели)

1 ведущий: Главный ее удар пришелся в стык 316-й стрелковой дивизии генерала И.В. Панфилова и группы войск генерала Л.М. Доватора. Защитники Москвы не дрогнули. Они проявляли чудеса героизма и храбрости. В решительных схватках с фашистами герои-панфиловцы обессмертили свои имена у разъезда Дубосеково. Они задержали 50 вражеских танков на четыре часа, уничтожили в неравном бою18 танков и десятки фашистов, но не пропустили врага. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» Эти слова политрука Василия Клочкова стали крылатыми, облетели весь фронт.

2 чтец: 

 Особенно прославилась в боях,
Дивизия Панфилова Ивана.
На подступах к Москве 
У Дубосеково, бойцы с врагом сражались рьяно.
Четыре долгих часа длился бой.
Враги свои теряли танки.
И политрук Клочков сказал тогда слова,
Которые священны людям, стали:
“Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва”.

2 чтец:

 Не отступив, не дрогнув, встав стеной,
Разбили воины все восемнадцать танков.
Но бой был страшен и исход кровав.
Погибли славные бойцы почти во всем составе.
Враг не прошел ценой их жизни.
Об этом помним мы всегда.
И слава воинам бессмертна,
И память о панфиловцах – свята.

2 ведущий: Большинство бойцов, бившихся под командованием В. Г. Клочкова, пали смертью храбрых, но не пропустили врага. Погиб и командир. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года В. Г. Клочкову и всем другим участникам этого беспримерного поединка было присвоено звание Героя Советского Союза.

Хор выходит на сцену и исполняет песню «Ой, туманы мои…»

Под музыку «Ой, туманы мои…» выходят чтецы, переодетые в партизанскую форму. На сцене выставлен макет, имитирующий  землянку, часть чтецов – партизан садятся вокруг импровизированного костра,  за стол, кто-то чистит винтовку, кто-то штопает, два персонажа пишут письма.

1 партизан: Героическую борьбу в Подмосковье вели партизаны. Подвигами своими и храбростью был известен комиссар Сергей Иванович Солнцев. В одной из операций, прикрывая своих товарищей, он стрелял до тех пор, пока сам не лишился сознания от потери крови. Его схватили, много дней и ночей пытали, а потом растерзали, разгневавшись от его молчания и упорства. После его гибели дошла до его родных его маленькая записочка…

2 партизан: «Дорогая Маруся! Давно я не писал тебе, так как отправить письмо всё равно не было никакой возможности. Невозможно это и сейчас… Но не могу тебе не написать, ведь живу и борюсь ради тебя, ради родных и друзей, ради земли нашей…Мы победим, я верю! Мы обязательно будем вместе».

3 партизан: Бои за Москву были особенно жестокими. Враг за каждый километр советской земли платил сотнями трупов своих солдат и офицеров, десятками уничтоженных танков, пушек пулемётов. Но таяли ряды и наших бойцов. Они попадали в окружение, становились партизанами, но продолжали драться.

4 партизан: В октябре 1941 года танк под командованием Ивана Сидоровича Колосова попал в окружение, но решил ударить по врагу в его же тылу. Танкисты знали, что вступают в свой последний бой. Истекающий кровью, Иван Колосов писал своё прощальное письмо невесте. Ей передали его лишь в 1971 году, через 30 лет после гибели танкиста, когда случайно отрыли вросший в землю танк и нашли погибших героев, документы и их письма…

5 партизан - танкист: «Здравствуй, моя Варя! Нет, не встретимся мы с тобой! Похоронил я своих друзей в берёзовой роще. В ней было светло. Прошла моя ночь в муках, потеряно много крови. Сейчас почему-то боль, прожигающая грудь, улеглась и на душе моей тихо… Обидно, что мы не всё сделали. Но мы сделали всё, что могли. Врага обязательно погонят наши товарищи. Враг недолго будет ходить по нашей земле. Никогда я бы не прожил жизнь так, если бы не ты, Варя! Ты помогала мне и дома, и в бою! Наверное, всё-таки тот, кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза. Они никогда не постареют, не поблекнут…Пройдёт время, люди залечат раны, построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, будут другие песни. Но не забывайте нас, не забывайте всех, кто воевал, как мы. У тебя будут красивые дети. Ты ещё будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе…Твой Иван Колосов».

6 партизан:

 Сорок первый — он был жестоким!

