Программа формирования культуры здорового и экологически безопасного образа жизни.
рабочая программа по обж

Миронова Ирина Юрьевна

Система здоровьесбережения в школе работает тогда, когда все члены коллектива учителей, родителей и учащихся единодушно ее поддерживают и внедряют. Для этого нужна единая организационная программа и руководство ею со стороны Центра Здоровья. Для этого и создана эта программа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №2 имени А. И. Исаевой»

Программа

формирования культуры здорового

и экологически безопасного образа жизни.

Разработчик Миронова И.Ю.

Руководитель Центра здоровья

Принята

Педагогическим советом

(протокол № ____

от «___» ________ 2017 года)

г. Нефтеюганск 2017г.

Содержание:

1. Пояснительная записка.

1.1. Нормативно-правовые и методические документы, регламентирующие разработку «Программы формирования культуры здорового и экологически безопасного образа жизни  обучающихся»  на ступени начального общего образования.

2. Цель и задачи формирования культуры здорового и экологически безопасного образа жизни обучающихся.

3. Предполагаемый результат реализации  программы.

4. Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового и экологически безопасного образа жизни.

5. Направления реализации программы.

5.1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

5.2. Использование возможностей УМК «Школа 2000…», «Школа 2100» и системы Л.В.Занкова в образовательном процессе.

5.3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

5.4. Организация физкультурно-оздоровительной работы.

5.5. Реализация дополнительных образовательных программ.

5.6. Просветительская работа с родителями.

6. Оценка эффективности реализации программы.

7. Литература.

Приложение 1: «План  организации работы по программе

«Формирование культуры здорового и экологически безопасного образа жизни».

Приложение 2: «Основные направления просветительской и мотивационной работы».

Приложение 3: «Примерное программное содержание по классам».

Приложение 4:«Примерная циклограмма работы класса».

1. Пояснительная записка.

Программа формирования культуры  здорового и экологически безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и экологически безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • нормативно-правовые документы федерального уровня:
  • Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
  • Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ);
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г); раздел Х «Гигиенические требования к режиму образовательного  процесса»;
  • нормативные документы Министерства образования и науки РФ:
  • Приказ от 09.03.2004. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г.  № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г.  № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24.12.2010 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 год»
  • Приказ от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих  программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
  • О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к письму МО РФ № 957/13-13 от 17.2.2001)
  • нормативно-правовые документы регионального уровня:
  • Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югра от 30.01.2007  № 99 «Региональный базисный учебный план Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, реализующих программы общего образования».
  • Концепция УМК «Школа 2000…», «Школа 2100», система Л.В.Занкова.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

2. Цель и задачи формирования культуры здорового и экологически безопасного образа жизни обучающихся.

Цель программы:

Создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни  обучающихся для использования полученных знаний в жизни.Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни,  сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, воспитание полезных привычек и  пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены принципы:

 – актуальности.  Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией;

доступности. В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что  улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования  жизненных сцен.

положительного ориентирования. В соответствии с этим принципомуделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения;

последовательности.Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;

системности. Принцип  определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;

сознательности и активности. Принцип направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании  ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

3. Предполагаемый результат реализации  программы:

  • стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
  • сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
  • активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
  • рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
  • высокий уровень сплочения детского коллектива;
  • активное участие родителей в делах класса;
  • способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.

Связи, устанавливаемые для реализации программы:

 Внутренние: учитель физкультуры, школьная медсестра, социальный педагог, психолог, школьный библиотекарь, методист ЗОЖ, методист ОБЖ.

Внешние: детская библиотека, ДДТ,  спортивные секции, ДЮСШ, ДЮСШОР, медучреждения, ЦМИ, ЦМП, «Веста», клубы и т.д..

Критерии результативности:

  • автоматизм навыков личной гигиены;
  • эффективность программы оценивается по результатам диагностик (экспресс-диагностика показателей здоровья первоклассников; анкеты для родителей «Здоровье ребенка», «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»; для учащихся «Значимость здоровья в системе ценностей», «Сформированность навыков личной гигиены»).

4. Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни:

                Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

                • организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

                • организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);

                • выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

                Второй этап — организация просветительской работы образовательного учреждения.

