Интерактивное пространство детского научно-технического творчества «ЛогикУм» и Музей компьютерной техники в проекте «Игра по станциям»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Ахтямова Елена Валентиновна

В культуре любой страны, любого общества особое место занимают музейные учреждения как центры отбора, сохранения и экспонирования материального и духовного наследия, как институты формирования исторического сознания и нравственно-эстетической позиции.

В настоящее время расширяются сферы музейной коммуникации, появляются новые виды образовательной деятельности — лекции, уроки в музее, конкурсы, фестивали, праздники, квесты, спектакли. Особое развитие получают такие приемы их проведения, которые позволяют создать особую атмосферу внутри музея, будят воображение посетителя, вовлекают его в непосредственное участие в музейном празднике, представлении, квесте и т.д.

Мотивирующая образовательная среда интерактивное пространство детского научно-технического творчества «ЛогикУм» и Музей компьютерной техники успешно используются в реализации интерактивных игровых образовательных программах ЦДЮТТ. Идея об активизации деятельности школьных музеев в Московском районе, была задумана как пропаганда имеющихся музейных экспозиций, а также привлечение широкого круга школьников, педагогов и общественных организаций к изучению музейного пространства для расширения культурного кругозора и знаний, формирования качеств патриота и гражданина.

Проект «Игра по станциям» успешно реализуется с 2015 года, как самостоятельный проект (мероприятие), и как один из этапов районной игровой программы "От музея к музею", открытие которой состоялось 7 октября 2015 года в музее "История авиапредприятия Пулково и Авиагородка", расположенном в ГБОУ СОШ № 354 Московского района. В мероприятии принимали участие активы школьных музеев и команды краеведческих объединений образовательных учреждений Московского района Санкт-Петербурга.

Цель проекта: пропаганда имеющихся музейных экспозиций, а также привлечение широкого круга школьников, педагогов и общественных организаций к изучению музейного пространства для расширения культурного кругозора и знаний, через игровые формы, использованием мотивирующей образовательной среды интерактивное пространство детского научно-технического творчества «ЛогикУм» и Музея компьютерной техники ЦДЮТТ

Задачи проекта:

  • создание мотивирующей образовательной среды для школьников Московского района Санкт-Петербурга;
  • привлечение учащихся и педагогов ЦДЮТТ к созданию интерактивного пространства детского научно-технического творчества «ЛогикУм» и последующего в нем пребывания;
  • привлечение широкого круга школьников, к изучению имеющихся музейных экспозиций в Музее компьютерной техники ЦДЮТТ для расширения культурного кругозора и знаний в Московском районе Санкт-Петербурга в различных формах – от знакомства (обзорный экскурсии) до углубленного изучения (тематические), игра по станциям и т.д.
  • поиск заинтересованных педагогов и общественных организаций, их непосредственное участие в пропаганде (просвещении) имеющихся музейных экспозиций, а также участие в совместных мероприятиях;
  • внедрение новых форм в экскурсионную деятельность;
  • разработка экскурсионных программ, сценариев игр для их реализации в игровых программах, во внеурочную (проектную) деятельность, а также разработка методического обеспечения для педагогов ЦДЮТТ;
  • организация и активное участие в районной игровой программы "От музея к музею» и фестивале "Школьные музеи в библиотечном пространстве".

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛОГО_МКТИнтерактивное пространство детского научно-технического творчества «ЛогикУм» и Музей компьютерной техники

в проекте «Игра по станциям»

(методическая разработка)

Авторы:

Ахтямова Е.В.,

заведующий отделом компьютерных технологий, методист ЦДЮТТ Московского района СПБ

Ссылки:

http://www.cdutt.ru/mkt/etap_rajonnoj_igrovoj_programmy_ot_muzeya_k_muzeyu.html;

http://www.cdutt.ru/mkt/2_fevralya_2017_goda_muzej_kompyuternoj_tehniki_prinimaet_uchastnikov_rajonnoj_igrovoj_programmy_ot_muzeya_k_muzeyu.html

https://vk.com/wall8961328_688

https://vk.com/wall182129351_538

Санкт-Петербург

2022


Введение

В культуре любой страны, любого общества особое место занимают музейные учреждения как центры отбора, сохранения и экспонирования материального и духовного наследия, как институты формирования исторического сознания и нравственно-эстетической позиции.

