ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

Боричева Ольга Игоревна

В статье говорится о важности формирования здорового образа жизни школьников в нашем современном мире. Эта необходимость возрастает с каждым годом. Школа и учителя должны понимать и взаимодействовать для правильного формирования культуры здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh_2018_boricheva_statya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Боричева Ольга Игоревна

г. Вологда, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

E-mail: olk6239@yandex.ru

В современном обществе с увеличением темпов жизни, ростом информационных перегрузок, ухудшением экологии приобретает значимость формирование культуры здорового образа жизни.  Данная проблема актуальна для любого возраста, но особенно беспокоит, если затрагивает детей младшего школьного возраста. Здоровое детство является залогом развития цивилизованного общества [2]. В начальной школе происходит физическое, духовное и нравственное развитие обучающихся, поэтому процесс формирования здорового образа жизни тесно связан с педагогическим процессом. Так, в соответствии стандартам второго поколения, школа и учителя должны охранять и укреплять здоровье обучающихся как на уроках так и во внеурочной деятельности.

Целью нашего исследования является обоснование психолого-педагогических условий формирования культуры здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности.

Раиса Николаевна Терехина – доктор педагогических наук, судья международной категории, сформулировала понятие культуры здорового образа жизни как отношение личности к гармоничным проявлениям основных компонентов данной культуры, которые отражают объективные требования биологической программы развития человека  в соответствии с  его духовными и физическими потребностями [1]. Как показал анализ научной литературы, к данным компонентам можно отнести мотивационный, когнитивный, поведенческий и компонент, включающий анатомо-физиологические показатели.

Гипотеза исследования: специально разработанная программа внеурочной деятельности является эффективным условием формирования культуры здорового образа жизни младших школьников.

Для проверки данной гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование в мае 2018 года. База исследования: БОУ СМР «Кадниковская СОШ» г. Кадников, Вологодская область. В исследовании принимали участие два класса. В количестве 57 учащихся вторых классов. Возраст младших школьников 8-9 лет.

В начале исследования мы определили уровень сформированности компонентов  культуры здорового образа жизни младших школьников. С помощью методики «Гармоничность образа жизни младших школьников» (Н.С. Гаркуша) замерили уровень сформированности мотивационного компонента и получили результаты: у 28% высокий уровень (16 человек), у 42% средний уровень (24 человека), у 30 % низкий уровень (17 человек). С помощью методики «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятиях» (Н.С. Гаркуша), замерив уровень сформированности поведенческого компонента, выявили следующие данные: у 23% высокий уровень (13 человек), у 44% средний уровень (25 человек), у 33% низкий уровень (19 человек). С помощью методики «Знания о здоровье» (Ю.В. Вивич) продиагностировали уровень сформированности когнитивного компонента: у 30% высокий уровень (17 человек), у 47% средний уровень (27 человек), у 23% низкий уровень (13 человек).

После этого при помощи U-критерия Манна-Уитни мы доказали эквивалентность групп. В качестве экспериментальной группы выступил 2«А» класс (30 обучающихся), а в качестве контрольной – 2«Б» класс (27 обучающихся).

После этого с сентября 2018 года в экспериментальной группе мы реализовывали программу «Культура здорового образа жизни» из 16-ти внеурочных занятий по 40 минут 1 раз в неделю.  Структура занятий включала вводную и основную части и этап рефлексии. Программа включала в себя тематические разделы:

1. «Гигиена важна, она всем нужна».

2. «Питание - залог здоровья».

3. «Учимся планировать режим дня».

4. «Душа тоже должна быть здоровой».  

По окончании реализации программы был проведен повторный замер уровня сформированности культуры здорового образа жизни младших школьников.

Были получены следующие результаты: в экспериментальной группе по мотивационному компоненту высокий уровень у 19 человек, средний у 6 человек, низкий у 5 человек; по поведенческому компоненту высокий уровень у 14 человек, средний у 10 человек, низкий у 6 человек;  по когнитивному компоненту высокий уровень у 18 человек, средний у 8 человек, низкий у 4 человек.  

В контрольной группе по мотивационному компоненту выявлены высокий уровень у 9 человек, средний у 12 человек, низкий у 6 человек; по поведенческому компоненту высокий уровень у 10 человек, средний у 11 человек, низкий у 6 человек;   по когнитивному компоненту высокий уровень у 10 человек, средний у 12 человек, низкий у 5 человек.

Применение U-критерия Манна-Уитни показало неэквивалентность экспериментальной и контрольной групп по исследуемому признаку. При помощи G-критерия знаков были доказаны достоверные сдвиги в экспериментальной группе. В контрольной группе значительных изменений не выявлено.  На основе итоговой диагностики делаем вывод о том, что специально разработанная программа является эффективным условием для формирования культуры здорового образа жизни младших школьников.

  1. Терехина, Р.Н. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта / Р.Н. Терехина // Компоненты основ культуры здорового образа жизни. – 2009. – № 12. – С. 78-82.
  2. Фомина, Т.А. Молодой учёный / Т.А. Фомина // Формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников. – 2016. – № 15. – С. 517.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников

Проект направлен на воспитание и развитие обучающихся на основе здоровьесберегающих знаний, умений и навыков...

Организация системной деятельности в области охраны и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни для обеспечения успешной социализации обучающихся

В статье отражена система работы педагогического коллектива во главе с директором по созданию здоровьесберегающей среды образования с использованием передовых образовательных технологий...

Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни

Проект молодых педагогов " Шагни за горизонт" в номинации " Краевидение" по теме " Cбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни". Проект раскрывает формы и методы применения здор...

Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности

Важным в определениях здоровья считается отношение к нему самого человека, как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.Именно поэтому любое общеобразовательное у...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности

Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности          Здоровье – бесценное досто...

«Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса и внеурочной деятельности»

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – ...