Технология игрового обучения как объективная потребность и ключевое звено в образовательном процессе.
статья по английскому языку по теме

Охман Ярослава Сергеевна

 

Данная статья посвящена проблеме образования, а именно современным педагогическим технологиям. Среди наиболее важных и эффективных технологий была выделена игра. Рассмотрены основные положения и мнения известных педагогов и мыслителей по данному вопросу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я. С. Охман

ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ И КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Данная статья посвящена проблеме образования, а именно современным педагогическим технологиям. Среди наиболее важных и эффективных технологий была выделена игра. Рассмотрены основные положения и мнения известных педагогов и мыслителей по данному вопросу.

Человеческая культура возникла

и развертывается в игре, как игра.

И. Хейзинга

Понятие «технология обучения» сегодня рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения материала за счет взаимодействия технических и человеческих ресурсов с главной задачей оптимизации форм образования [1, c.178].

С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения учебной информации, а с другой, это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых средств. Педагогическое совершенство учителя заключается в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с образовательными критериями и задачами. Структурными составляющими технологии обучения являются:

 - цели обучения;

 - содержание обучения;

 - средства педагогического взаимодействия;

 - организация учебного процесса;

 - результат деятельности [1, c. 180].

Понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «методика обучения». Технология отвечает на вопрос «Как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом?» [2]. Проектирование педагогической технологии требует оптимального изучения индивидуальных особенностей личности и отбора соответствующих видов деятельности для каждого возрастного этапа и уровня подготовки обучающихся.

В настоящее время  система образования претерпевает существенные изменения, дополнения и поправки, в результате чего увеличивается и число педагогических технологий в соответствии со временем и потребностями общества.

В педагогической литературе существует множество классификаций педагогических технологий таких авторов как: В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко, Т. Н. Шамовой, Т. Н. Давыденко, Л. С. Выгодского, Д. Б. Эльконина, Г. К. Селевко и др. В данной статье я бы хотела обратить особое внимание на такую педагогическую технологию как игра.

Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет.

Проблема игры, по одной из концепций, возникла как слагаемое проблемы досуга людей в силу многих тенденций как религиозного и социально – экономического так и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, и имели они религиозно-политическое значение [1, c. 202].

В советское время сохранение и развитие традиций игровой культуры народа начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое богатство общества.

В мировой педагогике игра рассматривается как любое состязание или соревнование между играющими, действия которых ограничены определенными условиями и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, приз) [3, c. 176].

Следует помнить, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. Зарубежные мыслители и исследователи также внесли свой вклад в развитие данной технологии (К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, З. Фрейд и др.)

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

 - развлекательную;

 - коммуникативную;

 - игро – терапевтическую (преодоление различных трудностей);

 - диагностическую (самопознание в процессе игры);

 - функцию коррекции (внесение положительных изменений в структуру личности);

 - социализацию (усвоение норм человеческого бытия) [4, c. 29].

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову):

  1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка и ради его удовольствия от самого процесса деятельности;
  2. творческий, активный характер этой деятельности;
  3. эмоциональная окрашенность деятельности, соперничество, конкуренция и т.п.;
  4. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую или временную последовательность ее развития.

В структуру игры как процесса входят  роли, взятые на себя играющими и игровые действия, средство реализации этих ролей  и замещения реальных предметов игровыми, условными, а так  же реальные отношения между игроками  и сюжет – область действительности, условно воспроизводимая в игре. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

В современной школе, где основной акцент делается на активизации и интенсификации учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

 - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

 - в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

 - в качестве внеклассной работы.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и определенным педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности [5, с. 31].

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и квалификации педагогических игр.

Сначала следует разделить игры по виду деятельности на физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются группы игр, такие как:

А) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

Б) познавательные, воспитательные и развивающие;

В) репродуктивные, творческие;

Г) коммуникативные, профориентационные и др.

Типология педагогических игр по характеру игровой методики очень обширна, но вот важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.

Для специфики игровой технологии важное место занимает игровая среда. Различают игры с предметами и без, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения. Каждая из игровых методик обладает своими преимуществами и обеспечивает определенное развитие обучающихся. Важно правильно понять игровую методику и обеспечить комфорт и ясность для обучающихся при ее применении [5, c. 32].

