Главные вкладки

    Организация системной деятельности в области охраны и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни для обеспечения успешной социализации обучающихся
    статья на тему

    Орлов Виктор Фёдорович

    В статье отражена система работы педагогического коллектива во главе с директором по созданию здоровьесберегающей среды образования с использованием передовых образовательных технологий

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_direktora.docx44.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация системной деятельности в области охраны и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни

     для обеспечения успешной социализации обучающихся

    (Орлов В.Ф., директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»

    на республиканском семинаре педагогических работников образовательных организаций Республики Татарстан)

            Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, обучающихся и населения, формирования у них культуры здоровья – одна из самых актуальных на сегодняшний день в России. Она имеет стратегический характер, поскольку снижение духовного и физического потенциала нации ведёт к ослаблению ресурса экономического развития страны и утрате национальной безопасности.

            Сохранение и укрепление здоровья, увеличение продолжительности активной творческой жизни, улучшение качества жизни во многом зависит от формирования у обучающихся мотивации и создания условий к ведению здорового образа жизни.

            По данным ФГБУ  «Научный центр здоровья детей» Российской академии медицинских наук, состояние здоровья современных школьников за период обучения в основной школе ухудшается. Так количество абсолютно здоровых школьников снизилось с 4,3% до 0,7%; численность учащихся, имеющих только функциональные отклонения (II группа здоровья), уменьшилось с 44,5% до 32,8%. Возросло количество детей страдающих хроническими заболеваниями в стадии компенсации (III группа здоровья) с 51,3% до 62,5% и хроническими болезнями в стадии субкомпенсации (IV группа здоровья) с 0 до 4%.

            По статистике, в структуре заболеваемости детского населения пять первых ранговых мест принадлежат заболеваниям органов дыхания, пищеварительной системы, нарушениям слуха и зрения, а также последствиям травматизма.

            По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда содержит факторы риска нарушений здоровья, которые создают у школьников постоянные стрессовые нагрузки, способствуют развитию хронических болезней.

            Наша школа почти 20 лет, (с 1998 года), работает в области здоровьесбережения учащихся. В 2009 году мы приняли новую редакцию программы «Здоровье». В программе обозначены:

    1. кадровые ресурсы;
    2. методические;
    3. материально-технические;
    4. информационные.

    Цель программы «Здоровье»:

    1. Предотвратить развитие начальных форм патологии у детей.
    2. Повысить сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
    3. Устранить ряд учебных факторов риска для поднятия уровня работоспособности и повышения продуктивности обучения.

    В школе созданы условия для сохранения и укрепления

    здоровья обучающихся, суть которых заключается в ряде необходимых компонентов:

            - соблюдение санитарно-гигиенических требований к состоянию внутришкольной среды и организации учебного процесса;

            - проведение физкультурно-оздоровительной работы;

            - соблюдение рационального режима дня школьников;

            - организация квалифицированной медицинской и психологической помощи школьникам;

            - мониторинг состояния здоровья учащихся;

            - организация качественного горячего питания детей;

            - организация работы по формированию ценности здоровья и ЗОЖ среди учащихся, педагогов, родителей.

            Для достижения поставленных целей мы начали с подготовки кадровых ресурсов. В нашей школе есть педагог-валеолог, педагог- психолог, 20 классных руководителей прошли курсы АНО «Межрегионального центра обучению здоровью» «Интерактивные методы в обучении здоровью». Полученные знания активно применяют на своих уроках. Для проведения тематических классных часов, бесед, декад приглашаются родители-медики, врач наркологического диспансера Жукова И.В., специалисты центра профилактики (Сундукова Р.Ф.) и врачи ДГБ № 2.

            Педагог-психолог проводит коррекционную работу по программам: «ИБИС» - игровое биоуправление и саморегуляция, «Тренинг готовности к экзаменам».

            В 2009 году школа успешно прошла лицензирование медицинского кабинета. Наш медицинский кабинет оснащен компьютером и всем необходимым оборудованием, инструментарием и материалом для оказания своевременной медицинской помощи.

            В медицинском кабинете по назначению врача можно принимать сеансы ингаляции, как восстановительное лечение или профилактическое лечение хронических заболеваний носоглотки. А в период адаптации ученики 1-х классов принимают витамины «Ревит», также во время эпидемии ОРВИ, гриппа ученики начальной школы принимают витамины, а учебные классы всей школы дезинфицируются раствором настойки эвкалипта, луком, чесноком.

            С целью профилактики нарушения осанки для учащихся начальной школы педагогом-валеологом проводятся занятия лечебной физкультуры. Кабинет ЛФК оснащен шведской стенкой, массажной кушеткой, музыкальным центром, люстрой Чижевского и спортивным инвентарем, а также тремя велотренажерами. Для профилактики вирусных инфекций во время занятий ЛФК проводится сеанс аэрофитотерапии с помощью ультразвукового ингалятора «Вулкан- 1-1» с применением настойки эвкалипта.