В настоящее время расширяются сферы музейной коммуникации, появляются новые виды образовательной деятельности — лекции, уроки в музее, конкурсы, фестивали, праздники, квесты, спектакли. Особое развитие получают такие приемы их проведения, которые позволяют создать особую атмосферу внутри музея, будят воображение посетителя, вовлекают его в непосредственное участие в музейном празднике, представлении, квесте и т.д.

Мотивирующая образовательная среда интерактивное пространство детского научно-технического творчества «ЛогикУм» и Музей компьютерной техники успешно используются в реализации интерактивных игровых образовательных программах ЦДЮТТ. Идея об активизации деятельности школьных музеев в Московском районе, была задумана как пропаганда имеющихся музейных экспозиций, а также привлечение широкого круга школьников, педагогов и общественных организаций к изучению музейного пространства для расширения культурного кругозора и знаний, формирования качеств патриота и гражданина.

Проект «Игра по станциям» успешно реализуется с 2015 года, как самостоятельный проект (мероприятие), и как один из этапов районной игровой программы "От музея к музею", открытие которой состоялось 7 октября 2015 года в музее "История авиапредприятия Пулково и Авиагородка", расположенном в ГБОУ СОШ № 354 Московского района. В мероприятии принимали участие активы школьных музеев и команды краеведческих объединений образовательных учреждений Московского района Санкт-Петербурга.

Цель проекта: пропаганда имеющихся музейных экспозиций, а также привлечение широкого круга школьников, педагогов и общественных организаций к изучению музейного пространства для расширения культурного кругозора и знаний, через игровые формы, использованием мотивирующей образовательной среды интерактивное пространство детского научно-технического творчества «ЛогикУм» и Музея компьютерной техники ЦДЮТТ

Задачи проекта:

  • создание мотивирующей образовательной среды для школьников Московского района Санкт-Петербурга;
  • привлечение учащихся и педагогов ЦДЮТТ к созданию интерактивного пространства детского научно-технического творчества «ЛогикУм» и последующего в нем пребывания;
  • привлечение широкого круга школьников, к изучению имеющихся музейных экспозиций в Музее компьютерной техники ЦДЮТТ для расширения культурного кругозора и знаний в Московском районе Санкт-Петербурга в различных формах – от знакомства (обзорный экскурсии) до углубленного изучения (тематические), игра по станциям и т.д.
  • поиск заинтересованных педагогов и общественных организаций, их непосредственное участие в пропаганде (просвещении) имеющихся музейных экспозиций, а также участие в совместных мероприятиях;
  • внедрение новых форм в экскурсионную деятельность;
  • разработка экскурсионных программ, сценариев игр для их реализации в игровых программах, во внеурочную (проектную) деятельность, а также разработка методического обеспечения для педагогов ЦДЮТТ;
  • организация и активное участие в районной игровой программы "От музея к музею» и фестивале "Школьные музеи в библиотечном пространстве".

Условия, необходимые для проведения мероприятия, соответствующие задачам Проекта:

В ЦДЮТТ созданы и развиваются мотивирующие интерактивные образовательные пространства: «Музей компьютерной техники», «ЛогикУМ»,

для их функционирования имеются ресурсы: актив Музея компьютерной техники – учащиеся из объединений «Собери компьютер» и «Основы издательского дела», подготовленные кадры - ведущие станций; апробированные сценарии экскурсий, игр, занятий. Материальна – техническая база: компьютерное программное обеспечение с выходом в Интернет, имеется локальная компьютерная сеть, помещения для проведения творческих станций:

Первая зона – «Музей компьютерной техники», где можно познакомиться как с составляющими современного компьютера, так и элементами первых ЭВМ. В рамках короткой экскурсии посетители получают представление об истории создания и устройстве компьютерной техники, об ее основных функциях, о связи развития технического прогресса с компьютерной техникой.