Чтобы вражеский смять размах,

Шли мальчишки, зажав винтовки

В неумелых ещё руках…

1 партизан: У войны неженское лицо… Но сколько девочек, таких же, как наши одноклассницы, отрезали коротко свои косы и надевали грубую солдатскую форму в том суровом сорок первом году, когда враг метр за метром приближался к самому Кремлю.

1 девушка – партизанка: Качается рожь несжатая,

                                              Шагают бойцы по ней,

                                              Шагаем и мы — девчата,

                                              Похожие на парней.

                                              Нет, то горят не хаты —

                                              То юность моя в огне.

                                              Идут по войне девчата,

                                              Похожие на парней…

2 партизан: Вера Поршнева одна из первых вступила в партизанский отряд, когда враг рвался к Москве со стороны Калининской области. Росла она без отца, рано стала работать, упорно училась. Работала библиотекарем, потом литературным сотрудником районной газеты. По заданию командования Вера проникла в немецкую комендатуру, стала лучшей разведчицей отряда. При выполнении важного задания была выдана предателем и 10 дней и ночей терпела издевательства и пытки, но не сломилась. Потом палачи пошли на хитрость: освободили её и выследили, когда она пошла к своим в отряд. Её схватили, снова и снова пытали: загоняли иглы под ногти, выводили, раздетую, на мороз, не давали ни еды, ни питья. Вера знала, что обречена. Она написала две записочки матери и зашила под подкладку пальто. Через много времени при перезахоронении героини были найдены эти её письма…

2 девушка – партизанка: «Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я лишь 24 года. Мне так хочется жить! Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить немецких фашистов. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала. Я знаю — за мою смерть отомстят мои друзья — партизаны. Не плачь, мама. Я умираю, но всё отдала победе. За род умереть не страшно. Передай девушкам, пусть идут партизанить, смелее громят оккупантов. Наша победа недалека! Мамочка, ты получишь письмо, а меня уже не будет на свете. Но ты не плачь, не убивайся…Прощайте!»

3 партизан: «В первых  числах декабря 1941 года в Петрищеве, близ города Вереи, немцы казнили восемнадцатилетнюю девушку-партизанку…» Так начинался рассказ о подвиге девушки-разведчицы и партизанки, Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, опубликованной в газете «Правда» 27 января 1942 года (Выступление сопровождается слайдами презентации «Москва в солдатской шинели ) .Ученица 10 класса московской школы № 201 ушла добровольцем на фронт, стала бойцом разведывательно-диверсионной части.

4 партизан: 27 ноября 1941 года, в 2 часа утра, Борис Крайнов, Василий Клубков и Зоя Космодемьянская подожгли в Петрищеве три дома, в которых располагались немецкие офицеры и солдаты. Зоя, разминувшись с товарищами и оставшись одна, решила вернуться в Петрищево и продолжить поджоги. Однако немцы уже были настороже, собрали сход местных жителей, на котором велели им охранять дома.

5 партизан: С наступлением вечера 28 ноября, при попытке поджечь сарай С. А. Свиридова (одного из назначенных немцами стражников), Космодемьянская была замечена хозяином. Немцы схватили девушку. На допросе она назвалась Таней и не сказала ничего определённого. Раздев догола, её пороли ремнями, затем приставленный к ней часовой на протяжении 4 часов водил её босой, в одном белье, по улице на морозе. (Выступление сопровождается слайдами презентации «Москва в солдатской шинели ).В 10:30 следующего утра, Космодемьянскую вывели на улицу, где уже была сооружена виселица; на грудь ей повесили табличку с надписью «Поджигатель домов».Она без всякой команды стала сама на ящик и крикнула: «Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят».

Девушка – партизанка: 

Как морозно!

Как светла дорога!

Утренняя, как твоя судьба.

Поскорей бы!

Нет, ещё немного!

Нет, ещё нескоро…

От порога… по тропинке…до того столба

Надо ведь ещё дойти дотуда,

Этот длинный путь ещё прожить…

Может ведь ещё случится чудо.

Где-то я читала…Может быть.

Жить…Потом не жить…Что это значит?

Видеть день…Потом не видеть дня…

Это как? Зачем старуха плачет?

Кто её обидел? Жаль меня?!

Почему её жаль меня? Не будет

Ни земли, ни боли…Слово «жить»…

Будет свет, и снег, и эти люди.

Будет всё как есть. Не может быть!

Если мимо виселицы прямо

Все идти к востоку — там Москва.

Если очень громко крикнуть: «Мама!»

Люди смотрят. Есть ещё слова…

— Граждане, не стойте, не смотрите!

(Я живая, — голос мой звучит.)

Убивайте их, травите, жгите!

Я умру, но правда победит!

