Технология игрового обучения в хореографическом коллективе
учебно-методический материал на тему

Алымова Галина Ивановна

Роль игры в  учебном процессе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология игрового обучения в хореографическом коллективе

Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации.

Роль игры в современном учебном процессе достаточно велика.

Игра – один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Она способствует психологической разгрузке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей. Она является прекрасным средством создания атмосферы радости, бодрости, удовлетворения. В играх дети легко усваивают и совершенствуют многие способности и жизненно необходимые навыки. Любая игра имеет свои правила, которые надо соблюдать, поэтому игры укрепляют дисциплину, приучают играющих уважать друг друга, отвечать за свои действия. В играх широко используются ходьба, бег, прыжки – все это оказывает значительное воздействие на органы дыхания, кровообращения и двигательный аппарат.

Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.
          Используются следующие игры:

- игра ролевая – совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли (учителя, ребенка и т.п.) в специально создаваемых ими сюжетных условиях.

- игра предметная – игра с окружающими предметами, в которой ребёнок учится использовать их по прямому назначению.

- игра символическая – игра, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме.

- игра сюжетная – игра, в которой ребёнок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п.

- игры превращения – игра, в которой дети перевоплощаются в животных, птиц и т.д. Они развивают способности овладеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять.

- ритмические музыкальные игры – игры, которые способствуют развитию у детей музыкальности и пластической выразительности. В музыкальных играх дети также создают определенный образ и передают в движении разнообразные чувства.
     Что дает игра детям
?

  • Игра даёт свободу.
  • Игра даёт выход в другое состояние души, снимает то жёсткое напряжение, в котором пребывает ребёнок в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией душевных и физических сил.
  • Игра даёт порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество очень ценно в нашем нестабильном и беспорядочном мире.
  • Игра создаёт гармонию. Формирует стремление к совершенству.
  • Игра даёт возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после игры.
  • Игра даёт физическое совершенствование.
  • Игра даёт развитие остроумия, поскольку процесс игры обязательно предполагает возникновение комичных и смешных ситуаций.
  • Игра даёт развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.
  • Игра даёт радость общения с единомышленниками.
  • Игра даёт умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своём вымышленном мире. Даёт психологическую устойчивость, снимает уровень тревожности.
           Игровые приемы используются в обучении детей различным предметам, в этом смысле занятия с детьми хореографией не являются исключением. Интегрируя богатый мир игр с обучением, педагог приобретает возможность сделать интересным запоминание любых бесполезных с точки зрения ребенка движений, комбинаций, учебных заданий. Организуя в игровой форме, их работу, педагог формирует у детей желание овладеть предлагаемым учебным материалом без усилия с их стороны, принося радость и удовлетворения от их взаимодействия с игрой.
     Процесс игры облегчает процесс запоминания и освоения упражнений учащимися, а также вызывает интерес к занятиям. Танцевальные игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями, создают условия эмоциональной разрядки, улучшают функции внимания.
                Дети очень любят выдумывать. Для того чтобы они могли выразить и проявить себя, им нужно давать как можно больше самостоятельного времени для выдумок и воплощения своих идей, поэтому задача педагога – только направить фантазию и порыв ребенка, а не навязывать ему собственное мнение. Необходимо поощрять их фантазию и выделять «самостоятельное время» для воплощения их идей. Пусть первое время эти танцы могут показаться  плохими и  неинтересными. Но  детям надо дать возможность переболеть этим.  Со временем, если им постоянно показывать, как можно сделать лучше, детям захочется попробовать что-то еще.
              В своей работе технологию игрового обучения я использую в основном  для детей младшего школьного возраста. Эта музыкально-игровая деятельность включает в себя игры на знакомство,  различные задания, упражнения, игровое творчество и является составной частью танцевального занятия подготовительного обучения, разработанного специально для подготовительной группы.
             
    Интегрирование игры и танца дает детям дополнительный стимул, интерес к танцу и вообще к творческому самовыражению. Скучные упражнения после игры, как на занятии, так и вне его, приобретает совсем другой, более богатый смысл. Занимаясь хореографией играя, дети раскрываются, развиваются гораздо легче, осваивая и выполняя задания с удовольствием, увлеченно взаимодействуют друг с другом, что благотворно влияет на будущую результативность.

При реализации игровых технологий на занятии хореографией в сфере дополнительного образования детей необходим учёт следующих требований:

  • Игра проводится в соответствии с уровнем знаний участников и несёт эрудированный характер.
  • Правила игры должны быть разработаны с учётом возрастных, интеллектуальных и индивидуальных особенностей детей и располагать учеников к вовлечению в действие.
  • При разработке игры нужно предусмотреть более лёгкие варианты игры, задания упрощённого характера и усложнённого для учеников с соответствующим потенциалом.
  • Танцевально-хореографические игры должны разрабатываться с учётом предмета и его материала, быть разнообразными, что обеспечивает эффективность работы по изучению хореографии

Игры всегда были и остаются традиционным средством педагогики. А значит, и занятие по хореографии, при определенной фантазии руководителя, тоже может стать увлекательной игрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Освоение современных образовательных технологий на примере технологии игрового обучения.

Сценарий игры по физике "Подумайте и ответьте" для учащихся 7,8 классов Цели: формировать познавательную активность учащихся; заинтересовать ребят историей физики; продолжить формирование и...

Современные технологии игрового обучения

В статье рассматривается специфика современных технологий игрового обучения, возможности их применения, риски и трудности внедрения....

Технология игрового обучения как объективная потребность и ключевое звено в образовательном процессе.

Данная статья посвящена проблеме образования, а именно современным педагогическим технологиям. Среди наиболее важных и эффективных технологий была выделена игра. Рассмотрены основные положения и...

Технология игрового обучения как объективная потребность и ключевое звено в образовательном процессе.

Данная статья посвящена проблеме образования, а именно современным педагогическим технологиям. Среди наиболее важных и эффективных технологий была выделена игра. Рассмотрены основные положения и...

Применение инновационных технологий в образовательной деятельности хореографического коллектива

«Расскажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню,Дай мне попробовать, и я научусь»Древняя китайская пословица Для создания  условий  раскрытия и развития творческого потенциала реб...

Урок русского языка в 7 классе Тема: «Страдательные причастия настоящего времени» урок сочетает в себе ряд технологий: диалоговая, технология игрового обучения, здоровьесберегающие, компьютерные

    Данный урок в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Причастие» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, ...