Вторая зона – «Кинозал» для демонстрации видео и фотоматериалов научно-технической направленности, проведения встреч с интересными людьми и организации работы креативной группы.

Третья зона – интерактивное пространство «ЛогикУм» (или «Игровая мастерская») - зона развития интеллекта, логики, творчества, которая включает различные наглядные пособия, устройства, приспособления, демонстрирующие разнообразные оптические, механические и прочие физические эффекты с подробными комментариями к ним, а также мультимедиа компоненты: аудио, видео, анимацию, реализованные с использованием компьютерных технологий созданными силами педагогов и обучающихся объединений ЦДЮТТ.

Организация деятельности в интерактивных пространствах строится по 3 основным направлениям: свободное посещение, экскурсионная или игровая «Игра по станциям» программы.

Основные участники проекта «Игра по станциям» команды учащихся (состав команды – до 7 человек) и педагоги общеобразовательных учреждений.

Ожидаемые результаты проекта игровая программа направлена на популяризацию и привлечение широкого круга школьников, к изучению музейных разделов экспозиции в Музее компьютерной техники ЦДЮТТ, повышения образовательного, общекультурного уровней, а также приобретение новых знаний. Участие в игре оказывает развивающее воздействие на всех ее участников, помогает сплотить команды, коллективно найти оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт для достижения результата, вызывает яркие положительные эмоции: радость, смех.

План мероприятия

  1. Подготовка мероприятия заключается в следующем:
  • Проведение рекламной кампании: объявление о предстоящем мероприятии на сайте ЦДЮТТ, приглашения для коллег (участников городских учебно-методических и районных объединений руководителей музеев государственных образовательных учреждений) и их ребят, информирование ОУ района посредствам электронной почты.

  • Разработка станций, заданий, ребусов и вопросов для станций «ЛогикУМ», «Викторина», подготовка жетонов с цифрами, которые выдаются командам за правильные ответы.

  • Подготовить системные блоки с внутренним содержанием для разбора и сборки ПК, станция «Собери компьютер».

  • Подготовить документацию мероприятия (бейджики, маршрутные листы, оценочный лист – сводная по всем командам, дипломы).

  • Подготовить фото и видео оборудование для проведения съемок.

2. Ход мероприятия.

2.1. Встреча гостей в актовом зале, регистрация участников мероприятия.

2.2. Вступительная часть:

Ведущий: Добрый день, уважаемые гости! Актив Музея компьютерной техники рад вас приветствовать в стенах ЦДЮТТ, и приглашает вас принять активное участие в интерактивной программе «Игра по станциям».

По традиции, в начале игры мы представляем актив Музея компьютерной техники, учащихся ЦДЮТТ, они же ведущие станций, соответственно ее «правила». (Представление Актива Музея компьютерной техники и правил.)

Время игры 1 час, поэтому на прохождение каждой станции отводиться 10 минут (max) с переходами по станциям. Сегодня вас ждут несколько творческих, интеллектуальных заданий, которые будут проходить на 5 станциях: «ЛогикУМ» - решение ребусов, «Викторина» - компьютерной викторины в формате «Своя игра», «Музейная_МКТ» - ознакомительная экскурсия, «Капитан @ К» - конкурс капитанов команд, «Собери компьютер». Команда имеет право выбирает свою тактику выполнения заданий на станциях, но командир несет ответственность за дисциплину в команде.

Итак, мы начинаем наше мероприятие.

2.3. Основная часть – прохождение творческих станций.

