Главные вкладки

    Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности
    материал

    Киселева Ирина Валентиновна

    Важным в определениях здоровья считается отношение к нему самого человека, как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.
    Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_potrebnosti_zdorovogo_obraza_zhizni.docx30.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление

    на августовском секционном объединении

    учителей физической культуры и ОБЖ

    по теме: «Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и

    внеурочной деятельности»

    Подготовил: учитель физической культуры и ОБЖ

    СП МБОУ «ДракинскаяСОШ»вс.Никольское

    Киселева И.В.

    Август 2019 год

    Формирование потребности здорового образа жизни : возможности образовательного процесса и внеурочной деятельность.


    Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.
    Важным в определениях здоровья считается отношение к нему самого человека, как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.
    Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
    Вокруг детей необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями здорового образа жизни. Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся неотъемлемой частью жизни людей.При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
    За частую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что:
    во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций,
    во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.
    Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: «Трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным».
    Исходя из этого, уроки оздоровительно-педагогического характера(физическая культура, внеурочная деятельность) должны быть систематичными и комплексными, вызывать у учащихся положительные эмоциональные реакции.

    Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями и школой.

    Здоровый образ жизни школьника включает:

    правильное питание

    занятие физическими упражнениями

    закаливание

    соблюдение режима дня

    соблюдение норм гигиены

    отказ от вредных привычек.

    Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности.Правильное питание школьника должно быть:

    соответствующим возрасту;

    желательно четырехразовым;

    сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;

    полностью обеспечивать энергетические затраты организма.

    У большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы. Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни (как он относится к своему здоровью). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50%. Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать прежде всего на общую культуру детей. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение).

    Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток.

    Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма.

    Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. В конечном счете соблюдение режима дня способствует и укреплению здоровья.

    Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.

    Режим дня школьников включает следующие компоненты:

    учебные занятия в школе;

    учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);

    сон;

    питание;

    занятия физическими упражнениями;

    отдых;

    занятия в свободное время.

    Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требует усиленной работы.

    Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка.

    Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности.

    Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).

    Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня.

    Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.

    Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

    В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия – круг интересов детей весьма широк. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время.

    Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность в сне составляет:в 10-12 лет – 9-10 часов,в 13-14 лет – 9-9,5 часов, в 15-16 лет – 8,5-9 часов.

    Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это может привести к расстройству выработанного режима в деятельности организма ребенка.

    Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

    Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать...Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

    Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.

    По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

    Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное — это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

    Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка».К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое.

    Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.

    Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.

    По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает.

    В последнее время  средства массовой информации активно поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодого поколения.

    У большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы. Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности), но и от образа жизни (как он относится к своему здоровью). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 %. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным «формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо учить. Почему санитарно-гигиеническое просвещение оказывается не всегда эффективным? Дело в том, что вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, способны не все. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно: важны соответствующие мотивы. Но у взрослого человека такие мотивы сформировать очень сложно. Кроме того, вредные для здоровья особенности поведения людей имеют важную черту: будучи вредными на перспективу, в каждый данный момент они связаны с определенным удовольствием. Переедаем, потому что приятно съесть побольше, двигаемся мало, т. к. хочется полежать и т. п. Болезненные нарушения в организме, связанные с неправильным образом жизни, возникают лишь постепенно и накапливаются незаметно. Таким образом, отказ от вредных привычек связан с сиюминутным отказом от привычных удовольствий, а польза от этого отказа прогнозируется только в далеком будущем. 

    С курением связана каждая пятая смерть в мире, а для людей, старше 35 лет – каждая четвертая. Курение является главной причиной неврозов у подростков. Они становятся раздражительными, вспыльчивыми, появляется рассеянность, ослабевает внимание, ухудшается память. Табачный дым страшен не только для самого курильщика, но и для тех, кто находится рядом с ним. Вероятность заболеть раком легких у постоянно контактирующих с табачным дымом некурящих людей несколько ниже, чем у курильщиков, но намного выше, чем у людей, дышащих чистым воздухом.