                1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

                • внедрение в систему работы школы дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые носят модульный характер, реализуются во внеурочной деятельности либо включаются в учебный процесс.  Это программа «Все цвета, кроме черного»;

                • лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

                • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

                • создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей).

                2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

                • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов;

                • приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

                • привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

5. Направления реализации программы.

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков.

Комплексная работа  по всем направлениям будет способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, его сохранению и укреплению.

5.1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает современная
столовая с обеденным залом, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. Питание учащихся начальных классов организует одну из очередей.

В школе работают оснащенные спортивные залы (2), имеются комплексные спортивные площадки, стадион, тренажерный зал, оборудованные  необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

В школе работает лицензированный медицинский кабинет. Он укомплектован  медицинскими работниками, имеется  договор с медучреждением об оказании медицинских услуг. В школе имеется стоматологический кабинет, укомплектованный соответствующими оборудованием и специалистами.

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: учителя физической культуры, работают  узкие специалисты: психолог, социальный педагог, педагог-организатор.

Ответственность и контроль за реализацией этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

5.2. Использование возможностей УМК «Школа 2000…», «Школа 2100» и системы Л.В.Занкова в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа 2000…», «Школа 2100» и системы Л.В.Занкова.  Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в  системе учебников «Школа 2000…»,  «Школа 2100» и системы Л.В.Занкова предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание предоставляет возможность обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках предусмотрены соответствующие темы и ориентиры в рубрике «За страницами учебника». Так, с 1 класса широко используется богатый здоровьеформирующий потенциал детских игр народов России. Во 2 классе – это повторяющаяся тема «Будь здоров!». В 3 классе в разделе «Дом как мир» эту задачу решает ряд тем («Детские игры – школа здоровья», «Строение тела человека», «Как работает наш организм», «Что такое гигиена», «Наши органы чувств», «Школа первой помощи», «Здоровью цены нет»). В 4 классе вопрос об охране здоровья рассматривается в темах, посвященных Конституции России и правам ребенка в разделе «Мы – граждане единого Отечества». В разделе «Мы строим будущее России» (тема «Хороша честь, когда есть, что есть», посвященная продовольственной безопасности страны и производству экологически чистых продуктов сельского хозяйства как основы полноценного питания, необходимого для сохранения здоровья человека).

В курсе «Технология»  при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация»  показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1–4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все подразделы книги, но особенно те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

5.3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Организация образовательного процесса строится с учетом
гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.

Используемые в школе учебно-методические комплекты «Школа 2000…», «Школа 2100» и система Л.В.Занкова  позволяют это сделать благодаря тому, что они разработаны с учетом требований к обеспечению физического и психологического здоровья детей, здорового и безопасного образа жизни. В основу ФГОС положен системно-деятельностный метод обучения, позволяющий ученику занимать активную позицию, тем самым, развивая свой интерес к познанию. Система построения учебного материала  на уроке позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная  активность,  познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

В школе 2 стационарных компьютерных класса и один передвижной. Кабинеты оснащены современными ТСО. Во всех кабинетах для начальных классов имеется доступ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР),  размещенным в федеральных и региональных базах данных. Имеются современно оборудованные, подключенные к сети Интернет, автоматизированные рабочие места участников образовательного процесса в рамках единого информационного поля. Имеется мобильный лингафонный кабинет. В библиотеке, общей  для всей школы, имеется читальный зал, информационный пункт, выдача и прием литературы, места для работы с каталогом, фонды скрытого доступа, фонды закрытого хранения, создана копилка ЦОР и ЭОР по большинству предметов.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности.

В школе накоплен опыт педагогов по инновационной деятельности в УВП: Шалютовой С.В., Бычковой Е.С., Берниковой С.В., Берсеневой Т.А. (печатные работы).

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

5.4. Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
  • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
  • регулярное проведение традиционных спортивно-оздоровительных мероприятий - дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п. (приложение).

5.5. Реализация дополнительных образовательных программ.

В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: «Линия жизни» в 2-4 классах, «Все цвета, кроме  черного». Спортивные секции и кружки обеспечивают достаточную двигательную активность. В школе реализуются проекты «Марафон здоровья», «Спартакиада имени А.И.Исаевой среди обучающихся, родителей и педагогов ОУ». Помимо этого в школе осуществляется:

  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
  • создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей).

Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

  • интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
  • проведение часов здоровья;
  • факультативные занятия;
  • занятия в кружках;
  • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
  • организацию дней здоровья.

5.6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

  • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов;
  • заседания клуба «Семья»;
  • привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
  • привлечение родителей к проектной и исследовательской деятельности по вопросам сохранения здоровья, ОБЖ и экологии.
  • создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей.
  • создание информационной среды о здоровьесбережении для начальной школы: организация выставок литературы в библиотеке, информационных стендов, школьных газет, радиопередач, разработка соответствующей страницы школьного сайта, организация обсуждения на форуме школьного сайта и т. п.         (Приложение).

6. Оценка эффективности реализации программы.

Основные результаты реализации программы  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Диагностический инструментарий:  наблюдение, неперсонифицированное анкетирование, анализ расписания, контроль за д/з, посещение уроков.

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьесбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.  

п/п

Организация диагностики

Ответственный

Диагностический инструментарий

1.

Уровень  адаптации и учебной мотивации

Педагог- психолог

Диагностика мотивации учения учащихся 1-4 классов

Диагностика адаптации учащихся 1 классов

2.

Выявление  отклонений в здоровье и развитии учащихся

Медработники

Наблюдение, опрос (медицинский осмотр), ежегодный мониторинг

3.

Мониторинг физического здоровья и развития обучающихся

Методист ЗОЖ

Наблюдение, опрос, индивидуальные замеры

4.

Мониторинг  заболеваемости обучающихся ОРВИ и гриппом (сезонно)

Классный руководитель, методист ЗОЖ

Наблюдение за посещением занятий

5.

Контроль   над  соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой)

Зам. директора по УВР

Наблюдение, опрос, неперсонифицированное анкетирование родителей «Здоровье ребенка», «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»

6.

Компетенции в области здоровьесбережения

Классный руководитель

Наблюдение, опрос, неперсонифицированное анкетирование детей «Значимость здоровья в системе ценностей», «Сформированность навыков личной гигиены»

7. Литература:

  1. Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Режим дня младшего школьника. М.: Вентана-Граф, 2003.
  2. БабенковаЕ.А. Здоров ли ваш ребенок? М.: Вентана-Граф, 2003.
  3. БезрукихМ.М. Пора ли в школу? М.: Вентана-Граф, 2003.
  4. Волегова И.Г., Писанова Н.И. Программа по развития саморегуляции и формированию навыков ЗОЖ на основе диафрагмального дыхания у младших школьников //Завуч начальной школы. 2010. № 3.
  5. ЗайцеваВ.В.Зачем учиться физкультуре. М.: Вентана-Граф, 2003.
  6. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: метод.рекомендации / под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М., 2002.
  7. Каменская В.Г., Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: учебное пособие / под ред. Н.А. Ноткиной. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
  8. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М., 2004.
  9. Копылов Ю.А., Малыхина М.В., ПолянскаяН.В. Физическое воспитание младшего школьника в семье. М.: Вентана-Граф, 2003.
  10. Кузьмина Л.Н., Петров К.И. Программа «Урок здоровья» //Завуч начальной школы. 2010. № 3.
  11. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М., 2001.
  12. МакееваА.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем. М.: Вентана-Граф, 2003.
  13. Митина Л.М. Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М., 2005.
  14. Сайгина О.Г. Программа «Оздоровительные игры для детей младшего школьного возраста» //Завуч начальной школы. 2010. № 3.
  15. Синева О.Г. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе// Завуч начальной школы. 2010. № 3.
  16. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2006.
  17. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей / под ред. Н.В. Сократова. М., 2005.
  18. Сонькин В.Д., АнохинаИ.А. Как правильно закаливать ребенка. М.: Вентана-Граф, 2003

Приложение 1.

План  организации работы по программе 

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни». 