        Ведущий: Игра проводится в форме путешествия по станциям, на которых команды выполняют различные творческие и интеллектуальные задания. Капитану команды выдается маршрутный лист, по которому вы отправляетесь на станции в соответствии с маршрутным листом. Тематика заданий связана непосредственно с компьютерными устройствами, их использованием в повседневной жизни. Ведущий станции озвучит задание, даст время на его выполнение и в результате выставит общую сумму баллов за правильные ответы. После прохождения всех станций вас ждет подведение итогов и награждение в актовом зале.

(Если на игру пришли организованные команды, соответственно организаторы заранее знают количество команд, как правило не больше – 5, допустим, на игру пришли ребята из летних оздоровительных детских лагерей, то мы их делим по цвету бейджиков. Количество и состав станций может меняться в зависимости от количества участников и отведенного на игру времени, обязательными являются станции «Музейная_МКТ» и «Ребусы»)

Варианты маршрутных листов, а также подробное описание заданий, выполняемых на станциях представлены в приложение 1 - 2.

После прохождения всех станций команды встречаются вместе в актовом зале. Пока жюри подводит итоги (определяет победителей) – участники смотрят видеоролики созданные учащимися объединения «Видеостудия» о ЦДЮТТ, его деятельности.

        2.4. Подведение итогов. Церемония награждения.

Награждение победителей проходит по максимально набранным баллам.

Командам вручаются дипломы представлены в приложение 3.

На заключительном этапе проходит живое общение, желающие могут написать отзывы и пожелания, получить информацию о планируемых мероприятиях, обменяться контактной информацией и т.д. Материалы, рассказывающие о мероприятии, игре, фотографии участников размещаются в газете ЦДЮТТ «Будни», а также на сайте ЦДЮТТ - http://www.cdutt.ru/mkt/etap_rajonnoj_igrovoj_programmy_ot_muzeya_k_muzeyu.html;

Критерии и показатели эффективности проекта (общественной значимости):

  • заинтересованность педагогов и ребят в реализации проекта;
  • востребованность, наблюдается положительная динамика посещаемости интерактивного пространства детского научно-технического творчества «ЛогикУм» и Музея компьютерной техники;
  • результативность - рост количества проведенных игр, наличие мотивирующей образовательной среды в ЦДЮТТ, для реализации идеи «учение с увлечением»;
  • активность деятельности - создание районного сетевого сообщества по проблематике популяризации музеев ОУ, организация и активное участие в районной игровой программы "От музея к музею» со своим проектом и фестивале "Школьные музеи в библиотечном пространстве";
  • материально-техническое и информационное обеспечение Проекта - удовлетворенность процессом организации Проекта педагогами и обучающимися, а также доступность (отзывы участников проекта);
  •  наличие документальной базы;
  • количество упоминаний о проекте на сайте ЦДЮТТ

Таким образом, практическая значимость данного проекта заключается:

  • проект может быть модифицирован под конкретный Музей и внедрен в образовательную практическую деятельность, а также внеурочную работу ОУ;
  • в возможности непосредственного продуктивного общения детей и взрослых разных из разных образовательных учреждений;
  •  стимулировании детей и подростков на достижение высоких результатов, мотивация на успех, победу.

 

Приложение 1

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга

ЛОГО_МКТМаршрутный лист СОШ №_______________

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга

ЛОГО_МКТМаршрутный лист команда_______________

Название станции

Кабинет

Сумма баллов

на станции

Название станции

Кабинет

Сумма баллов

на станции

«Викторина»

актовый зал

1.

«Викторина»

актовый зал

«ЛогикУМ»

412

2.

«ЛогикУМ»

412

«Собери клавиатуру»

413

3.

«Собери компьютер»

413

«Музейная_МКТ»

414

4.

Веб - тест

«Капитан @ К»

401

5.

«Капитан @ К»

401

6.