Родина! — Слова звучат как будто

Это вовсе не в последний раз.

— Всех не перевешать, много нас!

Миллионы нас!.. —

Ещё минута — и удар наотмашь между глаз.

Лучше бы скорей, пускай уж сразу,

Чтобы больше не коснулся враг.

И уже без всякого приказа

Делает она последний шаг.

Смело подымаешься сама ты.

Шаг на ящик, и смерти и вперёд.

Вкруг тебя немецкие солдаты, русская деревня, твой народ.

Вот оно! Морозно, снежно, мглисто…

Розовые дымы…Блеск дорог…

Родина! Тупой сапог фашиста выбивает ящик из под ног.

2 чтец:

Жги меня, страдание чужое,

стань родною мукою моей.

Мне хотелось написать о Зое

так, чтоб задохнуться вместе с ней.

Мне хотелось написать про Зою,

чтобы Зоя начала дышать,

чтобы стала каменной и злою

русская прославленная мать.

Чтоб она не просто погрустила,

уронив слезинку на ладонь.

Ненависть — не слово, это — сила,

бьющий безошибочно огонь.

Чтобы эта девочка чужая

стала дочкой тысяч матерей.

Помните о Зое, провожая

в путь к победе собственных детей.

Мне хотелось написать про Зою,

чтобы той, которая прочтёт, показалось: тропкой снеговою

в тыл врага сама она идёт.

Под шинелью спрятаны гранаты.

Её дано заданье. Всё всерьёз.

Может быть, немецкие солдаты

ей готовят пытку и допрос?

Чтоб она у совести спросила,

сможет ли, и поняла: — Смогу. —

Зоя о пощаде не просила.

(М. Алигер, «Зоя», (из поэмы)

2 девушка – партизанка: За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны Зоя Космодемьянская была удостоена звания Героя Советского Союза.

6 партизан: Сколько было их, героев той страшной войны! Тех, кто приближал Великую Победу, верил в нее:

Не смять богатырскую силу.

Могуч наш заслон огневой.

Мы выроем немцу могилу

В туманных полях под Москвой.

1 партизан:  Десятки тысяч воинов за мужество и стойкость, проявленные при обороне столицы, были награждены орденами и медалями. Сто десять отличившихся бойцов и командиров удостоились звания Героя Советского Союза. Более 1 млн. человек получили медаль «За оборону Москвы».

Хор выходит на сцену и исполняет песню «Поклонимся великим тем годам…»

Поклонимся великим тем годам.

Тем самым командирам и бойцам

И маршалам страны и рядовым

Поклонимся и мёртвым и живым.

Всем тем, которых забывать нельзя

Поклонимся, поклонимся друзья!

Всем миром, всем народом, всей землёй,

Поклонимся за тот великий бой…”

1 ведущий: 29 ноября 1941 года Г.К.Жуков в разговоре со И.В.Сталиным попросил отдать приказ о начале контрнаступления. «Противник истощен, - обосновывал командующий Западным фронтом свое предложение, - и надо ударить по нему именно сейчас, немедленно, пока немцы не перешли к обороне. Иначе части противника зароются в землю чуть ли не у московской окружной дороги, и их не собьешь. А потом враг перебросит резервы за счет северной и южной группировок своих войск и вновь ударит по Москве».

2 ведущий: Сталин, Генштаб и Ставка приняли предложение Жукова. Обязали военный совет Западного фронта немедленно подготовить план операции. На следующий день план был представлен в Ставку.

(Демонстрация кинохроники от 30 ноября 1941 года)

На сцену выходят хор и ведущие

2 ведущий: В наступлении  нередки были случаи, когда советские солдаты жертвовали собой, закрывая своим  телом вражеские огневые точки. Так  поступили краснофлотец Ваганов, сержант Сосновский, рядовой Шешков, младшие лейтенанты Халин и Шевляков. Всего за время наступления потери составили около трехсот семидесяти одной тысячи человек.

3 ведущий: Деревни Матушкино, Крюково, на  месте которых вырос город Зеленоград, переходили в жесточайших боях из рук в руки. Лавина за лавиной накатывались фашистские войска.         Но каждый раз перед ними вставали непреодолимой стеной воины 16 армии под командованием   К. К. Рокоссовского.

 

4 ведущий: Каждый из них понимая, что, как ни велика и необъятна Родина, а отступать дальше им некуда: за их спиной — Москва.

Хор исполняет песню «У деревни Крюково»

1 чтец:

 Все помнится, ничто не позабыто,

Все помнится, никто не позабыт.