    Пожалуй, самой страшной ценой за любовь к сигарете являются раковые заболевания, которые заканчиваются мучительной смертью. Вот данные Всемирной организации здравоохранения:

    Курение убивает 6 человек в минуту.

    Выкуривание 20 сигарет в день ведет к увеличению хрупкости ваших костей.

    Курение увеличивает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.

    Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью, но давайте

    Говорят, первоначальное знакомство с табаком всегда болезненно. Но что же побуждает начинающего курильщика преодолеть неприятные ощущения и заставить себя продолжать?

    Прежде всего – это подражание.

    Подражание во – первых, умышленное ; во – вторых – нравящемуся человеку (во всём ) и в третьих – неосознанное. Так, если курят родители, курение настолько входит в обиход данной семьи, что ни для взрослых, ни для детей уже не существует вопроса – курить или не курить, вопрос лишь в том, когда начать.

    Следующая группа мотивов – стремление к взрослости. Курение становится также и одним из способов самоутверждения. Есть ещё один мотив – стремление всё в жизни испробовать.

    Что же способствует распространению курения? Прежде всего -  это пример родителей и других взрослых.

    Распространению курения способствует и снисходительное к нему отношение окружающих, и доступность табачных изделий, и наконец, их достаточно эффективная реклама, их привлекательная упаковка и привлекательные названия. Пожалуй, только качество оформления вино-водочных изделий как – то может конкурировать с качеством оформления табачных изделий – все остальные товары  остаются далеко позади.

    Дети и наркотики.… Это одно из самых страшных явлений в современном обществе. Как показывают статистические данные, именно с наркотиками связанно огромное количество несчастий – смертей и преступлений. Как известно – наркомания – это самая настоящая болезнь. И как любую болезнь, наркоманию надо начинать лечить как можно раньше. Принимать наркотики чаще всего начинают именно подростки, поэтому любой родитель должен быть хорошо осведомлен о том, каковы же признаки наркомании у подростков. И даже в том случае, если ваш ребенок растет абсолютно тихим и беспроблемным ребенком, не стоит упускать из вида данную информацию.

    Очень широко распространено заблуждение о том, что наркомания – это удел детей из неблагополучных, необеспеченных материально семей. К огромному сожалению, ни родительская любовь и ласка, ни полный материальный достаток не могут служить гарантией того, что ребенок никогда не заинтересуется и не попробует наркотики. Существует три главных признака изменения поведения ребенка, которые достаточно достоверно свидетельствует о проблеме с наркотиками:

    Возникновение у ребенка резких и ничем не объяснимых перепадов настроения, которые нельзя объяснить реальными событиями, происходящими с ребенком.

    Со стороны зачастую перепады настроения выглядят крайне странным образом – ребенок может испытывать безудержное веселье, фонтанировать безудержной энергией и оптимизмом, а уже через несколько минут впадать в состояние апатии и полного безразличия ко всему происходящему вокруг, а порой даже впадать в депрессию. Однако ни в коем случае нельзя путать эти перемены в настроении с той естественной эмоциональной нестабильностью, которая присуща всем детям, находящимся в переходном возрасте. Перемены в настроении, связанные с наркоманией, всегда беспричинные и не имеют под собой никакого основания.

    Не менее достоверный и тревожный признак того, что ребенок начал принимать наркотики – это нарушение привычного для ребенка ритма сна. Зачастую в дневное время ребенок очень вял, его движения замедлены, речь сонного человека. А к вечеру ребенок начинает совершать достаточно энергичные действия, может не спать ночами на пролет, слушая музыку или просиживая за компьютером. На следующий день ситуация повторяется. В том случае, если ваш ребенок по своей натуре сова, картина может быть абсолютно противоположной – в вечернее время, когда обычно ребенок активен, он спит, а в утренние часы активен и бодр.