Сложность определяется многообразием форм игры, способов в них участия партнером и алгоритмами проведения игры. Социокультурная природа игры делает ее незаменимым элементом обучения. В процессе игры:

 - осваиваются правила поведения и роли в них социальных групп класса;

 - рассматриваются возможности коллективов, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;

 - приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;

 - накапливаются культурные традиции при участии наглядных пособий, учебников, компьютерных технологий, подготовленных участниками, учителями [ 3, c. 187].

Как и любая технология, игра обладает рядом особенностей. Одна из наиболее важных является то, что данный вид деятельности остается актуальным на протяжении почти всех возрастных периодов, начиная от младшего школьного возраста и заканчивая старшим школьным возрастом. Особенно эффективно данная технология проявляет себя в дошкольном возрасте. Через игру дети дошкольного возраста лучше и глубже познают культуру своей страны, знакомятся с ролевыми играми и процесс обучения проходит успешнее и продуктивнее.

Игровые формы обучения как никакая другая технология способствуют использованию различных способов мотивации.

  1. Мотивы общения:
  1. Учащиеся, совместно решая игровые задачи, учатся общаться, учитывать мнение товарищей;
  2. Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.
  1. Моральные мотивы:
  1. В игре каждый ученик может проявить себя свои знания, умения, волевые качества, свое отношение к деятельности.
  1. Познавательные мотивы:
  1. Каждая игра стимулирует учащегося к достижению цели и осознанию пути достижения цели;
  2. В игре все участники равны. Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений;
  3. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса;
  4. Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей [1, c. 209].

Для того чтобы правильно выбрать игру необходимо учитывать потребности ребенка, его способности, а также определить что необходимо ребенку, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра планируется в коллективе, то необходимо хорошо знать, каков состав учащихся, их интеллектуальное развитие, физическая подготовка, особенности возраста, интересы, уровни общения и прочее. Выбор игры, кроме всего, зависит и от времени и места ее проведения, от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе.

Для того, чтобы достичь успеха при использовании игровой технологии, необходимо развить прежде всего игровую ситуацию в коллективе, так сказать заинтересовать учащихся. В связи с этим, перед учителем стоят следующие задачи:

 - стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста учащихся;

 - ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил.

  1. Предварительная подготовка. Должны быть заранее распределены роли, что стимулирует познавательную деятельность.
  2. Обязательные атрибуты игры: оформление, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и  будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
  3. Обязательное оглашение результата игры.
  4. Состав жюри.
  5. Обязательные игровые моменты необучающего характера (спеть песню, изобразить фигуру) для переключения внимания и снятия напряжения.

Главное – уважение к личности ученика, не убить интерес к игре. Конфуций сказал: «Учитель и ученик растут вместе».

Прежде чем применять ту или иную технологию, необходимо изучить все ее особенности ее направления, цели, каким педагогическим концепциям соответствует, какие задачи она может помочь решить в определенных условиях. Недаром говорят: учитель, освоивший педагогическую технологию, - это человек, владеющий педагогическим мастерством.

Библиографический список

  1. Кукушин В. С. Теория и методика обучения Ростов на Дону «Феникс», 2005, с. 178.
  2. Педагогический словарь ЮНЕСКО http://enc-dic.com/pedagogics/JUNESKO-1453.html
  3. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе ис-следования / М. В. Кларин. – Рига : Эксперимент, 1995. - 176 с. - (Развивающее обучение).
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1998, с. 29.
  5. Ермоленко В. Моделирование инновационной деятельности педагогов по совершенствованию содержания образования / В. Ермоленко // Учитель : проф. пед. журн. - М., 2006. – N 5. - C. 30-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Освоение современных образовательных технологий на примере технологии игрового обучения.

Сценарий игры по физике "Подумайте и ответьте" для учащихся 7,8 классов Цели: формировать познавательную активность учащихся; заинтересовать ребят историей физики; продолжить формирование и...

Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"

Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...

Технология игрового обучения как объективная потребность и ключевое звено в образовательном процессе.

Данная статья посвящена проблеме образования, а именно современным педагогическим технологиям. Среди наиболее важных и эффективных технологий была выделена игра. Рассмотрены основные положения и...

Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности

Важным в определениях здоровья считается отношение к нему самого человека, как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.Именно поэтому любое общеобразовательное у...

РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ВКЛЮЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВСЕХ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ

Презентация по предмету "Английский язык". Организация учебной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной и основной школе. Представление опыта учителя....

Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности

Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности          Здоровье – бесценное досто...

«Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности»

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – ...