Игры со словами в техническом творчестве
методическая разработка на тему

Приводится описание трех игр со словами, которые могут применяться для изучения технической терминологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры со словами в техническом творчестве

 

Горохова Г.В., МКУ ДО ДДТ г.Чкаловск

Изучение технической терминологии как составной части обучения грамотной технической речи – необходимый этап развития логического и рационального мышления. Эти задачи несомненно относятся к сложным и нужны годы для получения ощутимых результатов. Игры со словами помогают ускорить этот процесс. Кроме этого, у таких игр множество других функций:

  • разминка в середине занятия, чтобы отдохнуть от работы над моделями, размять ноги, задействовать другие отделы мозга, сбросить нервное напряжение;
  • игры можно использовать для диагностики, тестирования, во время праздников (дни именинников и т.п.);
  • можно многое узнать о ребенке, наблюдая за игрой: о его мотивации, настойчивости, коммуникабельности, чувстве справедливости, о психологических проблемах;
  • включая в задания не только слова-термины, но и имеющие значение для кого-либо из кружковцев, мы обращаем внимание всех на него, создаем теплую дружескую обстановку. Например, кому-то купили собаку, о которой он долго мечтал. Можно загадать кличку или породу собаки.

И, конечно же, разбирая слова-термины по буквам легче запомнить их правописание, обратить внимание на однокоренные и лучше понять их значение.

К словесным играм относятся головоломки типа шарад, ребусов, анаграмм, кроссвордов, чайнвордов. Их недостаток – одноразовость: если дети один раз решили такую головоломку, больше она в этой группе не пригодится. Я предлагаю другие игры, которые проходят очень живо и имеют множество вариантов и дополнений, не требуя большой подготовки от педагога. Они хорошо проходят в разноуровневых группах, так как даже самый слабый ребенок  может вспомнить несколько букв.

Игра 1 «Черточки»

Это вариант старинной игры «Виселица», не требует подготовки, удобна для маленьких перерывов в занятиях. Для игры удобнее всего доска с мелом, но можно писать и мелом на асфальте, и палочкой на земле.

Ведущий загадывает слова и записывает их так, чтобы все видели, в таком виде: первая буква, вместо букв со второй до предпоследней – черточки, последняя буква. Играющие по очереди называют разные буквы. Если такая буква есть, ведущий вписывает ее на нужное место, пока кто-то не отгадает слово. Можно начислять очки за угаданные буквы, но это необязательно, достаточной наградой является радость правильного ответа. В эту игру можно играть и вдвоем, загадывая слова по очереди. При игре в группе следующее слово может загадывать тот, кто угадал предыдущее, при условии, что он знает, как правильно пишутся слова-термины.

Игра 2 «Лестница»

Требует небольшой подготовки: подобрать слова-термины, изучаемые в текущей теме, по количеству букв – 3, 4 и т.д. до максимально возможного. Расчертить таблицу в виде лестницы, как показано в примере. В некоторые клетки можно вписать символы, как в игре «Поле чудес»: «+» – можно открыть любую букву, «П» – приз. Если играющих много, лучше разделить их а команды (3-4).

Ход игры: игроки по очереди называют буквы. Если такая буква есть, ведущий вписывает ее во все места, где она встречается. В свой ход можно назвать слово. Очки начисляются по 1 за правильную букву, по 5 за угаданное слово. Можно предложить назвать тему или устройство, к которому относятся эти слова.

Эта игра такая же простая, как и «Черточки», подходит для начальных этапов обучения.

Примеры таблиц для игры

В

А

Л

Б

Л

О

К

В

О

Р

О

Т

Ш

А

Р

Н

И

Р

Ш

П

И

Л

Ь

К

А

К

О

Л

Е

Н

В

А

Л

О

С

Ь

Ш

К

И

В

Ш

А

Т

У

Н

Р

Е

М

Е

Н

Ь

С

Т

У

П

И

Ц

А

К

Р

И

В

О

Ш

И

П

Игра 3 «Балда с заданиями»

Это также вариант старинной игры: на поле для игры вписано слово. Игроки по очереди вписывают в свободные клетки по одной букве так, чтобы получались новые слова из этой буквы и букв начального слова. Слова можно читать справа налево и слева направо, сверху вниз и снизу вверх, по ломаной линии. Играющий получает столько очков, сколько букв в его слове. Этот вариант усложнен: чтобы получить очки: надо выполнить задание. Тип задания определяется по столбцу, в который вписана буква. Эти задания могут быть и серьезными, и шуточными, быть сложнее или проще. Игрок или команда могут сообразить, в какие клетки им выгоднее вписывать буквы, и шансы на победу выравниваются для разноуровневого состава группы. Иногда команда застревает на выполнении какого-либо задания, тогда они могут пропустить ход, чтобы другим командам не скучать и играть дальше.

Типы заданий вписываются в виде условных обозначений в верхней строке таблицы. В недавней игре у нас были такие:

  • Изображение собаки – спеть песню и рассказать стихотворение про собаку (девочка-именинница очень любит собак);
  • «Т» – вопрос из теста по механотронике;
  • «Э» – объяснить, как работает электросхема:
  • «2+2» – объяснить математическую модель (эта тема вызвала затруднения на занятиях);
  • изображение кошки – изготовить механизм, с помощью которого можно достать с дерева кошку (мальчик-именинник любит кошек);
  • «А» – решить ребус.

Таким образом, задания могут быть самыми разнообразными: и проверка знаний, и изобретательские навыки, и непонятые ранее темы, и просто веселые.

Чтобы быстро готовиться к таким играм, у меня есть шаблон – расчерченный на клетки по 5 см лист А4, который я копирую и использую для буквенных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Экспериментально-практический лабиринт" как средство развития технического творчества учащихся

В данной статье мы хотим поделиться опытом организации интеллектуальной, практико-оринтированной игры «ЭПЛ» (экспериментально-практический лабиринт). Игра познавательно-развивающая. Цель:приобще...

Игра "Экспериментально-практический лабиринт" как средство развития технического творчества учащихся

В данной статье мы хотим поделиться опытом организации интеллектуальной, практико-оринтированной игры «ЭПЛ» (экспериментально-практический лабиринт). Игра познавательно-развивающая. Цель:приобще...

Игра "Экспериментально-практический лабиринт" как средство развития технического творчества учащихся

В данной статье мы хотим поделиться опытом организации интеллектуальной, практико-оринтированной игры «ЭПЛ» (экспериментально-практический лабиринт). Игра познавательно-развивающая. Цель:приобще...

Информация о технической направленности МКУДО «ДДТ» (программы технического творчества и профессиональной подготовки учащихся)

Информация о технической направленности МКУДО «ДДТ» (программы технического творчества и профессиональной подготовки учащихся)...

I региональный фестиваль технического творчества для детей и юношества «Дети. Техника. Творчество» (февраль 2017 г.)

I региональный фестиваль технического творчества для детей и юношества «Дети. Техника. Творчество» (февраль 2017 г.)...

Интерактивное пространство детского научно-технического творчества «ЛогикУм» и Музей компьютерной техники в проекте «Игра по станциям»

В культуре любой страны, любого общества особое место занимают музейные учреждения как центры отбора, сохранения и экспонирования материального и духовного наследия, как институты формирования историч...