            В 2014 году мы открыли диагностический кабинет, где имеется аппарат Армис. С его помощью можно не только снимать антропометрические показания у учащихся, но измерить давление, снять кардиограмму и т.д. Это позволяет проводить мониторинг состояния здоровья детей и взрослых.

            Организация физкультурно-оздоровительной работы является важным фактором здоровьесберегающей деятельности в современной школе. Спортивные залы – большой и малый, зал хореографии, 2 спортивные площадки, футбольное поле, хоккейный корт – это все для проведения уроков физкультуры, кружков и спортивных секций для профилактики нарушения осанки, гиподинамии и укрепления здоровья учащихся. Занятия проводятся учителями физкультуры, тренерами ДЮСШ-1. В школе уже стало традицией проводить День Здоровья с походом в лес, «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты», принимать активное участие в спортивных мероприятиях, как для учащихся, так и педагогов. В 2014 году в школе был проведен капитальный ремонт (35 млн. руб.). Это позволило создать более комфортные условия для обучения школьников.

            Классы оснащены необходимым оборудованием, соответствующим санитарно-гигиеническим требованиям. Ведется контроль за соблюдением всех режимных моментов – утренняя зарядка, физкультминутки, горячее питание (в начальной школе- 2-х разовое + молоко), проветривание, влажные уборки, освещенность.

            Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важнейших условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению.

            Школьное меню подверглось основательному регламенту. Теперь в школах формируется примерное двух недельное меню, в котором не допускается повторение одних и тех же блюд в один и тот же день или в последующие 2-3 дня. Меню разрабатывается в соответствии с потребностью детей разных возрастных групп в питательных веществах и калорийности суточного рациона. Правильно организованное питание школьника является залогом его успеваемости и здоровья. По итогам прошлого учебного года охват горячим питанием школьников на территории города Нижнекамска составил 90%, в Нижнекамском районе- 100%, а в нашей школе – 93%.

    Общая заболеваемость по школе

     

    Показатели

    2010

    2011

    2012

    2013

    2014

    Общая заболеваемость

    53,6

    66,8

    53,6

    57,7

    58,9

    Индекс здоровья

    55

    62

    66,7

    65

    67,8

    По группам здоровья

    Группа здоровья

    2010

    2011

    2012

    2013

    2014

    I

    10,6%

    10,1%

    7,8%

    8,2%

    10,5%

    II

    75,8%

    78%

    77,1%

    81,1%

    78,8%

    III

    13,2%

    11,6%

    14,3%

    9,9%

    10%

    IV

    0,4%

    0,3%

    0,8%

    0,8%

    0,7%

    По отдельным видам заболеваний

    Заболевания

    2010

    2011

    2012

    2013

    2014

    Заболевания ЖКТ

    3,2%

    4,6%

    4,8%

    4,5%

    3,7%

    Заболевание органов дыхания

    0,4%

    1,0%

    3%

    -

    2,6%

    Нарушение зрения

    16,7%

    13%

    8,7%

    11%

    9,4%

    Нарушение осанки

    12,4%

    11,7%

    12,4%

    10,6%

    10,4%

    ОРЗ

    18,6%

    30,3%

    31%

    29,5%

    41%

    По видам заболеваний учащихся 4-ой параллели за три года,

    2014-2015 учебного года

    4А класс

    4Б класс

    4В класс

    4Г класс

    1кл

    2кл

    3кл

    1кл

    2кл

    3кл

    1кл

    2кл

    3кл

    1кл

    2кл

    3кл

    Нарушение

    зрения

    2

    2

    2

    2

    6

    6

    2

    2

    1

    5

    5

    1

    Нарушение осанки

    2

    2

    2

    2

    3

    2

    0

    2

    1

    2

    2

    1

    ОРЗ, ОРВИ

    2

    3

    0

    7

    10

    9

    2

    3

    5

    1

    10

    9

    По видам заболеваний учащихся 2-ой параллели за два года,

    2014-2015 учебного года

    Заболевания

    2А класс

    2Б класс

    2В класс

    2013

    2014

    2013

    2014

    2013

    2014

    органов пищевания

    2

    2

    0

    0

    1

    0

    органов дыхания

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    нарушение зрения

    6

    4

    2

    3

    0

    0

    нарушение осанки

    3

    3

    0

    2

    0

    0

    По видам заболеваний учащихся 1-ой параллели,

    2014-2015 учебного года

    Заболевания

    1 А

    1 Б

    1 В

    органов пищевания

    2

    0

    0

    органов дыхания

    0

    0

    0

    нарушение зрения

    2                                                                                        

    0

    0

    нарушение осанки

    1

    0

    1

    Мониторинг эмоционального состояния учащихся

            В процессе внедрения системы В.Ф.Базарного проводилась диагностика эмоционального состояния учеников при помощи методики М.Люшера. Для анализа использовался показатель СО (суммарное отклонение от аутогенной нормы). Этот показатель нервно-психического благополучия человека. Чем меньше становится СО, тем ниже его нервно-психическая напряженность, выше оптимистический настрой, самоконтроль. В экстремальных ситуациях

    - лучше мобилизация сил и сосредоточенность на выполнении различных задач.