«Радист»

306

Приложение 2

Станция «Музейная»

п/п № музейного экспоната

Название

экспоната

Определение

Баллы

52

Монитор

Электролучевая трубка (ЭЛТ)

Устройство, предназначенное для вывода на экран текстовой и графической информации.

1

77

Принтер струйный цветной

(Epson Style Color 1500 формат А 3(4 цв.)

Устройство, позволяющее выводить информацию из памяти компьютера на бумагу.

2

105

Принтер матричный

(D-100m, Польша, 1990)

53

Клавиатура

Близкая родственница пишущей машинки, только клавиш у неё больше и названия у них интересные: алфавитно-цифровые, функциональные, управляющие и дополнительные. Это устройство с помощью которого в вводят текстовую информацию и команды.

1

68

Перфоле́нта

(перфорированная лента)

Впервые они использовались с середины XIX века в телеграфии, отверстия в них располагались в 5 рядов. Устаревший носитель информации в виде бумажной, нитроцеллюлозной или ацетилцеллюлозной ленты с отверстиями.

2

29

30

31

Мышь оптическая

(2 шт.)

Мышь с шаровым приводом

  1. В 1963 году Дуглас Энгельбарт изобрел это устройство, с помощью которого можно манипулировать какими – либо объектами на экране компьютера. Что это?

  1. 2

24

25

Жесткий диск

Винчестер

Копятся данные в этом устройстве,

Запоминать — его главное свойство.

2


Станция «Музейная»

Команда СОШ № ________________

п/п № музейного экспоната

Название

экспоната

Определение

Баллы

Устройство, предназначенное для вывода на экран текстовой и графической информации.

Устройство, позволяющее выводить информацию из памяти компьютера на бумагу.

Близкая родственница пишущей машинки, только клавиш у неё больше и названия у них интересные: алфавитно-цифровые, функциональные, управляющие и дополнительные. Это устройство с помощью которого в вводят текстовую информацию и команды.

Впервые они использовались с середины XIX века в телеграфии, отверстия в них располагались в 5 рядов. Устаревший носитель информации в виде бумажной, нитроцеллюлозной или ацетилцеллюлозной ленты с отверстиями.

  1. В 1963 году Дуглас Энгельбарт изобрел это устройство, с помощью которого можно манипулировать какими – либо объектами на экране компьютера. Что это?

Копятся данные в этом устройстве,

Запоминать — его главное свойство.

ИТОГО

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей научно-технической направленности для обучающихся 5-7 классов "Юный компьютерный пилот"

Процесс стремительного насыщения современного общества техническими средствами массовой коммуникации, и, возрастание роли и места информации в жизни человечества в целом, каждого государства и каждого...

Развитие научно-технического творчества студентов техникума

Статья в которой рассматриваются проблемы и способы активации работы в направлении научно-технического творчества, как средству подготовки высококлассных специалистов. Популяризовать идею техниче...

Научно-технические музеи в Пекине и Сеуле

Внесите разнообразие, сходите в отпуске в музей! Отличные экспонаты, недорогие билеты, место отдыха для всей семьи....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА научно-технической направленности «Основы компьютерной графики и дизайна»

Программа  «Основы компьютерной графики и дизайна» имеет научно-техническую направленность. Ее содержание направлено на систематизацию знаний о современных графических программах, а также п...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА научно-технической направленности «Основы компьютерной графики и дизайна»

Программа  «Основы компьютерной графики и дизайна» имеет научно-техническую направленность. Ее содержание направлено на систематизацию знаний о современных графических программах, а также п...

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Педагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Евпатории Республики

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯПедагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дет...

Об участии во Всероссийском конкурсе «Юные техники XXI века» и конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства « Таланты XXI века» в рамках Международной профильной смены «Юные техники»

Об участии во Всероссийском конкурсе «Юные техники XXI века» и конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства « Таланты XXI века» в рамках Международной профильной смены «Юные т...