И днем и ночью в чаше из гранита

Святое пламя трепетно горит.

32.Неугасима память поколения

И память тех, кто так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновение

И в скорби постоим и помолчим.

Объявляется минута молчания (включается метроном)

На сцену выходит хореографический ансамбль «Цветик-семицветик» с композицией «Свечи»

5 ведущий: 5 декабря 1941г. началось решительное наступление Красной Армии под Москвой, Враг, заверявший весь мир , что проведет свой парад на Красной площади , наголову разгромлен и понес большие потери в живой силе и технике.

6 ведущий: Гитлеровский «блицкриг» лопнул, как мыльный пузырь. Наступил перелом в нашей священной войне! Именно в этот период план «Барбаросса» был похоронен, потерпела крах и теория «молниеносной» войны. Под Москвой был развеян миф о непобедимости фашистской армии, Московская битва положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны.

7 ведущий: В этом году исполняется семьдесят лет со дня битвы под Москвой. Защитники столицы показали, что они, как и солдаты Бородинского сражения в 1812 году, не жалели своих жизней, показали монолитную прочность русского государства.

Чтец и исполняет стихотворение собственного сочинения:

В названиях близких стороны родной

Читаем ратные истории плацдармы,

Одноимённых, разных и с судьбой

Военной, связанных и в песнях, и в преданиях.

В деревне Крюково, под Истрой и Москвой,

«Штыки» – народу в  память обелиск,

«Тайфун» навалы вражеской пошёл на сбой

И обратился в комариный писк.

Задрапал немец, показал спину,

На крюк насаженный умелою рукой.

Здесь наш солдат дал прикурить ему,

Стоял на смерть, дав за Отчизну бой.

Традиций славных армии родной,

Побед державных, силы духа твердь,

Бородино второе дали всей страной,

В бессмертие войдя и смертью поправ смерть.

Всё меньше ветеранов той войны.

Лукавый враг Русь одолеть в бессилье.

И в Крюково погибшие сыны

Спят у Кремля, у сердца всей России.

                                 (Кушнерёв Михаил, ученик МБОУ Менделеевская СОШ)

1 ведущий: Битва под Москвой отмечена массовым героизмом и самопожертвованием советских людей. За доблесть и мужество, проявленные в боях, 40 частям и соединениям было присвоено гвардейское звание, 36 тысяч воинов награждены орденами и медалями, 181 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

Диктор читает за сценой:

Указ Президиума Верховного Совета СССР О присвоении городу Москве почётного звания «Город-герой»:

«За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы Союза Советских Социалистических Республик города Москвы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. присвоить городу Москве почетное звание “город-герой” с вручением ордена Ленина и медали “Золотая звезда”. 8 мая 1965 г.»

1 чтец: Москва! Ты в солдатской шинели

Прошла, не склонив головы !

И сколько б мы песен не пели,

Их мало для нашей Москвы!

Все участники представления выходят на сцену и исполняют вместе с хором песню «Москва! Звонят колокола!» 

Завершается  выступление возложением цветов и венков к памятнику погибшим солдатам в поселке Менделеево.

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Песни в солдатской шинели"

Небольшая композиция о Великой Отечественной войне...

Литературно-музыкальная композиция "Липецк в солдатской шинели"

Литературно-музыкальная композиция "Липецк в солдатской шинели"...

фестиваль солдатской песни "Лира в солдатской шинели"

Методическая разработка внеклассного мероприятия посвящена Дню защитника Отечества....

Литературно-музыкальная композиция "Солдатская память", посвященная 70 годовщине Великой Победы

Литературно-музыкальная композиция "Солдатская память", посвященная 70 годовщине Великой Победы...

Литературно-музыкальная композиция "Мы долг солдатский выполнили свято"

«Мы долг солдатский выполнили свято»Вечер памятипосвящённый 25 – летию годовщине со дня выводаСоветских войск из Афганистанаhttps://yadi.sk/d/IH8uhcxmqQ4Ty...

Фестиваль солдатской песни к Дню Защитника Отечества "Песня в солдатской шинели"

Общешкольное мероприятие Фестиваль солдатской песни "Песня в солдатской шинели". подготовка к фестивалю была серьезной, так что выступления получились красочными, эмоциональными, впечатляющими. На мер...

Литературно-музыкальная композиция «Горит на земле Волгограда Вечный огонь солдатский...» (для 8-9 классов)

Методическая разработка мероприятия, посвященного битве под Сталинградом.  Литературно-музыкальная композиция, использованы стихи М.Агашиной и документальные материалы интернетресурсов....