Рабочая программа по предмету "Основы информационной культуры" в 6 классе"
рабочая программа (6 класс) на тему

Журина Светлана Александровна

Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа ОИК 6 класс31.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа № 33»

РАССМОТРЕНО

на заседании  МО учителей естественно-математических дисциплин

 

  «____»________________2017 г.

Руководитель МО ___________________________

СОГЛАСОВАНО

на заседании НМС

«____»__________________2017г.

Заместитель директора                                    по  нмр    

               

______________________________

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол № _________

 

  «____»________________2017 г.

Председатель педсовета

______________________________

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

по основам информационной культуры

для 6 класса (1 час в неделю)

Программа разработана на основе примерной  учебной  программы по основам информационной культуры для 6 класса (базовый уровень)

Учитель  Журина С.А.

 

 

Учебно-методический комплект:

Учебная программа по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 6-го класса. Сост.: д-р пед. наук, профессор Гендина Н. И.,
канд. пед. наук, доцент Стародубова Г. А., ст. преподаватель Уленко Ю. В. . М. – 2012 г.

                                                             

                             

Рязань 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • Закона «Об образовании» Российской Федерации от 27.12.2012 № 273-ФЗ
  •  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г. № 1897;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015  № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования»
  • Примерной основной образовательной программы образовательных учреждений. Автор-составитель: Н.И. Гендина. — Эл. изд. — М. : Просвещение. Лаборатория знаний, 2012. — 108 с. : ил.;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от  «29» декабря  2010 г. № 189;
  • Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
  • Приказа Минобрнауки России от 26.01.2016  N 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» от 31.03.2014 N 253
  • Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2012. – 352 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1);
  • Основной образовательной программы НОО МБОУ «Школа № 33».

Цель программы:

Дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.

Задачи программы:

  • Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
  • Овладение методами аналитико-синтетической переработки информации.
  • Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы (подготовка сочинений, изложений, отзывов и т. п.).

Общая характеристика учебного предмета

Ключевой идеей программы является систематизированная совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей обучающихся, в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.

Освоение данного курса, ориентированного на обучение поиску, анализу и синтезу информации, самостоятельную подготовку информационных продуктов на основе активного использования новых информационных технологий, открывает возможности для удовлетворения многообразных интересов, самовыражения и самоутверждения учащихся младшего подросткового возраста при работе с информацией.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на 2017-2018 учебный год для изучения курса основ информационной культуры в 6-х классах выделено 1 ч/нед., что составляет 34 учебных часов в год.

Результаты освоения основной образовательной программы

Личностные образовательные результаты

  • формирование личной потребности в усвоении основ информационной грамотности;
  • формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в современном информационном обществе;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • формирования навыков поиска информации в различных источниках (книги, средства массовой информации, интернет-ресурсы и др.)

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
  • для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
  • владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
  • формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
  • знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.

Метапредметные образовательные результаты

  • умение взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;
  • овладение понятиями, отражающими существование связи между объектами и процессами;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её существования;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, источники информации, информационные носители - и их свойствах;
  • алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Предметные образовательные результаты

  • умение работать с электронными библиотеками и информационными сайтами;
  • формирования навыка поиска информации на сайтах средств массовой информации;
  • умение защищаться от негативной информации в социальных сетях;
  • понимание необходимости обеспечения информационной безопасности;
  • умение пользоваться медиаресурсами.

Формы организации учебного процесса

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся.  Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (выполнение поиска информации в различных

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется практикум. Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут.

В 5 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере и с текстом на бумажных носителях. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого.

Используемые технологии, методы и формы работы:

При организации занятий школьников по основам информационной культуры необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с текстом);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (упражнения по работе с текстом, практические работы за ПК);
  • проблемное обучение;
  • метод проектов;
  • ролевой метод.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;
  • обобщающий урок;
  • комбинированный урок.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. История возникновения информационных ресурсов (8 часов)

Понятие информационной культуры личности. Современные технологии как способ формирования информационной культуры. Этапы информатизации общества. Показатели информатизации общества.

Информационные революции. Хранение информации до изобретения письменности. Способы хранения информации.

Книги, произведения искусства, периодические издания и сетевые ресурсы как носители информации. Добумажные, бумажные и электронные носители информации.

Раздел 2. Методы работы с различными информационными ресурсами (13 часов)

Методы работы с книгой. Жанры литературы

Бумажные и электронные книги. Правовые аспекты использования электронных книг. Электронные библиотеки. Форматы электронных книг. Онлайн-чтение.

Информационные ресурсы в Интернете. Виды сетевых ресурсов. Файловые архивы. Образовательные медиаресурсы.

Методы работы с поисковыми системами. Правила формирования поисковых запросов. Поиск информации по ключевым словам. Особенности поиска информации на различных поисковых системах. Упорядочивание и сортировка результатов обработки поисковых запросов.

Электронные музеи и обсерватории.

Электронные образовательные ресурсы и методы работы с ними. Особенности дистанционного обучения.

Методы самостоятельной работы с книгой. Анализ художественных, научных и публицистических текстов.

Раздел 3. Методы работы с ресурсами средств массовой информации

Периодические интернет-издания. Сайты средств массовой информации и поиск информации на них. Возрастные категории периодических изданий. Тематические периодические издания.

Телевизионные каналы и радиостанции в Интернете. Особенности работы с цифровыми медиаресурсами.

Газеты и журналы для детей. Особенности детской прессы. Детское телевидение и радио. Развивающие функции детских периодических изданий.

Раздел 4. Информационная безопасность при работе в Интернете

Понятие информационной безопасности и актуальность этого понятия в наше время. Правовые аспекты размещения информации в Интернете. Ответственность граждан РФ за размещение информации в Интернете.

Возрастные ограничения в социальных сетях. Скрытые угрозы при работе с незащищенными источниками.

Защита личных данных, размещаемых на страницах социальных сетей.

Различные способы защиты от вредной информации. Виды интернет-фильтров и их функции.

Возрастные ограничения на информационные и медиаресурсы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Учащиеся должны:

  • понимать значение терминов, определённых программой;
  • иметь представление о поисковом образе документа и поисковом образе запроса;
  • уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска;
  • уметь самостоятельно осуществлять поиск информации в сети Интернет, по электронным каталогам, представленными национальными и публичными библиотеками страны в Интернете;
  • ориентироваться в книжной и информационной среде;
  • критически оценивать найденную информацию в любых источниках;
  • иметь представление о вторичности информации: что такое библиографическое описание и библиографическая запись на источник информации; основные правила библиографического описания документов;
  • уметь грамотно оформлять результаты самостоятельной учебной и творческой работы (рефераты, доклады, обзоры и др.).



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Предмет основы информационной культуры                 Класс  6 Б                Учитель Журина С.А.

Кол-во часов в неделю 1                 Всего часов 34

Программа Гендина Н.И.

Наименование разделов и тем курса

Раздел 1. История возникновения информационных ресурсов

1

Информатизация общества и информационная культура

2

2

История возникновения информационных ресурсов

2

3

Способы хранения информации

1

4

Носители информации до изобретения бумаги

1

5

Бумажные носители информации

1

6

Электронные носители информации

1

Итого по разделу

8

Раздел 2. Методы работы с различными информационными ресурсами я

7

Электронные библиотеки

2

8

Методы работы с информационными ресурсами в Интернете

3

9

Поиск информации по ключевым словам. Правила формирования поисковых запросов

2

10

Электронные образовательные ресурсы

3

11

Методы самостоятельной работы с книгой

3

Итого по разделу

13

Раздел 3. Методы работы с ресурсами средств массовой информации

12

Поиск информации на сайтах средств массовой информации

3

13

Газеты и журналы для детей

3

Итого по разделу

6

Раздел 4. Информационная безопасность при работе в Интернете

14

Понятие информационной безопасности

1

Информационная безопасность в социальных сетях

2

Фильтры как способ защиты от вредной информации

1

Возрастные ограничения на информационные и медиаресурсы

2

Итого по разделу

6

Резерв

1

Всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Информационная культура в профессиональной деятельности"

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо предмету«Информационная культура»  Предмета «Информационная культура» предназначена для реализации основных образовательных программ начального профессионал...

ПРОГРАММА УРОКОВ «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.  В современном обществе идеи гуманизации образования и приоритета интересов личности определили новое содержание целей образования, моделирующего такие качества...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год

Рабочая программа учебного курса  «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...

Программа дополнительного образования "Информационная культура" (начальные классы)

Направленность программы «Информационная культура» - научно-техническая. Программа реализуется в рамках работы творческого клуба по интересам «Мозаика». Программа адресована детям 8-10 лет. Прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Физическая культура» Класс 5

Рабочая программа по физической культуре 5 класса составлена на основе следующих документов:·...