п/п

Мероприятия

Ответственный

Срок

выполнения

1

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме рабочего дня:

- совещания    на темы: «Двигательная активность детей», «Как воспитать в детях негативное отношение к вредным привычкам»;

-назначение ответственных   за проведение оздоровительных мероприятий в школе,  проведение для них инструктажей;

-проведение бесед в классах о режиме дня для школьника, о порядке проведения ФМ и подвижных игр на переменах;

-организация утренней зарядки для учащихся школы

 

 

администрация 

 

 

 

 

классные руководители

 

учителя-предметники

 физорги

 

 

 в течение года

 

 

сентябрь

 

 

сентябрь

 

ежедневно

2

Занятия физическими упражнениями и игры в течение учебного дня:

- ФМ во время выполнения домашнего задания, прогулки и экскурсии;

- физкультурные упражнения и игры в часы отдыха, занятия в спортивных секциях и кружках.

 

 

Учителя начальных классов,

Физорги классов

 

 

ежедневно

 

2-3 раза в неделю

3

 Организация спортивной работы:   

-назначить физоргов в классах для подготовки команд;

-составить расписание занятий секций и кружков;

- подготовка команд по видам спорта, включенным в городскую спартакиаду;

-осуществлять связь с тренерами  спортивного комплекса «Сибиряк», ДЮСШ-1,2 и т.д.

 

кл. руководители

учителя физической культуры

 

педагоги ДО

учителя физической культуры

 

сентябрь

 

 

 в течение года

  

постоянно

4

Агитация и пропаганда:

-оформить уголок физической культуры, стенд   нормативных показателей,    расписание работы спортивных секций, график занятости спортивных залов;     

-выпуск  информационных листов о проведении спортивных  мероприятий.

 

учитель физической культуры

 

 

 

 физорг

 

 сентябрь

 

 

 

в течение года

5

Подготовка физкультурно-спортивного актива:

-проведение заседание   судей накануне соревнований     

 

Организатор соревнований

 

 

в течение года 

6

Работа с родителями учащихся и педагогическим коллективом:

-лекции для родителей на темы: «Распорядок дня и двигательный режим школьника», «Личная гигиена школьника», «Воспитание правильной осанки у детей»;

- консультация для родителей по вопросам физического воспитания детей в семье; закаливания и укрепления их здоровья;

- участие родителей в спортивных праздниках, Днях здоровья;

- консультации для классных руководителей по планированию спортивно-оздоровительной деятельностью в классе 

 

  

Администрация

кл. руководители

фельдшер

 

фельдшер

учитель физической культуры

кл. руководители

учитель физической культуры

 

 

 

в течение года

 

 

 

 

сентябрь-ноябрь

7

Внеурочная работа в школе:

 По  плану  спортивно-массовых мероприятий

учитель физической культуры,

кл. руководители 

в течение года

 

8

Организационные и лечебно-профилактические работы:

-проверка санитарного состояния школы перед началом учебного года;

- подготовка медицинского кабинета, выписка аптеки;

- получение медицинской карты (ф.26) для учащихся 1 классов и вновь поступивших;

- проведение витаминизации учащихся и педагогов;

 - организация и проведение медицинских осмотров;

- анализ результатов медосмотров и доведение полученных данных до сведения родителей и учителей;

-регулярное проведение профилактики детского травматизма.

 

 

администрация

фельдшер

- " -

 

фельдшер

 

столовая

 

   фельдшер

 

методист ЗОЖ

 

администрация

инженер по ОТ

кл. руководители

 

 

 

август

 

сентябрь

 

2 раза в год

в течение 2х мес. 

По плану

Январь

 

в течение года

9.

Организация и проведение профилактики в школе:

- детей с нарушением функции зрения:

1) согласно рекомендации врача рассадить      детей в классах;

2) соблюдение светового режима

3) контроль за ношением очков;

4) беседа с родителями;

 -  контроль за посещением уроков физкультуры:

а) проверка санитарного состояния спортзала;

б) соблюдение температурного режима, освещение, проветривание;

в) наличие спортивной одежды у детей на      уроках физкультуры;

г) контроль за правильной осанкой учащихся;

д) развитие физических качеств, поднятие эмоционального тонуса.

 

 

фельдшер

 

 

 

кл. руководитель

фельдшер

учитель физической культуры

 

 

 

течение года

 

 

 

1 раз в четверть,

в течение года

2 раза в неделю

 

10

Санитарно-эпидемические мероприятия:

- составление плана прививок;

-обследование детей на гельминты и дегельминтизация нуждающихся;

-проведение осмотра на педикулез;

-контроль за санитарно - гигиеническими условиями обучения и воспитания учащихся, соблюдение режима в 1-х классах;

-контроль за технологией приготовления пищи, мытьем посуды, сроками реализации скоропортящихся продуктов; бракераж готовой продукции;

-осмотр сотрудников пищеблока на гнойничковые заболевания; регистрация осмотра в журнале;

-регистрация инфекционных заболеваний в школе; осмотр детей, нуждающихся в контакте с инфекционными больными.