    Не менее достоверным показателем, при наличии двух вышеназванных, является внезапное изменение аппетита, не связанное с физиологическими особенностями подростка и резким скачком роста. Неделями подряд ребенок может практически полностью отказываться от еды, совершенно не ощущая чувства голода. А потом, внезапно, у него появляется просто «волчий» аппетит – ребенок ест практически все, не обращая внимания на свои вкусовые предпочтения, причем порции увеличиваются в разы. Если ваш ребенок пришел с прогулки и с патологической жадностью набросился на еду, и такое вы замечаете не раз – вам стоит насторожиться. Чаще всего подобное повышение аппетита наступает после выхода из состояния наркотического опьянения, вызванного употреблением анаши. Первое время ребенок не станет приходить домой, находясь в состоянии наркотического опьянения. Это время он будет пережидать вне дома, а домой возвращаться именно после выхода из данного состояния, в то время, когда повышается аппетит. 

    Внеурочная деятельность


    1.При составлении программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления необходимо учитывать три взаимосвязанных аспекта формирования культуры ЗОЖ:
    - воспитательный, состоящий в воспитании у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, понимании ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать ЗОЖ;
    - обучающий, состоящий в обучении школьников нормам ЗОЖ, приемам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развития таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность и др.), а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению;
    - непосредственно оздоровляющий, состоящий в профилактике наиболее широко распространенных заболеваний, а также улучшении через это таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.


    2. Учителю на занятиях внеурочной деятельности по формированию ЗОЖ необходимо не только давать доступные и понятные знания о значении здоровья для человека, но и вносить в повседневную жизнь обучающихся элементы ценностного отношения к здоровью. Прививать им полезные привычки и навыки – иначе говоря, способствовать формированию у обучающихся культуры здоровья.


    3. Для формирования устойчивого ценностного отношения к собственному здоровью у школьников необходимо проводить такие формы работы как дискуссии, ролевые игры, конкурсы творческих работ, проектная деятельность, групповая и индивидуальная профилактика вредных привычек; организация физкультурно-оздоровительных мероприятий. В результате таких насыщенных и интересных занятий у них формируется положительная мотивация к соблюдению правил ЗОЖ.


    4.  Школьникам важно сообщать знания о пользе занятий физическими упражнениями, о значении правильной осанки и носового типа дыхания, о технике двигательного действия. Обучающиеся должны приучаться к соблюдению режима дня, усваивать сведения о вредных привычках, возможных угрозах здоровью, знать о пользе и вреде различных пищевых продуктов, необходимости чередования двигательной активности и отдыха, основных требованиях к активной двигательной деятельности, учёбе и отдыху. Эти сведения формируются у детей совместными усилиями учителя начальной школы, учителя физического воспитания и родителей в процессе физкультурных занятий, проведения спортивных праздников, дней здоровья, игровой деятельности.


    5. Регулярно проводить мероприятия по профилактике безопасной жизнедеятельности, так как школьник должен быть подготовлен к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями с целью сохранения его здоровья.


    6. Систематически проводить просветительскую работу с родителями, привлекать родителей к совместной работе с детьми в реализации программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Проводить совместные праздники здоровья, туристские слеты, спортивные соревнования и оздоровительные мероприятия, которые оказывают огромное значение на формирование как культуры ЗОЖ, так и положительное отношение к спорту и занятиям физкультурой.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни участников образовательного процесса

    В данной работе Вы узнаете, как сформировать культуру здорового образа жизни учеников....

    Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

    Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 23 г. Орла....

    Доклад на тему "Здоровье и здоровый образ жизни участников образовательного процесса"

    В докладе затронуты вопросы сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогов. Также раскрыты причины возникновения проблем со здоровьем и даны рекомендации по сохранению и восстановлению здоро...

    ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В статье говорится о важности формирования здорового образа жизни школьников в нашем современном мире. Эта необходимость возрастает с каждым годом. Школа и учителя должны понимать и взаимодействовать ...

    «Изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеурочную деятельность по физической культуре в школе »

    В практической работе учителю необходимо умело организовать внеклассные направления ФВ в школе. Интенсификации учебного процесса по физическому воспитанию отводиться особое место в улучшении физическо...