            Измерения по методике М.Люшера проводились ежемесячно в экспериментальных (обучающихся по системе В.Ф.Базарного) и контрольных (обучающихся по традиционной системе) классах.

    Категория

    Класс

    СО1

    СО2

    Положительная динамика состояния

    Примечание

    Экспериментальный

    15,3

    14,8

    + 0.5

    1 год обучения по системе В.Ф.Базарного

    19,4

    11,3

    + 8,1

    3 года обучения по системе В.Ф.Базарного

    16,1

    12,2

    + 3,9

    2 года обучения по системе В.Ф.Базарного

    Контрольный

    12,3

    16

    - 3,7

    14,1

    14,3

    - 0,2

    10

    11

    -1

    16,8

    18,1

    - 1,3

    19,8

    21,2

    - 1,4

    12,9

    22,1

    - 2,3

    4 в

    17,8

    17,9

    - 0,1

    Рис.1 Снижение отклонения от аутогенной нормы  по эмоциональному показателю в экспериментальных классах

    Рис.2 Повышение  отклонения от аутогенной нормы  по эмоциональному показателю в контрольных  классах

    Результаты обследования учащихся констатируют стойкое улучшение эмоционального состояния в экспериментальных классах и отсутствие этой тенденции в остальных классах.

    С 2009 года наша школа является «Школа, содействующая здоровью, золотого уровня». В 2011 году стала победителем республиканского конкурса «Путь к здоровью» и получила Диплом МОиН Республики Татарстан. Одновременно школе был присвоен статус экспериментально- стажировочной площадки по распространению опыта общеобразовательных учреждений, активно внедряющих современные здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии на территории РТ, в том числе технология доктора В.Базарного. С 01 октября 2013 года школа стала федеральной стажировочной и базовой площадкой в системе образования Республики Татарстан.

            Сегодня по технологии Базарного работают три класса начальной школы, на следующий год их будет четыре, по одному в каждой параллели. А в 5-8-х классах планируется внедрение элементов технологии Владимира Филипповича Базарного, которые не требуют больших материальных затрат: массажные коврики для ног, различные физкультминутки, офтальмологический тренажер «Зевс», сенсорные кресты и держалки и др.

            Технология раскрепощенного развития В.Ф.Базарного получила признание уже в 80-90-ых годах. С момента поступления в школу общая двигательная активность ребенка снижается почти на половину, и степень этого снижения нарастает от младших классов к старшим. За основу своей методики Базарный В.Ф., доктор медицинских наук, профессор и врач, взял принцип сенсорно-моторной активности человека. Именно двигательной активности, как наиболее сильному физиологическому раздражителю, стимулирующую нормальную жизнедеятельность, отводится основная роль в полноценном становлении и развитии потенциалов организма.

                    В.Г.Белинский писал: «Без здоровья невозможно и счастье». И каждый из нас мечтает о том, чтобы наши дети были счастливыми, веселыми и здоровыми. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

                            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

    Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...

    Доклад «Система формирования культуры здоровья, устойчивых навыков здорового образа жизни».

    Из опыта работы школы над проблемой   организации учебно-воспитательного процесса, сохраняющего здоровье и способствующего нормальному развитию детей....

    Сообщение "Сохранение и укрепление здоровья, формирование понятия "здоровый образ жизни" у обучающихся"

    Сообщение зачитано на городском семинаре учителей физической культуры, который проходил на базе нашей школы. Помимо сообщения учителем был дан урок на тему "Подвижные игры", который имеется в данном п...

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...

    Роль семьи и «умных гаджетов» в формировании культуры здоровья и пропаганде здорового образа жизни

    За воспитание ребенка, а также за формирование здорового образа жизни должна отвечать семья, а педагоги могут только помочь и направить.Сегодня у детей большая проблема в школе (и на уроках, и на допо...

    Программа формирования культуры здорового и экологически безопасного образа жизни.

    Система здоровьесбережения в школе работает тогда, когда все члены коллектива учителей, родителей и учащихся единодушно ее поддерживают и внедряют. Для этого нужна единая организационная программа и р...

    Создание условий по обеспечению охраны и укреплению физического и психического здоровья обучающихся на уроках литературы.

    В данной статье описываются условия по обеспечению охраны и укреплению физического и психического здоровья обучающихся на уроках литературы. Для того чтобы в образовательном учреждении психологическа...