 

фельдшер

 

 

 

 

 

1 раз в год

 

4 раза в год

 

 

 

ежедневно 

ежедневно

 

 

в течение года

11

Санитарно-просветительная работа:

  а) беседы, лекции для учащихся  на тему: «Профилактика     заболеваний», «Профилактика травматизма» и т.д.;

 б) выступление на педсоветах по вопросам:

 «Охрана здоровья», «Питание учащихся»,

 «Профилактика травматизма в школе»;

в) оформление уголка здоровья, выпуск санитарных бюллетеней;

б) ознакомление с актами проверок СЭС;

   проведение бесед с техническим     персоналом.

 

Фельдшер

Инженер по ОТ

Методист ЗОЖ

Зам по АХР

 

в течение года

 

 

 

 

 

 

 

1 раз в месяц

 

Приложение 2.

Основные направления просветительской и мотивационной работы.

Направление

деятельности

Задачи

Содержание

Санитарно-просветительская работа по формированию

 здорового образа жизни

1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.

2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил   личной безопасности.

3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни  

– Проведение уроков здоровья,

проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности

Профилактическая деятельность

1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

4. Профилактика травматизма        

–  Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.

– Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

– Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.  

– Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа

1.    Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

2.  Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.    

 3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.

– Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в ОУ: организация подвижных игр;          соревнований по отдельным видам спорта;

спартакиады, дни здоровья, …

– Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей.

Приложение 3.

Примерное программное содержание по классам.

Ступень образования

Содержательные линии

Предшкольная

и/или 1 класс

Овладение основными культурно – гигиеническими навыками, я  умею, я могу, сам себе я помогу, навыки самообслуживания,  какая польза  от прогулок, зачем нам нужно быть здоровым, спорт в моей жизни.

1 класс

Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью правильный режим дня, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух, спорт в моей жизни.

2 класс

мы за здоровый образ жизни, особенности физиологического  и психологического здоровья мальчиков и девочек, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, в моей семье, правила безопасного поведения.

3 класс

осознанно  о правильном  и здоровом питании,  витамины в моей жизни, правила  оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения.

4 класс

Спорт в моей жизни,  нет вредным привычкам,  роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета, быть здоровым – это здорово!

                                                                                                           

Приложение 4.

Примерная циклограмма работы класса.

Ежедневно

Утренняя гимнастика (перед уроками), контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью, охват горячим питанием, выполнение динамических, релаксационных пауз, профилактических упражнений и самомассажа на уроках, прогулки.

Еженедельно

Выпуск «Страничек здоровья», работа в кружкаж, спортивных секциях, занятия в «Школе здоровья», проведение уроков на свежем воздухе.

Ежемесячно

Заседание клуба «Здоровье», консультационные встречи с родителями, диагностирование, генеральная уборка классной комнаты.

Один раз в четверть

Занятие «Клуба интересных встреч», классные семейные праздники, экскурсии, родительские собрания

Один раз в полугодие

Дни открытых дверей (для родителей), посещение кабинета стоматологии.

Один раз в год

Медицинский осмотр, операция «Витаминный чай», заполнение паспорта здоровья, профилактика гриппа и других вирусных инфекций, День здоровья, праздник здоровья

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизнии

Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является одним из главных жизненных ценностей человека. Наша цель - это воспитание у ребенка ответственного отношения к окружающей среде, к лич...

Модель реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на основе дополнительного образования.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретен...

Д. В. Марченко "Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни"

    Данная работа содержит биолого-экологический материал по внеклассной работе с обучающимися МОАУ СОШ №3 города Шимановска.     Воспитание экологической культуры...

Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Основы жизни" для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Программа формирования экологической  культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей общества, таких как здоровье, природа, экологическая культура, ...

Мониторинг развития экологической культуры,культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Результаты педагогического мониторинга развития экологической культуры,культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся...